1. Платон (427-347 гг. до н.э.) - крупнейший философ Древней Греции, ученик Сократа, основатель собственной философской школы - Академии, основоположник идеалистического направления в философии.
Платон - первый древнегреческий философ, оставивший после себя ряд фундаментальных философских произведений, наиболее важными из которых являются «Апология Сократа», «Парменид», «Горгий», «Федон», «Государство», «Законы».
Большинство произведений Платона написано в форме диалогов.
2. Платон является основателем идеализма. Главными положениями его идеалистического учения являются следующие:
- весь мир является отображением чистых идей (эйдосов);
- поэтому материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование;
- окружающий мир («мир вещей») также временен и изменчив, и в действительности не существует как самостоятельная субстанция;
- реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы);
- чистые (бестелесные) идеи истинны, вечны и постоянны;
- любая существующая вещь является всего лишь материальным отображением первоначальной идеи (эйдоса) данной вещи (например, кони рождаются и умирают, но они лишь являются воплощением идеи коня, которая вечна и неизменна, и т.д.);
3. Также Платон выдвигает философское учение о триаде, согласно которому все сущее состоит из трех субстанций:
- «единого»;
- «ума»;
- «души».
«Единое»:
- является основой всякого бытия;
- не имеет никаких признаков (ни начала, ни конца, ни частей, ни целостности, ни формы, ни содержания, и т.д.);
- есть ничто;
- выше всякого бытия, выше всякого мышления, выше всякого ощущения;
- первоначало всего - всех идей, всех вещей, всех явлений, всех свойств (как всего хорошего с точки зрения человека, так и всего плохого).
«Ум»:
- происходит от «единого»;
- разделен с «единым»;
- противоположен «единому»;
- является сущностью всех вещей;
- есть обобщение всего живого на Земле.
«Душа»:
- подвижная субстанция, которая объединяет и связывает «единое - ничто» и «ум - все живое», а также связывает между собой все вещи и все явления;
- также согласно Платону душа может быть мировой и душой отдельного человека;
- при гилозоическом (одушевленном) подходе душу могут иметь также вещи и неживая природа;
- душа человека (вещи) есть часть мировой души;
- душа бессмертна;
- при смерти человека умирает только тело, душа же, ответив в подземном царстве за свои земные поступки, приобретает новую телесную оболочку;
- постоянство души и смена телесных форм - естественный закон Космоса.
4. Касаясь гносеологии (учения о познании), Платон исходит из созданной им идеалистической картины мира:
- поскольку материальный мир является всего лишь отображением «мира идей», то предметом познания должны стать, прежде всего «чистые идеи»;
- «чистые идеи» невозможно познать с помощью чувственного познания (такой тип познания дает не достоверное знание, а лишь мнение - «докса»);
- «чистые идеи» можно познать лишь разумом, благодаря высшей духовной деятельности (идеалистическому познанию);
- высшей духовной деятельностью могут заниматься только люди подготовленные - образованные интеллектуалы, философы, следовательно, только они способны увидеть и осознать «чистые идеи».
5. Особую роль в своей философии Платон уделил проблеме государства (что было нетипично для предшественников - «досократиков» Фалеса, Гераклита и др., которые занимались поисками первоначала мира и объяснением явлений окружающей природы, но не общества).
Платон выделяет семь типов государства: идеальное «государство будущего», которого пока не существует и в котором отпадет необходимость в государственной власти и законах, и шесть типов ныне существующих государств.
Среди шести существующих типов Платоном указываются:
- монархия - справедливая власть одного человека;
- тирания - несправедливая власть одного человека;
- аристократия - справедливая власть меньшинства;
- олигархия - несправедливая власть меньшинства;
- демократия - справедливая власть большинства;
- тимократия - несправедливая власть большинства, власть военных вождей, армии.
Поскольку тирания, олигархия и тимократия являются несправедливыми формами государства, а демократия - власть большинства - редко бывает справедливой и, как правило, вырождается в тиранию, олигархию или тимократию, двумя стабильными и оптимальными формами государства могут быть только аристократия и монархия.
6. Также Платон выдвигает собственный план государственного устройства. Согласно данному плану:
- все население государства (полиса) делится на три сословия - философы, воины, работники;
- работники (крестьяне и ремесленники) занимаются грубым физическим трудом, создают материальные блага, могут в ограниченных размерах владеть частной собственностью;
- воины занимаются физическими упражнениями, тренируются, поддерживают в государстве порядок, в случае необходимости - участвуют в военных действиях;
- философы (мудрецы) - разрабатывают философские теории, познают мир, учат, управляют государством;
- философы и воины не должны иметь частной собственности;
- жители государства вместе проводят свободное время, вместе едят (проводят трапезы), вместе отдыхают;
- не существует брака, все жены и дети общие;
- допускается и приветствуется труд рабов, как правило, варваров, захваченных в плен.
В дальнейшем Платон пересмотрел некоторые идеи своего проекта, допустив небольшую частную собственность и личное имущество для всех сословий, однако другие положения данного плана были сохранены.
7. Историческое значение философии Платона в том, что:
- впервые философом оставлено целое собрание фундаментальных произведений;
- положено начало идеализму как крупному философскому направлению (так называемая «линия Платона» - противоположность материалистической «линии Демокрита»);
- впервые глубоко исследованы проблемы не только природы, но и общества - государство, законы и т.д.;
- были заложены основы понятийного мышления, произведена попытка выделить философские категории (бытие - становление, вечное - временное, покоящееся - движущееся, неделимое - делимое и др.);
- была создана философская школа (Академия), просуществовавшая около 1000 лет, где выросли многие видные последователи Платона (Аристотель и др.).
8. Академия Платона - религиозно-философская школа, созданная Платоном в 387 г. в пригороде Афин и просуществовавшая около 1000 лет (до 529 г. н.э.).
Наиболее знаменитыми воспитанниками Академии являлись: Аристотель (учился у Платона, основал собственную философскую школу - Ликей), Ксенокрит, Кратет, Аркесилай, Клитомах Карфагенский, Филон из Ларисы (учитель Цицерона).
Академия была закрыта в 529 г. византийским императором Юстинианом как рассадник язычества и «вредных» идей, однако за свою историю успела добиться того, что платонизм и неоплатонизм стали ведущими направлениями европейской философии.