Стоит ли обзаводиться потомством и как бороться с бесплоди
ем? Как и с кем лучше заниматься воспитанием отпрысков?
Как справляться с возникшими после рождения ребенка повы
шенными нагрузками, сочетать воспитание детей с работой и
иными занятиями... Некоторые вопросы, касающиеся рожде
ния и воспитания детей, одинаково актуальны для всех людей.
Ответы на них могут быть различными — в зависимости от
типа культуры и доминирующих в обществе принципов и норм.
Так, например, в обществе, построенном на принципах коллек
тивизма, эти вопросы решаются во многом иначе, чем в обще
но другими будут подходы к решению этих вопросов в обще
стве, где люди верят в загробную жизнь, и там, где преобладают
экзистенциальные взгляды; там, где люди поклоняются гроз
ным богам, и там, где они верят в милосердного бога; там, где
царит бедность, и там, где уровень жизни большинства доста-
2 0 0 | Часть II. ЧАСТНЫЕ
ВОПРОСЫ
точно высок; там, где у людей есть статус меньшинств, и там,
где господствует большинство.
|
|
Представления и ценности, которыми люди руководствуют
ся, решая разнообразные вопросы рождения и воспитания де
тей, зависят от контекста и особенностей культуры. Так, напри
мер, в период войн и прочих кризисов подход к решению этих
вопросов с учетом общественных интересов существенно изме
няется. Так, в Великобритании в годы Второй мировой войны
женщины были обязаны трудиться на производстве, дети со
держались в детских яслях и садах, а отношение к сексу значи
тельно трансформировалось. На возможность и желание иметь
и воспитывать детей сильно влияет и социальная политика го
сударства. Большое значение имеют такие факторы, как нали
чие жилья, положение в области защиты прав человека, уро
вень благосостояния общества, законы, регулирующие брач
ные отношения, и другие.
Серьезные социальные и политические перемены произош
ли под воздействием акций общественных организаций, акти
визировавших свою деятельность с середины 1960-х годов.
Утверждение права граждан самостоятельно контролировать
деторождение и критика нуклеарной семьи были характерны
для движений феминисток, цветного населения и представите
лей сексуальных меньшинств.
Когда белые феминистки принялись активно отстаивать
свое право контролировать (то есть ограничивать) рождае
мость путем контрацепции, абортов и планирования беремен
ности, граждане с цветной кожей, выходцы из стран «третьего
мира» и женщины-инвалиды отозвались на их призывы, заявив
о том, что не хотят, чтобы кто-то контролировал рождаемость,
навязывая им контрацепцию и стерилизацию и ограничивая их
|
|
возможность иметь жилье и достаточный уровень оплаты.
Все это повлияло на взгляды лесбиянок — как белых, так и
иметь детей является важным элементом сексуальной идентич
ности. Другие же пошли еще дальше, заявив, что материн
ство — это узаконенное рабство и средство подчинения женщи
ны воле мужчины.
Глава 7.
Проблемы,
связанные с рождением и
воспитанием детей [201
Очевидно, для того чтобы успешно работать с клиентами,
которые уже стали или предполагают стать родителями, пси
хотерапевты должны понимать взаимосвязь между тендерными
ролями и такими качествами человека, как способность прояв
лять заботу о других и заниматься воспитанием. Многие лес
биянки, особенно начиная с конца 1970-х — начала 1980-х го
дов, изменили свое отношение к материнству, признав, что эта
большее число геев отстаивает свое право заниматься воспита
нием детей.