Отличительные черты депрессивного расстройства у детей

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………..… 3

§ 1. Отличительные черты депрессивного расстройства у детей………... 3

§ 2. Проявления депрессий на разных фазах развития ребенка………….. 5

§ 3. Стадии депрессии у младенцев и детей дошкольного возраста….…. 14

§ 4. «Маркеры» депрессивного расстройства у ребенка………………. …17

Заключение…………………………………………………………………..…19

Литература…………………………………………………………………….. 20


Введение

Трудно ошибиться, утверждая, что депрессию той или иной степени выраженности, различной длительности, нуждающуюся или не нуждающуюся во вмешательстве психиатра, переносил каждый взрослый. А как же дело обстоит у малышей?

Совсем недавно многие детские психиатры отвергали саму идею возникновения депрессии в детском возрасте. В наше время проведенные исследования показали, что депрессивные состояния у школьников наблюдаются от 20% до 85%. Чем же обусловлена такая разница в представлениях? Дело в том, что попытки диагностики депрессии встречают зачастую непреодолимые трудности из-за крайней изменчивости, неустойчивости и многообразия проявлений, порожденных одновременным влиянием на ребенка множеством внешних факторов. Еще до подросткового возраста существует несколько возрастных групп, представляющих собой совсем разные психологические миры, где симптоматика депрессии также чрезвычайно различна.

Отличительные черты депрессивного расстройства у детей.

Депрессии детского возраста, как и вся психическая патология этого возрастного периода, отличаются, по крайней мере, тремя существенными особенностями.
Во-первых, депрессивные синдромы, возникающие в детстве, характеризуются транзиторностью, фрагментарностью и рудиментарностью своей клинической картины, а также крайней подвижностью — лабильностью симптоматики. Из-за незрелости психики ребенка психопатологическая симптоматика обычно еще не может структурироваться у него в определенный, четко очерченный синдром. Она остается фрагментарной, то есть недифференцированной. В связи с этим говорить применительно к детскому возрасту о нозологических формах психических заболеваний, а также об определенных синдромах, обладающих устойчивым стереотипом развития, весьма затруднительно.

Во-вторых, для депрессивных синдромов детского возраста характерна особая возрастная окраска болезненных переживаний. Дети редко высказывают идеи самообвинения и жалуются не на тоску и пессимистические мысли, а на страхи и утомляемость. При этом у них обычно имеет место отсутствие интереса к игрушкам и снижение успеваемости в школе. Характерным симптомом для всех вариантов детских депрессий являются школьные прогулы или выраженные в той или иной форме отказы от посещения занятий.

В-третьих, психопатология детского возраста напрямую зависит от периодов, этапов развития психики ребенка или же возрастных уровней его психического реагирования. Согласно Ушакову Г.К. (1973) и Ковалеву В.В. (1979), у ребенка следует различать вегето-моторный период (до 1 года), сенсомоторный (до 3 лет), аффективный (3—10 лет) и идеаторный (11—12 лет). Соответственно, депрессивная симптоматика будет, в зависимости от возраста, протекать с превалированием вегетативных, двигательных, эмоциональных или идеаторных проявлений. Депрессия у ребенка всегда "маскирована". Поэтому классические для взрослого возраста меланхолические депрессивные синдромы, вплоть до начала пубертатного периода, в клинической картине психических расстройств детского возраста наблюдаются весьма редко. Вместо них на первый план в болезненных проявлениях выступают так называемые «возрастные эквиваленты» депрессий. Среди последних наиболее часто встречаются астено-апатический, ипохондрический, психопатоподобный, а также психовегетативный, фобический, невропатический и анаклитический варианты депрессий детского возраста. Детские депрессии могут протекать в виде очерченных фаз продолжительностью от нескольких дней (и даже часов) до 2—4 недель. Возможно также и затяжное течение продолжительностью до 2—4 месяцев.

Таким образом, еще раз следует отметить, что в клинической картине депрессивных расстройств детского возраста доминирует не меланхолический — тоскливый аффект, а разнообразные эмоциональные расстройства (капризность, плаксивость, раздражительность, страхи), соматовегетативные симптомы и поведенческие нарушения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: