Психотерапевтическая. В этой главе рассматриваются некоторые темы, характерные

РАБОТА С ПОЖИЛЫМИ

ГЕЯМИ


В этой главе рассматриваются некоторые темы, характерные

для психодинамической терапии с пожилыми геями. Она по

строена на клинических описаниях и не претендует на то, что


бы дать


исчерпывающую информацию по этой теме. После


краткого введения обосновывается необходимость в тщатель

ной предварительной оценке состояния клиента, после чего об

суждаются вопросы, связанные с эйджизмом, с преодолением

чувств горя и утраты, интернализированной гомофобией, куль

турными и этническими различиями и употреблением нарко

тиков.

Пожилые геи и психотерапи я

До сих пор имеется еще очень мало клинических публикаций

на эту тему (см. Lee, 1991; Gutierrez, 1992). Большая часть кли

нических наблюдений, используемых в данной главе, произве

дена мной во время работы в качестве психотерапевта-психо

аналитика на базе психотерапевтического центра для взрослых,


а также в процессе частной практики.


Психотерапевтический


центр для взрослых, в котором я работаю, относится к нацио

нальной системе здравоохранения. Среди направляемых ко

мне клиентов сравнительно много геев (и лесбиянок). Причи

ны направления их к психотерапевту мне не вполне понятны,

однако я полагаю, что они связаны с потребностью самих геев


2 6 8 I Часть II.


ЧАСТНЫЕ


ВОПРОСЫ


решить характерные для гомосексуалов вопросы, а также с об

щим, более низким уровнем психологического благополучия

этой группы населения (Ross, 1988; Catalan, 1992). Кроме того,


среди персонала центра я — единственный


«обнаруживший»


себя психотерапевт-гей, и это заставляет потенциальных кли

ентов-геев обращаться именно ко мне.

В данной главе не будет обсуждаться психотерапевтическая

работа с лесбиянками (которых, как уже говорилось, также до

вольно много среди моих клиентов), поскольку этот аспект ра

боты затрагивался выше. Поскольку настоящая глава включа

ет клинические описания, хочется подчеркнуть, что они каса

ются геев, либо обратившихся ко мне самостоятельно, либо

направленных другими специалистами.

Проблемы, которые обнаруживались в ходе работы с само


стоятельно


обратившимися за


психотерапевтической помо


щью, в определенной мере отражают проблемы и потребности

пожилых геев, но между тем мне бы хотелось предостеречь чи


тателей от


необоснованных обобщений.


Город, где я работаю, имеет давно сложившуюся гей-куль

туру и гомосексуальное сообщество. Я знаком со многими по

жилыми геями — в том числе и с теми, кто не является моими

клиентами, — которые рассказывали мне о своей жизни. Мно

гие их рассказы полны юмора; иногда рассказчики слегка па

родируют самих себя, сохраняя при этом чувство собственного

достоинства. Далеко не все мои собеседники воспринимают

процесс формирования гей-культуры как исключительно поло

жительное явление. Мне приходилось часто слышать о том, что

в годы Второй мировой войны геи нередко вступали в половые

контакты с гетеросексуалами, которые никогда не стали бы

называть себя геями (Hall Carpenter Archives, 1989). Моим со

беседникам часто не нравится чрезмерная политизированность

современных геев; так же как и само слово «гей». «Политкор

ректные», уверенные в своих правах геи, равно как и поддер

живающие их либеральные гетеросексуалы, будут удивлены

такой позицией. Пытаться объяснить таким людям, что их


страх


«политизированной» гей-культуры отражает интернали-


зированную гомофобию, означало бы, что их мнение не воспри

нимается серьезно, так же как и игнорирование того факта, что


Глава 10. Психотерапевтическая работа с пожилыми геями |269

британское общество отличается устойчивой гомофобией. Од

ной из тем, проявляющихся в ходе работы с пожилыми геями,

являются их плохие взаимоотношения с женщинами.

Большинство их выросло в такой среде, где женщина явля

лась объектом идеализации или пренебрежительного отноше

ния и, живя в гетто для гомосексуалов (физическом или мен

тальном), имело весьма ограниченный опыт общения с реаль

ными женщинами-гетеросексуалками или лесбиянками.

При работе с геями среднего и преклонного возраста важно


помнить о том, что


гей-культура


существует уже


несколько


десятилетий, даже веков, и

половой акт, не были


гомосексуальность, так же как и

«изобретены» в 1963 году (о чем пишет,


например, поэт Филип Ларкин). Хотя начиная с 1960-х годов

культура геев — белых представителей среднего класса — ста

новится все более зримой и весомо представленной в обществе,

все еще имеется большое число людей и групп, которые, подоб

но моим пожилым собеседникаам из Ноттингема, продолжают

жить по старинке. Чтобы лучше понять психологию своих кли

ентов, работающим с геями психологам и психотерапевтам сле


довало бы


разобраться в том, что


означают такие слова, как


«лагерь» (Sontag, 1987) и «квиер» (Shepherd and Wallis, 1989).


Кроме того,


психотерапевтам любой сексуальной ориента


ции следует


помнить, что многие


гомосексуалы по тем или


иным


мотивам


вступают в


гетеросексуальные


отношения и


имеют детей (и внуков). Желание иметь детей, по моему мне

нию, не связано с сексуально ориентацией. Очевидно, что мы

живем в таком обществе, где большинство людей придают по

томству большое значение. Бездетность часто ассоциируется с

«неполноценностью» и требует какого-либо оправдания. При

работе с психотерапевтом геи среднего и преклонного возраста


нередко


выражают


сожаление по поводу того, что не смогли


завести детей. В то же время я знаю многих, для кого отсутствие


детей не является


проблемой. Работая с геями, вряд ли стоит


руководствоваться жесткими представлениями о том, кем они


являются и как


выглядят,


поскольку при этом можно легко


просмотреть то, что расходится с этими представлениями.


Когда Вест (West, 1955) в 1950-е годы


написал свою рево


люционную книгу о гомосексуальности, он в нескольких пара-


2 7 0 I Часть II.


ЧАСТНЫЕ


ВОПРОСЫ


графах сумел нарисовать пару портретов гомосексуальных «ти

пов», которые, вероятно, соответствовали тому времени, но

явно не вписались бы в современный культурный контекст.

Невозможно и неразумно пользоваться какими-либо штампа

ми относительно того, каким может быть гомосексуал. Теперь

мы знаем, что существует множество «типов» гомосексуально

сти, так же как существует множество «типов» гетеросексуаль-

ности, а потому любой серьезный клиницист должен призна

вать, что он может столкнуться с самыми разными геями (см.

например, Bell and Weinberg, 1978).

При этом очевидно, что многие внешние проявления гей-

культуры ассоциируются с молодым поколением. Конечно же,

этот образ гей-культуры является поверхностным и часто на

вязывается средствами массовой информации, но в то же вре

мя он в значительной мере формирует представление геев о

себе самих. Его можно рассматривать как отражение своеобраз

ного культа молодости, который не оставляет места для геев

среднего и особенно преклонного возраста. Можно сказать, чем

старше мы становимся, тем менее мы заметны в обществе. Та

кое впечатление складывается у многих геев среднего и пре


клонного возраста,


обращающихся за


психотерапевтической


помощью. Они ощущают свою отстраненность от коммерческой

гей-культуры и ее проявлений, связанных с переоценивани

ем — если не культом — всего юного и прекрасного. Как выра

зился Скотт Капурро (Scott Capurro), американский гей-комик:

«Тридцатилетний гей в социальном смысле "весит" столько же,

сколько восьмидесятилетний».

Подобные культурные и социальные стереотипы восприя

тия геев ведут к тому, что многие из них начинают испытывать

отчуждение от самих себя, а в случаях, если речь идет о геях

среднего и преклонного возраста, то и испытывать социальную

изоляцию. Исследования этого феномена показывают: в то вре

мя как большинство геев определяют наступление среднего и

преклонного возраста так же, как гетеросексуалы, при воспри

ятии других геев они склонны относить их к среднему и пре

клонному возрасту на несколько лет раньше, чем они в него

фактически вступают (Bennett and Thompson, 1991). Клини

ческие наблюдения и самоотчеты геев подтверждают эти дан-


Глава 10.


Психотерапевтическая работа с пожилыми геями | 271


ные, поэтому одной из задач психологического консультирова

ния и психотерапии может стать помощь клиентам в уяснении


ими того, как они

1963).


воспринимают различный возраст (Frank,


Очень часто эйджизм, характерный для коммерческой гей-

культуры, перекликается с самовосприятием геев. Может быть,


поэтому многим из них


индивидуальная


психотерапия пред


ставляется более «безопасной» и предпочтительной, чем груп

повая (Yalom, 1985). У меня сложилось впечатление, что геи не


чувствуют себя достаточно комфортно в


смешанных психоте


рапевтических группах (включающих как геев, так и гетеросек-


суалов), за


исключением тех


случаев, когда группа


является


относительно «зрелой», когда


психотерапевт


использует аф-


фирмативный подход и когда пациенты-геи имеют достаточно

возможной поддержки (в том числе в форме поддержки со сто

роны психотерапевта) для того, чтобы сопротивляться попыт


кам других членов группы


навязать им свои


взгляды. Как и


в случае с клиентами, представляющими этнические меньшин

ства, геям очень сложно идентифицировать себя со всем гомо

сексуальным сообществом, в особенности говорить от его лица,


рискуя при этом вызвать к нему


негативное


отношение (см.


Helfand, 1993). Групп-анализ является довольно сложной фор

мой работы с геями (Roberts and Pines, 1991).

Необходимость всесторонней оценки

Поскольку в данной главе мной используется психодинамичес


кий подход, я хотел бы


подчеркнуть


необходимость


тщатель


ной и всесторонней оценки состояния и ожиданий клиента еще

до начала психотерапии или даже до того, как клиенту можно

будет ее рекомендовать. Было бы глупым и наивным полагать,


что любая форма


психологической


интервенции


полезна для


клиента. Мы живем в такое время и в таком обществе, где мно

гие люди воспринимают психологическое консультирование и


в меньшей степени


психотерапию почти как


панацею от всех


проблем и болезней. Я не разделяю подобных взглядов и счи


таю, что они


подрывают веру


человека в


возможность само-


2 7 2 | Часть II.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: