В возникновении заболевания

С чего лучше всего начать, чтобы распутать клубок старых представлений и отказаться от привычного способа реаги­рования на стресс? Работая с онкологическими больными, мы обнаружили, что очень полезно бывает попросить паци­ентов определить те стрессовые ситуации, которые они пе­реживали в период от полугода до полутора лет перед нача­лом болезни.

Связь между эмоциональными состояниями и заболева­нием касается не только рака, но и всех других болезней, так что процесс определения взаимосвязи между стрессом и бо­лезнью может оказаться полезным для всех.

Поэтому мы предлагаем не только онкологическим больным, но и всем остальным пациентам выполнить приведенное ниже упраж­нение. (Для того чтобы лучше представлять себе, какие си­туации могут привести к заболеванию, вы можете восполь­зоваться шкалой, которую мы обсуждали в главе 4.) Это упражнение поможет перейти от общих представлений к соб­ственному опыту.

1. Подумайте о болезни, которой вы сейчас страдаете или которая у вас когда-то была. Если у вас был рак

или вы больны им сейчас, при выполнении этого упраж­нения имейте в виду именно его.

2. Если у вас рак, выпишите на листке бумаги пять основных стрессовых ситуаций, с которыми вы столк­нулись в период от полугода до полутора лет перед тем, как обнаружили свое заболевание.

3. Если вы больны чем-то другим, то перечислите пять основных стрессовых ситуаций, произошедших в течение шести месяцев, предшествовавших болезни. (Для менее тяжелых, чем рак, заболеваний, по-видимо­му, следует говорить о более коротком периоде време­ни.)

4. Если вы когда-то пережили рецидивы этого заболе­вания, вспомните пять серьезных стрессовых ситуаций, произошедших за шесть месяцев до рецидива.

Если вы просто прочтете эти вопросы, не задумываясь над ними и не записав свои ответы, вы не получите той пользы, которую могла бы принести эта книга. То же самое можно сказать и обо всех других упражнениях.

Отвечая на поставленные вопросы, большинство людей обнаруживают, что за предшествовавший заболеванию пери­од они пережили несколько серьезных событий. Если вам не удалось найти каких-то чрезвычайно тяжелых внешних стрессовых ситуаций — смерти супруга или супруги, потери работы и т. д. — обратитесь к внутренним стрессам. Не приходилось ли вам переживать внутреннюю борьбу с таки­ми проблемами, как разочарование, связанное с невозможно­стью воплощения юношеских надежд, серьезными трудно­стями в личных отношениях, кризисом самоутверждения как личности? Все это может иметь не меньшее значение в по­явлении чувства беспомощности и безнадежности, чем при очевидных внешних стрессах.

Если вам удалось определить в своей жизни серьезные внешние или внутренние стрессы, попробуйте решить, какое участие вы приняли в этих ситуациях. Может, вы сами

создали их или стрессу способствовал способ вашего реаги­рования на происходящее?

Не привела ли к этому ваша привычка всегда ставить интересы окружающих выше своих, то, что вам трудно сказать «нет», или то, что вы за­были об ограниченности своих физических, интеллекту­альных и эмоциональных возможностей?

А если стресс был вызван внешними событиями, например, смертью люби­мого человека, не могли ли вы выбрать какие-то другие способы реагирования?

Дали ли вы себе, скажем, возмож­ность выразить горе или решили ни за что не показывать своих чувств?

Обратились ли за помощью и поддержкой к друзьям?

Такой самоанализ нужен для того, чтобы определить те представления и способы поведения, которые вы бы хоте­ли изменить сейчас. Поскольку эти установки представляют собой угрозу вашему здоровью, необходимо их пересмот­реть.

Следующее упражнение поможет вам определить пять основных стрессовых ситуаций, которые вы переживаете в настоящий момент, и найти альтернативные способы реаги­рования на них. Это упражнение носит профилактический характер, и цель его в выявлении и устранении тех момен­тов, которые в будущем могли бы сделать вас уязвимым для болезни.

1. Выделите пять основных стрессовых ситуаций, кото­рые вы переживаете в настоящий момент.

2. Подумайте над тем, насколько вы сами способствуете возникновению этих ситуаций.

3. Обдумайте, как можно было бы устранить эти стрес­сы из вашей жизни.

4. Если вы не видите разумного способа избавиться от стресса, подумайте, помогаете ли вы себе с ним спра­виться другими средствами? Принимаете ли поддерж­ку друзей? Даете ли себе возможность получать какие-то удовольствия? Позволяете ли себе выражать чувства по поводу стрессовой ситуации?

5. Если бы вы чаще ставили свои потребности выше интересов окружающих, не помогло бы вам это изба­виться от стрессовых ситуаций или уравновесить их? Задумываетесь ли вы над тем, в чем заключаются ваши собственные интересы? Пробовали ли вы когда-ни­будь их удовлетворить вопреки тому, что, как вы счи­таете, они противоречат интересам других?

Выполнив это упражнение, обязательно сравните, как вы реагировали на стресс до заболевания и как — сейчас. Нет ли в этих реакциях сходства? Если есть, то пересмотрите свое поведение — возможно, у вас выработался привычный способ реагирования на стрессы, который не способствует вашему здоровью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: