Философия Платона

1. Платон (427-347 гг. до н.э.) - крупнейший философ Древней Греции, ученик Сократа, основатель собственной философской школы - Академии, основоположник идеалистического направления в философии.

Платон - первый древнегреческий философ, оставивший после себя ряд фундаментальных философских произведений, наиболее важными из которых являются «Апология Сократа», «Парменид», «Горгий», «Федон», «Государство», «Законы».

Большинство произведений Платона написано в форме диалогов.

2. Платон является основателем идеализма. Главными положениями его идеалистического учения являются следующие:

- весь мир является отображением чистых идей (эйдосов);

- поэтому материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование;

- окружающий мир («мир вещей») также временен и изменчив, и в действительности не существует как самостоятельная субстанция;

- реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы);

- чистые (бестелесные) идеи истинны, вечны и постоянны;

- любая существующая вещь является всего лишь материальным отображением первоначальной идеи (эйдоса) данной вещи (например, кони рождаются и умирают, но они лишь являются воплощением идеи коня, которая вечна и неизменна, и т.д.);

3. Также Платон выдвигает философское учение о триаде, согласно которому все сущее состоит из трех субстанций:

- «единого»;

- «ума»;

- «души».

«Единое»:

- является основой всякого бытия;

- не имеет никаких признаков (ни начала, ни конца, ни частей, ни целостности, ни формы, ни содержания, и т.д.);

- есть ничто;

- выше всякого бытия, выше всякого мышления, выше всякого ощущения;

- первоначало всего - всех идей, всех вещей, всех явлений, всех свойств (как всего хорошего с точки зрения человека, так и всего плохого).

«Ум»:

- происходит от «единого»;

- разделен с «единым»;

- противоположен «единому»;

- является сущностью всех вещей;

- есть обобщение всего живого на Земле.

«Душа»:

- подвижная субстанция, которая объединяет и связывает «единое - ничто» и «ум - все живое», а также связывает между собой все вещи и все явления;

- также согласно Платону душа может быть мировой и душой отдельного человека;

- при гилозоическом (одушевленном) подходе душу могут иметь также вещи и неживая природа;

- душа человека (вещи) есть часть мировой души;

- душа бессмертна;

- при смерти человека умирает только тело, душа же, ответив в подземном царстве за свои земные поступки, приобретает новую телесную оболочку;

- постоянство души и смена телесных форм - естественный закон Космоса.

4. Касаясь гносеологии (учения о познании), Платон исходит из созданной им идеалистической картины мира:

- поскольку материальный мир является всего лишь отображением «мира идей», то предметом познания должны стать, прежде всего «чистые идеи»;

- «чистые идеи» невозможно познать с помощью чувственного познания (такой тип познания дает не достоверное знание, а лишь мнение - «докса»);

- «чистые идеи» можно познать лишь разумом, благодаря высшей духовной деятельности (идеалистическому познанию);

- высшей духовной деятельностью могут заниматься только люди подготовленные - образованные интеллектуалы, философы, следовательно, только они способны увидеть и осознать «чистые идеи».

5. Особую роль в своей философии Платон уделил проблеме государства (что было нетипично для предшественников - «досократиков» Фалеса, Гераклита и др., которые занимались поисками первоначала мира и объяснением явлений окружающей природы, но не общества).

Платон выделяет семь типов государства: идеальное «государство будущего», которого пока не существует и в котором отпадет необходимость в государственной власти и законах, и шесть типов ныне существующих государств.

Среди шести существующих типов Платоном указываются:

- монархия - справедливая власть одного человека;

- тирания - несправедливая власть одного человека;

- аристократия - справедливая власть меньшинства;

- олигархия - несправедливая власть меньшинства;

- демократия - справедливая власть большинства;

- тимократия - несправедливая власть большинства, власть военных вождей, армии.

Поскольку тирания, олигархия и тимократия являются несправедливыми формами государства, а демократия - власть большинства - редко бывает справедливой и, как правило, вырождается в тиранию, олигархию или тимократию, двумя стабильными и оптимальными формами государства могут быть только аристократия и монархия.

6. Также Платон выдвигает собственный план государственного устройства. Согласно данному плану:

- все население государства (полиса) делится на три сословия - философы, воины, работники;

- работники (крестьяне и ремесленники) занимаются грубым физическим трудом, создают материальные блага, могут в ограниченных размерах владеть частной собственностью;

- воины занимаются физическими упражнениями, тренируются, поддерживают в государстве порядок, в случае необходимости - участвуют в военных действиях;

- философы (мудрецы) - разрабатывают философские теории, познают мир, учат, управляют государством;

- философы и воины не должны иметь частной собственности;

- жители государства вместе проводят свободное время, вместе едят (проводят трапезы), вместе отдыхают;

- не существует брака, все жены и дети общие;

- допускается и приветствуется труд рабов, как правило, варваров, захваченных в плен.

В дальнейшем Платон пересмотрел некоторые идеи своего проекта, допустив небольшую частную собственность и личное имущество для всех сословий, однако другие положения данного плана были сохранены.

7. Историческое значение философии Платона в том, что:

- впервые философом оставлено целое собрание фундаментальных произведений;

- положено начало идеализму как крупному философскому направлению (так называемая «линия Платона» - противоположность материалистической «линии Демокрита»);

- впервые глубоко исследованы проблемы не только природы, но и общества - государство, законы и т.д.;

- были заложены основы понятийного мышления, произведена попытка выделить философские категории (бытие - становление, вечное - временное, покоящееся - движущееся, неделимое - делимое и др.);

- была создана философская школа (Академия), просуществовавшая около 1000 лет, где выросли многие видные последователи Платона (Аристотель и др.).

8. Академия Платона - религиозно-философская школа, созданная Платоном в 387 г. в пригороде Афин и просуществовавшая около 1000 лет (до 529 г. н.э.).

Наиболее знаменитыми воспитанниками Академии являлись: Аристотель (учился у Платона, основал собственную философскую школу - Ликей), Ксенокрит, Кратет, Аркесилай, Клитомах Карфагенский, Филон из Ларисы (учитель Цицерона).

Академия была закрыта в 529 г. византийским императором Юстинианом как рассадник язычества и «вредных» идей, однако за свою историю успела добиться того, что платонизм и неоплатонизм стали ведущими направлениями европейской философии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: