Постнеклассическая наука

Термин «постнеклассическая наука» не означает отхода от современ­ного неклассического мировоззрения или его очередной революционной трансформации. Он лишь фиксирует вхождение неклассической науки в некую новейшую фазу. Понятие «постнеклассическая наука» появилось в отечественной философско-науковедческой литературе под влиянием работ B.C. Степина; именно отечественные науковеды заметили и ясно указали на начало новейшего периода научной истории.


Становление постнеклассическои науки связывают с возникновением синергетики (название предложил Г. Хакен). Синергетика не столько особая отдельная научная дисциплина, сколько интегративное научное направление, или научно-исследовательская программа, постепенно приобретающая достаточно целостный вид. Формирование синергетического направления происходило под влиянием прежде всего работ Ильи Пригожина и его сотрудников (Нобелевская премия, 1977 г.) по неравно­весной термодинамике и школы Германа Хакена по изучению лазера, хотя, конечно, этим результатам предшествовал целый массив научных разработок и достижений многих авторов.

Синергетика (от гр. synergeia — «совместное действие») изучает систе­мы чрезвычайно высокой сложности. В некотором смысле она может счи­таться продолжением стратегий кибернетики и теории систем. Основанием для становления синергетики послужило то, что для обширного класса яв­лений были выявлены некоторые сходные черты. Было обнаружено, что системы, далёкие от состояния равновесия (термодинамические, социаль­ные, экологические и др.), демонстрируют способность к самоорганизации. Проходя через стадии крайней неустойчивости (точки бифуркации), они спонтанно образуют новые упорядоченные структуры. Это показывает, что состояния хаоса и порядка находятся в сложной динамической связи, в ко­торой задействованы существенно вероятностные параметры реальности. Синергетика ярко акцентирует такие свойства сверхсложных объектов, как необратимость, нелинейность, спонтанность. Рассматривая их историю в глобальном аспекте, она приходит к концепции глобального эволюционизма.

В синергетическом направлении нашли общую концептуальную почву самые разнообразные научные области и направления. Сторонники синергетики, или теории хаоса, высказывают надежды, что она подходит на роль новой программы объединения наук1, в т. ч. может стать тем фер­ментом, который инициирует долгожданный синтез естественных и гума­нитарных наук.

В целом постнеклассическое самосознание науки характеризуется по­ниманием крайней сложности исследуемых объектов, глубокой ограни­ченности наших интеллектуальных и технических средств. Попытки плано­мерно изменять сверхсложные объекты влекут возможность катастроф и непредвиденных, непоправимых последствий. Поэтому в научные исследования входит не только познавательный, но и ценностный ракурс. Это выражается, например, в использовании социально-гуманитарных, экологических экспертиз для разработки и оценки масштабных научно-технических программ.

1 М. Tempczyk. Teoria chaosu — nowy program jednosci nauki // О uniwersalnosci i jednosci nauki. Warszawa, 1993. S. 145-175.


Глава 9. Взаимосвязь науки и культуры

Наука изучается сегодня и как культурное явление.

Культура в целом — это сложнейший феномен. Имеется более двухсот определений культуры. Прежде всего, само понятие «культура» противопо­ставляется природному. Культура (лат. cultura — «возделывание, уход») — это измерение человеческой жизни, связанное с надприродными качества­ми человека; культура — это и среда, и одновременно продукт специфичес­ки человеческого бытия. Культурные образования имеют как материаль­ные, так и духовные составляющие. В общее содержание культуры вносят свой вклад такие взаимодействующие сферы, как религия, искусство, наука, право, быт, нравственность и т.д. Помимо того, что культура являет­ся средой обитания человеческого общества в целом, можно выделить конк­ретные функции, которые имеет культурное измерение социальной жизни. Не вдаваясь в подробности культурологического анализа, укажем лишь на нормативную и мнестическую функции.

Нормативная функция выражается в том, что культурное поле в том или ином срезе исторического времени задаёт обществу и составляющим его людям систему ценностей, оценок, критериев и норм. Нормативный план культуры оказывает решающее влияние на поведение людей, их базо­вые представления о категориях должного во всех областях человеческой деятельности. Мнестическая функция (от гр. тпете — «память») состоит в том, что культура выступает носителем, хранителем и транслятором со­циально значимой информации (Ю.М. Лотман, М.К. Петров и др.). Эта информация по определению является генетически не наследуемой, поэто­му по аналогии с генетическим кодом говорят о социокоде, обеспечиваю­щем передачу когнитивной, нормативной, поведенческой и других видов социально необходимой информации.

Как соотносятся понятия «культура» и «наука»? Разумеется, наука пред­ставляет собой одну из сфер культурного континуума социальной жизни. Однако наука имеет и ряд специфических свойств, которые придают ей весь­ма яркое, самобытное, самостоятельное значение. Наличие у науки специфи­ческих свойств позволяет говорить об определённом противопоставлении науки и остальной культуры. Именно это различение и имеется в виду, когда рассматривают тему «наука и культура». Перечислим некоторые специфи­ческие свойства науки, выделяющие её из общей системы культуры.

1. Наука новационно заострена. Она выделяется из остальной культу­ры своей динамикой, предельно быстрым обновлением.


2. Деятельность науки (и только науки) регулируется принципиально познавательной целью. Прочие цели науки (внепознавательные, или со­циальные) имеют для неё лишь побочную значимость (§ 7.3, 7.5).

3. Для науки характерна ведущая роль профессионального сообщества. Пожалуй, именно научная сфера обнаруживает самые жёсткие (или по крайней мере одни из самых жёстких) критерии отбора людей, способных реализовать себя в этой области. Для прочих социокультурных сфер критерии в целом оказываются мягче. Для дилетанта шире возможно­сти попробовать себя, например, в искусстве, политике, предпринима­тельстве.

4. Наука представляет собой деятельность, стремящуюся в пределе к идеальной рациональности. В некотором смысле наука вообще пред­ставляет собой институциолизированную (или, по крайней мере, макси­мально возможную в данных познавательных условиях) рациональность. В прочих сферах культуры внерациональные составляющие играют в той или иной степени более значимую роль.

9.1. Научная картина мира

В предыдущей главе мы рассмотрели вкратце основные этапы исто­рии научного мышления. В ту или иную эпоху система научных представ­лений обладает известного рода целостностью, равновесием и согласием ее элементов, что и позволяет говорить о единстве этой эпохи научной истории. Разумеется, это не исключает наличия и конфликтующих элемен­тов, но любые конфликты происходят всегда на почве некоторого базис­ного согласия относительно более общих воззрений и идей.

В настоящем параграфе мы займёмся проблемой целостности той суммы представлений, которую даёт наука того или иного исторического периода, и рассмотрим один из конкретных механизмов (или каналов) взаи­модействия культуры и науки в конкретно-исторических контекстах. Речь пойдёт о научной картине мира.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: