Исторический обзор освоения природных ресурсов и охраны окружающей среды в США

Краткий исторический обзор освоения природных ресурсов и охраны окружающей среды в Соединенных Штатах Америки мы приводим в изложении упомянутого ранее Т. Миллера[1] (С. 71 - 94).

Расширение границ и эксплуатация природных ресурсов (1607 - 1900 гг.). Начав заселять Северную Америку в 1607 г., европейские колонисты поняли, что этот обширный континент обладает огромными ресурсами плодородных почв, древесины, воды, полезных ископаемых, животного и растительного мира, достаточными для обеспечения местных нужд и для вывоза в Европу. Американские поселенцы считали, что необходимо как можно скорее начать осваивать дикую враждебную человеку природу материка, покоряя и переделывая ее. Такой агрессивный настрой привел к хищнической растрате ресурсов и пренебрежению будущими потребностями в них.

После окончания Гражданской войны в 1865 г. правительство США начало уделять особое внимание расширению западных границ страны. Это означало покорение племен коренных американцев, а вместе с тем истребление американских бизонов, создававших трудности при заселении равнинных районов. В конце 1800-х годов охотники в огромных количествах отстреливали цапель, в том числе снежных, и других птиц с экзотическим оперением, которое использовалось для украшения дамских шляпок. До появления европейских поселенцев на равнинных пространствах степей и прерий, а также в лесистой местности обитало до 125 млн. бизонов. Численность американских бизонов была столь огромной, что их стада казались неиссякаемыми. Однако к 1906 г. некогда обширный ареал их распространения сократился до небольшой территории, а сам вид оказался на грани исчезновения главным образом в результате неумеренного отстрела бизонов и утраты их ареала.

Заключительный этап практически полного истребления бизонов относится к периоду после Гражданской войны. Американская армия убивала огромное количество животных — основной источник пищи степных индейцев — с целью подавления этих племен и захвата принадлежавших им земель. С 1870 по 1875 г. в этой бойне ежегодно погибало не менее 2,5 млн. бизонов. К 1890 г. сохранилось только одно стадо с миллионным поголовьем. Охотники за мясом и шкурами начали его преследовать, и спустя два года от него осталось всего 85 особей. Они были помещены в Йеллоустонский национальный парк, где и сохранились до настоящего времени, находясь под защитой изданного в 1893 г. закона, запрещающего убивать зверей в национальных парках.

В 1905 г. шестнадцатью учредителями было создано Американское бизонье общество в целях защиты и восстановления поголовья животных, содержащихся в неволе. В начале 1900-х годов федеральное правительство основало Национальное бизонье ранчо около города Миссула в штате Монтана. С этого времени полудикие стада, пасущиеся здесь на федеральных землях, а также на частных пастбищах повсюду на Западе, охраняются законом. В настоящее время в США насчитывается около 75 тыс. бизонов.

После Гражданской войны начался процесс быстрого освоения пастбищных земель Запада. Правительственная земельная политика поощряла бесплатное использование почти всех федеральных пастбищных земель под любые виды животноводства. Однако к 1900 г. в результате беспрерывного почти в течение 50 лет неумеренного выпаса крупного рогатого скота, овец и лошадей большая часть этих пастбищ серьезно деградировала. Около 80% всех земель в США к 1850 г. находилось в собственности федерального правительства. Большинство этих территорий было отобрано у разных племен коренных американцев, живших на них веками.

К 1900 г. свыше половины земель общественного пользования было передано или продано по низким ценам землеустроительным, железнодорожным, лесопромышленным или горнодобывающим компаниям, властям отдельных штатов, а также школам, университетам и частным лицам. Такая перестройка землевладения при искусственно заниженных ценах на землю стимулировала чрезмерную эксплуатацию лесных, пастбищных и минеральных ресурсов и привела к их значительному истощению. Большая часть земель оказалась в собственности крупных корпораций или спекулянтов.

Природоохранная деятельность первых защитников природы (1832-1870 гг.). В период между 1832 и 1870 гг. в США зародилась обеспокоенность тем, что леса, пастбища и животный мир истощаются с угрожающей быстротой. Первыми об этом заговорили Джордж Кетлин, Гораций Грили, Ральф Уолдо Эмерсон, Фредерик Лоу Олмстед, Чарлз У. Элиот, Генри Дейвид Торо и Джордж Перкинс Марш. Они предложили установить полностью заповедный режим на части не нарушенных человеком земель, находящихся в собственности федерального правительства.

Однако тревожные предостережения либо игнорировались, либо оспаривались многими городскими жителями, в том числе политиками. Они полагали, что леса и животный мир будут существовать вечно и что люди имеют право распоряжаться частными и общественными землями по своему усмотрению.

В 1864 г. ученый и конгрессмен из штата Вермонт Джордж Перкинс Марш опубликовал книгу «Человек и природа», которая помогла законодателям и влиятельным горожанам осознать необходимость охраны природных ресурсов. Марш подверг сомнению представление о том, что ресурсы страны неисчерпаемы, и продемонстрировал взаимосвязь расцвета и гибели древних цивилизаций с хищнической эксплуатацией их природноресурсного потенциала. Он также сформулировал несколько основных принципов рационального природопользования, актуальных и в наши дни.

Роль федерального правительства в охране природных ресурсов (1870-1916 гг.). В конце XIX века природоохранное движение в США окрепло в связи с тем, что многие городские жители и государственные чиновники осознали масштабы потери лесов и истощения животного мира в стране. Участие федеральных органов в природоохранной деятельности впервые отмечено в 1872 г., когда правительство передало свыше 809 тыс. га лесных земель на северо-западе штата Вайоминг Йеллоустонскому национальному парку и запретило там все виды охоты. Конгресс выступил в защиту этих земель главным образом потому, что их природноресурсный потенциал был признан не очень высоким. Тем не менее подобное начинание ознаменовало возникновение первой волны природоохранного движения в Соединенных Штатах.

В 1890 г. Бюро статистики США вслед за историком Фредериком Д. Тернером объявило, что страна обрела свои постоянные географические границы. Это помогло правительственным чиновникам уяснить настоятельную потребность в организации охраны земельных ресурсов, находящихся в федеральной собственности.

В 1891 г. Конгресс принял Закон об охране лесов. Йеллоустонскому лесному резервату первому был придан федеральный статус. Закон предоставлял президенту право устанавливать федеральную собственность на часть лесных земель для удовлетворения будущих потребностей страны в древесине и защиты водных ресурсов. Принятие закона стало поворотным пунктом на пути к установлению ответственности федерального правительства за охрану и рациональное использование общественных земель.

В период с 1891 по 1897 г. президенты США Бенджамин Харрисон и Гровер Кливленд защитили от вырубки сотни тысяч гектаров лесов, расположенных главным образом в западной части страны. Их политические противники, особенно богатые и влиятельные люди на Западе, привыкшие использовать общественные земли в своих интересах, называли эти акции недемократическими и антиамериканскими.

В 1892 г. калифорнийский писатель-натуралист Джон Мьюр основал Клуб Сьерра для оказания помощи в защите общественных земель от хищнической эксплуатации. В начале XX века, однако, темпы вырубки американских лесов все еще превышали темпы естественного лесовозобновления и искусственного облесения.

Более эффективной деятельность по охране лесов и диких животных стала только при президенте Теодоре Рузвельте, который был рьяным защитником природы. Период его правления (1901—1909 гг.) многие называют золотым веком природоохранного движения в стране.

Предпринимая первые шаги в этой области, Т. Рузвельт убедил Конгресс наделить его исполнительной властью в организации природных заповедников диких животных. В 1903 г. он основал первый федеральный природный заповедник на острове Пеликан вблизи восточного побережья Флориды в целях охраны коричневого пеликана, которому грозило исчезновение. Кроме того, Рузвельт увеличил в три раза общую площадь лесных заповедников в США и передал их из подчинения Министерства внутренних дел, известного слабой исполнительной властью, Министерству сельского хозяйства.

В 1905 г. группой частных лиц было основано Национальное Одюбоновское общество по защите животного мира. В тот же год Конгресс учредил Службу лесов США для управления и охраны лесных заповедников. Президентом Службы лесов Т. Рузвельт назначил Джиффорда Пинчота. Пинчот сделал первые шаги в направлении научно обоснованного управления потенциально возобновимыми лесными ресурсами в соответствии с принципами их воспроизводства и многоцелевого использования.

В 1907 г. Конгресс, встревоженный предпринятым Т. Рузвельтом существенным расширением площади лесных заповедников, внес поправки в Закон об охране лесов 1891 г., запрещающие дальнейшее отторжение общественных лесов. В соответствии с поправками заповедники стали называться Национальными лесами, тем самым подразумевалось, что в них не запрещается хозяйственная деятельность. Накануне утверждения поправок Т. Рузвельт установил статус заповедников еще для 6,4 млн. га национальных лесов.

В 1912 г. по решению Конгресса была создана Служба национальных парков США, а через четыре года был принят соответствующий закон об общегосударственной системе этих парков. Закон провозглашал, что государство должно создавать национальные парки с целью защиты и сохранения ландшафтов, животного мира, природных и исторических объектов для народа — его просвещения, отдыха, здоровья и процветания. Парки должны эксплуатироваться так, чтобы их природа осталась неизменной для будущих поколений.

По закону Служба национальных парков была передана в ведение Министерства внутренних дел. Первый директор Службы Стефан Матер подобрал себе команду профессиональных управляющих парками.

В период правления республиканцев в 1921—1933 гг. правительство придавало особое значение использованию ресурсов федеральных земель для поддержки большого бизнеса и содействия экономическому развитию. В соответствии с этими целями Герберт Гувер, который был президентом страны с 1929 по 1933 г., предложил правительству передать федеральные земли в ведение штатов или продать их частным предпринимателям, чтобы они приносили доход. Однако финансовое бремя владения этими землями в период экономического кризиса 1930-х годов оказалось непривлекательным для правительств штатов и частного капитала.

Усиление роли государства в управлении общественными землями и сохранении животного мира (1933— 1960 гг.). Вторая волна национального природоохранного движения возникла в начале 30-х годов ХХ века после того, как президенту Франклину Д. Рузвельту удалось вывести страну из Великой депрессии (1929—1941 гг.). Расширению возможностей для организации охраны природы способствовало и то, что испытывающие финансовые трудности землевладельцы с готовностью продавали правительству по низким ценам крупные земельные наделы.

Для обеспечения занятости двух миллионов безработных Ф. Рузвельт учредил Гражданский корпус охраны ресурсов. Его деятельность заключалась в насаждении лесов, расширении сети парков и мест отдыха, восстановлении заиленных водоемов, организации противопаводкового и противоэрозионного контроля, защите животного мира и проведении других природоохранных мероприятий.

В период экономической депрессии федеральным правительством были построены и введены в эксплуатацию крупные плотины на реках засушливых районов западных штатов, например, плотина Гувера на реке Колорадо. Подобные проекты стимулировали развитие экономики благодаря созданию дополнительных рабочих мест, обеспечению полей водой для орошения, производству дешевой электроэнергии и налаживанию защиты от паводков.

В 1933 г. при Министерстве сельского хозяйства была организована Служба по борьбе с эрозией почв. Ее миссия была связана с решением широкомасштабной проблемы эрозии, разрушившей почвенный покров многих фермерских хозяйств в штатах Великих равнин. Сильная дефляция почв, вызванная продолжительной засухой и отсутствием почвозащитной системы обработки земель, усугубила Великую экономическую депрессию. Большое число разорившихся фермеров со Среднего Запада мигрировало на восток или запад в города в поисках несуществующей работы. В 1935 г. Служба по борьбе с эрозией почв была переименована в Службу охраны почв, и ее первым директором стал Хыо Х. Беннет.

Принятие в 1934 г. Закона Тейлора о выпасе положило начало регулированию выпаса скота на общественных землях, особенно на Западе, где многие десятилетия земли ранчо страдали от перевыпаса. Согласно этому закону, требовалось разрешение на ставший платным выпас на федеральных пастбищах и вводились ограничения на количество выпасаемых животных.

С самого начала скотоводы сопротивлялись вмешательству правительства в давно сложившуюся практику неумеренного использования общественных земель. Начиная с 1934 г. они неоднократно делали попытки приватизировать федеральные земли, чтобы использовать их как пастбища, заниматься лесозаготовками и добычей минерального сырья.

В 1935 г. Поль Б. Сирс опубликовал книгу «Пустыни на марше». В ней он предупреждал, что хищническое использование пастбищ на Западе может превратить большую их часть в пустыню, как это случалось в истории многих цивилизаций прошлого. Это предупреждение, однако, не было услышано.

До принятия в 1976 г. Закона о федеральной земельной политике и управлении земельными ресурсами конгрессмены из западных штатов США выделяли недостаточно средств для финансирования Службы пастбищных земель, которая с 1946 г. стала называться Бюро по управлению государственными и общественными землями. Бюро так и не было полностью укомплектовано кадрами, а руководство не обладало сильной исполнительной властью. В результате продолжалась практика нерационального использования федеральных земель скотоводами, горнодобывающими и лесозаготовительными компаниями.

В соответствии с принятым в 1937 г. Законом о федеральной помощи в восстановлении животного мира (известным также как Закон Питтмана—Робертсона) стал взиматься федеральный налог с продажи ружей и охотничьего снаряжения. Средства от сбора этого налога, составлявшие вкупе с соответствующими фондами штатов свыше 2,1 млн. долларов, давали властям возможность приобрести землю для содержания охраняемых животных (в основном промысловых), проведения научных исследований и повторной интродукции животных в тех районах, где их популяции были истощены.

В период между 1940 и 1960 гг. особых достижений в сфере федеральной природоохранной политики не было из-за трудностей, связанных со второй мировой войной (1941— 1945 гг.) и послевоенным восстановлением экономики. В 1948 г. Соединенные Штаты впервые столкнулись с проблемой опасного загрязнения воздуха в городе Донора (Пенсильвания) в результате мощного выброса вредных веществ металлургическим заводом, выплавляющим сталь, цинк и производящим серную кислоту. Около 6 тыс. жителей из 14-тысячного населения города заболели, а 20 человек умерли. Этот случай заставил усомниться в том, что дымящие заводские трубы, с которыми уже смирились, несмотря на доставляемые ими неудобства, являются символом экономического процветания.

В 1948 г. Вильям Войт в книге «Дорога к выживанию» высказал тревогу в связи с быстрым ростом численности населения, ведущим к перенаселению. В этот же год Фэрфилд Осборн писал о необходимости приложить все усилия для защиты и сохранения природных ресурсов страны в период быстрого экономического подъема, наступившего вслед за окончанием второй мировой войны. Однако до начала 1960-х годов мало кто принимал всерьез подобные предостережения.

Подъем природоохранного движения (1960—1980 гг.). Третья волна природоохранной деятельности началась в период краткого пребывания у власти администрации президента Джона Кеннеди (1961-1963 гг.). Впоследствии при президенте Линдоне Джонсоне (1963-1968 гг.) эта деятельность активизировалась.

В 1962 г. биолог Рэчел Карсон опубликовала книгу «Безмолвная весна». В ней рассматривалась проблема загрязнения атмосферы, водных ресурсов и животного мира в результате широкого применения медленно разлагающихся пестицидов типа ДДТ. Выход книги способствовал расширению концепции охраны природных ресурсов, в которую вошло представление о необходимости сохранения качества воздуха, воды и почвы, находящихся под прессом стремительно растущей национальной экономики. Р. Карсон указывала на то, что «впервые в истории Земли все человеческие существа с момента зачатия до самой смерти подвергаются воздействию вредных искусственных химических соединений». Беспрецедентный отклик общественности на книгу Р. Карсон стал началом того мощного природоохранного движения, которое отличает США в наши дни.

В 1964 г. Конгресс одобрил “Закон о дикой природе”. Он обязывал правительство обеспечивать защиту неиспользуемых общественных земель как части национальной системы территорий дикой природы до тех пор, пока Конгрессом не будет принято решение о необходимости их использования на благо нации. На землях, включенных в эту систему, запрещены все виды хозяйственной деятельности. На них могут практиковаться только некоторые, не приводящие к деградации природы виды рекреации, в частности могут прокладываться пешие маршруты и устраиваться лагерные стоянки.

С 1965 по 1970 г. активно развивающаяся наука экология получила всеобщее признание и широкое освещение в печати. Научно-популярные труды биологов Пауля Эрлиха, Бар-ри Коммонера и Гаррета Хардина, вышедшие в свет в это же время, способствовали осознанию обществом тесных взаимосвязей между ростом населения, использованием ресурсов и загрязнением.

Происшедшие в этот период некоторые события, за которыми следили средства массовой информации, усилили обеспокоенность растущим загрязнением окружающей среды.

- В 1963 г. в результате высокого содержания поллютантов в воздухе Нью-Йорка пострадали тысячи человек, причем около 300 из них погибли.

- В середине 60-х годов поверхность воды в некоторых реках и ручьях оказалась покрытой пеной, попавшей сюда в результате неумеренного использования синтетических моющих средств и других детергентов, не подвергающихся биологическому разложению.

- В 1969 г. возник пожар на загрязненной нефтепродуктами реке Кояхога, протекающей через город Кливленд (Огайо). Пламя, достигавшее высоты пятиэтажного дома, уничтожило два моста.

- В 1969 г. произошла крупная утечка нефти из скважины на шельфе около города Санта-Барбара (Калифорния). Было загрязнено побережье, нанесен урон животному миру.

- В конце 1960-х годов оказалось сильно загрязненным озеро Эри. В нем резко сократилось количество ценных промысловых и непромысловых рыб, много рыбы погибло, а значительную часть пляжей пришлось закрыть.

- В конце 60-х—начале 70-х годов некоторые широко известные виды животных и птиц, включая медведя гризли, американского журавля и белоголового орлана и сапсана, оказались на грани исчезновения в результате загрязнения и утраты их ареалов.

В 1970 г., 22 апреля, в Соединенных Штатах впервые отмечался ежегодный праздник День Земли. Около 20 млн. жителей из двух тысяч населенных пунктов вышли на улицы с требованиями улучшения экологической обстановки. Избиратели обратились к высшим государственным чиновникам с обращением.


Глава 5. Теоретическая база учения об охране окружающей среды -
концепция устойчивого развития

В последние десятилетия мировое сообщество озабочено состоянием и перспективами деградации окружающей среды и истощения природных ресурсов. Развитие мировой экономики и возрастающее в связи с этим негативное антропогенное воздействие на биосферу привело к пониманию стоящих перед человечеством глобальных проблем и объединению усилий правительств, политиков, ученых, общественных деятелей и предпринимателей в поисках путей их решения. В эти годы появились всевозможные теории, концепции и сценарии развития цивилизации, такие как теория “золотого миллиарда”, концепция устойчивого развития, техносферный, ноосферный и ноосферно-технологический сценарии развития и др. Наиболее популярной и обоснованной является концепция устойчивого развития.

Начало широкому международному сотрудничеству по проблемам окружающей среды и появлению концепции устойчивого развития положила Стокгольмская конференция, состоявшаяся в 1972 году. В этой конференции участвовало более 100 стран. Из социалистических стран в конференции приняла участие только Румыния, так как остальные страны вместе с Советским Союзом отказались от участия в ней, поскольку Западные страны исключили из числа участников Германскую Демократическую республику. Конференция уделила основное внимание, во-первых, влиянию человека на окружающую среду, контролю загрязнения и охране ресурсов, во-вторых, социально-экономическому развитию.

После Стокгольмской конференции был проведен ряд других международных совещаний и конференций, на которых было принято несколько концепций, направленных на защиту окружающей среды, созданы новые международные организации. Так, на конференции ООН, проходившей в 1979 году в Женеве, была подписана “Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния”. В 1981 г. был создан Всемирный центр мониторинга охраны природы, основной целью которого является формирование баз данных по видам растений и животных, находящихся под угрозой исчезновения, по охраняемым территориям и участкам международного значения, по международной торговле дикими животными и др. В 1983 году при ООН была создана Всемирная комиссия по окружающей среде и развитию (ВКОСР). Ее председателем стала премьер-министр Норвегии Гру Харлем Брутланд. В 1987 году был опубликован доклад “Наше общее будущее” [17]. С момента опубликования “Доклад Брутланд” приобрел ключевое значение для планирования природоохранной политики. Именно сформулированные в этом докладе понятия об устойчивом развитии и пути решения проблем выживания человечества впоследствии стали называть концепцией устойчивого развития.

Окончательно концепция устойчивого развития была принята на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 году. Эта конференция, названная ”Earth Summit”, представляла собой Всемирное совещание на высшем уровне, в котором приняли участие главы 114 государств, дипломаты из 178 стран и представители более 1600 неправительственных организаций. На конференции был принят ряд важных документов [17], в том числе “Повестка дня XXI века”, “Декларация об окружающей среде и развитию”, “Принципы рационального использования, сохранения и освоения лесов”. Кроме того, на Конференции большинством государств, в том числе и Россией, были подписаны “Конвенция о биологическом разнообразии” и рамочная “Конвенция об изменении климата”. В “Декларации” и “Повестке” были сформулированы основные положения и принципы концепции устойчивого развития и намечены пути их реализации. Основной смысл концепции устойчивого развития заключается в создании условий, обеспечивающих удовлетворение потребностей сегодняшнего поколения и не ставящих под угрозу возможности будущих поколений в удовлетворении их потребностей. После конференции в Рио-де-Жанейро концепция устойчивого развития стала активно разрабатываться во всех странах и за сравнительно короткий отрезок времени стала новой теоретической базой охраны окружающей среды.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: