Петр Лаврович Лавров (1823-1900) и Николай Константинович Михайловский (1842-1904)

основоположники «субъективной школы», были противниками самодержавия. Они придавали первостепенное значение субъективному фактору, воплощенному в личности (отсюда и название школы), усматривая сущность истории в постоянной борьбе личности за свою индивидуальность. «Знать сущность вещей нам невозможно и заботиться о ней бесполезно, — писал Лавров. — Волей-неволей приходится прилагать к процессу истории субъективную оценку... Факты истории остаются, а понимание изменяет их смысл». Так, общественный прогресс они объясняли угнетением народа, который заслуживает лучшей участи. Помочь в освобождении оттворимого зла ему сможет лишь интеллигенция.
В нашей литературе имена Михайловского и Лаврова наиболее часто связываются с их трудами 1860-1870-х гг., где утверждалось, что основой общественных наук в будущем станет психология. Соответственно считается, что именно они заложили основания для появления психологического направления в русской социальной мысли.
Развитие этого направления явилось не только результатом культурно-духовного влияния западноевропейского позитивизма, разновидностью которого в целом принято считать российскую психологическую школу. Социально-экономические условия самой страны и ее духовное бытие, включая освободительные идеи, определили своеобразие русской социальной науки. Одной из предпосылок возникновения психологической школы был кризис учений об обществе, в основании которых лежали биологические, природные принципы. Постепенно последние начали рассматриваться как зависимые от социальных условий.

Евгений Валентинович Де-Роберти (де Робертиде Кастро де ла Серда) (1843-1915) представлял психологическое направление в так называемом «социальном психологизме». Он написал ряд работ по социологии, в том числе «Социология», «Новая постановка основных вопросов социологии» и др.

Мировоззрение Де-Роберти за время его деятельности претерпело значительную эволюцию, и можно выделить два периода: 1860-1880-е гг., когда происходило становление позитивистских взглядов Де-Роберти на основе идей О. Конта, и с 1890-х гг. — переход на позиции субъективного идеализма, когда в работах Де-Роберти социальные изменения стали отождествляться исключительно с психологическими процессами.

Де-Роберти считал индивидуальную психологию продуктом, с одной стороны, биологических причин и факторов, а с другой — социальных. Биология и социология в связи с этим должны стать, по мнению Де-Роберти, основой социальных наук, направленных на изучение различных сторон психологического взаимодействия индивидов, проявляющихся в науке, искусстве и практической деятельности. Науку и знание он рассматривал как факторы, зависимые от внутренних качеств людей, их коллективного опыта, а достигнутый уровень научного знания определял содержание и характер философии, религии, которые в свою очередь влияли на содержание и направление искусства. Сфера производственной деятельности человека рассматривалась Де-Роберти как зависимая от перечисленных факторов. Таким образом, практика, труд, оказывались производными от науки, религии, философии и искусства. На основе изучения отношений между наукой, философией, религией, искусством и практической деятельностью Де-Роберти определил проблему социальных факторов, ставшую одной из центральных в социологических спорах рассматриваемого периода, тем стержнем, вокруг которого и с помощью которого сторонники позитивизма пытались решить исходные вопросы социально-философской теории.
Согласно Де-Роберти, в истории вообще трудно выделить главный фактор. Так, признавая влияние экономического фактора, он утверждал, что исходной точкой для социологии является психологическое взаимодействие. Фактически Де-Роберти защищал позицию одновременного и параллельного воздействия многих причин. Однако он, как и большинство русских социологов, на самом деле не останавливался лишь на констатации сложного характера общественной жизни и часто был «вынужден» заниматься поиском ведущей силы в ряду факторов общественной жизни.

Де-Роберти внес весомый вклад в разработку: теории малых групп, концепции социальных факторов, социальной эволюции; способствовал разработке теории личности; продолжил исследование проблемы идеала и научного знания, исторической необходимости и социального прогресса. Несомненной заслугой Де-Роберти стало определение роли личности как существа, в котором биологическое начало не играет первенствующей роли. Но психологизация общественных отношений предопределяла другую крайность его концепции — механическое перенесение законов психологии в область социально-исторических явлений. Под влиянием успехов современной ему психологии Де-Роберти был склонен сводить социальное к психологическому, а весь сложнейший механизм общественных явлений — к личностному взаимодействию индивидов.

В социально-философской теории Де-Роберти центральное место занимает биосоциальная теория происхождения человеческого общества. Для того чтобы показать особенность социальной эволюции, Де-Роберти ввел понятие «надорганическое», выступающее ключевым в его биосоциальной теории и рассматриваемое им в двух аспектах: как одна из трех форм мировой энергии наряду с неорганической и органической, с ее высшим (социальным) проявлением; как психическое взаимодействие людей.

Максим Максимович Ковалевский (1851 — 1916) авторитетно высказал в начале XX в. важную идею об обществе как особой реальности, природу которой можно представить в виде необходимого синтеза того положительного, что было уже сделано.
Согласно Ковалевскому, природу социальной жизни можно раскрыть, лишь изучив общественные убеждения, чувства, настроения и привычки людей. Эти знания позволят понять сущность истории. Будучи влиятельным сторонником психологического направления, Ковалевский представлял духовную психическую деятельность людей в качестве исходной, первичной и определяющей характер развития общественной жизни.

Творчество Ковалевского считается высшим достижением русской социологической мысли рубежа XIX-XX вв. Важно отметить, что ему удалось сформировать свою социологическую школу. С середины 1880-х гг. он преподавал в Московском университете, был любимцем студенческой молодежи, однако его весьма умеренные либеральные взгляды показались «опасными» правящим кругам, и в 1887 г. Ковалевский был вынужден уехать за границу, где выступал с лекциями: сначала в Париже, а затем в Англии и США. Ковалевский стал одним из инициаторов создания Международного социологического института, а также регулярно проводимых международных социологических конгрессов. После возвращения на родину в 1906 г. он возглавил первую в России кафедру социологии в Психоневрологическом институте, созданном известным психиатром В.М. Бехтеревым.

Характеризуя мировоззрение Ковалевского в целом, можно сказать, что он принадлежал к плеяде русских ученых, далеких как от революционности народников и марксистов, так и от консерватизма неославянофилов и приверженцев религиозно-мистических направлений. Заслугой Ковалевского является глубокая разработка методологических основ социологии как самостоятельной научной отрасли. Он рассматривал ее как науку, которая имеет свой собственный предмет и особую проблематику, отличную от предмета и проблематики истории, правоведения, «коллективной психологии» и философии истории. По мнению Ковалевского, социология представляет собой наиболее абстрактную из всех общественных наук и не должна пытаться решать конкретные, частные проблемы. Этим занимаются конкретные науки, которые «призваны, с одной стороны, поставлять социологии материал для ее обобщений, а с другой — изучать открытые социологами законы при раскрытии собственных». Задачи социологической науки шире и вместе с тем сложнее: указать общее направление, тенденцию развития, основные ступени общественной эволюции, установить взаимосвязь между всеми частями многосложного социального организма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: