Что такое музыка?

(Неопубликованное интервью с корреспондентом газеты Комсомольская правда)

Этим вопросом задавались многие, очень многие музыканты, философы, искусствоведы, психологи и просто музыкальные фанаты. Но, на мой взгляд, никто не дал обобщающего понятия этого космического явления. Почему? Ответ очень простой – каждый и музыканты и искусствоведы отвечали на этой вопрос со своих собственных позиций, музыковедческих, философских, психологических и просто с точки зрения здравого смысла. Вся проблема в том, что понятие музыки многомерно, многопланово, многоаспектно и его нельзя рассматривать и определять только с одной однозначной (линейной) точки зрения. Его надо рассматривать системно, комплексно тогда мы сможем в первом приближении подойти к пониманию анализируемого феномена. Но, к сожалению, каждой необходимой в этом изложении позиции мы коснемся очень кратко, поскольку это маленькое эссе.

Давайте, для начала почитаем ряд определений музыки из интернета. Некоторые из них очень интересны!

Музыка– это самый сильный вид магии.
(Мэрилин Мэнсон)

Музыка - это разум, воплощенный в прекрасных звуках. (Тургенев)

Музыка - посредница между жизнью ума и жизнью чувств. (Бетховен)

Музыка - это откровение более высокое, чем мудрость и философия. (Бетховен)

Музыка - единственный всемирный язык, его не надо переводить, на нем душа говорит с душою. (Бертольд Авербах)

Величие искусства яснее всего проявляется в Музыке. (Иоганн Вольфганг Гете)

Музыка – язык всеобщего единства… Когда мы поем, мы воплощаем и становимся силой музыки. Эта сила имеет свободный доступ к сердцу Вселенной. (Шри Чинмой)

Музыка - это еще важнее - изгоняет злых духов. И зверям нравится музыка.

Музыка - это душа Мира.

Музыка - это все... только она может за пару минут изменить твое настроение, поведение и возможно какой либо поступок, после которого кардинально изменится твоя жизнь.

Музыка - это Язык Звуков, на который можно перевести все в этом мире.

Музыка - это наша судьба!!! Первый признак смерти это гробовая тишина. Нужно жить в ритме, попадать в такт и ты будешь лучший.

Музыка - это то, что находится за пределами твоего разума. Как бы мы ни пытались объяснить ее, описать или понять, всю глубину священного таинства ее сотворения может постичь лишь тот, кто сам хоть раз ощущал огонь в своем сердце и потребность говорить с людьми на языке звуков.

Музыка - это живое пространство и, даже будучи заключенной в нотный стан, она вырвется на свободу вихрем чувств - стоит лишь прикоснуться к ее сути. Музыка - это моя суть. И твоя суть. Музыка - это все мы.

Музыка — это искусство, предметом которого является звук, меняющийся со временем.

В энциклопедии «Кругосвет» приведено следующее определение:

«Музыка из всех видов искусств наиболее непосредственно воздействует на восприятие человека, «заражает эмоциями». Язык души, так принято говорить о музыке именно потому, что она обладает сильным воздействием на подсознательном уровне на область чувств человека, но нельзя исключить при этом и воздействия на область разума. Дать исчерпывающе точное определение явлению (или субстанции), называемому «музыка» невозможно. Материалом музыки (физически) является звук, возникающий из колебания струны, столба воздуха (духовые инструменты), мембраны - кожи, пузыря, дерева, металла. И с этой точки зрения звуки (как и ритмы) - явление самой природы: пение птиц и голоса животных и людей, журчание воды и т.п. Т.о., через общность звуковой природной среды устанавливается связь со звуковой природой речи человека, с психикой, эмоциональным миром и физиологией человека».

Вероятно количество подобных высказываний о музыке практически не ограничено. Но обобщающего определения того, что такое музыка – нет.

Корр. И сразу же возникает вопрос – а может ли быть?

О.Ю. Вероятно – да. Ведь феномен существует, значит можно его определить. В конце текста мы попытаемся дать комплексное определение этого феномена. Давайте разбираться.

Очевидно, что по отношению к музыке люди делятся на три неравные группы: слушатель- человек, который слушает, или иначе говоря - «потребляет» музыку; исполнитель – человек, который исполняет музыку, при этом, исполнитель может быть и не профессионалом; композитор – человек, который «сочиняет» музыку, и этот человек также может быть непрофессионалом. Конечно, композитор, когда сочиняет музыку одновременно и слушает ее и исполняет. Подчеркнем, что композиторов существенно меньше, чем исполнителей, а исполнителей существенно меньше, чем просто потребителей музыки.

Поэтому анализ феномена музыки начнем со слушателя, т.е. с того, как человек слушает музыку и что при этом с ним происходит.

Прежде всего, подчеркнем лежащее на поверхности родство пения и речи. Понятно, что и то и другое реализуется с помощью голоса.

Корр. Почему Вы начинаете разговор о музыке вообще с человеческого голоса?

О.Ю. Потому что самым уникальным, удивительным, божественным ни с чем не сравнимым аудио инструментом является человеческий голос, даже если этот голос не поет, а только говорит. Например, ни с чем не сравнимый, удивительный голос Алисы Коонен, или Юрия Левитана - врага № 1 Гитлера.

Корр. Голос человека способен воспроизводить совершенно различные звуки?

О.Ю. Да. Установлено, что ни один музыкальный инструмент не обладает столь богатым диапазоном звуков различной высо­ты и тембра, как специально натренированный человеческий голос. Фактически многие музыкальные инструменты и были созданы лишь для того, чтобы воссоздавать те или иные аспекты зву­чания человеческого голоса и аккомпанировать ему. Пользуясь одним лишь голосом, человек может охватить необычайно широкий спектр частот и тембров. Качественный звуковой диапазон, доступный челове­ческой гортани, простирается от горлового рева тибетских мо­нахов до птичьего щебетания певцов из племен индейцев Южной Америки. Человеческие голоса способны имитировать любые музыкальные инструмен­ты (в том числе и ударные), подражать звукам окружающего мира, а также производить звуки принципиально новые, ко­торые в природе не встречаются.

Корр. Очевидно, что между пением и речью есть общность и различие.

О.Ю. Да. Общее - прежде всего чисто физическое - пение и речь – это колебания воздуха, которые возникают в результате работы голосового аппарата. Во вторых пение и речь являются носителем информации, которая, в свою очередь, может влиять на психоэмоциональное состояние людей. Имея в виду содержание Л.Н.Толстой сказал - «Слово – дело великое! Словом человека убить можно». Очень хорошо это высказывание проиллюстрировано в книге Райта «Свидетель колдовства». В этой книге приведено много случаев, когда колдун говорит преступнику, что он умрет завтра и человек действительно умирает. Пение всегда сопровождало и сопровождает различные религиозные и оккультные ритуалы, вводя слушателя в транс. В частности, хорошо известен феномен оргазма у женщин, в тот момент, когда их любимый певец берет высокую ноту.

Различное. Во - первых, это частотный диапазон. В речи человек использует диапазон в 3-4 ноты. В зависимости от характера голоса – низкий, высокий и т.п. эти ноты звучат в разных октавах. Оперный певческий голос, как правило, звучит в 2-х, 3-х октавах, однако он может звучать в и 5 октавах. Примеры: Мадо Робен, Имма Сумак. Великий тенор Энрико Карузо имел басовые голосовые связки и однажды пел в опере басовую партию. Инструментальная музыка, основная задача которой – аккомпанировать голосу человека – имеет несравненно больший частотный (звуковой) диапазон. Если же брать современную авангардную музыку, в том числе и эстраду, то там часто используются запредельные частоты, т.е. те частоты, которые человек не слышит.

Корр. Можно ли считать, что музыка вообще и речь – это носитель информации?

О.Ю. Конечно, однако, если речевая информация, как правило, однозначна, строго структурирована, зафиксирована в формализованных языковых шаблонах, то музыка вообще, как носитель информации таким характеристиками не обладает. Формализованность речи необходима для адекватности общения. Музыкальная информация принципиально многозначна и реализуется она особым, не формализованным языком. Бывает, однако, что и музыка несет однозначную информацию. Например – соловей, своим пением отгоняет соперников, указывая им, что данная территория занята. Военный марш практически у всех людей вызывает потребность маршировать, вальс – танцевать, траурный марш – слезы, попса – бьющая по нижней чакре – дергаться всем телом и т.п.

В любом случае музыка – это носитель очень разнообразной, комплексной, сложной, даже иногда «сжатой» информации, а иногда такой, о которой мы (люди) даже не догадываемся, что НЕЧТО, что «описывает» или сообщает музыка – существует. Конечно, мы можем сказать, что музыка «несет» очень большой объем эмоциональной информации, имеет глубочайшее философское содержание (Моцарт, Брукнер, Бах, Бетховен, Рихард Штраус, Шостакович и еще несколько композиторов – которых я бы назвал философами). Содержание музыки может быть также предельно мистичным. Однако, подчеркнем, что кроме вышеперечисленного в музыке гораздо больше такого, для чего в нашем языке НЕТ слов, нет соответствующих понятий. Короче говоря язык музыки не верифицирован. Конечно, выражение музыкальных образов может быть реализовано по разному, или, иначе говоря, может быть переведено на различные, но также не однозначно верифицированные языки: – например, с помощью языка искусства- поэзия, танец, рисунок, фотография и т.п.

Речь, как правило, не ритмична, в то время, как большинство музыкальный произведений ритмичны.

Корр. Но ведь и речь может быть ритмической?

О.Ю. Да. Пример – поэзия или произнесение мантр.

ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ

Очень важный аспект, характеризующий феномен музыки, связан с ее восприятием. Прежде чем перейти к характеристике восприятия музыки, проанализируем понятие восприятия вообще.

У человека как известно пять органов чувств. У растений их меньше, у животных может быть и больше. Но самое главное, что принцип восприятия, т.е. работы всех органов чувств как у человека, так и у всех живых существ на Земле одинаков. Он заключается в том, что у человека и у любого другого живого существа в подсознании (назовем это условно знакомым термином, хотя в реальности все гораздо сложнее, но мы просто не имеем места расписать все подробно) находятся генетически закодированные эталоны, модели того, что должно быть воспринято живым существом в процессе жизни. Великий Карл Густав Юнг назвал это архетипами, но выделил только некоторые, а на самом деле этих моделей очень много. Кроме того, в процессе жизнедеятельности человек и любое живое существо накапливает вновь приобретенные модели. Подчеркнем, однако, что эти приобретенные модели, базируются на генетически врожденных моделях.

Суть любого восприятия заключается в том, что внешние стимулы любых модальностей (цвет, звук, запах и т.д.) сравниваются этими «врожденными» моделями. Если сравнение происходит, то внешний стимул осознается, воспринимается. Если сравнение не проходит – то стимул, точнее его воздействие оказывается неосознанным. Так на человека ежесекундно действует практически бесконечное количество стимулов, например, радиоволны в различных частотных диапазонах. Мы их не воспринимаем, поскольку нет соответствующих органов чувств, а также генетически врожденных моделей для восприятия этих стимулов. Хотя, не исключено, что сформировать совершенно новые органы восприятия для человека вполне возможно (экстрасенсорика).

В частности в условиях зрительного восприятия, кроме осознания стимула, мы сразу производим его качественную оценку: ах какой красивый закат, ах какая красивая девушка. При этом мы не путаем девушку с закатом и критерии оценки красоты заката и девушки – различны. Откуда эти критерии? Все модели с их особенностями, как указано выше, находятся в подсознании. Эти модели генетически обусловлены и в них «впаян» Творцом эталон красоты. При этом эталон красивой девушки для китайца иной, чем для европейца.

Абсолютно то же самое происходит и при аудио восприятии. Так стая птиц срывается с места, если услышит сигал тревоги. Подчеркнем, что птиц никто никогда не учил конкретно тому, что именно это сочетание звуков – тревога. Аналогично в человеческом подсознании есть, назовем их так: музыкальные модели соответственно стилям и видам музыки. Эти модели, также как и для зрения, генетически обусловлены и в них «впаян» Творцом эталон красоты. Так каждая нация имеет свой, присущий только ей музыкальный стиль (модель). Например, лично мне слушать долго китайскую народную музыку просто тяжело, хотя я ее понимаю и восхищаюсь ею.

Кроме генетически обусловленных моделей есть общие для всего человечества музыкальные модели. К таким можно, вероятно, отнести например, модели вальса, марша, танго и т.п. заданные ритмически. Например, мелодия куплетов тореадора из оперы Бизе Кармен, практически всем сразу нравится, запоминается после первого же прослушивания и в дальнейшем легко опознается. Таких примеров можно привести очень много.

Иными словами – любое восприятие это всегда сравнение с эталоном, который, во-первых, является врожденным, генетически обусловленным, заложенным в живое существо создавшим его Творцом, и, во – вторых, приобретенным в процессе жизнедеятельности.

ВОЗДЕЙСТВИЕ МУЗЫКИ

Великий Александр Сергеевич писал:

…Из наслаждений жизни

Одной любви музыка уступает;

Но и любовь – мелодия.

Известно, что в сексе Александр Сергеевич был суперпрофессионал, так что его оценке музыки можно смело довериться. Однако шутки в сторону. В гениальной (не побоюсь этого слова) книге Михаэля Лайтмана: «Каббала для начинающих» Т.1. М.Аст. 2007 на стр. 18 написано следующее: «любой организм устроен так, что его единственным желанием является получение наслаждения. Желание получить максимальное наслаждение – это основной закон, существующий на всех уровнях природы – неживой, растительной, животной и человеческой».

Музыка, позволяет легко получить «максимальное наслаждение» которое можно назвать различными терминами, связанными с измененным состоянием сознания (ИСС): сатори, самадхи, катарсис, эйфория, оргазм, кайф и т.п. Подчеркнем, что все вышеприведенные термины возникли не в связи с музыкой. Они описывают различные состояния человека, которые характеризуются получением удовольствия, наслаждения, но по отношению к восприятию человеком музыки эти термины не совсем точны, а зачастую и совсем не точны. Однако, поскольку по отношению к воздействию музыки специальных терминов нет, будем пользоваться тем что есть.

Начнем с катарсиса. Безусловно, что многие люди переживали катарсис, который, согласно Аристотелю, является одной из задач искусства вообще. Катарсис - понимается как измененное состояние сознания (ИСС) как разряжение, в результате которого аффекты и отрицательные эмоции на время оказываются как бы удаленными из души, из сознания. Музыкальный катарсис как бы «убирает» безотчетность, необъяснимость спутанность эмоциональных состояний, человек оказывается окрыленным, освеженным, готовым к новым эмоциональным переживаниям, иначе говоря – вновь готовым «жить».

Эйфория при восприятии музыки отчётливее всего ощущается при переходе от обыденного или плохого настроения до чрезвычайно возвышенного, радостного, светлого.

Кайф (от араб. كيف‎‎ — «удовольствие, наслаждение») — слово, заимствованное из арабского языка, используемое в русском языке для обозначения приятных эмоций и ощущений в целом (см. Википедия). Кайф как и эйфорию можно испытывать достаточно длительное время, например на протяжении всего концерта и даже после него. Не исключено, что катарсис, эйфория и кайф от прослушивания музыки могут вызвать слезы.

Самадхи и сатори – это измененные состояния сознания (ИСС), связанные с мистическими переживаниями и проживаниями. Большинство религиозных ритуалов в различных культах, использующих музыку, ориентированы на достижение именно этих ИСС. Об этих ИСС великолепно написано в уникально - божественной книге Иннаят Хана «Мистицизм звука», которая легко доступна в Интернете.

Корр. А Вы испытывали все эти состояния при прослушивании музыки?

О.Ю. Конечно очень часто и многократно.

Корр. Можете сказать конкретно от каких музыкальных произведений?

О.Ю. Я «ем» в музыке все умное, содержательное и красивое. Этому определению соответствует классическая музыка, старинный русский романс, многие советские песни, многое из авторской песни, частично авангард, и в очень малой степени эстрада.

Корр. Вы как-то связаны с музыкой?

О.Ю. У меня нет музыкального образования, но я пою оперные арии, русские романсы, а также много советских песен. Но пою только то, что мне нравится. От диапазона в большую терцию вначале занятий с Евгенией Адольфовной Лукьяновой, благодаря Анатолию Ивановичу Попову мне удалось расширить свой певческий диапазон до четырех октав.

ЦЕЛИТЕЛЬНАЯ СИЛА МУЗЫКИ

Очень важно отметить, что звуки как таковые оказывают как целительное, так и напротив, разрушающее воздействие на все живое. Например, низкие частоты, признаки землетрясения в 4-7 гц., не слышимые человеком, вызывают панику как у животных так и у человека! Музыка Моцарта и Вивальди повышает удойность коров на 15-20% от среднего, а тяжелый рок на столько же процентов снижает удойность. Ученые подвергали крыс воздействию разнообразных зву­ков. Первая группа крыс слушала вальсы Штрауса, вто­рой же группе приходилось без перерыва слушать гром­кий, беспорядочный грохот барабанов. По прошествии не­которого времени у крыс из второй группы развились нарушения памяти; помимо этого исследователи зафикси­ровали структурные изменения в мозговых клетках живот­ных. Непрерывный стресс повлек за собой истощение, переутомление нервных клеток. Ученые сделали вывод, что дисгармоничная музыка оказывает на мозг млекопитаю­щих разрушительное воздействие.

В частности, есть такое современный очень интересный композитор – авангардист Ксенакис. Получилось так, что я прослушал его музыку подряд три часа. Это было ужасно, я впал в какое-то коматозное состояние. Слава Богу – я кому-то потребовался и меня оторвали от этого занятия. В одном из диалогов в Интернете я прочитал интересный способ мучения: запираешь человека в комнате, так что он не может выключить музыку и заставляешь его прослушать подряд все творчество Димы Белана. Но если мы хотим, чтобы человек сошел с ума – думаю, что прослушивание Ксенакиса в течении пяти часов достаточно.

Имеются медицинские разработки различных приборов воздействующих различными частотами на отдельные органы человеческого тела с целью их лечения. Но мне представляется, что в данном случае более перспективным будет воздействие человеческого голоса на весь человеческий организм в целом, поскольку, как показано во многих медицинских исследованиях, человеческий голос наделен наиболь­шей целительной силой. Техника лечения голосом носит название «Тонинг». Тер­мин ввела в употребление Лорел Элизабет Кейс в книге «Тонинг» (Laurel Elizabeth Keyes. «Toning»)

Подчеркнем, что максимально эффективным средством не только лечения, но и профилактики очень большого числа заболеваний является собственное пение человека, хотя бы в пределах двух октав. «А у меня нет слуха, а у меня нет голоса, а у меня очень маленький диапазон» – обычные возражения большинства людей на подобные утверждения. Однако существуют специальные методики, позволяющие развивать и то и другое и третье причем весьма быстро и эффективно.

В современной психотерапии есть специальное направление – музыкотерапия.

ВИБРАЦИЯ ПРИ ВОСПРИЯТИИ МУЗЫКИ

Подчеркнем, что воздействие музыки вообще тесно связано не только с ее восприятием, но также и с вибрацией как всего организма, так и отдельных органов человеческого тела. Причем уже доказано, что отдельные частоты воздействуют на соответствующие чакры. Так низкие частоты действуют на сексуальную чакру, очень сильно сексуально возбуждая человека. Вызывая в том или ином органе вибрацию, звук активизирует его и наполняет энергией. Медицина не знает более безопасного и быстрого способа локальной стабилизации кровоснабжения, насыщения кислородом и притока энер­гии в соответствующий орган, чем соответствующие звуки.

Встаньте рядом с барабаном или мощной акустикой во время исполнения какого-нибудь тяжелого рока – Ваш организм весь будет вибрировать. Хорошо этот или плохо – это другой вопрос. На концерте оранной музыки также возможно восприятие музыки с помощью вибрации.

Подчеркнем, что слушать любого певца – это значит петь вместе с ним, как правило, про себя. Пение про себя это тоже вибрация. Тут нужно указать также на феномен слепоглухонемой Ольги Скороходовой, которая очень любила сонаты Бетховена и слушала их положив руки на деку фортепьяно.

КОМПОЗИТОР

Чтобы подойти к пониманию того, кто такой исполнитель и композитор, надо прежде всего сказать о том, что такое человек.

Корр. А к слушателю ваше понимание человека не относится?

О.Ю. Конечно относится, но выше об этом говорить было рано. С моей точки зрения человек – это соединение в одном месте пространства множества различных полей (физических, астральных, ментальных, будхических, торсионных и т.п. – всех названий и характеристик мы не знаем). Казалось бы, что самое известное – это материальное пространство – т.е. физическое тело человека. Но и здесь мы фактически ничего не знаем. Например, как работает мозг? Как он продуцирует мысли и т.п. Что такое сознание? Этих вопросов по отношению к человеку – тысячи. Ответов на них нет!

Ущербные, беспомощные материалисты считают, что кроме физического тела у человека больше ничего нет. Смерть тела – смерть человека. Этот абсурд даже не обсуждается. Как физическое тело – человек это биологический робот, задача которого в физическом теле – выполнять программу, заложенную ему изначально Творцом. Душа – эта та совокупность (матрица, модель, сгущение особых информационно-энергетических, ментальных полей), которая одушевляет (оживляет) физическое тело и покидает его в момент смерти, а также руководит всеми деяниями человека на всей протяжении жизни, в том числе и во сне. Именно душа накапливает и сохраняет информацию о данной конкретной жизни, являясь вечной, бессмертной сущностью. И физическое тело и душа – созданы Творцом т.е. везде, во всех составляющих человека есть основа музыкальной гармонии, он создан Творцом музыкально. Иными словами сам человек – есть «звучащая музыка». У гения – это своя музыка, у бандита – своя! НО МУЗЫКА.

Корр. Откуда происходит музыка? Кто является автором музыки?

О.Ю. Сразу скажу, что автором ЛЮБОЙ музыки является Творец. Я считаю, что Творец творит постоянно, гармонично, согласованно, удивительно красиво, бесконечно щедро и главное! Музыкально! Безусловно, слов нашего языка не хватает, чтобы передать все качественные характеристики как процесса творения, так и сотворенного. Но прежде чем творить необходим образ творения, модель того что Творец хочет создать (Этим, по К.Марксу Творец (Бог как хороший архитектор) отличается от пчелы см. Введение к 1 тому Капитала). Эта модель прежде всего гармонична – вот эта гармония и есть то, что в первом приближении можно назвать Музыкой. Это то, что многие мистики называли музыкой Космоса, музыкой Сфер и т.п. Но необходимо пойти дальше. Итак, музыка, во-первых, это то, что предшествует реальному творению как гармоничная модель. А поскольку Творец творит везде, т.е. во многих энергиях, во многих пространствах, во многих полях как материальных так и не материальных (увы нет соответствующего понятия, чтобы заменить слово – поле на более адекватное), творит бесконечное число сущностей, то следовательно музыка Космоса это не только звуковые колебания, это гармонические вибрации всего. Именно поэтому мы говорим – «музыка стиха» (например, Пушкин!!!, Блок, Маяковский, Артур Рембо (по французски!!) и т.д. и т.п.), живопись и архитектура – застывшая музыка, музыка ветра, шелест листьев, музыка живого (пение птиц, мурлыкание кошки и т.п.) и неживого – пение статуй в Египте в храме Абу-Симбел и т.д. и т.п. Подобных примеров можно привести очень много.

Таким образом, музыка изначально, исходно, сущностно включена в любое творение. Но, во вторых, музыка, как процесс во времени, сопровождает процесс каждого творения, она живет в каждом творении, поскольку творение творится гармонически. Таким образом, во втором приближении – Музыка должна пониматься как гармоничная сущность каждого творения.

Итак, по отношению к Творцу – музыка, вне времени предшествует каждому творению как модель, а во-вторых, сопровождает процесс создания и процесс БЫТИЯ каждого творения но теперь уже во времени. Таким образом – Космос, как творение Творца – изначально музыкален, весь пронизан музыкой.

Теперь как соотносится творчество человека (композитора) Творца. Очень просто. Как мы говорили выше, творит только Творец – человек – любой человек – это только проводник (радиоприемник – точнее по отношению к композитору - музыкоприемник и принтер, по отношению к ученому – наукоприемник и принтер, по отношению к писателю – текстоприемник и принтер и т.п.) того, что диктует ему Творец. Доказательств тому очень много. Например, Моцарт слышал всю симфонию сразу целиком (- вот вам время в музыке – где Оно? И что такое время в аспекте феномена Моцарта? – Это как раз то изначальное музыкальное БЕЗВРЕМЕНЬЕ как модель будущего!). И Моцарту оставалось только записать то, что он слышал на нотной бумаге. Именно об этом прекрасно сказал Альфред Шнитке:

«Чем дальше, тем больше я ощущаю, задача моя не в том, чтобы музыку придумать, сочинить, а в том, чтобы ее услышать …Реальная музыка есть лишь небольшая часть огромного музыкального мира с которым человек имеет дело. …. В реальной сфере живет то, что Моцарт успел написать, а в теневой ирреальной – огромный звуковой мир, который он не успел осуществить….. Каждый раз, когда вы слышите что-то истинное, оно вас потрясает не неслыханной новизной, хотя и может содержать ее, но тем, что оказывается, вы это все уже знаете. Шнитке. Статья: Реальность, которую ждал всю жизнь//Сов. Музыка 1988 № 10 с 19.»

Иоганн Себастьян Бах по времени не мог сочинить столько музыки, сколько найдено у него. На «сочинение» у него просто не хватило бы времени. Иными словами, Бах, как и Моцарт, сразу писал, то что ему было продиктовано Творцом свыше. Тот же феномен был характерен для многих композиторов и в частности для Россини, который не «боялся» говорить об этом. Приведу также факт из другой области, который меня просто потряс. На мой взгляд, самым гениальным философом человечества является Гегель. Студенты во время перерыва решили утащить у Гегеля странички с текстом лекции, поскольку записывать его жуткий текст, да еще нечетко произнесенный на швабском наречии, было очень тяжело. Однако на кафедре, где лежали листы с лекцией они обнаружили только чистые листы бумаги (Гегель на перерыв ничего с собой не уносил). Иными словами все тексты Гегеля продиктованы ему свыше. И т.д. и т.п. – любое творение человека (музыка, любое искусство, наука и т.п.) – это все сколок, слепок, отражение божественного творения.

Корр. Возникает вопрос – почему же тогда есть гениальные творения, а есть бездарные – и последних на несколько порядков больше?

О.Ю. Ответ прост. Все дело в «чистоте» канала по которому человек связывается с космосом. Если канал чист и проводимость его высока получается Моцарт, Бетховен, если канал пробивается еле-еле или вообще отсутствует (и такое бывает) получается - бездарный композиторишка. Чистота канала напрямую зависит от Эго, от Я, от Самости. Я Великий, Я самый Гениальный, Я, Я, Я и только Я. Кстати Гуно в юности говорил – есть только один композитор – Я. В середине жизни он говорил – есть два композитора Я и Моцарт. В конце жизни Гуно говорил – есть только один композитор – Моцарт. Гордыня смирилась.

Вернемся опять к тому, что мы говорили выше про слушателя, но немножко с другой стороны. Очевидно, что весь спектр воздействия музыки на человека еще не изучен до конца. Ведь Творец, когда создавал человека – в душу любого человека изначально вложил космическую музыку. И в связи с этим душа сорезонирует на соответствующее воздействие извне. Более того, наряду с зонами Брока и Вернике, отвечающими в головном мозгу человека за речь, очевидно, должны быть зоны, отвечающие за восприятие музыки. А поскольку музыка согласно замыслам Творца – изначальна, то она и действует в определенных обстоятельствах гораздо сильнее речи. Несколько слов о групповом воздействии музыки – там-тамы, барабаны и духовые инструменты во время атаки, всеобщая радость победы – и музыка возвышает душу, скорбная музыка при сопровождении умершего и т.п. – примеров опять-таки масса и все они говорят о том, что музыка, воздействуя на каждого отдельного человека в толпе, способна объединять всех людей в некую единую, однородную массу. Но это далеко не единственный канал воздействия музыки на человека. Как я уже сказал выше, многое, очень многое, еще просто не изучено, а многие из возможных проблем еще и не ставились.

ИСПОЛНИТЕЛЬ

Теперь конкретно исполнитель. Начнем с примера. Так будет легче понять ниже изложенное. Недавно я был на концерте симфонического оркестра Московской филармонии. Там солист Большого Театра пел песню Синатры Strangers in the Night. Сильный голос на две с половиной октавы, но исполнение было просто ужасно! У Синатры вообще не было голоса и того, что не было (голоса) умещалось у Синатры только в пять –шесть – нот. Но исполнение Синатры – божественное, потому, что он «пел душой», а не голосом. А певец из Большого – орал голосом. Потом слушатели говорили - лучше бы он не пел. Почему так? То же самое мы видим (точнее слышим) и по отношению к другим инструментам, например – фортепьяно. Миллионы людей играют на ф-но, а слушать можно только некоторых из них. Почему так?

Тут три причины. Первая – любое исполнение это тоже творчество, так, что дело в канале связи с космосом. И здесь – чем «чище» канал – тем гениальнее исполнитель.

Вторая причина. Человек – как мы уже говорили выше, это биологический робот, программа. В простонародье говорят – судьба. А по этому поводу есть прекрасная поговорка озвученная Иваном Андреевичем Крыловом: «Беда коль сапоги начнет тачать пирожник, а пироги тачать сапожник». Т.е. каждый человек должен выполнять только ту программу, которую ему изначально предназначил Творец. Исполнителю – исполнять, композитору писать музыку, слушателю слушать, ученому – заниматься наукой, проститутке – соответственно и т.п.

Третья причина. Вибрация. Музыка – это вибрация души. Если душа исполнителя вибрирует в унисон с исполняемым произведением, то эта вибрация передается слушателю. Происходит резонанс. Но тонкость тут в том, что каждый исполнитель может и адекватно исполняет только ту музыку, для которой его «создал» Творец. Более того, эта музыка изначально записана в душе исполнителя еще до его рождения. Так было у Синатры, Джо Дасена, Иегуди Менухина, Ойстраха, Гилельса, Рихтера, Фуртвенглера и т.п. и т.д. Точно также та музыка, которая вызывает самадхи у слушателя, также записана у него в душе до рождения.

Иначе говоря, мы – слушатели, воспринимаем только ту музыку, которая уже давно, возможно в ряде предыдущих воплощений уже была записана в нашей душе. Именно поэтому музыка вызывает экстаз, кайф и даже самадхи.

Итак резюме

Музыка для слушателя –

1. это колебания воздуха в диапазоне от 20 до 20 000 Дб. При этом эти колебания могут быть не только упорядоченными, согласованными, ритмичными, гармоничными, а очень даже напротив – см. современный авангард (Штокгаузен, Ксенакис и мн. др.)

2. это полная тишина. Например, извращение Джона Кейджа известное как трёхчастная!!!! композиция «4′33″» 1952 года, во время исполнения которой не играется ни один звук. Исполнители, как обычно, во фраках выходят на сцену, садятся за пульты. Подобное «молчание» стало характерным для многих композиторов – авангардистов. Но на мой взгляд - это бессмысленно. Поскольку в музыке есть «молчание» и «молчание». Но к первому молчанию надо «подвести» слушателя. И мире есть только один композитор, который сумел это сделать – МОЦАРТ. Что имеется здесь в виду. Поясним это с помощью аналогии очень часто использующейся в различных фильмах: кто-то бежит, спасаясь от кого-то - и вдруг выбегает на край бездонной пропасти. У МОЦАРТА есть несколько опусов, в музыке которых обыгрывается подобная ситуация. Например, в самой гениальной опере, которая только была написана вообще – Дон Жуан, есть такой эпизод. Лепорелло переоделся в костюм Дон Жуана а донна Анна, Оттавио, Мазетто, донна Эльвира и Церлина – ловят, как им кажется Дон Жуана, а когда вместо того, кого они так ненавидят – они хватают переодетого Лепорелло в музыке наступает «тишина», «молчание», пропасть, URGRUND, как говорил великий Яков Бемё, «Страх и Трепет» как говорил Серен Кьеркегор. Человек оказывается лицом к лицу с абсолютно неизвестным, невыразимым, необъятным. Возникающее мистическое состояние – не только страх, ужас, оцепенение, но также мгновенное (времени НЕТ!!!) переживание и проживание аналога смерти, когда перед человеком за доли секунды перед глазами проносится вся его жизнь. У Моцарта есть еще ряд опусов, в том числе и инструментальных, в которых он гениально «описал» это состояние.

3. это вибрация. Как говорил Анатолий Иванович Попов – автор системы «физвокализ» - заинтересованный и заинтригованный слушатель – «совибрирует» каждой клеточкой своего тела либо инструментальному (любого жанра), либо вокальному исполнению.

4. это то, что может привести и практически приводит всех к измененному состоянию сознания.

5. это одно из лекарств, подлинное действие которого еще только предстоит разгадать.

6. это – информация, это тайный, зашифрованный язык, это ДАР Творца нам, для того, чтобы мы, люди, ощущали бесконечность Творца и наслаждались ею.

Музыка для исполнителя:

1. это возможность выразить себя, как Творца

2. это возможность выразить взаимодействие Творца и композитора

Музыка для композитора -

1. это гармония Космоса, услышанная композитором, и переданная нам людям с помощью нот.

Таким образом, можно сказать просто, что музыка это Гармония Космоса.

Литература

Абросимов В.Н. Нарушения регуляции дыхания. М. Медицина. 1990 г. 246 с.

Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. -3-е изд., доп., перераб.-М.: Физкультура и спорт, 1987.-64 с.

Андронников И. К музыке. -4-е изд., М."Советский композитор", 1991.- 220 с.

Бальмонт К. Лирика пола. Мысли и ощущения. В книге: Русский эрос или философия любви в России. М. Прогресс. 1991.г. с. 96-99.

Бехтерев В.М. Объективная психология. М.Наука. 1991 г. 476 с.

Богачихин М.М. Таинственная ци и пути к бессмертию. Т. 1 и 2. Запорожье. 1991 г. -104 с. и -142 с.

Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация философия наука религия. М.Наука. 2007 г. 333 с.

Библия. Книга бытия.

Брихадараньяка упанишада. М.1964. с. 143.

Вальденго Дж. Я пел с Тосканини. Пер. с итал. - 2-е изд., доп.-Л.:Музыка,1989 г.168 с.

Вейн А.М. Три трети жизни. - 2-е изд., доп.- М.: Знание, 1991 г. 240 с.

Вербов А. Техника постановки голоса. 2-е издание. М. Государтсвенное музыкальное издательство. 1961 г. 51 с.

Вилунас Ю.Г. Рыдающее дыхание для оздоровления, похудения и омоложения. СПб.: Питер. 2011 г. 136 с.

Вильсон Д.К. Нарушения голоса у детей. М.: Медицина. 1990 г.446 с.

Витт Ф. Практические советы обучающимся пению. Л. Изд-во "Музыка". 1968 г. 62 с.

Возрастная физиология. В серии: Руководство по физиологии. Ленинград.: Наука. 1975 г. 692 с.

Герасимова К.М. Традиционные верования тибетцев в культовой системе ламаизма. - Новосибирск.: Наука. Сиб. отд-ние, 1989 г. 320 с.

Гора Е.П. Изменения функционального состояния систем организма (кардио-респираторной системы и цнс) при произвольном управлении дыханием. Учебное пособие. М. Изд-во "Прометей". МГПИ им. В.И.Ленина. 1989 г. 140 с.

Горелов И.Н., Енгалычев В.Ф. Безмолвной мысли знак: Рассказы о невербальной коммуникации. - М.: Мол. гвардия, 1991 г.: 240 с.

Гримак Л.П. Общение с собой. Начала психологии активности. М.: Политиздат, 1991 г. 320 с.

20. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М.1955. Т.1 - 500 с.

Дмитриев Л.Б. Гимнастика дыхания в хореографии. Рукопись. 10 с.

Дмитриев Л.Б. О воспитании легких женских голосов в классе профессора М.Э.Донец-Тессейр. В сб.: "Труды государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных. Выпуск IX. Вокальная кафедра. Москва 1970 г. с. 7-50.

Дмитриев Л.Б. Солисты театра Ла Скала о дыхании в пении. Там же. с. 51-63.

Дмитриев Л.Б. и др. Фониатрия и фонопедия. М.Медицина. 1990 г. 270 с.

Дмитриев Л. Основы вокальной методики. М.: Музыка. 2007 г. 366 с.

Емельянов В. Развитие голоса. СПб.: Лань. 1997 190 с.

Ермолаев О.Ю., Сергиенко В.П. Основы трехфазного дыхания. М.: Знание. 1991 г. N 2. 90 с.

Ермолаев О.Ю. Правильное дыхание. М. Флинта. 2001 г. 190 с.

Ермолаев-Томин О.Ю. Исцеляющее дыхание. М. Центрполиграф. 2008 г. 286 с.

Ермолаев-Томин О.Ю. Уникальная система постановки дыхания и голоса. М. Центрполиграф. 2008 г. 286 с.

Ермолаев-Томин О.Ю. Дыхательная гмнастика. 2010 г. Интернет.

Зубков А.Н. Очаповский А.П. Хатха-Йога для начинающих. М.Медицина. 1991 г. 190 с.

Ингерлейб И.Б.Путеводитель по дыхательным гимнастикам. М.: Аст. 2006. 205 с.

Кант И. Трактаты и письма. М.Наука. 1980 с.708.

Кувайков Н. Какая дыхательная гимнастика лучше? Ж.ФИС. 1987 N 4 с.22.

Линдер И. Алмазный цигун Бодхидхармы. Ж.ФИС. 1990 N 3. с. 22-23.

Лобанова О.Г. Дышите правильно. М. 1915 г. 230 с.

Лобанова О.Г. Правильное дыхание, речь и пение. Госиздат. М., 1923 г. 165 с.

Лосский Н.О. Христианство и буддизм. В сб.:Христианство и индуизм. Свято-Владимирское издательство. Москва. - 1992 г. с. 58-59.

Лукьянова Е.А. Дыхание в хореографии. М. Искусство. 1979 г.183 с.

Максимов И. Фониатрия. М. Медицина. 1987 г. 282 с.

Малахов Г.П. Современные дыхательные методики. Донецк. Генеша. 2006 г. 255 с.

Маловичко А. Очищение органов дыхания. М.: Диля. 2004. 235 с.

Мифологический словарь. М,: Советская энциклопедия. 1991 г. – 736 с.

Морозов В.П. Искусство резонансного пения. М. 2002 г.

Муравов И.В. Возможности организма человека. М. Знание. 1988 г. N 6. 90 с.

Назаренко И.К. Искусство пения. Хрестоматия. Изд. Второе, перераб. и доп. М. Государственное музыкальное издательство. М., 1963 г. 512 с.

Ниши Кацудзо. Энергетическое дыхание. СПб.: Невский проспект. 2003 г. 125 с.

Овсянников В.Д. Дыхательная гимнатистка. М. Знание. 1986 г. N 3. 60 с.

Плугин В.А. Мировоззрение Андрея Рублева Изд-во МГУ 1974 г. 160 с.

Плужников М., Рязанцев С. Среди запахов и звуков. М. Молодая гвардия. 1991 г. 270 с.

Попова Е.Я. Основы обучения дыханию в хореографии. М., "Искусство", 1968 г. 40 с.

Популярная медицинская энциклопедия. М.Советская энциклопедия. 1979 г. 704 с.

Словарь-справочник по физиологии и патологии дыхания. Киев. Наукова думка. 1984 г. 256 с.

Соловьев Вл. Сочинения в 2 т. Т.1. Нравственная философия. оправдание добра. М.: Мысль, 1988 г. - 892 с.

Рамачарака Йог. Наука о дыхании индийских йогов. Хатха йога. Т.3 Издательски-библиографическое агенство "Моя библиотека" 1991 г. -216 с.

Розанов В.В. В кн.: О себе и о своей жизни. Опавшие листья. М., Московский рабочий. 1990 г. 876 с.

Розенберг Ларри. Секреты медитативного дыхания. М.:София. 2006 г. 251 с.

Тайлор Э.Б. Первобытная культура: Пер. с англ.- М. Политиздат, 1989.- 573 с.

Шаляпин Ф.И. Маска и душа. М.: Моск.рабочий, 1989 г. 384 с.

Шеврыгин Е.Б. Болезни лор-органов: профилактика (советы и рекомендации). - М.:Знание, 1988. - 48 с.- (Нар. ун-т.Факультет здоровья; N 4).

Шенкман Стив. Мы- мужчины. - 6-е изд., перераб., доп.- М.:

Физкультура и спорт, 1987 - 288 с., ил.

Щетинин М. Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой. М.: Метафора. 2008 г. 368 с.

Харри Янес. Приемные часы для здоровых. Таллин. "Валгус". 1986 г. 240 с.

Уэст Дж. Физиология дыхания. Основы. Пер. с англ. - М.Мир. 1988 - 200 с.

Черноморов А.И.Шустова А.И. Практикум по выразительному чтению. Пособие для учителей начальных классов. М., Просвещение. 1970 г. 150 с.

Филипычива Т.Б. и др. Основы логопедии. М.: Просвещение, 1989 г. 223 с.

Фомин В.,И.Линдер. Диалог о боевых искусствах востока.- 2-е изд. - М.: Мол. гвардия, 1991 г. 367 с.

Фрезер Дж. Фольклер в ветхом завете. М. Политиздат. 1990 г 542 с.

Энциклопедия оккультизма. Т. 1 и 2. М.AVERS. -204 с. и -208 с.

Юнц Э.Г. Книга экклезиаста. Ж. Вопросы философии. N 8 1991 г. с. 139 - 155.

Юссон Рауль. Певческий голос. М. Музыка. 1974 г. 262 с.

Ю-Тайчи. Исцеление праной. СПб.: Невский проспект. 2006. 125 с.

www.e-puzzle.ru


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: