ДЮРКГЕИМ | ВЕБЕР | |||||
1. Исходный пункт | Социальные факты, как и | Поведение человека, в от- | ||||
природные, обладают тем | личие от природных объек- | |||||
свойством, что они прину- | тов, обладает осмысленно- | |||||
дительны для индивида | стью 4. | |||||
2. Соотношение мето- | Социальные факты следует | Поскольку поведение людей | ||||
дов естественнонауч- | изучать как вещи, пользуясь | осмысленно, социология не | ||||
ного и социального | методами объективного | может игнорировать этот | ||||
исследования | естественнонаучного иссле- | основополагающий факт и | ||||
дования; между естествен- | потому должна быть пони- | |||||
ными науками и социологи- | мающей социологией, в | |||||
ей нет методологической | отличие от естественных | |||||
пропасти * | наук | |||||
3. Соотношение по- | Социальные факты невоз- | Причинно-следственный | ||||
нимания и объяснения | можно адекватно понять, | анализ должен быть пред- | ||||
пока они не будут объясне- | варен пониманием; понима- | |||||
ны: | ние = исходный пункт ис- | |||||
объяснение -»(понимание) | следования (здесь строятся гипотезы): понимание -> объяснение | |||||
4. Центральная кате- | СОЦИАЛЬНЫЙ ФАКТ | СОЦИАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ | ||||
гория социологии | (коллективное представление) | |||||
5. Носитель социаль- | Группы, коллективы, инсти- | Индивиды | ||||
ности | туты, общество | |||||
(макрообразования) | ||||||
6. Предмет исследо- | Институты, их генезис и | Индивид и его действие | ||||
вания | функционирование | (социальное поведение) | ||||
7. Взаимоотношение | Макрообщности существуют | Макрообщности (институты, | ||||
индивида и макро- | сами по себе (реально, объ- | установления) существуют | ||||
общности | ективно), оказывая на инди- | лишь в той мере, в какой | ||||
вида принудительное воз- | индивиды придают им зна- | |||||
действие и формируя его по | чение, т. е. принимают их в | |||||
своему образцу | расчет в своем поведении | |||||
Общество = особая реальность | Общество = эпифеномен | |||||
= методологический | = методологический | |||||
"реализм" | "номинализм" | |||||
8. Задача | Определить причинно- | Понять социальные дейст- | ||||
социологии | следственные связи социальных явлений (социальные законы) | вия и дать их причинно-следственное объяснение (вероятностные закономерности) | ||||
Социальные факты взаимо- | В ходе исследования воз- | |||||
обусловлены, т. е. причиной | можно каузальное сведение | |||||
социального факта может быть только социальный факт | изучаемого социального феномена к психологическим причинам | |||||
= методологический "коллективизм" | = методологический "индивидуализм" | |||||
НАТУРАЛИЗМ | АНТИ-НАТУРАЛИЗМ | |||||
9. Отношение к психологии
10. Условия общезначимости социологического знания
АНТИПСИХОЛОГИЗМ, разграничение предметов со- циологии и психологии:
= у психических и социальных фактов разные носители (носитель социальных фактов — социальные общности);
социум = особая реальность, не сводимая к другим
Подход к изучаемым социальным фактам "извне", как к внешним для человека явлениям, объективность;
• свобода от оценок;
• свобода от "предпонятий";
• строгость методов исследования
РАЗГРАНИЧЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ СОЦИОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИИ:
= для социологии психиче
ские факты интересны лишь
как данности (как явления
чуждой природы); социоло
гию от психологии отграни
чивает метод (построение
идеального типа -> сравне
ние)______________________
"Свобода от ценностей" (процедура "отнесения к ценности");
• проверка фактами гипотез понимания;
• строгое соблюдение методологических правил исследования
У обоих: исследование всегда начинается "субъективно", т. е. у науки и обыденного сознания общий "отправной пункт"
Предварительное опреде
ление понятия(объекта
исследования) ___________
Субъективно-ценностная постановка вопроса; гипотезы на основе понимания
2. Правила социологического метода. Методологический "социологизм". Требование "рассматривать социальные факты как вещи"
Методологический "социологизм" Дюркгейма (см. Гофман [1, с.545-547]):
(1) Поскольку общество = часть природы, то отсюда следует методологическая общность естественных наук и социологии, цель исследований — установление устойчивых причинно-следственных связей и закономерностей при помощи объективных методов, аналогичных методам естественных наук. (Рассматривать социальные факты как вещи.)
(2) Поскольку общество = особая, автономная реальность, то отсюда следует, что социология — самостоятельная наука, не сводимая к другим (принцип объяснения социальных фактов другими социальными фактами).
(3) Социологический "экспансионизм" (вытекающий из понимания общества как "высшей", доминирующей реальности в плане детерминации человеческого поведения): социологический способ объяснения провозглашается единственно верным для изучения социальных явлений, исключающим другие способы объяснения. (Методологический принцип "рассматривать социальные факты как вещи" конституирует единственно возможный подлинно объективный и научный подход к изучению общества во всех его проявлениях. Другие альтернативы научного подхода к социальным феноменам исключены. Согласно этому же принципу, в поле зрения социологии, т. е. в ее предмет, попадают все без исключения социальные феномены, иначе го-
воря, этим принципом задается предельно широкое определение предмета социологии; социология становится универсальной наукой об обществе, все остальные дисциплины социального знания — ее подразделами, приложениями, конкретизациями в отношении той или иной специальной области изучения.) Тенденция к социологизации других областей социального знания.
ПРАВИЛА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО МЕТОДА
(работа Дюркгейма "Метод социологии", 1895 г.)
1. Правила, относящиеся к наблюдению социальных фактов (гл.II).
2. Правила, относящиеся к различению нормального и патологического (гл.Ш).
3. Правила, относящиеся к построению социальных типов (гл.IV).
4. Правила, относящиеся к объяснению социальных фактов (m.V).
5. Правила, касающиеся доказательств.