Периодизация и основные черты

Древнегреческой называется философия (учения, школы), выработанная греческими философами, проживавшими на территории современной Греции, а так же в греческих полисах (торгово-ремесленных городах-государствах) Малой Азии, Средиземноморья, Причерноморья и Крыма, в эллинистических государствах Азии и Африки, в Римской империи. (Нередко философия Древнего Рима либо непосредственно отождествляется с древнегреческой, либо объединяется с ней под общим названием «античная философия».)

Древнегреческая (античная) философия в своем развитии прошла четыре основных этапа.

- демократический - VII-V вв. до н.э.;

- классический (сократический) - середина V - конец IV вв. до н.э.;

- эллинистический - конец IV-II вв. до н.э.;

- римский - I в. до н.э. - V в. н.э.

К досократическому периоду относится деятельность так называемых философов-«досократиков»:

- милетской школы - «физиков» (Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена);

- Гераклита Эфесского;

- элейской школы;

- атомистов (Демокрита, Левкиппа);

- некоторых иных философов.

Основные проблемы, которыми занимались «досократики»: объяснение явлений природы, сущности Космоса, окружающего мира, поиски первоначала всего сущего. Метод философствования - декларирование собственных взглядов, превращение их в догму.

Классический (сократический) период - время расцвета древнегреческой философии (совпавшее с расцветом древнегреческого полиса).

К данному этапу относятся:

- философско-просветительская деятельность софистов;

- философия Сократа;

- зарождение «сократических» школ;

- философия Платона;

- философия Аристотеля.

Философы сократического (классического) периода также пытались объяснить сущность природы и Космоса, однако сделали это глубже «досократиков»:

- меньше уделяли внимания поиску первоначала;

- допускали участие богов и идей в создании природы и Космоса;

- выдвинули идеалистическую версию происхождения сущего (Платон - автор учения о «чистых идеях», предшествующих реальному миру и воплощением которых стал реальный мир);

- положили начало спору между материализмом и идеализмом;

- проявили интерес к проблеме человека, общества, государства;

- от декларативно-догматического метода философствования перешли к диалогическо-доказательственному;

- внесли вклад в развитие логики;

- вели практическую философско-просветительскую деятельность (софисты и Сократ).

Для эллинистического периода (периода кризиса полиса и образования крупных государств в Азии и Африке под властью греков и во главе с соратниками Александра Македонского и их потомками) характерно:

- распространение антиобщественной философии киников;

- зарождение стоического направления философии;

- деятельность «сократических» философских школ: Академии Платона, Ликея Аристотеля, киренской школы (киренаиков) и др.;

- философия Эпикура и пр.

- Отличительные черты эллинистической философии:

- • кризис античных моральных и философских ценностей;

- снижение страха перед богами и иными сверхъестественными силами, уважения к ним;

- отрицание прежних авторитетов, пренебрежение к государству и его институтам;

- поиск физической и духовной опоры в самом себе;

- стремление к отрешению от действительности;

- преобладание материалистического взгляда на мир (Эпикур);

- признание высшим благом - счастья и удовольствия отдельного человека (физическое - киренаики, моральное - Эпикур).

Наиболее известными философами римского периода являлись:

- Сенека;

- Марк Аврелий (император Рима в 161-180 гг.);

- Тит Лукреций Кар;

- поздние стоики;

- ранние христиане.

Для философии римского периода было характерно:

- взаимовлияние древнегреческой и древнеримской философий (древнегреческая философия развивалась в рамках римской государственности и испытывала на себе ее влияние, в то время как древнеримская философия вырастала на идеях и традициях древнегреческой); таким образом, древнегреческая и древнеримская философия в целом называется античной;

- влияние на античную философию традиций и идей философии покоренных народов (Востока, Северной Африки и др.);

- близость философии, философов и государственных институтов (Сенека воспитывал римского императора Нерона, Марк Аврелий сам являлся императором);

- небольшое внимание к проблемам окружающей природы;

- повышенное внимание к проблемам человека, общества и государства;

- расцвет эстетики (философии, предметом которой были мысли и поведение человека);

- расцвет стоической философии, сторонники которой видели высшее благо и смысл жизни в максимальном духовном развитии личности, учености, уходе в себя, безмятежности (атараксии, то есть невозмутимости);

- преобладание идеализма над материализмом;

- все более частое объяснение явлений окружающего мира волей разных богов;

- повышенное внимание к проблеме смерти и загробной жизни;

- рост влияния на философию идей христианства и раннехристианских ересей;

- постепенное слияние античной и христианской философий, их превращение в средневековую теологическую философию.


В целом древнегреческая (античная) философия имеет следующие особенности:

- • материальной основой расцвета данной философии был экономический расцвет полисов (торгово-ремесленных городских центров);

- древнегреческая философия была оторвана от процесса материального производства, философы являлись представителями аристократии, не отягощенной физическим трудом и претендующей на духовное и политическое руководство обществом;

- стержневой идеей древнегреческой философии являлся космоцентризм (страх и преклонение перед Космосом, проявление интереса прежде всего к проблемам происхождения материального мира, объяснению явлений окружающего мира);

- на поздних этапах - смешение космоцентризма и антропоцентризма (в основе которого были проблемы человека);

- допускалось существование богов;

- древнегреческие боги были частью природы и близки людям;

- человек не выделялся из окружающего мира, однако был центральной частью природы, прообразом Космоса;

- были заложены два направления в философии - идеалистическое («линия Платона») и материалистическое («линия Демокрита»), причем данные направления поочередно доминировали.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: