4.1. Перечень основных терминов, параметров, характеристик, которые должен усвоить студент при подготовке к занятию:
| Термин | Определение |
| Прокариоты | Одноклеточные организмы, которые имеют двухнитевую кольцевую ДНК, не имеют сформированного ядра, типичных клеточных структур, митоза. |
| Кокки | Бактерии шарообразной формы |
| Палочковидные бактерии | Бактерии цилиндрической формы |
| Извитые бактерии | Бактерии изогнутой формы с одним или несколькими завитками. |
| Постоянные структурные элементы бактериальных клеток | |
| Нуклеоид | Аналог ядра у бактерий, двойная кольцевая нить ДНК |
| Цитоплазма | Зернистая коллоидная система, которая содержит разные органеллы, органические и неорганические соединения; в ней протекают процессы метаболизма |
| Цитоплазматическая мембрана | Ограничивает цитоплазму, имеет сложное химическое строение, играет активную роль в процессах метаболизма |
| Мезосомы | Аналог митохондрий, производное от цитоплазматической мембраны, принимает участие в энергетическом метаболизме и делении клеток. |
| Клеточная стенка | Биогетерополимер со сложным химическим составом; внешняя оболочка бактерий. |
| Рибосомы | Белоксинтезирующие системы |
| Непостоянные структурные элементы бактериальной клетки | |
| Капсулы | Защитный слизистый слой, который покрывает клеточную стенку |
| Споры | Форма существования бактерий в неблагоприятных условиях для сохранения генетической информации |
| Жгутики | Поверхностные структуры у некоторых палочковидных бактерий в виде тонких нитей, обеспечивают активную подвижность. |
| Пили (фимбрии, реснички) | Тонкие полые короткие нити, покрывающие поверхность бактериальных клеток, обусловливают их адгезию |
| Секс-пили | Принимают участие в конъюгации бактерий |
| Включения | Запасные питательные вещества (волютин, гликоген и др.) |
4.2. Теоретические вопросы к занятию:
· Различия в строении, химическом составе, функциях прокариотических и эукариотических клеток.
· Классификация бактерий по морфологическим признакам.
· Характеристика постоянных структурных элементов бактериальных клеток и их функции.
· Непостоянные структурные компоненты и их роль в процессах жизнедеятельности бактерий.
· Определение разных бактерий по морфологическим и тинкториальным признакам.
· Практическое значение изучения морфологии бактерий.
4.3. Практические задания, которые выполняются на занятии:
На демонстрационных препаратах:
· Изучить различные формы и взаимное расположение клеток бактерий, окрашенных по Граму.
· Обнаружить споры у палочковидных бактерий при окрашивании по методу Циля-Нильсена.
· Найти включение у бактерий на препаратах, окрашенных по методу Лефлера.
· Определить капсулы у бактерий при использовании окрашивания по Йоне.
· Выявить жгутики у палочковидных бактерий, окрашенных по методу Лефлера.
· Сделать препараты-мазки из чистых культур неизвестных бактерий, окрасить по Граму и охарактеризовать по морфологическим и тинкториальным свойствами.
5. Содержание темы:
На практическом занятии студенты изучают отличия в строении и функциях прокариотов и эукариотов, знакомятся с морфологическими и структурными особенностями бактериальных клеток, изучают роль постоянных и непостоянных структур в жизнедеятельности бактерий, готовят препараты-мазки из чистых культур разных бактерий, красят их по методу Грама и характеризуют на основании морфологических и тинкториальных свойств. Изучают разные методы световой и электронной микроскопии. Выполненные задания студенты записывают в протокол и подписывают его у преподавателя.






