Эмпирическая социология

Центром формирования эмпирической американской социологии стал Чикагский университет, с которым связано название «Чикагская школа социологии».

Основные отличительные черты Чикагской школы следующие: а) органическое соединение эмпирических исследований с теоретическими обобщениями; б) выдвижение гипотез в рамках единой организованной программы, направленной на конкретные практические цели; в) это не «научная школа» в ее классическом понимании. а своеобразная хартия единомышленников, поддерживавших друг друга и опиравшихся на общие достижения.

Центральной фигурой Чикагской школы социологии и ее основателем считается Роберт Парк (1864-1944).

Исследования Парка группируются вокруг двух главных тем: расовые отношения; городская среда. Весомым вкладом в науку стали его работы по проблемам социальной эволюции (конкуренция — конфликт — приспособление — ассимиляция); о выходе рас и народов из различных видов изоляции; о культурных процессах и культурной адаптации и др.

Второй крупнейший представитель Чикагской школы - Эрнст Берджесс (1886-1966) —Основными его заслугами признаются: придание общеметодическим идеям Парка конкрегной формы; разработка оригинального прикладною варианта социально-экологической теории для исследования города; глубокий анализ процессов формирования семьи и личности в ней и т.д.

Свежую струю интеллектуализма в осмысление эмпирической реальности внесли представители Гарвардской школы социологии. Наш соотечественник, Питирим Сорокин, возглавивший в 1930 г. социологический факультет этого университета, еще в своей работе «Социальная стратификация и мобильность» (1927) попытался органично связать эмпирический подход к исследованию проблемы с теорией.

Но все-таки наибольшее влияние на разработку социологии в США (в первую очередь — эмпирической) оказало вышедшее в 1918 г. уже упоминавшееся пятитомное исследование Флориста Знанецкого (1882-1958) и Уильяма Томаса (1863-1947) «Польский крестьянин в Европе и Америке», где ученые подробнейшим образом рассмотрели проблемы адаптации эмигрантов к условиям жизни в США. Именно в этой работе были вычленены основные принципы методологии и методики конкретно-социологических исследований.

В истории социологии труда(эмпирической социологии) США принято выделять три главные школы:

§ «классическая», или движение за «научный менеджмент» (1890-1920). Ведущие представители — Ф. Тейлор, Г. Эмерсон, Г. Таун и др.;

§ «человеческие отношения в промышленности», сформировавшаяся в конце 1920-х гг. и существующая по настоящее время. Представители — Э. Мэйо, А. Маслоу, Д. Макгрегор и др.;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: