Понятие личности. Социологический подход к ее изучению. Социальные качества личности. Теория социального действия.
Отличие личности от индивида, человека, индивидуальности:
ü Человек – высшая ступень в иерархии живых организмов на Земле (понятие биологическое)
ü Индивид – отдельный человек в среде других людей, т.е. человек как единичный представитель человеческого рода и как член какой-то социальной группы (понятие биологическое и социальное)
ü Индивидуальность – особенность, неповторимое своеобразие отдельного человека (биологические и социальные особенности)
ü Личность – определенным образом реализованная в индивиде интеграция социально значимых черт и социальных отношений данного общества
На процесс формирования личности влияют следующие факторы:
ü Биологический фактор
ü Физическое окружение (семья)
ü Социальный фактор (культура общества)
Проблема изучения личности в социологии является одной из центральных, поскольку каждый социолог для понимания сущности социальных явлений, системы взаимосвязей людей в обществе стремится понять, что движет поступками каждого конкретного человека. Индивидуальное поведение, таким образом, представляет собой основу понимания жизни всей социальной группы или общества. Личность является первичным субъектом и объектом социального взаимодействия и отношений. Это человек, рассмотренный в его социальности, как ответственный и сознательный субъект социальной жизни.
Понятие «личность» отображает природу человека, рассматривает его как субъекта социокультурной жизни, определяя его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности.
В современной социологии проблема личности рассматривается в разных аспектах:
1) изучаются на этнографическом материале особенности формирования личности в примитивных обществах и взаимозависимость между типом личности и характером культуры (М. Мид и др.);
2) исследуется изменение социального характера в современном обществе под влиянием индустриализации, автоматизации, информатизации и т. д. условий (Э. Фромм, Ч. Миллс, Т. Адорно, Д. Рисмен и др.);
3) изучается, в том числе экспериментальными методами, поведение индивида в социальной группе (Ч. Кули, Дж. Хоманс, Дж. Морено и др.);
4) разрабатываются наиболее эффективные способы манипуляции людьми в различных социальных ситуациях, особенно производственных (доктрина «человеческих отношений», менеджеризм и т. д.).
Особенность социологического подхода состоит в том, что личность изучается преимущественно на уровнях общего и особенного, т. е. личность как член общества и представитель определенной социальной группы. В социологическом исследовании рассматривается среднестатистическая личность, личность как социальный тип. В отличие от психологии социология сразу пытается дать ответы на вопросы о социальном поведении личности, представить личность во всем многообразии социальных связей. В связи с этим в ходе изучения личности в контексте социальных связей мы должны дать ответы на вопросы о формировании личности в социальном окружении, месте, занимаемом личностью в социальном пространстве, включенности личности в социальные группы, восприятии личностью культурных норм, отклонениях от этих культурных норм.
Социальные качества личности – совокупность элементов, определенным образом взаимосвязанных и обусловленных типом социального взаимодействия.
ü Социально – определенная цель ее деятельности
ü Занимаемые социальные статусы и роли
ü Ожидания в отношении новых статусов и ролей
ü Нормы и ценности
ü Знаковая система
ü Уровень образования
ü Социально-психологические особенности
ü Активность
ü Степень самостоятельности в принятии решений
Теория социального действия:
Макс Вебер (1864--1920) - немецкий социолог, социальный философ и историк, создатель понимающей социологии и теории социального действия, один из основателей социологии ХХ века. Наименование "понимающая социология" и "теория социального действия" учение Вебера получило в связи с тем, что в его основе лежало сосредоточение внимания социолога на выявлении смысла действий людей, их поведения, которые они сами в них вкладывают.
По Веберу: социальное действие, подобно всякому действию, может быть определено следующими типами:
1) целерациональное действие - идеальный, абсолютно рациональный тип социального действия. Действующий субъект однозначно осознает его цели, рационально соотнесенные с осмысленными средствами, подходящими с точки зрения субъекта для достижения данной цели.
2) ценностно-рациональное действие - действие, смысл которого не в достижении внешней цели, а в собственной вере действующего субъекта. Совершается, не считаясь с предвидимыми последствиями, на основе убеждений долга, достоинства, религии и красоты.
3) аффективное действие - особенно эмоционально, через актуальные аффекты и чувства;
4) традиционное действие - основано на подражании, соблюдении обычаев и традиций по привычке.