Исследователь социально-культурных феноменов должен.прежде всего понять значение изучаемых явлений. Эта задача стоит перед ним в начале исследования, т.к. он должен достичь некоего минимального исходного понимания для дальнейшего продвижения; но эта же задача остаётся актуальной в течение всего хода исследования, т.к. знание учёного обогащается, наделяется новыми сторонами, характеризующими связь изучаемого феномена с более широким социальным контекстом. Таким образом, интерпретация как процесс наделения смыслом оказывается его постоянной стратегией. Но для обеспечения некоторого минимального понимания социального феномена (ритуала, общественного образования и т.п.) исследователю необходимо самому в определённом смысле участвовать в том, что он собирается познавать, т.е. разделять с другими участ-
1 Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб., 2000. С. 51.
никами данную форму жизни (освоить контекст их намерений, установок, норм, ценностей, представлений и т.п.). Осознание связи гуманитарного познания с широким социально-прагматическим контекстом было достигнуто рядом исследователей (поздним Л. Витгенштейном, Э. Энскомбом, П. Уинчем и многими другими).
|
|
Это можно трактовать как положительную сторону проблемы интерпретации. Если отрицательная состоит в том, что мы не можем занять абсолютно нейтральную позицию анализа, то положительная состоит в том, что мы, наоборот, должны быть в некоторой степени вовлечены в изучаемую социально-культурную структуру. (В этом смысле достижение некоей точки идеального наблюдения означало бы просто-напросто невозможность понимания.) Решение проблемы интерпретации, следовательно, состоит на конкретно-методологическом уровне в том, чтобы достичь примирения положительной и отрицательной сторон: суметь постичь исходный комплекс интерсубъективных значений, но суметь и укрепить внутри освоенного запаса понимания максимально возможную общую прогрессивно рационализирующую установку.
В реальности это означает, что гуманитарное исследование движется в виде последовательности усложняющихся и корректирующих предыдущие шаги актов интерпретации. В подобной последовательности понимание, достигнутое на ранней стадии, становится исходным базисом для последующих уровней понимания. Это прекрасно показано в известной работе Г. фон Вригта «Объяснение и понимание» (1970). Так, познание- понимание (отвечая на вопрос «что это?») предоставляет первоначальный материал, который подлежит на следующем этапе познанию-объяснению (отвечая на вопрос «почему?»), но полученное знание вновь может потребовать дальнейшей интерпретации- понимания и т.п. Это, кстати, напоминает игру теоретических уровней в физических теориях, о которой говорил И. Лакатос (§ 3.2). Таким образом, понимание и объяснение тесно переплетаются в ходе исследования.
|
|
Интерпретация гуманитарных феноменов существенным образом требует освоения охватывающего их интенционалъно-прагматического контекста (от лат. intentio — «стремление, намерение»). Поэтому общие концептуальные стратегии объяснительных рассуждений в гуманитарных науках, как показывает Г. фон Вригт, используют сложные сети практических умозаключений, указаний на сплетения событий, на общие тенденции и, наоборот, на детали ситуаций, реконструкцию мотиваций и ожиданий и т.п. Все это, конечно, совершенно другое смысловое поле, чем рассуждения в естественных науках.
Таким образом, понимание и объяснение переплетаются в гуманитарных науках в единой ткани интерпретационных шагов, которые предпри-
нимает исследователь в «постепенно растущем уточнении» (К. Гемпель) обстоятельств, относящихся к изучаемому феномену.
Итак, как же отреагировали гуманитарные науки в своём развитии на исходную проблему «понимание / объяснение»? Как мы должны расценивать новейшее состояние методологии гуманитарных наук в свете этой проблемы? Выделим в этой связи два важных момента.
1. Проблема противостояния понимания и объяснения в современной методологии гуманитарных наук теряет свою остроту. Понимание и объяснение должны рассматриваться скорее как единый интерпретационный процесс.
2. Но это устранение противопоставления происходит потому, что само понимание трактуется не в интуитивно-психологическом смысле (как это предполагалось на ранней стадии герменевтического проекта), а в смысле объективизирующей реконструкции.
Разумеется, приёмы эмпатии, интуитивного проникновения тоже часто являются важным средством для интерпретатора; но методологический акцент ставится на других аспектах исследовательского замысла. По сравнению с ранним интуитивистским проектом произошло значительное продвижение в сторону рационализирующего метода (по рассмотренной выше линии Гемпеля — Дрея). Для современного гуманитария понимать — значит не вжиться, а владеть комплексом рациональных процедур, позволяющих объективизировать то или иное знание, уточнить его, подвергнуть перекрёстной валидизации, привести к максимально достоверному виду.
Резюме. Подведём итоги нашего обсуждения темы общего методологического проекта гуманитарных наук.
1. Специфика гуманитарного познания в условиях естественно-научного наступления была первоначально обозначена как противопоставление понимания и объяснения (или интуитивного и дискурсивного типов мышления). Чтобы отстоять автономию гуманитарных наук, были заложены основы герменевтического проекта, который исходно имел черты интуитивизма, психологизма, антипозитивизма.
2. В дальнейшем была осознана неэффективность интуитивно-психологистской стратегии и подчёркнута необходимость общего рационализирующего продвижения.
3. Было обнаружено также, что гуманитарные науки существенно вовлечены в процессы жизнедеятельности человека и общества. Неустранимое присутствие наблюдателя как участника сети интерсубъективных практик влечёт за собой принципиально интерпретативный характер гуманитарного познания и поднимает общую проблему интерпретации. Вкратце проблема интерпретации сводится к оправданию исходных пози-
ций интерпретатора и обоснованному выбору методологического оснащения для наиболее адекватной интерпретации.
4. Проблема интерпретации явилась для исследователей пунктом расхождения. Существует множество предлагаемых решений и стратегий. Одно из крайних решений — антиметодологическая позиция, пангерменевтика. В отношении исходных позиций интерпретатора она утверждает, что эти позиции уходят корнями в неэксплицируемую и необозримую совокупность составляющих первичного способа бытия в мире. Относительно выбора методологии она провозглашает принципиальный плюрализм интерпретаций. Другое популярное решение — сдержанный релятивизм и партикуляризм. Оно состоит в том, чтобы не обращать внимание на общую проблему интерпретации и продолжать практиковать сложившиеся подходы; но это приводит к замыканию групп учёных в рамках множащихся областей и к дроблению науки.
|
|
5. Существует также стратегия нового обоснования рациональности. Её задачи — прояснить и расширить возможности рационального обсуждения и решения актуальных проблем, выявить предпосылки достижения рационально мотивированного согласия. Герменевтика с этой точки зрения понимается как семейство контролируемых, валидных методов, ориентированных на достижение большего понимания.
6. Отчётливо осознано, что объяснения в гуманитарных науках существенно связаны с интенционалъно-прагматическим контекстом; для постижения гуманитарных феноменов требуется учесть широкую сеть интерсубъективных значений и действий. Здесь задействованы цели, ценности, намерения, мотивы, нормы и т.п. Это существенно иное смысловое поле, нежели в естественных науках.
7. Интерпретативные подходы заняли важное место в новейшей методологии гуманитарных наук. Интерпретация как процедура наделения смыслом является постоянной стратегией исследователя. Задача интерпретативных актов — достичь первоначального понимания значения феномена, обогатить понимание, продвинуть его в направлении приемлемой экспликации, привести, к большей связности и последовательности, но также и к верифицируемости, рациональной реконструируемости. В совокупности актов интерпретации переплетаются и понимание феномена, и его объяснение.
|
|
8. Итак, на современном этапе исходное противопоставление «понимание /объяснение» можно считать преодолённым. Но само «понимание» трактуется теперь как рациональная, методологически контролируемая процедура.
Если раньше общий методологический проект гуманитарных наук был обозначен как «не объяснять, а понимать», то теперь он звучит как
«и понимать, и объяснять». Но ещё лучше он может быть охарактеризован афоризмом известного французского философа Поля Рикера: «Больше объяснять, чтобы лучше понимать»1.
5.3. Специальные методы
Перейдём к характеристике специальных методов гуманитарных наук. Методология гуманитарных наук отсылает к чрезвычайно обширному спектру интересных и сложных вопросов. Мы ограничимся лишь сжатым обзором этой проблематики.
Разнообразие эмпирических методов
Если говорить о методах эмпирического уровня, то в гуманитарных науках разработано великое множество эмпирических методов, пожалуй, более разнообразное, чем в естественных науках. Назовём основные из эмпирических методов гуманитарных наук:
1) наблюдение (в различных вариантах);
2) симуляционный метод (проведение наблюдения в специальной обстановке, нечто промежуточное между наблюдением и экспериментом; часто используется в системе обучения в виде различных тренингов);
3) интервью (устный опрос); анкетирование (письменный опрос); свободная беседа;
4) тестовый метод (особенно популярен в психологии);
5) изучение документов (где документ имеет весьма широкое значение. Письменные источники, бытовой инвентарь, произведения искусства, одежда и многое другое могут выступать объектами целенаправленного изучения);
6) анализ содержания, или контент-анализ (метод количественного выявления точного содержания сообщений (пропаганды, официальных
. речей и т.п.), при котором используются формализованные процедуры изучения скрытого, содержания, представляющие результат в численном выражении);
7) социометрические методы (составление социограмм, социоматриц для визуализации и изучения внутригрупповых взаимоотношений);
8) биомедицинские исследования (изучение функциональных характеристик организма, состояния здоровья, генетического статуса и др.);
9) эксперименты различных специальных видов (психологический, социологический, педагогический и др.);
1 Рикер П. Герменевтика. Этика. Политика, М., 1995. С. 9.
10)активное вмешательство (использование возмущающего воздействия в исследовательских целях — вмешательство в процессы коммуникации, воспитания и т.п.);
11) моделирование (например, проведение деловых игр в исследовательских целях);
12)клинический метод, ориентированный на детальное и разностороннее рассмотрение индивидуального случая (сейчас чаще используют термин casestudy, изучение случая); здесь ярко акцентирована идеографическая направленность исследователя, о которой говорили неокантианцы (§5.1). К этому следует добавить также методы, непосредственно использующие достижения естественных наук и служащие вспомогательным средством для ответа на конкретные вопросы, возникающие в ходе гуманитарного исследования (точные методы установления возраста документа, восстановления хронологии исторических событий, химический и биохимический анализ археологического материала и т.п.).