double arrow

Система российского образования в условиях перехода к рыночным отношениям

Лекция 1.

Цель: изучение основных особенностей образовательного учреждения как некоммерческой организации; законодательных основ функционирования образования.

Детализация цели:

Знание: основных источников права, регламентирующих экономическую деятельность образовательного учреждения, смысла понятий «образовательное учреждение», «некоммерческая организация», «система образования», «автономия образовательного учреждения».

Понимание: экономической функции образования, особенностей развития системы образования России на современном этапе.

Применение: умение выделять специфические черты, присущие образовательной системе, из перечисленных.

Анализ: умение выделять и находить в текстах законов информацию, описывающую особенности современной системы образования.

Синтез: умение обобщать изученный материал в форме эссе.

Оценка: умение оценивать роль особенностей современной системы образования в ее дальнейшем развитии.

План. 1. Организационный момент – перекличка, работа с технологической картой семестра.

2. Образование как сложный социально-экономический организм.

3. Понятия системы образования, образовательного процесса, образовательного учреждения.

4. Законодательные основы функционирования системы образования в России.

5. Экономическая функция образования.

6. Особенности образовательного учреждения как вида некоммерческой организации.

7. Автономия образовательных учреждений.

Оборудование.

1. Захарчук Л. А. Экономика образовательного учреждения. М.: Форум, Инфра-М, 2007.

2. Конституция Российской Федерации.

3. Федеральный закон «Об образовании».

4. Раздаточные материалы – рефлексия, технологическая карта урока.

Ход урока.

В прошлом семестре вы изучали основы экономики как подготовительный этап. Сегодня вы начинаете изучать саму экономику образовательного учреждения. (Объявление темы).

По официальным итогам переписи населения в 2010 году численность населения составила 142 946,2 тысяч граждан. В 2008 году среднегодовая численность занятых в системе образования в России составляла 5,98 млн. человек.

На содержание системы образования направляются значительные ресурсы, в основном это средства налогоплательщиков. Так, в 2010 году расходы федерального бюджета на образование составили 384,6 млрд. руб., в 2011 – 552,4 млрд. руб. В связи с этим естественно, что проблемы сферы образования так или иначе затрагивают практически всех членов нашего общества.

Вопрос. Какие статьи входят в расходы на образование? За ответ 0,5 балла.

Что же такое система образования, образовательный процесс, образовательное учреждение? Попробуйте сформулировать определение системы образования самостоятельно или вспомнить его из пройденных вами курсов педагогики. На это задание вам дается 3 минуты, за хорошую работу и правильный ответ вы получите 1 балл.

Обсуждение ответов – 2 минуты, затем выбирается одно из определений или дается определение из закона об образовании:

Система образования в РФ представляет собой совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ различного уровня и направленности, федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований, сети реализующих их образовательных учреждений и организаций; органов, осуществляющих управление в сфере образования и подведомственных им учреждений и организаций; объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования.

Система образования в Российской Федерации функционирует в определенных нормативно-правовых рамках. Законодательные основы функционирования системы образования составляют следующие документы:

· Конституция Российской Федерации;

· Закон РФ «Об образовании», принятый в 1992 г.;

· Федеральный закон № 83;

· Гражданский кодекс Российской Федерации;

· Трудовой кодекс Российской Федерации.

Сейчас акцент в определении системы образования делается на ее содержании, а не на организационно-структурной основе. Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества. (Почему? За ответ 1 балл). Можно считать, что образовательная программа составляет ядро всей системы образования, так как все остальные элементы системы оказываются привязанными именно к ним.

Государственные стандарты устанавливают обязательный минимум содержания основных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников независимо от форм получения образования. При реализации образовательных программ для обучающихся с отклонениями в развитии могут быть установлены специальные государственные образовательные стандарты.

В определении системы образования есть еще одно понятие, которое нуждается в определении, - образовательное учреждение. Как можно объяснить данное понятие? (за правильный ответ 1 балл).

Образовательное учреждение – в Российской Федерации учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

Согласно статье 12 закона РФ «Об образовании», существуют следующие типы образовательных учреждений:

- дошкольные;

- общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования (начальные и общеобразовательные школы, лицеи, гимназии и прогимназии);

- начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования (профессиональные лицеи, профессионально-технические училища, техникумы, колледжи, институты, университеты, научно-исследовательские центры, академии постдипломного образования и т.д.);

- специальные (коррекционные) учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;

- учреждения дополнительного образования для детей;

- учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

Определение образовательного процесса – сначала дают студенты (за правильный ответ 1 балл), затем при необходимости дает определение учитель.

Образовательный процесс – специально созданное, развивающееся в границах определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателя и воспитанников (учителей и учащихся), направленное на достижение поставленной цели и приводящее к изменению индивидуальных качеств личности воспитанника (учащегося).

В последнюю треть XX в. в России, как и в целом ряде государств мира, осуществились широкомасштабные образовательные реформы. Первый этап реформирования образования не привел к каким-либо существенным результатам. Идеологический догматизм и мелочная административная регламентация сдерживали развитие всех типов школы, препятствовали творчеству, новаторству, инициативе. Недостаток финансирования развития материально-технической и научной базы привел к отставанию от уровня экономически развитых стран.

Образование в XXI в. характеризуется такими признаками, как:

- демократизация: общедоступность высшего образования; создание системы непрерывного образования;

- диверсификация: многовариантная по содержанию, методам, формам, срокам и траекториям, личностно ориентированная система разноуровневых учебных заведений;

- интернационализация: академическая мобильность учащихся и преподавателей; международное признание документов об образовании, ученых степеней и званий;

- превращение образования в ключевой компонент комплекса мер по поддержке развития научно-технического прогресса, экономического роста и обеспечения занятости населения;

- трансформация содержания, методов, ценностей, целей: отходя от традиционной школы, процесс учения становится творческим, личностно ориентированным; широкое распространение и внедрение получают новые образовательные и информационные технологии;

- коммуникации педагога и учащегося, ставших соучастниками единого образовательного процесса.

Осуществлен переход к всеобщему среднему образованию, укреплена высшая и средняя специальная школа, обеспечены гарантии равноправия граждан в сфере образования, развилась система повышения квалификации и переподготовки кадров.

Изменение государственного политического устройства страны в 1990-е годы позволило реализовать современные подходы к развитию современной системы образования.

Принятый в 1992 г. Закон РФ «Об образовании» с учетом внесения изменений в Закон 1996 г. предоставил образовательным учреждениям реальную самостоятельность в решении творческих проблем, открыл перспективу развития негосударственного сектора образования. К настоящему времени в Закон внесен ряд изменений.

К сожалению, сокращение объемов бюджетного финансирования в 1990-х гг. в три раза превратило российскую систему образования в зону социального неблагополучия:

● Выпускники общеобразовательных учреждений России конца XX в. уступают по своим знаниям выпускникам 1970-80-х гг.;

● Отставание в развитии учебно-лабораторной базы вузов и растущая «утечка умов» - миграция преподавательского состава в высокооплачиваемые сферы деятельности и выезд за рубеж – факторы, несущие реальную угрозу снижения интеллектуального уровня и практического значения профессионального образования;

● Деидеологизация образования привела к оскудению общественной, воспитательной и культурной жизни общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: