Существенным препятствием для социальной работы с мигрантами всех категорий является отсутствие у большинства из них официального статуса (регистрации и др.).
Как правило, это связано не с нежеланием его оформить, а очень сложной процедурой и фактической невозможностью его оформления. Например, еще в недавнем прошлом существовала жесткая правовая "привязка" регистрации к жилью, включая условия о наличии 12 кв. м. на человека и соблюдения всех бюрократических процедур, связанных с арендой жилья.
Современное законодательство делает шаги по упрощению приобретения официального статуса, однако техническая реализация законов часто плохо подготовлена, что часто сводит на нет прогрессивные замыслы. Кроме того, сама сфера миграции, как и частная жизнь, трудно контролируема. Согласно действующему законодательству, при перемене места пребывания:
✓ граждане Российской Федерации обязаны зарегистрироваться в компетентных органах в течение 90 дней;
✓ иностранные граждане - в течение 3 дней уведомить о своем прибытии (встать на миграционный учет), за исключением случаев, предусмотренных законодательством (дипломаты, проводники поездов, моряки и др.) и международными договорами РФ.
|
|
Согласно Конституции РФ, иностранные граждане, законно находящиеся в РФ, за исключением политических (главным образом избирательных) прав пользуются всеми правами граждан РФ, в том числе и социальными.
Однако в реальной жизни иностранные граждане в РФ (преимущественно это люди молодого и среднего возраста), как правило, не обращаются к социальным работникам и пользуются платными социальными услугами.
Особый порядок получения статуса предусмотрен для беженцев и вынужденных переселенцев.
Признание лица беженцем предусматривает:
✓ обращение с ходатайством о признании беженцем;
✓ предварительное рассмотрение ходатайства;
✓ рассмотрение ходатайства по существу;
✓ принятие решения:
• о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства по существу либо об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;
• признании беженцем либо об отказе в признании беженцем;
✓ выдачу.
• свидетельства либо уведомления об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;
• удостоверения беженца либо уведомления об отказе в признании беженцем.
Лицо, покинувшее место жительства, и претендующее на признание его вынужденным переселенцем, должно лично или через уполномоченного представителя обратиться с ходатайством о признании его вынужденным переселенцем в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту своего нового пребывания.
Статус вынужденного переселенца предоставляется на 5 лет.
Статус вынужденного переселенца, как и беженца, оформляется выдачей соответствующего удостоверения.