Тенденции последнего периода развития гуманитарных наук следует охарактеризовать как достаточно неоднозначные и даже противоречивые.
Прежде всего в специальной технике исследований произошли серьёзные усовершенствования, направленные в целом на повышение валидности исследований, устранение артефактов, улучшение общего рационалистического видения и обсуждения научных проблем. Даже психоанализ, прославившийся своей неверифицируемой методологией, стал больше заниматься проблемой рациональных критериев достоверности; например, Й. Зоммер в «Диалогических методах исследования» (1987)2 разрабатывает систему критериев адекватности психоаналитической интерпретации. Итак, можно считать, что гуманитарии существенно продвинули своё понимание научности.
Действительно, перенос методологических образцов из экспериментального естествознания в гуманитарные науки должен быть прежде всего переносом самой логики рационализирующего замысла, а не простой подгонкой естественно-научных методов к изучаемым феноменам совершенно другого региона. Как известно, в своё время к этому призывал знаменитый психолог Курт Левин, показывая, что стандарты научности понимаются в гуманитарном познании слишком упрощённо, в то время как главное здесь не слепое заимствование у экспериментального естествознания, а поддержание собственной стратегии общего рационализирующего продвижения. Левин существенно расширил возможности психологического эксперимента, развил, начиная со своих ранних публикаций, т.н. галилеевский способ мышления применительно к психологии3. Ведущей темой его работ была разработка адекватной и осознанной методологии гуманитарного исследования.
|
|
Можно, утверждать, что гуманитарная наука -активно движется как раз в сторону понимания своей специфики и освоения собственного по-
1 Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. С. 27
2 SommerJ. Dialogishe Forschungsmethoden. Muhchen /Weinheim,1987.
3 Левин К. Динамическая психология. М., 2001.
тенциала рациональности. Учтены уроки многих неудач. Заметной тенденцией последнего периода является наращивание рациональности в широком смысле — рациональности, учитывающей местные условия гуманитарного региона. При этом гуманитарии не строят иллюзий по поводу достижения идеальной валидности, скорее речь идёт об отчётливом осознании известных ограничений — (измерительных, объяснительных и т.п.) и о достижении максимально возможного в имеющихся условиях.
Кроме того, в ряде областей социальных исследований наблюдается размягчение строгой эмпиристической ориентации и разворот в сторону более герменевтически ориентированных подходов. Например, подобная черта характерна для современных концепций маркетинга. Если раньше поведение потребителя изучалось стандартными, эмпирическими методами (анализом по типу обобщений наблюдаемых фактов), то сегодня больше внимания уделяется понимающим методам: изучению традиций, культуры, менталитета, систем ценностей потребителей, интерпретации тех или иных социальных фактов. Спектр новых, постэмпиристических, методов весьма, широк вплоть до использования образцов толкования из феноменологии и искусствоведения.
|
|
Однако остаётся много защитников и традиционного, эмпирико-статистического подхода. Вообще говоря, в рядах гуманитарии продолжают сохранять некое деление на приверженцев точных и герменевтических стратегий. Обобщённо его можно обозначить как дилемму экспериментального и неэкспериментального (качественного) гуманитарного познания. Проблема их гармонизации остаётся нерешённой. Наиболее взвешенной здесь представляется позиция, подобная той, которую ярко сформулировал Д. Кэмпбелл. Он требует двигаться в направлении согласования количественных и качественных методов, использования их достоинств для общего усиления научности. Они должны быть гармонизированы в едином контексте, где будет присутствовать как глубокое содержательное понимание социальных процессов, так и оснащённость эффективными рационализирующими процедурами. По Кэмпбеллу, качественные и количественные подходы — это необходимые и взаимно дополняющие друг друга средства перекрёстной валидизации.
Общее поле современных гуманитарных идей и подходов весьма подвижно. Есть множество примеров плодотворного взаимопроникновения психологии, социологии, истории, экономики и др. Пожалуй, именно история претендует сегодня на интегрирующее исследовательское поле, использующее и объединяющее любые концепции и результаты для восстановления исторической тотальности; это цель теоретического движения, начатого знаменитой исторической школой «Анналов» (Марком Блоком, Люсъеном Февром и др.).
В противовес и в противоречие этому заметна раздробленность и замыкание в себе множества почти не вступающих в коммуникацию друг с другом гуманитарных течений. (Например, по некоторым оценкам, в психотерапии каждые несколько лет количество новых подходов увеличивается на сотню!) В результате нарастает общая фундаментально-теоретическая неудовлетворённость гуманитарных наук. Происходит массивное увеличение числа всевозможных концепций и направлений, многие из которых претендуют на интегральное, синтезирующее значение. Эту тенденцию можно назвать нарастающим эклектизмом. Одно и то же явление рассматривается сегодня целой совокупностью слабо совместимых теорий. Сложности, связанные с плюрализмом интерпретаций одних и тех же феноменов, стали одним из наиболее «узких мест» последнего периода. Надо полагать, что будущее гуманитарных наук будет зависеть от возможности взаимодействия, плодотворного диалога различных концепций. Перспективным подходом представляется не столько состязание альтернативных концепций в их интерпретативных возможностях, сколько их взаимная критика, способствующая взаимному ограничению их претензий, аргументированный диалог и рационализирующее сближение исследовательских стратегий.
Впрочем, последнее утверждение является сегодня достаточно спорным. Многие сторонники методологического плюрализма доказывают, что гуманитарная наука по определению не может быть единой. В ней с этой точки зрения должно быть много психологии, историй, социологии, и в этом состоит гарантия её дальнейшего продвижения. Поэтому вопрос остаётся открытым.
|
|
Перспективы
Помимо частных перспектив, зависящих от решения каждой гуманитарной областью своих внутренних теоретических и методологических задач, существуют общие перспективы гуманитарного знания. Они зависят от возможности приобретения гуманитарным знанием отчётливого стратегического видения. Речь идёт не столько об установлении единой науки, сколько об осознании единого смысла и сущностного родства гуманитарных направлений.
Если раньше, начиная с неокантианцев и позитивистов, основной проблемой гуманитарного знания был вопрос о его научности (является ли гуманитарная наука наукой, как возможна гуманитарная наука), то теперь этот вопрос, по сути дела, снят с повестки дня. Теперь акценты перенесены на другие темы. Ранее все затруднения концентрировались вокруг темы метода. Ныне показано и признано, что гуманитарная наука отстояла своё право на существование. Лучше понята специфика ее рационально-
сти; установлены многие ее методологические проблемы и разработаны основные ориентиры продвижения, преодолевающего по мере возможности эти трудности. Но ведь само понятие научности многомерно, оно не гарантирует никакого однозначного пути, не задаёт генеральной стратегии исследований. Это значит, что перед нами встают дальнейшие проблемы.
Сейчас основной проблемой гуманитарного знания является вопрос о его смысле. Нерешённость именно этого вопроса выражается сегодня в сосуществовании и столкновении многочисленных метафизических платформ гуманитарного знания, по-разному представляющих основания человеческого бытия. В какую сторону должны развиваться гуманитарные науки? Каковы смысложизненные ориентиры человека и общества? Каковы те фундаментальные ценности и значимые ориентиры, которые должны направлять познавательный интерес и практическую направленность гуманитарной науки?
Вопросы о смысле — это, по сути дела, классические кантианские вопросы: что человек может знать, что он должен делать, на что он может надеяться и что такое человек. Наши перспективы будут связаны с ответами на них.
|
|
Раздел II Социально-культурные аспекты науки
Глава 6. Наука, общество, цивилизация
Общеизвестно, что наука играет важнейшую роль в современной жизни. Наука вовлечена в стратегические отношения общества и природы, в переплетание социальных отношений коммуникации, труда, управления, быта.
В прежние века наукой занимались относительно немного людей. Академии и научные общества представляли собой организационные формы, вполне способные охватить небольшое количество работавших в те времена учёных. В целом деятельность научного сообщества играла незначительную роль в социальных процессах. Резкое возрастание роли науки, которое началось на рубеже XIX-XX вв. и охватило весь XX вв., потребовало сознательного планирования и новой организации социального.института науки. Научная деятельность теперь выглядит как колоссальное предприятие, в котором задействованы многие тысячи участников, дорогостоящее оборудование, разветвлённые административные структуры. Современный социальный институт науки получил название феномена большой науки.
Уже в первой половине XX в. складывается понимание того, что такое сложнейшее явление, как наука, само должно служить объектом изучения особой дисциплины. Первой серьёзной работой в этом направлении считают книгу английского учёного Дж.Д. Бернала «Общественная функция науки» (1939). В ней были подробно рассмотрены задачи теории науки. Эта. книга стала классической. Позже фундаментальные идеи о социальной значимости научного познания, об организационных структурах.науки, ее кадровом потенциале и т.п. получили развитие в дальнейших работах Бернала, особенно в важной работе «Наука в истории общества». Складывающееся новое направление стали называть науковедением, или теорией науки. Оно приобрело очертания интегральной дисциплины, стремящейся к комплексному изучению феномена науки. Видный вклад в становление науковедения внесли также Д. Прайс, Н. Пири и др.
Ещё Бернал пытался предложить развёрнутое определение науки как сложного социального явления. Однако он пришёл к выводу, что феномен науки столь многогранен, что общее определение науки дать невозможно и следует говорить лишь о совокупности конкретных проявлений