Критерии работы систем массового обслуживания

Характер системы, а также число обслуживающих аппаратов выбирают в соответствии с конкретными задачами работы системы.

Существующие системы массового обслуживания позволяют для случая простейшего потока требований и некоторых потоков близких к простейшим определять в системах с отказами при показательном законе времени обслуживания, многие показатели работы системы. С точки зрения практического использования систем первоначально определяют две важнейшие характеристики:

1) вероятность отказа в обслуживании;

2) среднее число занятых обслуживающих аппаратов.

Зная потери от каждого отказа и затраты на один аппарат можно определить функцию суммарных затрат и потерь от численности обслуживающих аппаратов – это критерий работы системы.

Для систем с ожиданием при простейшем или близком к нему потоке требований и показательном законе распределения времени обслуживания определяют:

1) среднюю длину очереди;

2) среднее число занятых обслуживающих аппаратов;

3) вероятность простоя всех аппаратов системы;

4) вероятность простоя «к» обслуживающих аппаратов;

5) среднее время ожидания в очереди.

Для типичной системы массового обслуживания на промысле с ожиданием, конечным числом обслуживающих аппаратов и неограниченной длиной очереди можно определить общую характеристику системы в виде приведенных потерь времени простоев - R. Это суммарные потери базами за счет их простоя без работы и промысловыми судами за счет простоя в очереди.

(5.2.1.)

В этой формуле:

m – число промысловых судов в системе обработки;

n – число обслуживающих устройств или причалов;

- среднее время набора груза промысловым судном;

- среднее время обработки одного судна;

m - отношение стоимости часа простоя базы (причалов) и добывающего судна при данной промысловой обстановке;

P0 – вероятность простоя всех обслуживающих устройств.

(5.2.2)

В процессе обработки есть моменты, когда у причалов баз находится несколько промысловых судов. Вероятность занятости одного или нескольких (k) обрабатывающих устройств в отдельности определяется по формулам:

для 1£ k £ n (5.2.3)

или

для n< k £ m (5.2.4)

Если в системе находится одно промысловое судно, т.е. базы простаивают частично, то вероятность этого состояния системы

(5.2.5)

В системе обработки, где n=4, базы частично простаивают, даже если занято два или три причала. Вероятность этих событий можно вычислить по следующим формулам.

(5.2.6)

(5.2.7)

Если обрабатывается k (1£ k £ n) судов, то при равноценных обслуживающих устройствах в системе используется лишь -ая часть ее обрабатывающих мощностей. Тогда общая вероятность простоев баз с учетом частичного использования обслуживающих устройств при обработке только k судов определится по формуле:

(5.2.8)

При n=2

(5.2.9)

При n=4

(5.2.10)

Одной из наиболее важных характеристик системы обработки является число промысловых судов, ожидающих обработки. Среднее число судов, ожидающих начала обслуживания.

(5.2.11)

Используя теорию массового обслуживания, можно определить еще целый ряд параметров системы обработки:

a) коэффициент простоя обрабатываемого судна;

b) среднее число промысловых судов, находящихся в районе баз (под обработкой и в очереди);

c) среднее число свободных обслуживающих устройств;

d) коэффициент простоя обслуживающего устройства;

e) вероятность того, что число судов, ожидающих начала обработки, больше некоторого числа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: