Становление новоевропейской науки проходило в религиозном контексте. В § 8.3 уже говорилось о важном воздействии идей Реформации на формирование математического естествознания. Вообще для деятелей научной революции научное познание было наполнено высоким религиозным смыслом. Религия давала им абсолютную точку отсчёта для развёртывания научного проекта. Христианское мировоззрение, проникнутое верой в совершенное и гармоничное устройство мироздания, а также дававшее убеждённость в способности человека как образа и подобия божьего приблизиться к правильному пониманию замысла Творца, создавало для них необходимую и незаменимую идейную поддержку. В. Гейзенберг, ссылаясь на исследования К. фон Вайцзеккера, подчёркивает, что основа доверия к математическим структурам, которое было присуще И.Кеплеру, Г. Галилею и другим деятелям научной революции, была рели-
гиозной; для них математическая физика являлась непосредственным отражением божественных творящих идей1.
|
|
В последующий период для представителей новоевропейской науки была характерна сложная динамика убеждений. Начиная с эпохи Просвещения личные воззрения и настроения учёных были весьма различными — от откровенно атеистических до глубоко религиозных. Но общая траектория мировоззрения учёных, конечно, шла на снижение религиозного пафоса. Однако, по-видимому, не стоит считать именно науку проводником и генератором атеистических идей. Ведь с эпохи Просвещения всё общество в целом, все культурные сферы были вовлечены в интенсивный процесс секуляризации, утраты религиозных начал.
Можно ли сказать, что основания науки являются религиозно индифферентными? По-видимому, это заявление было бы не совсем точным. Дело в том, что, в строгом смысле, основания науки не могут быть эксплицированы к чему-то однозначному. Ранее уже неоднократно говорилось, что наука не представляет собой концептуального монолита. Учёные расходятся во взглядах даже по внутренним теоретико-методологическим вопросам. Поэтому говорить о едином отношении науки в целом к религиозным установкам не приходится. Как отмечалось в § 9.1, не существует какого-либо однозначного научного мировоззрения и одни и те же результаты научного поиска подлежат совершенно различным интерпретациям. Подчеркнём ещё раз, что вопрос о началах бытия является метафизическим. Ограниченный опыт науки не позволяет ей рассуждать о мире в целом. Контекст оснований науки весьма диффузен; он допускает самый широкий круг различных представлений, в т. ч. и представлений религиозного характера.
Потребность современной науки в религиозной идее?
|
|
Что касается настроения современных учёных в отношении религии, то они тоже весьма различны. Впрочем, наблюдается некая закономерность, согласно которой представители более созерцательных разделов науки (прежде всего физики-теоретики) более склонны к религиозным настроениям, чем учёные-практики (скажем, представители технических или медицинских наук). Тем не менее, после длительного расцвета просвещенческой идеологии сегодня наблюдаются признаки некоторого изменения мировоззренческих тенденций.
Многие учёные ныне с готовностью откликаются на различные гипотезы и идеи, явно вовлекающие в обсуждение религиозных тем. Например, оживлённые дискуссии в своё время вызвал т. н. антропный принцип (Дж. Барроу, Ф. Типлера в «Антропном космологическмом принципе» (1986).
1 Гейзенберг В. Шаги за горизонт. М., 1987. С. 232-234.
Согласно этому принципу (в различных версиях) архитектоника мира далеко не случайна; значения фундаментальных констант как бы подогнаны друг к другу самым тщательным образом, так, чтобы стала возможной жизнь и в конечном счёте существование человека. Иными словами, структура мироздания оказывается центрированной на человеке, продумана настолько, чтобы обеспечить для него условия существования. Этот аргумент привлекателен для тех, кто видит в нем свидетельство (или даже научное доказательство) наличия божественного разума. Но обсуждение антропного принципа показало, что проблема здесь вновь упирается в неоднозначность интерпретации, т.к. этот же факт можно толковать и по-другому — как доказательство потенциала самоорганизации природы, наличия в ней эффективных механизмов саморегуляции и креативности. Как трактовать одни и те же явления, зависит от личной позиции учёного.
Вообще в последние десятилетия заметно возросло количество книг и статей, написанных учёными на религиозные и метафизические темы. В этом ряду известность приобрели работы физиков Ф. Капры «Дао физики» (1975), Д. Бома «Целостность и внутренний порядок» (1980), Э. Вигнера, Дж. Уиллера, А. Янга и др. В них проводятся параллели между современной наукой и учениями Востока, древней философией, мистическими концепциями и т.п. Существует обширный фонд литературы, критикующей картезианский механицизм и прочие установки традиционной науки, пытающийся выйти к некоему холистическому мировоззрению, совмещающему научное и вненаучное (религиозное, мифологическое, паранаучное) знание. Это показывает, что многие учёные и философы сегодня пытаются найти далеко идущий новый синтез философии, науки и религии. Причина таких настроений коренится в известной однобокости науки, в её мировоззренческой незавершённости. Научное устремление требует для своей полноты какой-то высшей, ведущей идеи, которую сама наука сформировать не может. Назревшая и обсуждаемая сегодня потребность науки в новом мировоззренческом синтезе указывает на то, что научному познанию нужна высокая метафизика, прежде всего религиозная идея.