Глава 15. Зарубежный опыт правовой охраны окружающей среды

В мире около 200 государств, из которых 185 являются членами Организации Объединенных Наций.

Принято выделять группы государств по географическому положению, по уровню и характеру социально-экономического развития: западные и восточные (евроазиатские), северные (развитые) и южные (развивающиеся) страны.

Государства, являющиеся членами ООН, сгруппированы в восемь регионов, учитывающих как физико-географические, так и политические общности: Африка (52 государства), Центральная и Южная Америка (20), Северная Америка и Карибские острова (15), Восточная Азия (22), Западная Азия (14), Австралия и Океания (11), Восточная Европа (24), Западная Европа (27).

В каждом государстве есть своя правовая система, сформировавшаяся постепенно в ходе исторического процесса в соответствии с потребностями регулирования общественных отношений. Именно в соответствии с этими потребностями в правовых системах государств мира в течение двух-трех десятилетий по мере осознания жизненно важного значения экологической проблемы стало постепенно складываться экологическое право. В некоторых странах оно достигло относительно высокого уровня развития и уже признается частью национальной правовой системы - новой отраслью наряду с традиционными отраслями права.

Со времени Стокгольмской конференции ООН по окружающей человека среде (1972 г.) наблюдается поистине стремительное увеличение числа национальных законов и подзаконных нормативных актов, посвященных охране окружающей среды и регулированию природопользования, а также сохранению особо ценных экологических систем и природных объектов. Более 100 государств - членов ООН приняли комплексные законы об охране окружающей среды, регламентирующие политику и принципиальные юридические положения в экологической сфере. Появились законы и подзаконные нормативные акты, определяющие порядок планирования охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, нормирования, лицензирования и стандартизации, экологической экспертизы и инспектирования. В некоторых странах - Колумбия, Сенегал, Филиппины появились даже экологические кодексы (в России такой кодекс приняла Республика Башкортостан). Более 100 государств образовали и развивают ясно выраженные административные системы экологического управления, возглавляемые министерствами или аналогичными государственными органами по охране окружающей среды и регулированию природопользования.

Стремительно реформируются и развиваются системы экологического права и управления в странах Содружества Независимых Государств (СНГ) - международного объединения одиннадцати бывших союзных республик Союза ССР. Каждое из этих государств, как и Российская Федерация, переживает переходный период своей истории. Когда прежние общесоюзные законы в области регулирования природопользования и охраны окружающей среды частично отменены или фактически утратили силу, а частично оставлены действующими в той мере, в какой они не противоречат конституциям и другим новым законам независимых государств, необходимо дальнейшее совершенствование и адаптация экологического права к новым условиям.

По своему содержанию новые правовые нормы не изменились столь радикально. Многие верные по существу и испытанные на практике правовые положения продолжают действовать: разрешительный порядок природопользования, нормирование выбросов и сбросов, учет, контроль и ответственность и др.

Вместе с тем страны СНГ по-своему решают вопрос о собственности на землю и другие компоненты природной среды. Некоторые из них сохранили исключительную государственную собственность на природные ресурсы, считая, что это вполне совместимо с частным предпринимательством. Конституции Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Узбекистан содержат положения, закрепляющие все природные ресурсы в государственной собственности. Конституции Туркменистана и Беларуси вопрос о собственности оставляют открытым, указывая лишь на необходимость рационального использования и охраны природных ресурсов.

Во всех конституциях стран СНГ зафиксировано право граждан на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права.

Большинство стран СНГ приняли комплексные законы об охране окружающей среды, отличающиеся высокой степенью деятельности. Взаимосвязано с ними действуют также фундаментальные законы или кодексы, регулирующие использование и охрану отдельных компонентов природы - земли, атмосферного воздуха, недр, вод, лесов, животного мира. Издается также огромное число подзаконных нормативных актов. Развиваются специальные направления правового регулирования, в частности, введение охранного режима территорий, пораженных радиоактивным загрязнением в результате аварии 1986 г. на Чернобыльской АЭС (Украина, Беларусь) и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (Казахстан).

В целом можно отметить, что содержание экологического законодательства стран СНГ пока что имеет больше сходств, чем различий, и практика заимствований законотворческих положений с ориентировкой на Россию, существующая во времена Союза ССР, продолжается в силу исторической инерции.

В отличие от стран СНГ экологическое законодательство развитых капиталистических государств (страны Западной Европы, США, Канада, Япония) далеко не однородно, что связано с их географическим положением, размерами территории, традициями национальной культуры.

Соединенные Штаты Америки - одна из наиболее экономически развитых стран. Интенсивное экономическое развитие повысило уровень жизни населения и вместе с тем увеличило антропогенную нагрузку на природную среду. В этих условиях американское право постепенно реформируется и идет по пути образования комплексной отрасли, направленной на реализацию модели экологически безопасного экономического развития. Источниками экологического права выступают законы, именуемые статусами, и подзаконные нормативные акты. Наряду с этим действуют и нормы общего права.

Развитие экологического законодательства США продолжатся уже больше столетия, однако новый рывок в его формировании произошел в шестидесятые и семидесятые годы, когда особо интенсивно развивается законодательство об охране природных сред от загрязнения. Первоначально, еще в 1948 и 1955 годах, были приняты соответственно федеральные законы об охране вод и атмосферного воздуха от загрязнения. В 1970 и 1972 годах в них были внесены наиболее радикальные поправки, включившие в механизм стандартизации и разрешительный порядок выбросов и сбросов, а также усилившие государственный экологический контроль за хозяйственной деятельностью. В последующие годы оба закона претерпели еще немало изменений, опять же в сторону ужесточения мер охраны природной среды.

В связи с этим в кругах американских специалистов возникла критика этого направления, поскольку экологическое законодательство на их взгляд стало громоздким, создающим трудности в его выполнении и контроле. Также существует мнение о чрезмерной строгости экологических норм, ограничивающих развитие экономики и поэтому нуждающихся в ослаблении.

Нормы общего права - это юридически значимые принципы, доктрины и теории права. Несмотря на их древнее происхождение, многие из них используются и поныне для защиты экологических интересов граждан.

Система государственного экологического управления в США является довольно сложной. На федеральном уровне в структуре органов исполнительной власти имеется Агентство по охране окружающей среды, отвечающее за предотвращение и устранение загрязнения. Оно состоит из центрального аппарата и 10 региональных отделов, действующих в различных городах независимо от штатных властей и местных органов. В каждом из пятидесяти штатов действуют свои Агентства по охране окружающей среды, подчиняющиеся только губернатору штата. Помимо этого, вопросы охраны отдельных компонентов природной среды, обеспечение рационального природопользования, управления особо охраняемыми природными объектами входят в компетенцию Министерства торговли, Министерства транспорта, Атомной регулирующей комиссии. Управление земель и природных ресурсов входит в систему Министерства юстиции США.

Таким образом, в Соединенных Штатах на сегодня не существует консолидированной системы государственного экологического управления, которая бы наилучшим образом отвечала принципу единства природы.

Правовая охрана окружающей среды в Японии представляет собой другой тип организации. После второй мировой войны в Японии была принята схема развития экономики “любой ценой”, что привело к разнообразным вредным экологическим последствиям. С введением в 1947 г. новой Конституции Японии ответственность за принятие мер по защите окружающей среды была возложена на местные органы управления. С начала 50-х годов в ряде законов было предусмотрено, что вопросы национального развития и охраны окружающей среды должны решаться взаимосвязано. Этот принцип нашел отражение в Законе об охране окружающей среды 1967 г. Однако принятие этого закона не спасло от серьезных конфликтов. В конце 60-х и начале 70-х годов суды удовлетворили несколько исков о возмещении вреда, причиненного в результате повреждения здоровья вследствие загрязнения окружающей среды. Это известное дело о “болезни Минамото”, когда сбросы предприятий привели к отравлению людей метилом и ртутью, “итай-итай”, - отравление кадмием, возникшее в результате загрязнения воздуха выбросами нефтехимического комплекса в городе Иккаити.

Под воздействием этих событий в 1970 г. в Японии было принято сразу 14 законов экологического характера. В 1971 г. образовано Управление по охране окружающей среды с обширными административными полномочиями. В 1972 г. пересмотрен Закон об охране окружающей среды, включавший наряду с вопросами загрязнения также иные формы охраны природных сред, включая особо охраняемые природные объекты.

Экономически развитые государства Западной Европы продолжают участвовать в процессе европейской интеграции, которая охватывает и область охраны окружающей среды. Большинство стран в настоящее время объединены в Европейский союз, хотя наряду с ним действует Совет Европы, Европейская экономическая комиссия ООН, Европейский банк реконструкции и развития и некоторые другие объединения. В рамках Европейского союза проводится большая работа по гармонизации экологического законодательства стран-членов в сочетании с прямым регулирующим воздействием законодательства ЕС.

Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии является примером страны, где установилось мягкое, либеральное правовое регулирование охраны окружающей среды и использования природных ресурсов. Здесь нет кодифицированного права окружающей среды или даже нормативного акта, который мог бы быть положен в его основу. Экологическое законодательство состоит из большого числа законов и подзаконных нормативных актов, посвященных охране отдельных элементов природной среды. Система государственных органов управления возглавляется Министерством охраны окружающей среды, образованном в 1970 г. Оно выполняет в основном координационные функции и обеспечивает общее политическое руководство, не прибегая к прямому администрированию. Функции оперативного управления, контроля и применения права выполняют чаще всего органы местной власти.

Другой тип организации правового регулирования и управления в области социальной экологии представляет собой Германия. Это - федеративное государство, состоящее из 16 субъектов Федерации - федеральных земель и имеющее соответственно три уровня правового регулирования и государственного управления - федеральный, субъектов Федерации и местный.

Законодательство по правовому режиму земель, вод, недр, лесов и других растительных ресурсов, животного мира, природных ландшафтов и особо охраняемых природных территорий издается и применяется главным образом государственными органами федеральных земель. На федеральном же уровне одним из общих законов экологического характера является Закон об охране природы и ландшафтном планировании 1976 г. Кроме того, действует Закон об эмиссиях 1974 г., о защите от авиашума 1971 г., о химикалиях 1990 г. и некоторые другие. Особенностью германской правовой практики является особое отношение к экологическому обучению производственного персонала: по действующему законодательству ни один специалист не может быть допущен к должности инженера, если он не сдал экзамен по экологии.

Государственное управление в Германии возложено, главным образом, на федеральное Министерство охраны окружающей среды и радиационной безопасности. В федеральных землях также действуют министерства по охране окружающей среды.

Что касается других экономически развитых капиталистических государств Западной Европы, то они располагают такими системами права и управления, которые считаются достаточными для решения экологических задач в конкретных условиях. Во всех капиталистических странах большое внимание уделяется государственной организующей деятельности, разрабатываются и осуществляются национальные и местные планы, программы и стратегии охраны окружающей среды. Осуществляется контроль, применяются меры ответственности, поощряется участие общественности в правовой охране окружающей среды.

В регионе Восточной Европы за последние годы произошли большие изменения. Распались Чехословакия, Социалистическая Республика Югославия и Советский Союз. В ходе так называемых рыночных реформ возникла политическая дестабилизация, разрушена экономика и социальные институты, которые обеспечивали относительно высокий уровень жизни населения. Вследствие этого эти страны сами себя провозгласили странами с переходной экономикой, которую можно определить где-то между развитыми и развивающимися странами. В качестве приоритетных проблем в странах признаются и, вероятно, будут признаваться в течение какого-то многолетнего периода в будущем не экологические, а политические и экономические проблемы. Об экологических проблемах официально продолжают говорить как о важных, используя их в популистских целях и мало что предпринимая на самом деле.

Законодательство об охране окружающей среды в странах, которые по крайней мере сохранили свое территориальное единство (Болгария, Польша, Венгрия, Румыния), в основном сохраняет свое прежнее содержание. Следует отметить, что законодательство, принятое еще в прежнее время, отличается комплексным подходом к использованию природных ресурсов, сохранению качества окружающей среды и социально-экономическому развитию. Оно сформировалось уже на высоком уровне культуры и юридической конструктивности. Продолжают действовать фундаментальные законы об охране окружающей среды, принятые в 1973 (Румыния), 1976 (Венгрия), 1980 (Польша) и 1989 годах (Болгария), а также многие частные законы, касающиеся регулирования использования и охраны вод, атмосферного воздуха, недр, животного мира, особо охраняемых природных территорий.

За последние годы появились новые законодательные и подзаконные нормативные акты, которые необходимы для согласования мер охраны окружающей среды с условиями рыночной экономики. Такими, к примеру, являются законы об охране окружающей среды Словении и Хорватии, получившие одобрение на Конференции ООН по окружающей среде и развитию (1992 г.), которые учитывают и потребности рыночной экономики и новые взгляды в области устойчивого развития. Они подготовлены в значительной мере по образцу модельного акта по охране окружающей среды, который сначала распространялся как проект, а затем 22 февраля 1995 г. утвержден Советом Европы, получив статус рекомендательного правового акта.

Согласно Закону об охране окружающей среды Словении 1993 г. установлена исключительная государственная собственность на природные ресурсы, которые могут предоставляться заинтересованным лицам и организациям в пользование. Регулирование процессов развития, любых видов деятельности должно основываться на поддержании баланса между потребностями развития и сохранением качества окружающей среды. В соответствии с указанным Законом при удовлетворении потребностей живущих людей должны учитываться также потребности будущих поколений.

Однако в странах Восточной Европы, как и в других странах мира, тревожной и трудно решаемой проблемой остается обеспечение выполнения законов. Поэтому большое внимание уделяется государственно-организаторской деятельности - планированию, лицензированию природопользования, учету и контролю за выполнением экологических требований. Во всех странах Восточной Европы эти функции входят в обязанности органов исполнительной власти. Здесь существуют министерства охраны, наделенные достаточными административными полномочиями.

В более чем ста развивающихся странах, как и во всем мире, начало интенсивного развития правовой охраны окружающей среды и современного правового регулирования природопользования связано с решениями Стокгольмской конференции ООН по окружающей человека среде (1972 г.). Руководствуясь этими решениями, органы этих государств по своей инициативе и при поддержке международных организаций приняли долгосрочные планы, стратегии, программы, провозглашающие государственную экологическую политику, определяющие пути развития законодательства и организационно-правовых механизмов.

В ряде развивающихся стран (например, Алжир, Венесуэла, Индия, Индонезия, Китай, Перу, Чили, Шри-Ланка, Эквадор) положения, касающиеся охраны окружающей среды и обеспечения рационального природопользования, отражены в конституциях. В конституциях решаются вопросы собственности на природные ресурсы, сформулированы общие обязанности правительств охранять природную среду, провозглашены права граждан на жизнь в благоприятной окружающей среде и на компенсацию экологического вреда, предусматривается участие населения и общественных организаций в экологическом управлении и инспекционном контроле.

Детальное правовое регулирование обеспечивается при помощи необыкновенно возросшего числа законов и подзаконных актов, решающие общие и частные проблемы экологического характера. Исключительный интерес представляют попытки всеобъемлющей кодификации экологического законодательства. Таким примером является Колумбийский кодекс по возобновляемым природным ресурсам и охране окружающей среды 1978 г., который является уникальным в силу своего объема (340 статей) и обстоятельного характера правовых норм. Содержание кодекса охватывает все элементы природной среды, за исключением минеральных ресурсов, для которых издан самостоятельный закон, и все виды антропогенных воздействий на природу, за исключением удаления отходов и использования химических веществ, что отнесено к содержанию Кодекса охраны здоровья населения, изданного в 1978 г. Сходные кодексы приняты в Республике Филиппины и Республике Сенегал.

В большинстве развивающихся стран действуют обобщающие законы об охране окружающей среды и регулировании природопользования, которые, не будучи кодексами по форме, по существу играют роль заглавных правовых актов в отраслях экологического законодательства. Таким является Закон о качестве окружающей среды Малайзии 1974 г., содержащий только принципы охраны окружающей среды и регулирования природопользования. Конкретные нормы процессуального и материального характера содержатся в специальных законах об охране отдельных природных ресурсов и объектов.

Высокой степенью консолидации отличается федеральный закон Мексиканских Соединенных Штатов 1982 г. “Об охране окружающей среды”, касающийся большинства экологических проблем. Все другие акты официально признаются дополнениями к данному закону. Это, например, закон о здравоохранении, о водах. Выполнение закона возлагается на Министерство развития и экологии, которое наделено широкими нормотворческими и организационно-административными полномочиями. Следует заметить, что основная масса природных ресурсов является государственной собственностью, а правовыми формами использования являются концессии, аренда, возмездное пользование. Государство вправе реквизировать природные объекты, находящиеся в частной собственности, в интересах Нации.

Характеризуя правовую охрану природной среды в развивающихся странах, следует отметить, что усиливается вмешательство государства в экономику, начиная с установления экологических нормативов и требований и кончая строгим контролем за их реализацией. Наиболее широко распространенным методом государственного регулирования является прочно утвердившаяся на практике разрешительная система, то есть санкционирование государственными органами при помощи лицензий и сертификатов как потенциально вредных видов деятельности, так и изготовления потенциально опасной продукции. Важным условием лицензирования является соблюдение определенных экологических стандартов.

Важным новшеством для экологического законодательства развивающихся стран является институт оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС). В большинстве стран требования ОВОС являются обязательными и через эту процедуру должны проходить все крупные проекты. Однако внедрение в практику ОВОС встречает затруднения, поскольку она довольно часто превращается в бюрократическую процедуру, против которой обосновано выступают предприниматели.

Большое значение при организации защиты окружающей среды придается укреплению и развитию административных структур. После Стокгольмской конференции в 124 развивающихся странах образованы министерства и эквивалентные им правительственные учреждения по вопросам охраны окружающей среды и регулирования природопользования.

Нередко функции экологического управления объединяются в одном министерстве или ведомстве с функциями управления в других областях, например, здравоохранении (Аргентина, Багамские острова, Ирак), сельском и лесном хозяйстве (Алжир, Ангола, Мадагаскар, Тунис), городском развитии (Бразилия, Китай), образовании (Республика Мальта), энергетики (Эквадор) и т.д.

Таким образом, необходимо отметить, что в развивающихся странах прошел в основном процесс первоначального формирования административных структур в области экологического управления, который по сути дела носил случайный характер. Поэтому здесь еще предстоит оценить и, видимо, переоценить и перестроить сложившиеся системы с учетом принципа разделения эксплуатационных и контрольно надзорных функций, чтобы добиться более высокой эффективности управления и регулирования процессов, направленных на защиту природной среды.


ЛИТЕРАТУРА

1. Тайлер Миллер. Жизнь в окружающей среде.

2. Охрана природы России./ Под ред. профессора А. А. Иноземцева. - Воронеж, Изд-во Воронежского университета, 1981. - 136 с.

3 Реймерс Н. Ф., Штильмарк Ф. Р. Особо охраняемые территории. М., 1978.

4. А. Д. Урсул, В. А. Уледов. Государство и экология. Москва, РАГСМ, 1996. - 148 с.

5. С. И. Забелин. Природоохранное движение в России до и после перестройки/ В кн. Россия в окружающем мире: 1998. (Аналитический ежегодник). Отв. ред. Н. Н. Марфенин/ Под общей редакцией: Н. Н. Моисеев, С. А. Степанов. - М.: Изд-во МНЭПУ, 1998. - 316 с.

6. О. Н. Яницкий. Экологическое движение в России. Критический анализ. - М.: 1996. - 216 с.

7. Зайцева О. Г. Международные межправительственные организации. М., 1983.

8. Моравецкий В. Функции международной организации. М., 1979.

9. Морозов Г.И. Международные организации. Некоторые вопросы теории. М., 1969.

10. Шармазанашвипи Г. В. Международные межправительственные организации. М 1979.

11. Шибаева Е. А. Право международных организаций. Ì 1986.

12. Мартене Ф.Ф. Современное международное право цивилизованных народов. Т. 1. М, 1996. С

13. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды и природных ресурсов. Справочное пособие./ Автор и составитель Е. А. Выстробец. - М.: Изд-во МНЭПУ, 2000. - 80 с.

14. А. Г. Трусов. Международное экологическое право. (Международное право окружающей среды). Учебно-методическое пособие. - М., Изд-во МНЭПУ, 1999. - 84 с.

14. Положение о Государственном комитете Российской Федерации по охране окружающей среды. Утверждено Постановлением Правительства РФ № 643 от 26 мая 1997 г.

15. Г. М. Добров, Р. А. Перелет. НТР и природоохранная политика. -Киев, Наукова думка, 1986. - 150 с.

16. В. В. Соколов. Очерки истории экологической политики России. - СПб., Изд-во УИФ., 1994. - 116 с.

17. Программа действий. Повестка дня на XXI век и другие документы конференции в Рио-де-Жанейро в популярном изложении. Женева: Центр “За наше общее будущее”, 1993. Х. - 70 с.

18. Наше общее будущее. Доклад международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР). Пер. с англ./ Под ред. С. А. Евтеева и Р. А. Перелета. -М.: Прогресс, 1989. -376 с.

19. Концепция устойчивого развития Российской Федерации.

20. Д. Вайнер (Уинер). Экология в советской России; Архипелаг свободы: последние десять лет./ Пер. с англ. -М.: 1992.

21. Фешбах М., Френдли - мл. А. Экоцид в СССР: Здоровье и природа на осадном положении. /Пер. с англ. - М.: 1992.

22. В. В. Петров. Экологическое право России.

23. Колбасов О. С. Экология: политика - право. - М.: 1976

24. Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды в Российской Федерации в 1995 году. - М.: “ЭКОС-информ”, 1996. - 451 с.

25. Г. В. Бергстрем. Природоохранная политика и сотрудничество в Балтийском регионе. Пер. с англ. - СПб.: Гидрометеоиздат, 1997. - 36 с.

26. Н. Н. Моисеев. Мировое сообщество и судьба России. - М.: Изд-во МНЭПУ, 1997. -272 с.

27. А. А. Григорьев. Экологические уроки прошлого и современности. - Л.: Наука, 1991. - 252 с.

28. Б.В. Ерофеев. Экологическое право. М.: Новый Юрист, 1998. - 688 с.

29. Б.В. Ерофеев. Экологическое право России. М.: 1995.

30. Г.П. Серов. Правовое регулирование экологической безопасности при осуществлении промышленной и иных видов деятельности. - М.: Изд-во Ось-89, 1998.

31. О.С. Колбасов. Международно-правовая охрана окружающей среды. - М.: Международные отношения, 1982.

32. Мировая охрана природы. Отчет акад. И. П. Бородина о командировке в Берн на Конференцию по международной охра­не природы, с. 5—6.

33. Мировая охрана природы. Отчет акад. И. П. Бородина о командировке в Берн на Конференцию по международной охра­не природы, с. 5—6.

34. См. Doc. UN L/Res/1831/XVII.

35. Колбасов О. С. Экология: политика — право. М., 1976.

36.Симпозиум ЕЖ по вопросам окружающей среды. Труды и документы. Нью-Йорк, 1971.

37. Иванченко Н. С. Природоохранительный аспект в междуна­родно-правовой проблеме разоружения. — Вестник Ленинградско­го университета, 1980, № 11, с. 67.

38. Доклад Конференции Организации Объединенных Наций по проблемам окружающей человека среды. Стокгольм, 5-16 июня 1972 года. Нью-Йорк, 1973.

39. Ананичев К. В. Проблемы окружающей среды, энергии и природных ресурсов. Международный аспект. М., 1974, с. 120.

40. Материалы XXV1 съезда КПСС, с. 15.

41. Kiss A. Ch. Survey of Current Developments in International Environmental Law. Morges, 1976, p. 25.

42. Kiss A. Ch. La protection internationale de 1'environment. P., 1977, p. 34.

43. Doc. А/Conf. 48/5.

44. См. Лобанов Л. Указ. соч., с. 70.

45. Ананичев К. В. Указ. соч., с. 120—121.

46. Резолюция ГА ООН 3004 (XXVII) от 15 декабря 1972 г. 5 июня 1981 г., например, состоялись традиционные собрания на­учной общественности совместно с представителями государст­венных органон и природоохранительных организаций в Москве, Киеве, Минске и других городах. Обсуждались доклады о со­стоянии охраны природы и мерах по ее усилению. Состоялись специальные передачи по радио и телевидению. Газеты опубли­ковали статьи и информации природоохранительного характера (например, в “Правде” статья председателя Президиума Цент­рального совета Всероссийского общества охраны природы ака­демика ВАСХНИЛ В. И. Виноградова, в “Известиях” — статья акад. Е. К. Федорова).

47. Strong М. F. New Journey of Hope. Environment, p. 21. Правда, 1978, 17 мая.

48. Моравецкий В. Функции международной организации. Под ред. Г. И. Морозова. М., 1976, с. 49; Международное право. Под ред. Г. В. Игнатенко и Д. Д. Остапенко. М., 1978, с. 290.

49. Программа Организации Объединенных Наций по окружаю­щей среде. М., 1979, с. 32.


ОГЛАВЛЕНИЕ

РАЗДЕЛ 1. ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ........................................................................................................ 4

Глава 1. Охрана природы в России и за рубежом.............................................................. 4

1.1. Краткая история природопользования......................................................................... 6

1.2. Развитие охраны природы в России............................................................................ 14

Глава 2. История охраны природы в СССР и России...................................................... 19

2.1. Государственные природоохранные организации..................................................... 19

2.2. Общественные природоохранные организации......................................................... 23

Глава 3. Международные природоохранные и экологические организации.......... 34

Глава 4. Развитие охраны природы в зарубежных странах.......................................... 72

4.1. Исторический обзор освоения природных ресурсов и охраны окружающей среды в США 72

Глава 5. Теоретическая база учения об охране окружающей среды - концепция устойчивого развития................................................................................................................................... 83

5.1. Основные положения концепции устойчивого развития.......................................... 85

5.2. Концепция устойчивого развития России.................................................................. 91

РАЗДЕЛ II. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА.................................................................. 98

Глава 6. Экологическая политика России...................................................................... 98

6.1. Экологическая политика в СССР до 60-х годов........................................................ 98

6.2. Экологическая политика в СССР в период 60-90-х годов....................................... 103

6.3. Природоохранная политика после 1990 года.......................................................... 109

6.4. Природоохранное и экологическое воспитание и образование.............................. 120

Глава 7. Экологическая политика в Балтийском регионе........................................ 127

Глава 8. Экологическая политика США........................................................................ 136

8.1. Внутренняя экологическая политика........................................................................ 136

8.2. Геополитика в отношении развивающихся стран и России.................................. 144

РАЗДЕЛ III. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ 149

Глава 9. Понятие об экологическом праве................................................................... 152

Глава 10. Правовые принципы и способы охраны окружающей среды................... 162

Глава 11. Метод правового регулирования экологического права........................ 173

Глава 12. Развитие и совершенствование российского экологического законодательства 178

Глава 13. Система государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды в Российской Федерации....................................................................................... 194

Глава 14. Механизм реализации экологического права............................................ 202

Глава 15. Зарубежный опыт правовой охраны окружающей среды......................... 209

ЛИТЕРАТУРА......................................................................................................................... 221


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: