Наука XIX в

В XIX в. происходит дальнейшее расширение научной деятельности. Химия Дж. Дальтона с «Новой системы химической философии» (1808) становится точной наукой, почву для которой подготовили работы А. Ла­вуазье (1743-1794). Физика изучает обширный круг явлений, связанных с теплотой и электричеством. Биологическая наука приходит к представ­лениям о единстве живой природы (открытие клеточного строения орга­низмов в 1830-е гг.); следующий важнейший прорыв в биологической науке начинается с 1859 г. благодаря эволюционной теории Чарльза Дар­вина (1809-1882).

Общим настроением учёных с начала XIX в. является предчувствие объединения наук, открытия единых природных закономерностей, общих для всех явлений живой и неживой природы. Одновременно в немецкой философии возникают умозрительные натурфилософские поиски универ­сальной логики природы, её разумной идеи (Ф.В. Шеллинг, Г.В. Ф. Гегель).

Важнейшим завоеванием в области ожидаемого теоретического син­теза становится закон сохранения энергии, первые формулировки которо­го появляются в 1840-е гг. (в статьях Р. Майера, Д. Джоуля, Г. Гельмгольца), а безусловное признание его наступает примерно с 1860 г.

Во второй половине XIX в. продолжается интенсивное накопление на­учных знаний. Медико-биологические науки, вставшие на путь экспери­ментальных исследований, вступают в эпоху ускоренного развития (К. Бернар, Г. Гельмгольц, Л. Пастер и др.). В физике разрабатываются концепции термодинамики, электродинамики, оптики. Физика остаётся авангардом и образцом научной деятельности для других наук. Внутри же физического «здания» матрицей искомого объединения теорий остаёт­ся.механика, которая служит универсальным способом и стандартом как понимания и объяснения эмпирических феноменов, так и разработки тео­ретических моделей. Например, необходимость осмыслить открытие таких объектов, как физические поля, трактуется лишь как очередная задача для механики; надежды возлагаются на гипотетический эфир —


некую абсолютную передаточную среду, подчиняющуюся хорошо извест­ным принципам и законам механики. Многие крупные физики той эпохи ис­пытывают ощущение, что физика в целом — уже почти завершённая наука.

Гуманитарное познание стремится освободиться от умозрительной фи­лософии и получить подлинно научный статус. И действительно, в XIX в. вначале происходит отделение социологии как научной дисциплины, изу­чающей законы общественной жизни (О. Конт, далее Г. Спенсер, Э. Дюркгейм и др.), — О. Конт называет свою программу социальной физикой. Чуть позже отделяется психология. Идея исследования законов душевной жизни на точной основе была популярна уже в XVIII в. (т.н. ассоцианистская психология), но собственно становление экспериментальной психоло­гии связывают с деятельностью Вильгельма Вундта (1832-1920) и его Лейпцигской лаборатории (с 1879 г.). Самоопределение гуманитарных наук происходит в условиях безусловного влияния естественно-научных дости­жений. Реакция гуманитариев на эти достижения различна; так, весьма популярны требования прямо перенести естественно-научные модели в гу­манитарные науки (позитивистский проект), но есть и оппозиция позити­визму, и попытки противопоставить ему альтернативные программы (такие как неокантиантство и герменевтический проект — § 5.2).

Резюме. Итак, классическая наука XVIII-XIX вв. руководствовалась идеа­лом объективного универсального истинного знания. Её высшим достижени­ем явилось естественно-научное знание, авангардом которого служила математическая физика. Классическая наука представляла собой фундамен­тальный универсалистский проект, исходивший из веры в существование объективных и неизменных разумных принципов как устройства природы, так и человека и общества, из представлений о наличии однозначной связи единственно возможной теории и реальности. При этом сама наука представ­лялась как надёжное и абсолютно рациональное предприятие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: