Некоторые общие вопросы

Стоит ли обзаводиться потомством и как бороться с бесплоди

ем? Как и с кем лучше заниматься воспитанием отпрысков?

Как справляться с возникшими после рождения ребенка повы

шенными нагрузками, сочетать воспитание детей с работой и

иными занятиями... Некоторые вопросы, касающиеся рожде

ния и воспитания детей, одинаково актуальны для всех людей.

Ответы на них могут быть различными — в зависимости от

типа культуры и доминирующих в обществе принципов и норм.

Так, например, в обществе, построенном на принципах коллек

тивизма, эти вопросы решаются во многом иначе, чем в обще

но другими будут подходы к решению этих вопросов в обще

стве, где люди верят в загробную жизнь, и там, где преобладают

экзистенциальные взгляды; там, где люди поклоняются гроз

ным богам, и там, где они верят в милосердного бога; там, где

царит бедность, и там, где уровень жизни большинства доста-


2 0 0 | Часть II. ЧАСТНЫЕ


ВОПРОСЫ


точно высок; там, где у людей есть статус меньшинств, и там,

где господствует большинство.

Представления и ценности, которыми люди руководствуют

ся, решая разнообразные вопросы рождения и воспитания де

тей, зависят от контекста и особенностей культуры. Так, напри

мер, в период войн и прочих кризисов подход к решению этих

вопросов с учетом общественных интересов существенно изме

няется. Так, в Великобритании в годы Второй мировой войны

женщины были обязаны трудиться на производстве, дети со

держались в детских яслях и садах, а отношение к сексу значи

тельно трансформировалось. На возможность и желание иметь

и воспитывать детей сильно влияет и социальная политика го

сударства. Большое значение имеют такие факторы, как нали

чие жилья, положение в области защиты прав человека, уро

вень благосостояния общества, законы, регулирующие брач

ные отношения, и другие.

Серьезные социальные и политические перемены произош

ли под воздействием акций общественных организаций, акти

визировавших свою деятельность с середины 1960-х годов.

Утверждение права граждан самостоятельно контролировать

деторождение и критика нуклеарной семьи были характерны

для движений феминисток, цветного населения и представите

лей сексуальных меньшинств.

Когда белые феминистки принялись активно отстаивать

свое право контролировать (то есть ограничивать) рождае

мость путем контрацепции, абортов и планирования беремен

ности, граждане с цветной кожей, выходцы из стран «третьего

мира» и женщины-инвалиды отозвались на их призывы, заявив

о том, что не хотят, чтобы кто-то контролировал рождаемость,

навязывая им контрацепцию и стерилизацию и ограничивая их

возможность иметь жилье и достаточный уровень оплаты.

Все это повлияло на взгляды лесбиянок — как белых, так и

иметь детей является важным элементом сексуальной идентич

ности. Другие же пошли еще дальше, заявив, что материн

ство — это узаконенное рабство и средство подчинения женщи

ны воле мужчины.


Глава 7.


Проблемы,


связанные с рождением и


воспитанием детей [201


Очевидно, для того чтобы успешно работать с клиентами,

которые уже стали или предполагают стать родителями, пси

хотерапевты должны понимать взаимосвязь между тендерными

ролями и такими качествами человека, как способность прояв

лять заботу о других и заниматься воспитанием. Многие лес

биянки, особенно начиная с конца 1970-х — начала 1980-х го

дов, изменили свое отношение к материнству, признав, что эта

большее число геев отстаивает свое право заниматься воспита

нием детей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: