Теперь обратимся к теоретическим методам гуманитарных наук на уровне логических операций. Помимо общераспространённых действий (см. § 2.7), в гуманитарном познании весьма развито построение различных типологий. Например, тематизируются и изучаются типы общества, культур, социальных институтов, личностей и т.п. Этот метод был применён немецкими гуманитариями ещё в XIX в. В. Дильтей рассматривал тип как представление, базирующееся на совокупности фактов. Но заслуга в разработке и введении в гуманитарную методологию этого понятия принадлежит Максу Веберу (1864— 1920). Благодаря М. Веберу типологизирующая методология стала претендовать на универсальное значение для гуманитарного познания. М. Вебер предложил категорию «идеальный тип», задав направление для дискуссий, отголоски которых можно встретить и сейчас.
В трактовке М. Вебера понятие идеального типа имело весьма интересное значение. М. Вебер вполне осознавал сложность проблемы интерпретации (§ 5.2). Сформулируем ее здесь как задачу добиться максимально объективной значимости анализа в условиях частной исходной позиции. Специфический интерес исследователя обусловлен его культурными, социальными, этическими установками. Мы вычленяем предмет исследования из исторической тотальности как существенный на том основании, что он интересен для нас с нашей (локальной) точки зрения. Но дальнейшая разработка конкретных содержательных связей, касающихся этого феномена, должна проходить по общезначимым стандартам. Корректная аргументация, как писал М. Вебер, «должна быть признана правильной и китайцем», который может при этом не соглашаться по
|
|
существу с нашими ценностями и идеалами. В этой связи и возникает методология идеальных типов.
Идеальный тип сконструирован с подчёркнуто частных, локальных позиций. Это освобождает нас от бессмысленного поиска объективной наблюдательной позиции. Идеальный тип — это понятие-индивид (индивидуальный концепт), в котором сконцентрированы существенные для нашего (локального) исследовательского интереса признаки. Однако функционирование этого понятия в системе научного продвижения подчиняется всем нормам общезначимости. Идеальный тип должен быть внутренне последователен и непротиворечив; он сложным образом соотносится с эмпирическими феноменами действительности, погружается в контекст предметных рассмотрений, служит основой для разработки теоретических гипотез, обнаруживает (или не обнаруживает) свою плодотворность для дальнейшего понимания социально-исторических явлений. Иными словами, он становится, опорой дальнейшего рационализирующего продвижения.
|
|
Гуманитарное знание насыщено подобными идеальными типами. Это, например, христианство, феодализм, городская экономика и др.
Однако рабочая методологическая концепция идеального типа оказалась недостаточно прозрачной. В текстах М. Вебера осталось не совсем ясным, каким способом должен образовываться тот или иной идеальный тип в конкретном исследовании. Надо сказать, стандартной процедуры здесь нет. Типизация производится исследователем неким сложным образом: тип конструируется из обнаруженных эмпирических регулярностей, собственных ценностных установок, исходных теоретических допущений. Например, исторический материал для вычленения типа не может быть заведомо строго ограничен какими-то хронологическими или пространственными границами: мы должны быть готовы, что какие-то сходные черты могут быть обнаружены и за пределами нашей первоначальной области исследования. Другой сложностью явилась неотчётливость термина «идеальный тип». Сам М. Вебер использует это понятие весьма свободно. Помимо этого, многих смущают заявления М. Вебера о том, что идеальный тип — это не эмпирическое обобщение, не гипотеза и не понятие. Идеальный тип — по определению идеальный, но содержательный, индивидуальный, свободно конструируемый, эвристически плодотворный концепт.
Предпринимались многочисленные попытки уточнить или модифицировать веберовскую методологию. Например, утверждают, что идеальный тип не должен оставаться некоей неопределённой абстракцией, а вполне может и должен наполняться конкретным содержанием в ходе эмпирического исследования, что первоначальное приблизительное содержание того или иного типа должно заменяться уточнёнными кванти-
фицированными характеристиками и т.п. Существуют также предложения по поводу прояснения логического статуса этого понятия. Здесь стоит указать на работу К. Гемпеля и П. Оппенгейма «Понятие типа в свете новой логики» (1936)'. Согласно этим авторам, если в традиционной логике понятия выражают признаки, которые либо принадлежат, либо не принадлежат объекту, то тип концентрирует признаки, которые могут принадлежать объекту в большей или меньшей степени; поэтому типу соответствует некий упорядоченный ряд его возможных значений. Известный отечественный логик Д.П. Горский эксплицирует понятие типа с помощью аппарата нечётких множеств2.
По-видимому, следует полагать, что замеченная неопределённость исходного веберовского термина связана с тем, что некая гибкость, динамичность присуща самой процедуре типологизации, выражением которой как раз выступает идеальный тип. К более подробной логической характеризации типологии мы и переходим.
Классификация и типология
Типология как логическая процедура отличается от классификации. Отметим, что вообще в научно-методологической литературе употребляется совокупность близких понятий без отчётливых различий между ними: классификация, типология, деление, систематизация, таксономия и др. Поэтому вполне разумными являются попытки предложить последовательную теорию классификации, по мнению Т. Войцика, Ю.А. Воронина и др.
Что касается типологии, то уже интуитивно осознается её отличие от классификации. В литературе указываются особенности типологии, например то, что она учитывает характер развивающихся, а не статичных систем, ориентируется преимущественно на внутреннее соотношение признаков3.
Отметим следующие свойства типологии в ее сопоставлении с классификацией.
Типология не претендует на исчерпанность своего предмета, ведь в ходе типологизирующей работы могут быть открыты (или сконструированы) новые типы. Кроме того, сами типы не являются взаимрисключающими, между ними могут быть установлены соотношения, пересечения, введены смежные типы. Эта известная гибкость типологии связана с тем,
|
|
1 Gempel G.K., Oppenheim P. DerTypus-begriff im Lichte der neuen Logik. Leiden, 1936.
2 Горский Д.П. Понятие о реальных и идеальных типах // Вопросы философии. 1986.
№10.С. 25-34.
3 РакитовА.И. Историческое познание:Системно-гносеологический подход. М., 1982.
С. 95-96. 12- 1410 Ушаков 353
что логически типология основана на более слабой операции, чем классификация. Логическая основа классификации — это деление объёма понятия. При этом исходный объем рассекается на подобъёмы. В результате достигается разбиение объёма на (попарно непересекающиеся) подмножества. В основе же типологии лежит более слабая, но и более гибкая операция взятия подмножества. Типология отталкивается от задачи выделить некие подмножества из заведомо неизвестного полностью универсума. Иными словами, здесь мы действуем в условиях незнания полного объема понятия. Если в классификации мы исходим из актуально данного универсума, то в типологии универсум дан неопределённо, потенциально. Он вполне может быть становящимся, подлежащим дальнейшему уточнению. Здесь нас интересует прежде всего некое (возможно, частично пересекающееся) семейство подмножеств, которое нам нужно выделить и описать с некоторой точностью. Первоначально подмножества могут быть выделены с некоей нечёткостью, но этого достаточно для их дальнейших концептуализации и изучения. Возможно, что позже нам придётся пересмотреть предварительно выделенные подмножества, но это вполне допустимо.
Классификация продвигается от общего к частному (дедукция). Типология стремится от отдельных разрозненных признаков выйти на некоторый уровень общности (индукция). Если классификация предпринимает секущее, аналитическое продвижение, цель которого — дойти до возможно мелких элементов, то в типологии движение индуктивно-конструктивное, синтетическое. Здесь мы строим некие связные комплексы, причём предельные неделимые элементы этих комплексов могут нас особо и не интересовать. Таким образом, типология, решая задачу выделения подмножеств, несёт функцию конструирования, построения, задания объёмов.
|
|
Классификация опирается на основание деления, типология — на. не
который исходный материал, который можно назвать типологической
базой признаков; при этом признаки, входящие в базу, могут пересматриваться, расширяться, уточняться. Результатом классификации оказывается формальная иерархия подмножеств, результатом типологии — логически разноуровневые типы.
В классификации задача считается выполненной, если универсум оказывается исчерпывающе структурирован. Поэтому критикуют ту или иную классификацию, если не указано чётко основание классификации, недовыделены или пересекаются элементы, остались какие-то двусмысленности, т.е. все то, что влечёт нарушения упорядочения универсума. В типологии задача выполнена, если на основе исходной базы выделены и удовлетворительно охарактеризованы комплексы признаков, типы. Типологию критикуют в том случае, когда типы плохо отделены друг от друга (слабая, маломощная база, использующая слишком
мало признаков, или слишком нечёткая, или формально противоречивая, или содержащая излишнее количество деталей, мешающее типологическому видению), т.е. все, что затрудняет синтез типов. Причём важно, что в критике типологии преобладают именно содержательные соображения. Ведь типология должна не только предоставить удачный способ для конструирования некоторого семейства типов, но и сами полученные тины должны быть эвристически плодотворны в дальнейших предметных исследованиях.
Для наглядности суммируем все эти отличия в сравнительной таблице.
Стратегии типологизирующего продвижения являются сложной деятельностью, которая включает в себя применение множества частных процедур. Так, в ходе разработки типологии возможны обобщения индуктивного характера, отбрасывание несущественного (абстрагирование), использование различного рода идеализации, выдвижение гипотез. Исследователь может включать в процесс обоснования своего типологического подхода также дедуктивные рассуждения и обширные нарративные, описательные фрагменты. Построение типологии часто является и средством, и целью гуманитарного исследования; монографии по истории, психологии и другим наукам могут представлять и сложным образом обосновывать развёрнутые типологии тех или иных феноменов — ментальности исторических эпох, типов ведения хозяйства, культурных течений, социальных институтов и т.п. — с тем замыслом, что проводимое исследование даст большее понимание и объяснение этих феноменов.
Итак, применение типологических методов встречается с многочисленными сложностями. Периодически возникают дискуссии на эту тему, предлагаются различные варианты уточнения этого понятия, встречаются даже заявления о кризисе типологии1. Но все это говорит о том, что данный метод находится в работе и продолжает развиваться.