О научных картинах мира говорят, как правило, применительно лишь к новоевропейской науке, когда существенно возросла роль науки в культуре, произошёл прорыв в научном продвижении.
На каждом этапе исторического развития новоевропейской науки какая-либо частная научная область занимала авангардное положение, приковывала к себе внимание интеллектуальных кругов и создавала фундамент для построения картины мира. Так, после появления ньютоновской теории сформировалась механическая картина мироздания. Согласно ей материя находится в абсолютном пространстве и времени, состоит из корпускул, подчиняется основным законам механики (законуинерции, закону всемирного тяготения и др.). В XIX в., не устраняя основных положе-
1 Вернадский В.И. Избранные труды по истории науки. М., 1981. С. 50.
ний механики, формируются и другие научные картины мира. Например, статистически-термодинамическая и электродинамическая. Важную роль играли в XIX в. также эволюционные воззрения, ставшие междисциплинарным инвариантом многих естественных и гуманитарных наук и вошедшие в общую научную картину XIX в.
Аналогичным образом можно говорить о неклассической картине мира, получившей импульс к своему формированию с начала XX в. Неклассическая картина мира отбросила представления об абсолютном пространстве и времени и об абсолютном наблюдателе, ввела понятие о корпускулярно-волновых свойствах материи, о предельных скоростях распространения взаимодействий, о вероятностных процессах и т.п. Построение квантово-релятивистской картины мира ещё не завершено, но уже сейчас в своих основных чертах она существенно опосредует современный, отвергающий допущения классической науки стиль мышления. В § 8.4 говорилось и о некоторых чертах постнеклассической науки, которые, возможно, в будущем тоже будут организованы в более связную картину.
Картина мира, сформировавшаяся под влиянием авангардной научной дисциплины, может оказаться несовместимой в каких-то элементах с представлениями, разрабатываемыми в других науках, или не учитывающей их фундаментальные интуиции. Даже наиболее общепринятая и проработанная научная картина мира далека от совершенства.
Сейчас признанным лидером естествознания является физика. Её техническая и теоретико-математическая мощь являются образцом для естественных наук. Благодаря глубоким разработкам в её передовых областях (космологии, астрофизике, физике микромира и др.) появилась теоретическая возможность глобального синтеза физических представлений. Например, известный космолог С. Хокинг считает, что современная физика явно движется к единой фундаментальной теории природы; разумеется, это не означает конца физики вообще, т.к. подавляющее большинство учёных не останутся при этом без работы, а будут продолжать решать собственные конкретные проблемы.
Что же касается положения дел в других науках, то необходимо признать, что физическая картина мира не учитывает специфики, скажем, биологических или социальных наук. Между тем влияние таких наук, как биология или информатика, на современные общенаучные представления огромно. Например, базисные интуиции, повлиявшие на становление кибернетики и теории систем, в своё время пришли именно из биологии. Но можно ли говорить, к примеру, о биологической картине мира"? Вопрос о существовании других научных картин мира, отличных от физической, остаётся спорным. Ясно, что биология и другие науки существенно уступают физике по своей универсальности, способности осмыслить все бытие целиком. Тем не менее
ряд важных идей, формирующих современное научное мировоззрение, наличие импульсов, постоянно идущих из этих наук в физику и математику, а также первостепенная важность социальных и медико-биологических наук для человека позволяют говорить о существенном вкладе, производимом этими науками в общую современную научную картину мира.
Кроме того, вполне допустимо говорить о частных картинах, создаваемых этими науками относительно познаваемых ими срезов действительности — биологической, химической, социологической и др. Путём изучения истории частных наук можно реконструировать содержание и трансформации систем представлений, которые составляют философско-онтологический базис той или иной научной дисциплины. Например, Л.Ф. Кузнецова выявляет системы конструктов, характерных для биологической и химической картин1; есть также исследования, посвящённые картине мира в исторической науке2 и других дисциплинах.
Роль научной картины мира в научном и философском познании
Как функционирует научная картина мира в общем рациональном проекте познания действительности?
Прежде всего, научная картина мира (НКМ) не является застывшим слепком, моментальной фотографией состояния научных знаний. Она больше похожа на совокупность сосуществующих вариаций в некотором допустимом диапазоне. Она реагирует на те или иные изменения в массиве научных и философских представлений. НКМ постоянно воссоздаётся в различных интерпретативных системах, обсуждается и корректируется с различных точек зрения. Несмотря на известную консервативность, НКМ тоже подвержена изменениям, и под влиянием научных достижений (а также, хотя и в меньшей степени, философских разработок) она может постепенно видоизменяться, корректироваться и пересматриваться. Можно даже предположить, что она всегда находится в режиме непрерывного, очень медленного изменения. В периоды больших революционных изменений (§ 4.6) НКМ претерпевает более интенсивную и радикальную модификацию.
НКМ не представляет второстепенный интерес для науки. Наоборот, она является действительно работающим теоретическим образованием. Следует отметить, что большой вклад в выяснение роли и функции картины мира в научном познании внесла отечественная школа философии науки (П.С. Дышлевый, Л.Ф. Кузнецова, М.В. Мостепаненко, B.C. Степин, В.Ф. Черноволенко и многие другие). В дальнейшем изложении настоящего параграфа мы будем существенно опираться на концепцию B.C. Степина.
! Кузнецова Л.Ф. Картина мира и ее функции в научном познании. М, 1984.
2 Шмаков B.C. Структура исторического знания и картина мира. Новосибирск, 1990.
Напомним, что ряд аспектов, касающихся роли НКМ в генезисе теоретического знания, уже разбирался в § 4.1.
Место НКМ среди прочих концептуальных систем можно указать следующим образом (см. рис. 9). Исходным контекстом, или объемлющей средой любых теоретических построений, является общее мировоззрение той или иной эпохи (М). Наиболее проработанная и оформленная рациональными средствами часть мировоззрения — это область философских систем и концепций (Ф). В концептуальном поле философствования разрабатывается и общая научная картина мира (НКМ).
Рис. 9. Место научной картины мира в структуре концептуальных систем
В научных исследованиях задействуется, как правило, не вся НКМ (тем более что она, как говорилось выше, может включать различные несогласованные между собой области знания). Всякая научная область использует преимущественно свою собственную картину, имеющую максимально приближенный к специфике научной дисциплины характер, — специальную картину мира (СКМ), или дисциплинарную онтологию. Например, существует более или менее определённая физическая СКМ, в которой при желании можно увидеть и такие образования более детализированного характера, как термодинамическая СКМ, оптическая СКМ, СКМ механики сплошных сред и т.п. Именно из ресурсов той или иной СКМ исследователь черпает в первую очередь исходные идеи при построении теоретической схемы (ТС) для конкретных теоретических нужд. Напомним, что теоретическая схема (см. § 4.1) — это внутренне согласованная система абстрактных объектов, непосредственно входящих в основание научной теории. В отличие от представлений из области СКМ, имеющих широкий масштаб охвата явлений и носящих не очень строгий характер, абстрактные объекты, входящие в ТС, подлежат максимальному уточнению, становятся полноценными научными понятиями теории.
Следует отличать составляющие СКМ от составляющих ТС. Так, по B.C. Степину, помимо различия в широте и характере охвата явлений, они отличаются ещё и тем, что принадлежат к разным типам идеальных
объектов: относительно объектов теоретической схемы формулируются законы, относительно объектов картины мира — принципы. Абстрактные объекты ТС — идеализации, их нетождественность действительности очевидна; конструкты же СКМ, тоже, будучи идеализациями, онтологизируются, отождествляются с действительностью. Но ТС, всегда отличаясь от СКМ, обязательно связана с ней. Эти связи обеспечиваются особыми процедурами отображения. Благодаря имеющимся взаимосвязям абстрактные объекты ТС и конструкты КМ могут обозначаться одним и тем же термином, который в разных контекстах обретает разный смысл (например, то, что в ТС является вектором электрической напряжённости поля, в НКМ является электрическим полем как состоянием мирового эфира и т.п.). Процедуры отображения теоретических схем на НКМ обязательны в развёртывании теории, т.к. с их помощью обеспечивается функционирование научной теории, её применение для объяснений и предсказаний. Если законы теории сформулированы на языке математики, то их семантическая интерпретация — это отображение на НКМ, а эмпирическая интерпретация — это отображение ТС на ситуации реального опыта'.
Итак, исследователь, работая в рамках какой-либо ТС, наделяет её онтологическим статусом, т.е. приписывает самой реальности существенные признаки ТС, или, по выражению B.C. Степина, «проецирует» свою рабочую ТС на внешнюю концептуальную систему —- на СКМ. Иными словами, СКМ является для исследователя ближайшим образом самой реальности. Кроме того, СКМ неявно конденсирует в себе и методологические возможности исследователя, т.е. отражает представления об операционально доступных онтологических характеристиках мира — о том, что и каким способом может быть измерено, вычислено, подтверждено экспериментом или наблюдением.
Таким образом, задействованная в исследовании научная картина мира является для учёного важным концептуальным образованием, которое играет роль посредника как между различными научными областями, так и между специальным теоретическим ракурсом и представлениями из более обширного, социально-культурного контекста. НКМ оказывается своеобразным каналом, по которому происходит взаимодействие сугубо научного и широкого социокультурного контекстов, достигается их резонанс в сознании учёного. Так, в первую очередь именно на материале НКМ (который отсылает к более общим представлениям общенаучного, метафизического и фундаментально-мировоззренческого характера) формируется ядро работающей научно-исследовательской программы (НИП). Напомним, что ядро НИП содержит базовые метафизические и методологические
' Степин B.C. Теоретическое знание. С. 221-224.
положения, которые используются исследователями в ходе научного продвижения, в серии сменяющих друг друга теорий (§ 3.5).
Заметим также, что, с другой стороны, в философских исследованиях НКМ становится тем каналом, который подводит научное знание к уровню философских рассуждений. Ведь в основном философы знакомятся с научными данными не непосредственно, а уже в их некоторой обработке, т.е. в интерпретации, пригодной для метафизического осмысления. Дело в том, что сегодня усложнение и специализация знаний достигли такой степени, что уже невозможно сочетать в себе на достаточно профессиональном уровне, как это было в прошлые века (на примере Р. Декарта и Г.В. Лейбница), роли и учёного, и метафизика. Поскольку воздействие науки на современную жизнь огромно, то НКМ выступает весьма существенным элементом философствования. Представления, относящиеся к НКМ, расцениваются широкими кругами интеллектуалов как знания, имеющие особо важный статус. Поэтому на НКМ приходится равняться в той или иной степени представителям практически любых философских направлений.
Резюме. Итак, научная картина мира — определённая интерпретация суммы научных знаний, имеющихся в данный момент времени; она строится совместным усилием учёных и философов. Картина мира стремится дать целостный, максимально наглядный образ универсума. Она находится на пересечении представлений, идущих из науки, с обширным полем общекультурных смыслов. Картина мира представляет собой некую совокупность вариаций в допустимом диапазоне, она находится в режиме непрерывного медленного изменения. Она является не только осмыслением научных результатов, но и концептуальной средой, поддерживающей научное продвижение; для научного познания она выступает в качестве работающего теоретического образования. Прежде всего, она является для учёного ближайшим образом самой реальности, а также характеризует его методологические возможности. Картина мира играет роль посредника как между дисциплинами, подсказывая, откуда черпать материал для создания схем, так и между наукой и широким социокультурным контекстом. На основе её содержания формируются ядра научно-исследовательских программ. Для философов научная картина мира является каналом доступа к научным знаниям.
9.2. Формы социокультурной обусловленности научного познания