Характеристика Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом, ее цели

Одним из направлений социальной политики государства в области миграции является реализация Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее — Государственная программа), утвержденной Указом Президента РФ № 637 от 22.06.2006.

Главная цель Государственной программы — объединение потенциала соотечественников, проживающих за рубежом, с потребностями раз­вития российских регионов.

Цели Государственной программы:

✓ стимулирование и организация процесса добровольного переселения в Российскую Федерацию соотечественников на основе повышения при­влекательности ее субъектов;

✓ компенсация естественной убыли населения в стране в целом и в ее отдельных регионах за счет привлечения переселенцев на постоянное место жительства в Российскую Федерацию.

Согласно Программе, содействие добровольному переселению в Рос­сийскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубе­жом (далее — соотечественники), является одним из направлений решения демографической проблемы, поскольку воспитанные в тради­циях российской культуры, владеющие русским языком и не желаю­щие терять связь с Россией, соотечественники в наибольшей мере способны к адаптации и скорейшему включению в систему позитив­ных социальных связей принимающего сообщества.

Миграционные потоки в настоящее время носят стихийный характер. В результате не учитываются реальные возможности социальной ин­фраструктуры, увеличиваются диспропорции региональных рынков труда, растет социальная напряженность, создаются условия для рас­пространения среди населения Российской Федерации идей нацио­нальной нетерпимости И ксенофобии. Выход из этой ситуации — в обеспечении осознанного выбора соотечественниками места своего будущего проживания и работы с учетом социально-экономического положения субъектов Российской Федерации.

Необходимость комплексного подхода к проблеме содействия добро­вольному переселению соотечественников в Российскую Федерацию и межотраслевой координации определяет целесообразность принятия Государственной программы.

Основными принципами оказания содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников являются:

✓ финансовая обеспеченность мероприятий, предусмотренных Государственной программой, сочетание безвозвратного и возвратного принципов социально-экономической поддержки участников Государственной программы (переселенцев);

✓ обеспечение баланса интересов переселенцев, Российской Федерации в целом и ее субъектов, органов местного самоуправления муниципальных образований, предпринимателей, принимающего сообщества;

✓ приоритет мер социально-экономического стимулирования, определяющих рамочные условия и характер переселения, а также направленность этого процесса;

✓ адресность социально-экономической поддержки и обусловленность ее предоставления соблюдением участниками Государственной программы условий участия в ней и социально-экономическими характеристиками территорий, предлагаемых для переселения;

✓ взаимосвязь содержания мероприятий, предусмотренных Государственной программой, с задачами государственного, социально-экономического, культурного и национального развития Российской Федерации в целом и ее субъектов;

✓ доступность информации об условиях участия в Государственной про­грамме, правах и обязательствах участников Государственной програм­мы, а также о социально-экономических характеристиках территорий, предлагаемых для переселения.

Финансовое обеспечение мероприятий по реализации Государственной программы осуществляется за счет:

✓ средств бюджетов:

• федерального;

• субъектов РФ;

• местных;

✓ финансового участия юридических и физических лиц.

Участник Государственной программы и члены его семьи, совместно переселяющиеся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, имеют право на получение государственных гарантий и социальной поддержки, в том числе.

✓ на компенсацию за счет средств федерального бюджета расходов:

• на переезд к будущему месту проживания;

• на уплату государственной пошлины за оформление докумен­тов, определяющих правовой статус переселенцев на террито­рии Российской Федерации;

✓ получение за счет средств федерального бюджета:

• единовременного пособия на обустройство ("подъемных");

• ежемесячного пособия при отсутствии дохода от трудовой, предпринимательской и иной не запрещенной законодательством Российской Федерации деятельности в период до приобретения гражданства Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев. Размер пособия определяется с учетом прожиточного ми­нимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;

✓ на получение компенсационного пакета участника Государственной программы, включающего в себя услуги государственных и муниципаль­ных учреждений:

• дошкольного воспитания;

• общего и профессионального образования;

• социального обслуживания;

• здравоохранения;

• службы занятости.

Предоставление услуг государственными и муниципальными учреждения­ми в рамках компенсационного пакета осуществляется в порядке и на условиях, которые предусмотрены для граждан Российской Федерации в соответствии с законодательством РФ, и включает в себя:

✓ в области образования — предоставление мест в детских дошкольных образовательных учреждениях и оказание услуг в получении соответст­вующего уровня образования в учреждениях общего и профессиональ­ного образования;

✓ здравоохранения - оказание амбулаторно-поликлинической меди­цинской помощи, стационарной медицинской помощи, скорой медицин­ской помощи, а также медицинской помощи при заболеваниях соци­ального характера;

✓ социального обслуживания — предоставление мест в учреждениях социального обслуживания населения и оказание иных услуг в соответ­ствии с законодательством Российской Федерации о социальном обслуживании граждан;

✓ занятости — содействие в поиске подходящей работы и тру­доустройстве.

Расходы на финансирование компенсационного пакета осуществля­ются за счет средств соответствующих бюджетов.

Размер государственных гарантий, порядок их предоставления, а также перечень мер социальной поддержки утверждаются Правительством Российской Федерации.

Предоставление иных государственных гарантий, социальная под­держка, трудоустройство участника Государственной программы, обеспечение его и членов его семьи необходимым жильем осуществляются в рамках региональных программ переселения.

Территория вселения — часть территории субъекта Российской Федерации, куда целенаправленно привлекаются переселенцы в рамках реализации проектов переселения, предусмотренных соответствующей региональной программой переселения.

Устанавливаются 3 категории территорий вселения:

✓ "А" — относятся преимущественно стратегически важные для России приграничные территории, характеризующиеся сокращением числен­ности населения: Амурская, Калининградская области, Приморский край, Тюменская область (Сладковский муниципальный район)). Пересе­ленцам на территориях данной категории государственные гарантии и социальная поддержка, предусмотренные для участника Государст­венной программы и членов его семьи, предоставляются в полном объеме;

✓ "Б" — относятся территории, где реализуются крупные инвестицион­ные проекты, требующие массового привлечения переселенцев в связи с отсутствием соответствующего предложения рабочей силы на территориальном рынке труда (Красноярский край, Иркутская область, Липецкая область, Тверская область, Калужская область ("Калуга"; "Обнинск"; "Ворсино")). Субъекты Российской Федерации, где нахо­дятся данные территории, характеризуются позитивной динамикой социально-экономического развития, превышающей среднероссийские показатели, и миграционной нагрузкой ниже среднероссийского уровня. Переселенцам на территориях данной категории предос­тавляются государственные гарантии и социальная поддержка, предусмотренные для участника Государственной программы и чле­нов его семьи, за исключением ежемесячного пособия, выплачивае­мого при отсутствии дохода от трудовой, предпринимательской и иной не запрещенной законодательством РФ деятельности;

✓ "В" — относятся территории с устойчивым социально-экономическим развитием, на которых в течение последних трех и более лет наблю­даются сокращение общей численности населения и (или) миграци­онный отток (Новосибирская область, Калужская область ("Село Калужской области"), Тюменская область (города: Тюмень, Тобольск, Ишим; муниципальные районы: Ишимский, Викуловский, Уватский, Ялуторовский)). Переселенцам на территориях данной категории предоставляются государственные гарантии и социальная поддержка, предусмотренные для участника Государственной программы и членов его семьи, за исключением ежемесячного пособия, выплачиваемого при отсутствии дохода от трудовой, предпринимательской и иной не запрещенной законодательством Российской Федерации деятельности, и "подъемных".

Перечень конкретных субъектов РФ, попадающих в вышеуказанные категории (А, Б и В), не является статичным и не будет ограничивать­ся лишь 12 "пилотными" субъектами РФ. Он периодически уточняется, меняется в соответствии с потребностями регионов и общей демогра­фической ситуацией в стране.

В целях создания благоприятных условий для осознанной реализации соотечественниками права на добровольное переселение в Российскую Федерацию в рамках и на условиях Государственной программы им должна быть предоставлена полная информация:

✓ о содержании Государственной программы, условиях переселения, необходимых административных процедурах, правах и обязательствах участников Государственной программы;

✓ мерах социальной поддержки и размерах предоставляемых государственных гарантий;

✓ территориях вселения, где для потенциальных участников Государственной программы в соответствии с их специальностью и квалификацией имеются наиболее благоприятные возможности приложения их труда;

✓ возможностях переобучения и повышения квалификации, а также жилищного обустройства.

Решение соотечественника об участии в Государственной программе оформляется путем подачи им личного заявления. Одновременно уча­стник Государственной программы и члены его семьи, совместно пере­селяющиеся на постоянное место жительства в Российскую Федера­цию, в установленном порядке представляют необходимые сведения. Форма заявления, перечень сведений, которые должны содержаться в нем, и прилагаемых к заявлению документов утверждаются Правительством Российской Федерации.

Выбрав определенный вариант переселения и осуществив необхо­димые процедуры, соотечественник приобретает статус участника Го­сударственной программы, что закрепляет его права и обязательства, права и обязательства членов его семьи, а также обязательства субъ­ектов Российской Федерации, в частности по предоставлению госу­дарственных гарантий и социальной поддержки, соответствующих из­бранной категории территории вселения.

Участнику Государственной программы и членам его семьи оформ­ляются необходимые документы для переезда в Российскую Федера­цию, в том числе свидетельство участника Государственной програм­мы установленного образца, а также при необходимости — виза. В целях содействия добровольному переселению соотечественников Российская Федерация компенсирует расходы, которые несут участники Государственной программы л члены их семей на пере­езд и провоз личного имущества от места их проживания на террито­рии иностранного государства до территории вселения в субъекте Российской Федерации.

Компенсация расходов осуществляется при условии использования участниками Государственной программы регулярных маршрутов гру­зовых и пассажирских перевозок.

Расходы участников Государственной программы и членов их семей на проезд компенсируются из расчета проезда'.

✓ железнодорожным транспортом - в купейном вагоне поезда любой категории;

✓ воздушным транспортом - по тарифу экономического класса;

✓ внутренним водным транспортом — по тарифу места II категории;

✓ морским транспортом - по тарифу каюты 111 категории.

Кроме того, семье до трех человек включительно полностью ком­пенсируются расходы на перевозку личного имущества 5-тонным контейнером, а семье свыше трех человек — двумя 5-тонными кон­тейнерами'.

Участники Государственной программы осуществляют выбор террито­рии вселения с учетом:

✓ наличия места работы;

✓ предоставляемых в рамках Государственной программы гарантий, соци­альной поддержки;

✓ условий проживания.

Субъектами РФ разрабатываются региональные программы переселения, в рамках которых организуется работа с участниками Государственной программы и членами их семей на территориях вселения.

Региональная программа переселения — комплекс социально-экономических, организационно-административных и иных мер, осуществляемых в субъекте Российской Федерации на основе сочетания национальных интересов Российской Федерации и потребностей территорий вселения, определяемых проектами переселения, при го­сударственной поддержке, предоставляемой в рамках Государствен­ной программы.

В региональной программе переселения указываются:

✓ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственный за ее реализацию;

✓ характер взаимодействия уполномоченного органа и иных органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, участвующих в реализации программы, с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти;

✓ методы и формы контроля за реализацией программы;

✓ ответственность за реализацию программы;

✓ формы и источники финансирования программы;

✓ возможные преференции экономического характера, которые могут предоставляться субъектом Российской Федерации работодателям, принимающим участие в проекте переселения и содействующим жи­лищному обустройству переселенцев;

✓ перечень обязательств субъекта Российской Федерации и работодате­лей, участвующих в реализации программы, по трудоустройству уча­стников Государственной программы и жилищному обустройству их семей.

При обосновании потребности в переселенцах субъектом Российской Федерации указывается потребность в рабочей силе, которая не мо­жет быть удовлетворена за счет собственных трудовых ресурсов и

трудовых ресурсов сопредельных субъектов Российской Федерации.

Расходы на реализацию региональной программы переселения включают­ся в проект федерального бюджета в пределах общего объема средств, выделяемых на реализацию Государственной программы.

Организация управления Государственной программой и контроль за ходом ее реализации осуществляются Межведомственной комисси­ей по реализации Государственной программы по оказанию содейст­вия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотече­ственников, проживающих за рубежом.

Решения Межведомственной комиссии обязательны для всех исполни­телей Государственной программы в пределах их компетенции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: