Система массового обслуживания

Теория массового обслуживания (ТМО) изучает работу систем в которых есть совокупность обслуживающих аппаратов, предназначенных для обслуживания определенного потока заявок или требований на обслуживание, поступающих в систему в какие-то случайные моменты времени. Упрощенное название Теории Массового Обслуживания – теория очередей.

Основные положения этой теории разработаны шведским ученым Эрлангом в начале ХХ столетия применительно к телефонной связи того времени. Дальнейшее развитие теории осуществлялось в развитых странах до конца столетия.

Применительно к промыслу система массового обслуживания могут быть:

1) обслуживание транспортными рефрижераторами на промысле судов с законченным циклом обработки улова.

2) Обработка промысловых судов с незаконченным циклом – плавбазами.

3) Обработка или обеспечение танкерами других типов судов.

4) Обработка уловов бригадами на крупнотоннажных, промысловых и обрабатывающих судах.

5) Обеспечение ремонта судов, швартовки в портах, лоцманской проводки и т.д.

Методы ТМО используются для решения задач всех уровней управления:

v стратегических;

v оперативных;

v тактических.

При этом, в зависимости от стоящей задачи, определяется какой должна быть система по принципам обработки требований, сколько она должна иметь обслуживающих аппаратов для успешного функционирования, сколько судов поступающих с периодическими заявками должно быть закреплено за системой.

В ТМО каждая заявка на обслуживание, будь то ремонт, буксировка, сдача готовой продукции и т.д. называется требованием.

Поток требований чаще всего бывает случайным и по статистическим данным определяется характер потока требований, т.е. закон которому подчиняются моменты времени или интервалы когда поступят требования на обслуживание.

Обслуживание требований в любой системе даже строго детерминированные (определенные) зависят от многих факторов, особенно на промысле, поэтому бывает случайным.

Для тех случаев, когда поток требований на обслуживание и время обслуживания подчиняются определенным законам в теории массового обслуживания уже разработаны стандартные методы определения качества функционирования систем с помощью определенных количественных показателей. Таких как длина очереди, занятость обслуживающих аппаратов и т.д.

Наиболее часто встречающимися являются системы массового обслуживания, в которых поток требований простейший, а продолжительность обслуживания требований подчиняется показательному закону распределения.

Определение характера потока требований по типу простейшего осуществляется особыми критериями, например Пирсона. Основнойхарактеристикой простейшего потока требований является теоретическая невозможность поступления одновременно 2-х и более требований, т.е. на практике такие требования разграничивают определенным min интервалом.

В теории массового обслуживания рассматриваем системы:

1) с ожиданием – когда поступившее требование не уходит из системы без обслуживания; например, без сдачи готовой продукции.

2) с отказами: например работа АТС;

3) системы с ограниченным ожиданием;

4) с ограничением по времени пребывания в системе, когда требование покидает систему по истечению определенного времени без учета начала обслуживания;

5) с ограничением по длине очереди.

На промысле чаще всего встречаются системы с ожиданием в связи со спецификой работы судов.

При этом системы могут быть одноканальные и многоканальные по числу обслуживающих аппаратов.

Возможно также различие систем по порядку регистрации поступления требований:

v в порядке поступления требований;

v в порядке приоритета;

v в порядке обратном поступлению.

Дисциплина работы системы бывает различной:

а) для одноканальной системы обслуживающий аппарат включается в действие немедленно после появления требования;

б) при многоканальной системе требование поступает на каждый аппарат последовательно, так что аппараты получают в среднем одинаковую загрузку;

в) при многоканальной системе требование поступает на один и тот же единственный аппарат, если он свободен, т.е. установлен приоритет каналов обслуживания. При этом загрузка обслуживающих аппаратов будет неравномерна, но это выгодно, если приоритетный аппарат лучшего качества.

Дисциплина обслуживания может включать понятие взаимопомощи. Выбор дисциплины обслуживания по взаимопомощи зависит от функции времени обслуживания как функции от числа обслуживающих аппаратов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: