Задания для самостоятельной работы во время подготовки к занятию. 4.1. Перечень основных терминов, параметров, характеристик, которые должен усвоить студент при подготовке к занятию: Термин Определение

4.1. Перечень основных терминов, параметров, характеристик, которые должен усвоить студент при подготовке к занятию:

Термин Определение
   
Прокариоты Одноклеточные организмы, которые имеют двухнитевую кольцевую ДНК, не имеют сформированного ядра, типичных клеточных структур, митоза.
   
Кокки Бактерии шарообразной формы
Палочковидные бактерии Бактерии цилиндрической формы
Извитые бактерии Бактерии изогнутой формы с одним или несколькими завитками.
Постоянные структурные элементы бактериальных клеток
Нуклеоид Аналог ядра у бактерий, двойная кольцевая нить ДНК
Цитоплазма Зернистая коллоидная система, которая содержит разные органеллы, органические и неорганические соединения; в ней протекают процессы метаболизма
Цитоплазматическая мембрана Ограничивает цитоплазму, имеет сложное химическое строение, играет активную роль в процессах метаболизма
Мезосомы Аналог митохондрий, производное от цитоплазматической мембраны, принимает участие в энергетическом метаболизме и делении клеток.
Клеточная стенка Биогетерополимер со сложным химическим составом; внешняя оболочка бактерий.
Рибосомы Белоксинтезирующие системы
Непостоянные структурные элементы бактериальной клетки
Капсулы Защитный слизистый слой, который покрывает клеточную стенку
Споры Форма существования бактерий в неблагоприятных условиях для сохранения генетической информации
Жгутики Поверхностные структуры у некоторых палочковидных бактерий в виде тонких нитей, обеспечивают активную подвижность.
Пили (фимбрии, реснички) Тонкие полые короткие нити, покрывающие поверхность бактериальных клеток, обусловливают их адгезию
Секс-пили Принимают участие в конъюгации бактерий
Включения Запасные питательные вещества (волютин, гликоген и др.)

4.2. Теоретические вопросы к занятию:

· Различия в строении, химическом составе, функциях прокариотических и эукариотических клеток.

· Классификация бактерий по морфологическим признакам.

· Характеристика постоянных структурных элементов бактериальных клеток и их функции.

· Непостоянные структурные компоненты и их роль в процессах жизнедеятельности бактерий.

· Определение разных бактерий по морфологическим и тинкториальным признакам.

· Практическое значение изучения морфологии бактерий.

4.3. Практические задания, которые выполняются на занятии:

На демонстрационных препаратах:

· Изучить различные формы и взаимное расположение клеток бактерий, окрашенных по Граму.

· Обнаружить споры у палочковидных бактерий при окрашивании по методу Циля-Нильсена.

· Найти включение у бактерий на препаратах, окрашенных по методу Лефлера.

· Определить капсулы у бактерий при использовании окрашивания по Йоне.

· Выявить жгутики у палочковидных бактерий, окрашенных по методу Лефлера.

· Сделать препараты-мазки из чистых культур неизвестных бактерий, окрасить по Граму и охарактеризовать по морфологическим и тинкториальным свойствами.

5. Содержание темы:

На практическом занятии студенты изучают отличия в строении и функциях прокариотов и эукариотов, знакомятся с морфологическими и структурными особенностями бактериальных клеток, изучают роль постоянных и непостоянных структур в жизнедеятельности бактерий, готовят препараты-мазки из чистых культур разных бактерий, красят их по методу Грама и характеризуют на основании морфологических и тинкториальных свойств. Изучают разные методы световой и электронной микроскопии. Выполненные задания студенты записывают в протокол и подписывают его у преподавателя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: