Как уже говорилось выше (§ 0.7), несмотря на то что не существует универсального единственного научного метода, как бы извне заданного науке и предшествующего её функционированию, в научном познании всегда действуют конкретные методологические установки. По своему, содержанию научная деятельность весьма многогранна и включает в себя различные процедуры, направленные на создание и обработку научного знания. В целом методологический арсенал науки обширен и многообразен. Его структуру можно представить как состоящую из множества слоёв, «этажей». Эту структуру удобно описывать с помощью деления методов научного познания по степени общности их применения. Так, в отечественной литературе проводится деление методов научного познания на следующие четыре слоя, или «этажа»:
1) предельно общие;
2) общенаучные;
3) частнонаучные;
4) специальные методики.
Охарактеризуем более подробно эти «этажи» методов научного познания.
1. Предельно общие методологические установки.
В § 0.7 отмечалось, что предписания, входящие в состав метода, могут иметь различный уровень требовательности и определённости. Одни из них могут жёстко определять содержание деятельности, другие лишь
|
|
регулятивно направляют её, задавая только её общие параметры и оставляя достаточное пространство для вариаций.
Предельно общие методологические установки как раз относятся к уровню таких предписаний, которые регулируют научную деятельность в целом; они характеризуют рациональное мышление вообще. Их называют предельно общими потому, что сфера их применения выходит за рамки научного познания. Они характерны и для философского познания, а также включаются в обыденное и в художественное. Это, прежде всего:
1) логические операции, или общелогические приёмы познания1 (определение, умозаключение и другие, § 2.7);
2) предписания и нормы философского характера, основанные на соответствующих философских (метафизических) положениях. Вкратце остановимся на значении философских положений. Для того
чтобы заниматься наукой, надо прежде всего быть уверенным, что в науке вообще есть смысл. Эта уверенность на самом деле является одним из базовых философских положений, задающих общий теоретический контекст науки. Такие положения кажутся естественными и самоочевидными. Но не следует забывать о том, что в других культурах и в другие эпохи, такими же самоочевидными казались совершенно другие положения. Важно понимать, что научное познание не возникает само собой, как некое изначальное и универсальное свойство человека. Сегодняшняя привычность, бесспорность общепринятых установок не должна заслонять от нас необходимость выразить эти положения явно и уметь анализировать этот слой общих допущений и предпосылок.
|
|
Итак, перечислим некоторые философские положения, на которых основывается научная деятельность:
1) природа подчиняется разумным законам;
2) эти законы могут быть познаны человеком;
3) законы природы единообразны и одинаковы везде (мир однороден);
4) законы природы достаточно просты;
5) все в мире имеет свою причину и т.п.
Если бы мы считали, что мир хаотичен, непознаваем и т.д., то, соответственно, не могла бы возникнуть и наука. Из общефилософских положений подобного рода непосредственно следуют методологические регулятивы, содержательно связанные с ними. Например: 1) старайтесь объяснить все явления окружающего мира, ведите поиск естественных законов (поэтому наука как бы вездесуща: относительно каждого загадочного феномена она старается все же выдвинуть какое-то предположение, предложить хотя бы приблизительное объяснение);
1 Степин B.C., Елсуков A.M. Методы научного познания. Минск, 1974. С. 54. 96
2) ищите наиболее простые объяснения, используйте минимум допущений (этот регулятив называется также принципом Оккама);
3) добивайтесь максимальной точности (при этом образцом точности в естественно-научных дисциплинах является физика с её математическим аппаратом);
4) излагайте свои позиции аргументированно; открывайте их для критики, коллег (поэтому наука ориентирована не на «тайные знания», а принципиально открыта для всех) и т.п.
Этот уровень обобщённой рациональной методологии образует фон, на котором только и возможна наука. Стоит вспомнить о том, что философская база науки досталась нам в наследство от древнегреческой философии. Именно в античности были сформулированы важнейшие установки и принципы, согласно которым в хаосе явлений на самом деле есть определённый порядок, устойчивые структуры, естественные законы, этот порядок Космоса познаваем, и он выразим и понимаем в виде математических соотношений (принцип, развёрнутый, прежде всего, пифагорейцами) (см. также § 8.1).
Общий философский фон рациональности и теоретического мышления вообще является сегодня совершенно привычным, функционирует в сознании учёных по большей части почти автоматически. Но иногда, на определённых этапах продвижения науки, те или иные исходные принципы могут привлечь внимание исследователей и потребовать нового осмысления. Например, такое случилось с принципом причинности при расширении его на квантово-механическую сферу.
2. Общенаучные методологические установки.
В отличие от слоя предельно общих методологических установок, уровень общенаучных методов представляет собой гораздо более конкретизированные методологические образования, предписывающие исследователю определённые системы действий.
К этому слою методологического обеспечения относятся методы, специфичные именно для научного познания и имеющие широкое распространение в самых различных науках. Они имеют общенаучное значение: к ним относятся эксперимент, моделирование, системный подход и т.п. Они будут подробно рассматриваться в последующих параграфах.
Сфера общенаучных методов, как уже обсуждалось в § 1.4, может быть на основании критерия доступности объекта исследования условно разделена на две области: эмпирическую и теоретическую. Эмпирические методы используются в режиме интерактивного информационного взаимодействия с исследуемым объектом. Основные методы эмпирического уровня — наблюдение, эксперимент, моделирование. Теоретические методы вносят теоретизацию в фактуальный материал. К области
4-1410 Ушаков 97
теоретических методов относятся такие, как абстрагирование, идеализация, формализация и многие др.
|
|
3. Частнонаучные методологические установки.
Частнонаучные методы специфичны для отдельных наук (или групп наук). Например, для социологии специфичны опрос и анкетирование репрезентативных групп, для психологии — тестирование, психологический эксперимент, для истории — совокупность методов анализа исторических документов, для физики микромира — методы ускорения элементарных частиц и т.п.
4.. Специальные методики.
Это методологические единицы ещё более частного уровня. Специальные методики разрабатываются и применяются для решения конкретных задач в конкретных узконаучных областях (например, методики получения тех или иных бактериальных культур в микробиологии, методики окраски тканей организма в гистологии, методики структурного анализа в химии и т.п.).
Методологические регулятивы. Идеалы и нормы научного познания
Итак, в зависимости от степени специализации используемых методов методологический арсенал науки содержит как конкретные приёмы работы, техники и методики, так и некоторую совокупность более общих регулятивных принципов и положений. В методологическом арсенале, т. о., можно выделить, по меньшей мере, две составляющие:
1) совокупность приёмов, алгоритмов, техник, которую можно назвать оперативной составляющей научной методологии;
2) совокупность регулятивных установок, которую можно назвать регулятивной составляющей.
Эти компоненты и функционируют совместно и взаимодействуют. Любая оперативно-процедурная структура науки действует в охватывающем её контексте регулятивов, и, наоборот, регулятивные принципы науки должны быть реализованы в конкретных исследовательских приёмах.
Регулятивные элементы присутствуют в каждой области описанной выше многослойной методологической структуры. Например, область предельно общих установок и принципов научного познания целиком укомплектована именно регулятивами. Но и для общенаучных методов научного познания тоже имеются свои регулятивы (например, для эксперимента вообще и для его конкретных разновидностей в различных науках); то же касается частнонаучных методов и специальных методик.
|
|
Регулятивная составляющая научного познания требует особого анализа. Интерес к ней связан с тем, что методологические регулятивы непосредственно участвуют в динамике научного познания, способствуют
изменению и обновлению науки. Когда обнаружилось, что не существует единого однозначного научного метода (см. § 0.7), первостепенную значимость приобрёл вопрос о внутренних законах функционирования научного поиска, механизмах его самокоррекции и саморегуляции.
В отечественной философско-методологической литературе проблемы регулятивной составляющей научного познания разрабатывались в значительной мере как тема идеалов и норм научного познания. Этот термин восходит прежде всего к работам B.C. Степина и его коллег. Сфера идеалов и норм включает в себя многообразие регулятивов. Так, согласно B.C. Степину в ней можно выделить следующие группы:
1) идеалы и нормы объяснения и описания;
2) идеалы и нормы доказательности и обоснованности научных знаний;
3) идеалы и нормы построения и организации научных знаний.
В совокупности эти формы образуют схему метода, т.е. задают общие ориентиры, канву научной методологии тех или иных научных областей1.
По B.C. Степину, можно рассматривать содержание идеалов и норм, или регулятивной составляющей, более детально; он предлагает выделять в массиве идеалов и норм по степени их специфичности несколько взаимосвязанных уровней. Первый уровень представлен теми нормативами, которым подчиняется любое научное исследование; эти общие нормативы задают собственно научный проект, отделяют его от обыденного, художественного и других видов познания. Спецификация этого уровня как реализация исторически сложившихся установок, свойственных той или иной эпохе, осуществляется на следующем уровне. Второй уровень, т. о., отражает нормы описания, объяснения и т.п., характерные для науки определённого исторического периода. Очевидно, что нормативы ренессансной науки отличаются от идеалов и норм, оформившихся в Новое время. Наконец, третий уровень — это конкретизация установок второго уровня применительно к специфике предметных областей, например к физике, химии, биологии. Поскольку специфика исследуемых объектов отражается на содержании идеалов и норм, наиболее специальные идеалы и нормы адресованы различным видам изучаемых явлений2.
. В ходе изучения темы идеалов и норм было осознано, что ее значение выходит за рамки сугубо когнитивного контекста. Так, совокупность идеалов и норм науки включает в себя, помимо собственно познавательных установок, также и социально-психологические и социологические характеристики, т.е. регулирует способы социальной организации исследо-
1 Степин B.C. Теоретическое знание. М., 2000. С. 244.
1 Степин B.C. Научные революции как «точки» бифуркации в развитии знания // Научные революции в динамике культуры. Минск, 1987. С. 42.
вательских групп, а также отношения науки и общества (Н.В. Мотрошилова, А.П. Огурцов и др.). К теме идеалов и норм научного познания мы вернёмся в главе 4.
Динамика и взаимосвязи методологического арсенала науки
Методологический арсенал науки — это подвижная и гетерогенная сфера практик и регулятивов. Компоненты научной методологии обладают известной степенью самостоятельности. Так, в некотором смысле собственную жизнь в науке ведут те или иные методики, техники, исследовательские традиции; они обладают собственной внутренней логикой развития, внутренней проблематикой. Их автономные проблемы несводимы к эволюции теоретического знания. Иными словами, есть сфера собственного содержания техник, экспериментирования, лабораторных практик, инструментальных ресурсов и т.п. Подробнее об этом речь пойдёт в § 2.4. Кроме того, относительно самостоятельный статус должен быть приписан и регулятивам, например тем идеалам и нормам, которые предписывают, как следует трактовать и излагать то, что получено на лабораторно-техническом уровне. Область регулятивов изменяется тоже в некоторой степени самостоятельно, в некоем собственном режиме.
Вообще, по всей видимости, можно говорить о различной степени консерватизма тех или иных компонентов многослойной структуры методологического арсенала. Например, более быстрым изменениям подвержены изменения оперативной составляющей: шлифовка методик, изобретение и внедрение новых инструментов, модификации экспериментирования.
Сфера же регулятивов научного продвижения более устойчива. Её модификации следует понимать как сложный процесс преобразований, в котором меняются конкретные спецификации идеалов и норм, но их базовая нацеленность на достижение объективной истины остаётся неизменной. Изменения в сфере регулятивов происходят не так уж часто. Ведь смена базовых регулятивных ориентиров означает действительно революционные, радикальные изменения в науке. Примером такой революции может служить переход науки от классических к неклассическим ориентирам, знаменующий собой переход вообще к принципиально новому типу научной рациональности (подробнее в § 8.3, 9.2). Отметим, что изучение методологического арсенала науки во всей полноте его динамики и гетерогенности является одной из современных задач философии и теории науки. Взаимоотношения различных компонентов научной методологии до сих пор недостаточно изучены. Вообще необходимо лучше понимать, какие существуют опосредования и влияния между исследовательскими навыками, интеллектуальными установками, лабораторно-техническим оснащением науки. Ведь на самом деле
в общем методологическом арсенале науки существует масса тонких взаимосвязей.
Общей тенденцией современной философии и теории науки можно считать существенное возрастание интереса к малым уровням научной методологий, к деталям и частностям научных практик. В прежние десятилетия предметом преимущественного интереса философии науки были лишь предельно общий и общенаучный уровни научной методологии. Лишь с начала 1990-х гг. философы стали внимательно изучать лабораторные практики и техники, анализировать конкретные конфигурации научных регулятивов и оперативно-технических ресурсов в конкретных исследовательских ситуациях. Сегодня философия и теория науки занимаются всеми уровнями методологического арсенала вплоть до частно-научных методов и специальных методик. Изучаются и сами особенности различных уровней, и тонкие взаимосвязи между различными компонентами методологического арсенала.