1 9 4 | Часть II.
ЧАСТНЫЕ ВОПРОСЫ
«Если бы по взмаху волшебной палочки вы оказались в со
седнем городе, вы бы встретили там похожую на вас пару?»
«Представьте, что мы организовали конференцию с участи
ем пар лесбиянок и гомосексуалистов, которые, как и вы,
живут в маленьких городах и имеют те же, что и у вас, про
блемы. Какие проблемы стояли бы на повестке дня конфе
ренции?»
«Если бы у вас была возможность общаться с другими па
рами лесбиянок и геев, имеющими проблемы, аналогичные
вашим, какое бы влияние это оказало на ваши отношения?»
«Побывав на этой конференции, через два или три дня вы
возвратились в свой город, к своим друзьям. Как вы думае
те, что бы вы изменили при этом в ваших отношениях?»
Используя представление о «воображаемой аудитории» —
например, о
«конференции» или о других парах (Simon, in
print) — и ряд вопросов более широкого, системного характера,
можно помочь паре осознать некоторые моменты своих отно
шений. Другим достоинством использования подобных вопро
сов является то, что в приведенном случае психотерапевт не
представляет себя в качестве эксперта по вопросам, которые
волнуют партнеров. Пара пытается их решить самостоятельно
и в то же время рассматривает свои проблемы в более широком
социальном и политическом контексте.
Заключительные соображения
Заявляя о том, что пары лесбиянок, геев и бисексуалов долж
ны создавать свои собственные модели отношений и свободно
выбирать любые формы поведения — как согласующиеся, так
и не согласующиеся с представлениями доминирующей куль
туры, — я осознаю, что они столкнутся при этом с негативным
отношением и непониманием окружающих. К примеру, у них
могут возникнуть определенные проблемы на работе или слож
ности с реализацией права заниматься воспитанием детей.
Иногда партнерам небезопасно даже просто появляться на
людях вместе. Кроме того, многие вполне счастливые гомо-
Глава 6. Вопросы интимных отношений | 195
сексуальные пары, «обнаружившие» себя в социуме и в кругу
друзей, создают соответствующий гетеросексуальным ролям и
ценностям имидж «благополучия» на работе, в суде или в дру
гих обстоятельствах для того, чтобы повлиять на решения тех,
кто обладает правом принимать их на службу или увольнять,
выносить судебные определения и т. д.
Парам лесбиянок, геев и бисексуалов непросто оценить свои
отношения с новых позиций, используя новую систему поня
тий. Многие из них воспитаны в модернистской традиции
«профессионализма при отсутствии опыта». Под этим выраже
нием я подразумеваю, что
психотерапевты-гетеросексуалы,
являющиеся авторами различных концепций гомосексуально
сти, как правило, имеют весьма ограниченный опыт контактов
с представителями сексуальных меньшинств. Они лишь эпизо
дически общаются с ними во время консультаций.
Такие специалисты подчас по-своему трактуют пережива
ния и поведение лесбиянок, геев и бисексуалов, представляя
затем подобные трактовки как «истину в последней инстан
ции» и защищая интересы не представителей сексуальных
меньшинств, а научных институтов (см. первую главу). Поэто
му хотелось бы процитировать Кэтлин Стейси (Stacey, 1993,
р. 11), пишущую о том, что
«приверженность постмодернистской сенсибильности заставляет
психотерапевта постоянно корректировать свои представления
о мире, быть готовым к тому, чтобы действовать в многомерной ре
альности, развивать свои социальные взгляды, а также определять
и анализировать те системы представлений, которые играют веду
щую роль в нашем осмыслении всего того, что находится вне и
внутри нас».
Доминирующая культура, в которой мы все живем, отнюдь
не поддерживает появление новых, альтернативных представ
лений, позволяющих описывать опыт лесбиянок, геев и бисек
суалов. Поэтому психотерапевтам очень важно слышать иные
мнения, осознавать ценность иных форм мышления, позволя
ющих понять смысл и ценность нашего опыта и наших взаимо
отношений и тем самым помочь парам сделать свой собствен
ный выбор.
1 96 |
Часть II.
ЧАСТНЫЕ
ВОПРОСЫ
Заключени е
Психотерапия будет более успешной в том случае, если пси
хотерапевт сохранит высокую степень критичности к доми
нирующей в обществе системе взглядов на сексуальные от
ношения, включая отношения гомосексуалов и бисексуа
лов. В то же время он должен быть открыт для усвоения
новых представлений, источником которых являются кли
енты, научные исследования, психотерапевтическая литера
тура либо клинический и жизненный опыт самого психоте
рапевта.
Открытость психотерапевта для усвоения новых представ
лений позволяет ему по-новому взглянуть на проблемы и
переживания клиентов.
Для лесбиянок, геев и бисексуалов существует крайне мало
образцов «успешных» взаимоотношений, причем само сло
во «успех» применительно к интимным отношениям может
восприниматься по-разному.
Психотерапевт и клиенты совместно осмысливают взаимо
отношения партнеров, а также влияющие на эти взаимоот
ношения верования, что позволяет им преодолеть ощуще
ние собственной неадекватности.
Любое сравнение нормативных моделей гетеросексуальных
отношений с моделями взаимоотношений лесбиянок, геев и
бисексуалов следует признать непродуктивными. Оно чре
ваты искажением содержания гомосексуальных отношений
и не учитывает их новаторского характера.
Стремление представителей гомосексуальных сообществ
ориентироваться на собственные жесткие модели отноше
ний усиливает боязнь раскрытия перед окружающими сво
их проблем и затрудняет поиск путей их решения.
Потребность в психологической безопасности заставляет
некоторые пары лесбиянок, геев и бисексуалов воздержи
ваться от «обнаружения» своих отношений в социуме.
Стремясь угодить психотерапевту, некоторые клиенты
представляют свои интимные отношения в соответствии
Глава 6. Вопросы интимных отношений | 197
с гетеросексуальными моделями, что не позволяет рассмот
реть проблемы партнеров в более широком политическом и
социальном контекстах.
Для анализа гомосексуальных отношений следует исполь
зовать системный подход.
Елена Харгаден, Сара Ллевелин