Общностно ориентированное действие и общественно ориентированное действие

(М. Вебер. О некоторых категориях... [1, с.507-522]).


(I) "Об «общностно ориентированных действи­ях» (Gemeinschaftshandeln) мы будем гово­рить в тех случаях, когда действия индивида субъективно осмысленно соотносятся с по­ведением других людей" [с.509].


Субъективно осмыслен­ное соотнесение с пове­дением других


Эти действия = "вопрос первостепенной важности для «понимающей» со­циологии":

(1) "смысловая ориентация на ожидание определенного поведения других"*;

(2) "и в соответствии с этим (субъективная) оценка шансов на успех собст-

венных действий" —

(на основании "объективного наличия таких шансов, т. е. боль­шей или меньшей вероятности, которую можно выразить в «суждении об объективной возможности»... того, что упомянутые ожидания обоснованны");

(3) "сначала представляется, будто нет принципиальной разницы в том, сле­
дует ли считать, что поведение действующего лица основано на ожида­
нии определенных явлений природы... или подобным же образом связы­
вать его поведение с ожиданием определенного поведения других лю­
дей" [с.509]. ____________


"Однако в последнем случае ожидания субъективно рационально действующего индивида могут основываться и на том, что он предполагает возможным ожидать и от других субъективно осмысленного поведе­ния и тем самым с различной степенью ве­роятности заранее исчислять, основываясь на определенных смысловых связях, и шан­сы других людей" [с.509-510];


("конвенциональные договоренности")

учет шансов других людей


(4) действия могут быть ориентированы не на ожидание, а на "субъективно предполагаемую «ценность» содержания собственных действий как та­ковых" (ценность).

(II) " Обобществленно ориентированными («общественными» [в узком смысле!) действиями мы будем называть общностно ориентированные действия в том случае (и в той мере), если они,

* Смысл установлений может быть по-разному понят (истолкован) -> вариантность факти­ческого поведения, субъективно ориентированного на эти ожидания; "ориентация" может быть и сознательным противодействием установленному порядку.


во-первых, осмысленно ориентированы на ожидания, которые (1) основаны на определенных установлениях,

во-вторых, если эти установления «сформулированы» чисто (2) целерационально в соответствии с ожидаемыми в качестве следствия действиями обобществленно ориентированных ин­дивидов,

и, в-третьих, если смысловая ориентация индивидов субъек- (3) тивно целерациональна" [с.511].

"При образовании общих понятий социологи предполагают, что и действую­щему индивиду субъективно присуща средняя мера «способности» понима­ния, необходимого для оценки имеющихся шансов. Это означает, что социо­лог раз и навсегда принимает идеально-типическую предпосылку, что объек­тивно существующие усредненные шансы в среднем субъективно прибли­женно принимаются во внимание и целерационально действующими инди­видами" [с.512].

8. Концепция"идеальныхтипов"

Эта концепция = центр научно-исследовательской доктрины Вебера:

• связь с категорией понимания: идеальный тип = установление осмысленных связей, свойственных какой-либо исторической целостности или последова­тельности событий;

• связь идеального типа с процессом рационализации: идеальный тип = из­влечение из научного материала рационального начала путем создания мысленной конструкции этой рациональности;

• связь со смягченной концепцией причинности: идеальный тип = частичное постижение общего целого.

Идеальный тип = "интерес эпохи", выраженный в виде теоретической конструкции.

Идеальный тип не извлекается из эмпирической реальности, а конструируется как теоретическая схема (это продукт фантазии, "утопия") — близок к "идеальной модели" естествознания. Идеальный тип = инструмент (средство) постижения социальной реальности;

средство, а не цель научного познания;

"масштаб" ("мерка"), с которым ученый соотносит реальность или

ее элементы;

(постижение реальности и каузальное сведение осуществляются

посредством сравнения эмпирической реальности с идеальным

типом и выявления отклонения).

Идеальные типы образуются путем "мыслительного усиления", выделения определенных элементов действительности = они выделяют нечто типичное в индивидуальностях, входящих в объем выражающего их понятия, и не тож­дественны формально-логическим определениям:


• не содержат всех характеристик, свойственных индивидуальностям;

• не содержат усредненных характеристик этих индивидуальностей.

Разграничение исторических и социологических идеальных типов:

У Риккерта различие между социологией и историей качественное: история пользуется индивидуализирующим методом (показывает, что было на са­мом деле), социология — генерализирующим (номотетическая наука: об­щие понятия — цель познания);

У Вебера различие между социологией и историей количественное, вследст­вие внесения в историю каузального анализа; обе науки пользуются мето­дологией конструирования идеальных типов (идеальные типы = средство познания); в историю вносятся элементы генерализации.

Задача истории — устанавливать причинные связи между индивидуаль­ными историческими образованиями (генетические идеальные типы);

Задача социологии — устанавливать общие правила протекания событий безотносительно к их пространственно-временному определению (более общие, "чистые идеальные типы").

ПРОЦЕДУРА КОНСТРУИРОВАНИЯ ИДЕАЛЬНОГО ТИПА: конструирование такого человеческого действия, как если бы оно происходило в идеальных условиях.

Концепция идеального типа позволяет заменить закономерные связи типиче­скими (ВЕБЕР versus МАРКС).

9. Работа "ПРОТЕСТАНТСКАЯ ЭТИКА И ДУХ КАПИТАЛИЗМА" [1, с.44-208].


с.48

с.51


"«Капиталистическим» мы здесь будем называть такое ведение хо­зяйства, которое основано на ожидании прибыли посредством ис­пользования возможностей обмена, т. е. мирного (формально) при­обретательства":

S "ориентация на возможность получения прибыли посредст­вом обмена"; s ориентация деятельности на учет капитала.

Капиталистическое хозяйство в форме авантюристического капита­лизма существовало в разных странах в разное время, всегда.

"Однако наряду с этим типом капитализма Западу нового времени известен и другой, нигде более не существовавший, — рациональная капиталистическая организация свободного (Формально) труда ". Основные особенности:

S ориентация на товарный рынок;

s " отделение предприятия от домашнего хозяйства ":

s "рациональная бухгалтерская отчетность ".

= ("БУРЖУАЗНЫЙ ПРОМЫШЛЕННЫЙ КАПИТАЛИЗМ")

// рациональность: рациональная организация труда;


развитие техники;

рациональность западной науки (техническое применение научного

знания);

рациональное право и управление, и т.д.

с.55-56 "СПЕЦИФИЧЕСКИЙ «РАЦИОНАЛИЗМ», ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЙ ЗА­ПАДНУЮ КУЛЬТУРУ".

"Следовательно, вопрос вновь сводится к тому, чтобы определить своеобразие западного, а внутри него современного западного ра­ционализма и объяснить его развитие. Любая подобная попытка тол­кования должна ввиду фундаментального значения экономики при­нимать во внимание прежде всего экономические условия. Однако нельзя выпускать из виду и обратную каузальную связь. Ибо в такой же степени, как от рациональной техники и рационального права, экономический рационализм зависит и от способности и предраспо­ложенности людей к определенным видам практически-рационального жизненного поведения. Там, где определенные пси­хологические факторы служат ему препятствием, развитие хозяйст­венно-рационального жизненного поведения также наталкивается на серьезное внутреннее противодействие. В прошлом основными фор­мирующими жизненное поведение элементами повсюду выступали магические и религиозные идеи и коренившиеся в них этические представления о долге".

с.56 Здесь "речь идет об обусловленности «хозяйственного мышления»,

«этоса» данной формы хозяйства определенной религиозной на­правленностью. Иллюстрацией этой обусловленности должна слу­жить связь современного хозяйственного «этоса» с рациональной этикой аскетического протестантизма."

(Цель исследования "хозяйственных этик" других мировых религий: сравнение с целью каузального сведения современ­ной западной хозяйственной организации к тем или иным элементам хозяйственной этики протестантизма.)

C.61 1. ВЕРОИСПОВЕДАНИЕ И С ОЦИАЛЬНОЕ РА СС ЛОЕНИЕ

Данные конфессиональной статистики:

• "преобладание протестантов среди владельцев капитала и предпринимателей, а равно среди высших квалифицированных слоев рабочих, и прежде всего среди высшего технического и ком­мерческого персонала современных предприятий";

• преобладание протестантов-студентов в учебных заведениях, го­товящих к технической и торгово-промышленной деятельности, и т.д.

с.65 "Скорее можно считать установленным, что протестанты... как в ка-

честве господствующего, так и в качестве подчиненного слоя насе­ления, как в качестве большинства, так и в качестве меньшинства проявляли специфическую склонность к экономическому рациона­лизму, которую католики не обнаруживали и не обнаруживают ни в том, ни в другом положении".



с.67-68

с.70

с.71

с.73

с. 74


Католики: склонность к ремесленному мастерству, к гуманитар­ному образованию, и т. д.

" Причину различного поведения представителей названных вероис­поведаний следует поэтому искать прежде всего в устойчивом внут­реннем своеобразии каждого вероисповедания, а не только в его внешнем историко-политическом положении".

"Внутреннее родство" между "неприятием мира, аскезой и цер­ковной набожностью" и "участием в капиталистическом пред­принимательстве" ("подобные случаи отнюдь не единичны, бо­лее того, их можно считать характерными для тех протестант­ских церквей и сект, которые имели наибольшее историческое значение").

"В частности, подобная комбинация всегда обнаруживается в кальвинизме, где бы он ни возникал".

2. "ДУХ" КАПИТАЛИЗМА

Данное определение применимо только к "историческому индиви­дууму". "Исторический индивидуум" = это "комплекс связей, сущест­вующих в исторической деятельности, которые мы в понятии объе­диняем в одно целое под углом зрения их культурного значения".

Понятие "дух капитализма" поэтому "должно быть постепенно ском­поновано из отдельных составных частей, взятых из исторической действительности", релевантно нашей задаче.

"...Под «духом капитализма» можно или должно понимать от­нюдь не только то, что нам представляется наиболее сущест­венным для нашей постановки проблемы. Это объясняется са­мой спецификой «образования исторических понятий», методи­ческой задачей которого является не подведение действитель­ности под абстрактные родовые понятия, а расчленение ее на конкретные генетические связи, всегда сохраняющие свою спе­цифически индивидуальную окраску".

Предварительное пояснение понятия "дух капитализма": Б.ФРАНКЛИН: "Помни, что ВРЕМЯ —ДЕНЬГИ..." = "Философия скупости": " Идеал ее — кредитоспособный добропо-

рядочный человек, долг которого рассматривать приумножение своего капитала как самоцель. Суть дела заключается в том, что здесь проповедуются не просто правила житейского поведения, а излагается своеобразная «этика», отступление от которой рас­сматривается не только как глупость, но и как своего рода наруше­ние долга. Речь идет не только о «практической мудрости»... но о выражении некоего этоса, а именно в таком аспекте данная фило­софия нас и интересует".

Дух капитализма имеет " характер этически окрашенной нормы, ре­гулирующей весь уклад жизни. В этом специфическом смысле мы и пользуемся понятием «дух капитализма», конечно, капитализма со­временного".



"Необходимый лейтмотив капитализма":

= "Summum bonum [лат. высшее благо] этой этики прежде всего в на­живе, во все большей наживе при полном отказе от наслаждения, да­руемого деньгами, от всех эвдемонических или гедонистических мо­ментов; эта нажива в такой степени мыслится как самоцель, что стано­вится чем-то трансцендентным и даже просто иррациональным по от­ношению к «счастью» или «пользе» отдельного человека. Теперь уже не приобретательство служит человеку средством удовлетворения его материальных потребностей, а все существование человека направ­лено на приобретательство, которое становится целью его жизни ".

"Приобретение денег... является при современном хозяйственном строе результатом и выражением деловитости человека, следующего своему призванию ".

= "представление о профессиональном долге... — это пред­ставление характерно для «социальной этики» капиталистиче­ской культуры, а в известном смысле имеет для нее и конститу­тивное значение".

Соответствующий тип поведения и представлений, чтобы одержать победу над другими, должен был возникнуть, сложиться "как некое мировоззрение, носителями которого являлись группы людей. Имен­но это возникновение и требует объяснения".

Алчность "стара как мир и известна всей истории человечества": = "Безудержное, свободное от каких бы то ни было норм приобретатель­ство существовало на протяжении всего исторического развития". —

Не эти алчные люди были носителями капиталистического духа. Напротив, такое безудержное стремление к наживе "было одним из сильнейших внутренних препятствий" для становления совре­менного капитализма.

ОСОБОЕ ОТНОШЕНИЕ К ТРУДУ КАК К ПРИЗВАНИЮ: "такой строй мышления, при котором труд становится абсолютной самоцелью, «призванием». Такое отношение к труду не является, однако, свойством человеческой природы. Не может оно возникнуть и как непосредственный результат высокой или низкой оплаты труда; подобная направленность может сложиться лишь в результате длительного процесса воспитания".

" Капиталистическая форма хозяйства и "дух", в котором оно ведется, находятся в отношении "адекватности ", но эта адекватность не тожде­ственна обусловленной "законом" зависимости. И если мы, несмотря на это, условно применяем здесь понятие "дух (современного) капи­тализма" для определения того строя мышления, для которого харак­терно систематическое и рациональное стремление к законной при­были в рамках своей профессии... то мы обосновываем это тем исто­рическим наблюдением, что подобный строй мышления нашел в капи­талистическом предприятии свою наиболее адекватную форму, а ка-

питалистическое предприятие в свою очередь нашло в нем наиболее адекватную духовную движущую силу ".


Носителями "капиталистического духа" были прежде всего вы­ходцы из средних слоев.

"Вопрос о движущих силах экспансии современного капитализма не сводится к вопросу об источнике используемых капиталистом денеж­ных ресурсов. Это в первую очередь вопрос о развитии капиталисти­ческого духа. Там, где он возникает и оказывает свое воздействие, он добывает необходимые ему денежные ресурсы, но не наоборот".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: