Д. Д эйвис


1 9 4 | Часть II.


ЧАСТНЫЕ ВОПРОСЫ


 «Если бы по взмаху волшебной палочки вы оказались в со

седнем городе, вы бы встретили там похожую на вас пару?»

 «Представьте, что мы организовали конференцию с участи

ем пар лесбиянок и гомосексуалистов, которые, как и вы,

живут в маленьких городах и имеют те же, что и у вас, про

блемы. Какие проблемы стояли бы на повестке дня конфе

ренции?»

 «Если бы у вас была возможность общаться с другими па

рами лесбиянок и геев, имеющими проблемы, аналогичные

вашим, какое бы влияние это оказало на ваши отношения?»

 «Побывав на этой конференции, через два или три дня вы

возвратились в свой город, к своим друзьям. Как вы думае

те, что бы вы изменили при этом в ваших отношениях?»

Используя представление о «воображаемой аудитории» —


например, о


«конференции» или о других парах (Simon, in


print) — и ряд вопросов более широкого, системного характера,

можно помочь паре осознать некоторые моменты своих отно

шений. Другим достоинством использования подобных вопро

сов является то, что в приведенном случае психотерапевт не

представляет себя в качестве эксперта по вопросам, которые

волнуют партнеров. Пара пытается их решить самостоятельно

и в то же время рассматривает свои проблемы в более широком

социальном и политическом контексте.

Заключительные соображения

Заявляя о том, что пары лесбиянок, геев и бисексуалов долж

ны создавать свои собственные модели отношений и свободно

выбирать любые формы поведения — как согласующиеся, так

и не согласующиеся с представлениями доминирующей куль

туры, — я осознаю, что они столкнутся при этом с негативным

отношением и непониманием окружающих. К примеру, у них

могут возникнуть определенные проблемы на работе или слож

ности с реализацией права заниматься воспитанием детей.

Иногда партнерам небезопасно даже просто появляться на

людях вместе. Кроме того, многие вполне счастливые гомо-


Глава 6. Вопросы интимных отношений | 195

сексуальные пары, «обнаружившие» себя в социуме и в кругу

друзей, создают соответствующий гетеросексуальным ролям и

ценностям имидж «благополучия» на работе, в суде или в дру

гих обстоятельствах для того, чтобы повлиять на решения тех,

кто обладает правом принимать их на службу или увольнять,

выносить судебные определения и т. д.

Парам лесбиянок, геев и бисексуалов непросто оценить свои

отношения с новых позиций, используя новую систему поня

тий. Многие из них воспитаны в модернистской традиции

«профессионализма при отсутствии опыта». Под этим выраже


нием я подразумеваю, что


психотерапевты-гетеросексуалы,


являющиеся авторами различных концепций гомосексуально

сти, как правило, имеют весьма ограниченный опыт контактов

с представителями сексуальных меньшинств. Они лишь эпизо

дически общаются с ними во время консультаций.

Такие специалисты подчас по-своему трактуют пережива

ния и поведение лесбиянок, геев и бисексуалов, представляя

затем подобные трактовки как «истину в последней инстан

ции» и защищая интересы не представителей сексуальных

меньшинств, а научных институтов (см. первую главу). Поэто

му хотелось бы процитировать Кэтлин Стейси (Stacey, 1993,

р. 11), пишущую о том, что

«приверженность постмодернистской сенсибильности заставляет

психотерапевта постоянно корректировать свои представления

о мире, быть готовым к тому, чтобы действовать в многомерной ре

альности, развивать свои социальные взгляды, а также определять

и анализировать те системы представлений, которые играют веду

щую роль в нашем осмыслении всего того, что находится вне и

внутри нас».

Доминирующая культура, в которой мы все живем, отнюдь

не поддерживает появление новых, альтернативных представ

лений, позволяющих описывать опыт лесбиянок, геев и бисек

суалов. Поэтому психотерапевтам очень важно слышать иные

мнения, осознавать ценность иных форм мышления, позволя

ющих понять смысл и ценность нашего опыта и наших взаимо

отношений и тем самым помочь парам сделать свой собствен

ный выбор.


1 96 |


Часть II.


ЧАСТНЫЕ


ВОПРОСЫ


Заключени е

 Психотерапия будет более успешной в том случае, если пси

хотерапевт сохранит высокую степень критичности к доми

нирующей в обществе системе взглядов на сексуальные от

ношения, включая отношения гомосексуалов и бисексуа

лов. В то же время он должен быть открыт для усвоения

новых представлений, источником которых являются кли

енты, научные исследования, психотерапевтическая литера

тура либо клинический и жизненный опыт самого психоте

рапевта.

 Открытость психотерапевта для усвоения новых представ

лений позволяет ему по-новому взглянуть на проблемы и

переживания клиентов.

 Для лесбиянок, геев и бисексуалов существует крайне мало

образцов «успешных» взаимоотношений, причем само сло

во «успех» применительно к интимным отношениям может

восприниматься по-разному.

 Психотерапевт и клиенты совместно осмысливают взаимо

отношения партнеров, а также влияющие на эти взаимоот

ношения верования, что позволяет им преодолеть ощуще

ние собственной неадекватности.

 Любое сравнение нормативных моделей гетеросексуальных

отношений с моделями взаимоотношений лесбиянок, геев и

бисексуалов следует признать непродуктивными. Оно чре

ваты искажением содержания гомосексуальных отношений

и не учитывает их новаторского характера.

 Стремление представителей гомосексуальных сообществ

ориентироваться на собственные жесткие модели отноше

ний усиливает боязнь раскрытия перед окружающими сво

их проблем и затрудняет поиск путей их решения.

 Потребность в психологической безопасности заставляет

некоторые пары лесбиянок, геев и бисексуалов воздержи

ваться от «обнаружения» своих отношений в социуме.

 Стремясь угодить психотерапевту, некоторые клиенты

представляют свои интимные отношения в соответствии


Глава 6. Вопросы интимных отношений | 197

с гетеросексуальными моделями, что не позволяет рассмот

реть проблемы партнеров в более широком политическом и

социальном контекстах.

Для анализа гомосексуальных отношений следует исполь

зовать системный подход.


Елена Харгаден, Сара Ллевелин


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: