Становление экономической социологии в мировой науке. Этапы развития ЭС

Когда же возникла собственно социология? В 1839 году Огюст Конт опубликовал 3-й том своей работы "Курс позитивной социологии", в котором впервые употребил термин "социология" и сформулировал задачу изучения общества на научной основе, то есть обозначил объект и методы исследования. Возможность научного исследования общества Конт обосновывал тем, что общество, как и любой другой феномен объективной реальности, поддается наблюдению, фиксации закономерностей и постоянных связей, а значит может быть объектом научного анализа, а не только философского осмысления. Таким образом, Конт приравнивал общество к другим системам взаимосвязанных фактов, изучаемых позитивными науками, оговариваясь при этом, что общество является высшим, наиболее сложно устроенным и функционирующим видом таких систем. Практическим доводом в пользу необходимости специальной науки, изучающей общество, для Конта были социальные реалии современной ему Европы, о которых уже говорилось ранее. Причем Конт не просто констатировал эти реалии, но и выявил их возможную причину - разделение и кооперацию труда в процессе развития общества.

Сами по себе эти явления имели для развития общества ключевое позитивное значение, открыв социальным системам путь интенсивного развития, повышения благосостояния, роста социального многообразия. Но одновременно с тем разделение труда привело и к негативным побочным следствиям - разрушению общественного фундамента. Концентрация богатства, возникновение эксплуатации человека человеком, однобокая специализация, часто уродующая личность и получившая наибольшее распространение в условиях капиталистического общества - все эти явления привели к возникновению и колоссальному росту неравенства между людьми и, как следствие, нарастанию все более глубокой разобщенности. Социальные чувства, которые ранее объединяли всех членов общества в единое целое, теперь могут возникать только между членами отдельных групп, например, представителей определенной профессии или сферы деятельности. В результате возникают своеобразные корпорации и внутрикорпоративная эгоистическая мораль, которая вполне допускает решение корпоративных задач за счет интересов других групп, всего общества. Таким образом, возникает межкорпоративная враждебность, которая разрушает социальное единство.

Как инструмент восстановления прежней социальной солидарности Конт и предложил социологию - науку, изучающую общественные явления. В соответствии со своими представлениями о развитии О. Конт подразделяет социологию на социальную статику и социальную динамику. Социальная статика призвана изучать условия и закономерности существования общественных систем. В рамках этого раздела социологии Конт предполагал изучать основные общественные образования, или институты (в социологическом смысле этого слова; подробнее о социальных институтах см. в подразделе Социальные институты), с точки зрения их социальных функций. В разделе социальной динамики Конт развивал теорию направленных социальных изменений, среди которых особую роль придавал духовному, умственному развитию человека, которое и должно обусловить социальный прогресс.

Основные этапы развития экономической социологии – (I) теоретический и (II) эмпирический.

(I) Теоретический этап развития экономической социологии связан с деятельностью Карла Маркса, Макса Вебера, Торстейна Веблена и др.

- Вклад К.Маркса(1818-1883) в основном связан с раскрытием роли классовой борьбы как движущей силы развития общества (см. соответствующую лекцию о марксистской социологии).

- Вклад М.Вебера(1864-1920)связан с раскрытием влияния на экономическое поведение человека таких факторов как религия, этика, политика, право и т.д. (см. соответствующую лекцию по социологии Вебера).

- Особое место в становлении экономической социологии занимает американский экономист и социолог Торстейн Веблен[48] (1857-1929). Одна из самых известных его работ – книга «Теория делового предпринимательства» (1904). В этой работе вся история человеческой цивилизации рассматривается как история смены социальных институтов, обусловливающих (детерминирующих) образцы поведения и мышления. Þ

Предмет экономики – мотивы экономического поведения(в частности, мотивы потребительского поведения различных социальных групп). Согласно проницательному заключению Веблена, модель «экономического человека», принадлежащая классику политической экономики Адаму Смиту, явно устарела. Экономическое поведение определяется (детерминируется) не только корыстными подсчетами большей выгоды, заставляющими, например, сапожника бросать свое малодоходное дело и печь пироги, или, соответственно, пирожника – тачать сапоги. Экономическое поведение (как и всякое другое) зависит от уже усвоенных (в детстве) норм, устоявшихся традиций, от «духа соперничества» (индикатором которого является открытое Вебленом же «престижное потребление»), даже от бессознательных (подсознательных) факторов, описанных З.Фрейдом. В своих работах Т.Веблен описал и противопоставил два класса – класс бизнесменов («праздный класс») и «класс менеджеров» - работяг и подлинных героев социального прогресса.

(II) Эмпирический этапразвития экономической социологии связан с деятельностью американцев Фредерика Тейлора и Элтона Мэйо.

Фредерик Тейлор (1856-1915) был основателем классической школы научного менеджмента. Им и его последователями была разработана знаменитая «система Тейлора» - система организации труда и производства, основанная на достижениях науки и техники. Эта система представляла собой совокупность методов организации и нормирования труда, управления производством, процессами подбора, расстановки и оплаты рабочей силы, направленных на повышение эффективности и качества труда, его интенсификацию. Тейлор предусматривал детальное исследование трудовых процессов, установление четкого регламента на выполнение, подбор и специальную тренировку рабочих, пригодных для выполнения различных работ при очень высоких темпах труда.

Вся система Тейлора была построена на следующих принципах:

- замены грубых практических методов научными принципами;

- тщательного отбора рабочих на основе научно установленных признаков, тренировки и профессионального обучения каждого из них;

- сотрудничества администрации и рабочих в решении производственных задач;

- равномерного распределения труда;

- разделения ответственности за дела производства между администрацией и рабочими.

Согласно Тейлору, стимуляция индивидуального труда гораздо эффективнее сказывается на производительности. Когда рабочие объединены в артели, каждый из них трудится менее производительно. Научные методы труда должны разрабатываться на основе тщательного наблюдения за действиями отдельного работника. При этом трудовая операция подразделяется на простейшие элементы и измеряется при помощи хронометража. В результате исключались все бесполезные движения.

Тейлор рассматривал рабочего как автоматического исполнителя трудовых действий. Основными движущими импульсами он считал ожидание и получение материального вознаграждения, заинтересованность в материальной выгоде.

Внедрение «системы Тейлора» сначала в США, а потом и по всему миру привело к резкому повышению производительности и интенсивности труда. Рабочих, которые не выдерживали высоких темпов труда, или переводили на другую работу, или увольняли.

Но в конце 1920-х – начале 1930-х гг. теория Тейлора перестала удовлетворять потребностям производства. Отчасти это было связано с изменением содержания труда, с увеличением в нем творческих, инициативных, интеллектуальных компонент. Þ Началось формирование нового направления, связанного с деятельностью Э. Мэйо.

Элтон Мэйо(1880 - 1949) критически воспринимал современное ему индустриальное общество. Имевшие в нем место процессы разрушения и дезинтеграции людей были обусловлены, с его точки зрения, «дисфункциональными процессами разделения труда» и бюрократической формой управления.

С 1927 по 1932гг. Э. Мэйо проводил масштабные исследования на крупном заводе электрокабелей в г. Хоторне (около Чикаго), принадлежавшем фирме “Western Electric”. Эти исследования охватили около 20 тыс. человек. Позднее они были признаны классическими и получили название «хоторнские эксперименты». Исследования Мэйо начались с определения степени влияния благоприятных условий труда (освещение, режим работы, паузы для отдыха, система оплаты и др.) на уровень производительности рабочего. При этом сразу же обнаружилось, что на рост производительности (независимо от условий труда) оказывают значительное влияние такие плохо измеримые, но весомые факторы как «групповой дух», межличностное общение, субъективное отношение работников к своей профессии и т.д.

Исследователи поняли, чторешающее влияние на производительность труда и трудовые отношения оказывают преимущественно социальные и психологические, а не материальные факторы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: