(М. Вебер. О некоторых категориях... [1, с.507-522]).
(I) "Об «общностно ориентированных действиях» (Gemeinschaftshandeln) мы будем говорить в тех случаях, когда действия индивида субъективно осмысленно соотносятся с поведением других людей" [с.509].
Субъективно осмысленное соотнесение с поведением других
Эти действия = "вопрос первостепенной важности для «понимающей» социологии":
(1) "смысловая ориентация на ожидание определенного поведения других"*;
(2) "и в соответствии с этим (субъективная) оценка шансов на успех собст-
венных действий" —
(на основании "объективного наличия таких шансов, т. е. большей или меньшей вероятности, которую можно выразить в «суждении об объективной возможности»... того, что упомянутые ожидания обоснованны");
(3) "сначала представляется, будто нет принципиальной разницы в том, сле
дует ли считать, что поведение действующего лица основано на ожида
нии определенных явлений природы... или подобным же образом связы
вать его поведение с ожиданием определенного поведения других лю
дей" [с.509]. ____________
"Однако в последнем случае ожидания субъективно рационально действующего индивида могут основываться и на том, что он предполагает возможным ожидать и от других субъективно осмысленного поведения и тем самым с различной степенью вероятности заранее исчислять, основываясь на определенных смысловых связях, и шансы других людей" [с.509-510];
("конвенциональные договоренности")
учет шансов других людей
(4) действия могут быть ориентированы не на ожидание, а на "субъективно предполагаемую «ценность» содержания собственных действий как таковых" (ценность).
(II) " Обобществленно ориентированными («общественными» [в узком смысле!) действиями мы будем называть общностно ориентированные действия в том случае (и в той мере), если они,
* Смысл установлений может быть по-разному понят (истолкован) -> вариантность фактического поведения, субъективно ориентированного на эти ожидания; "ориентация" может быть и сознательным противодействием установленному порядку.
во-первых, осмысленно ориентированы на ожидания, которые (1) основаны на определенных установлениях,
во-вторых, если эти установления «сформулированы» чисто (2) целерационально в соответствии с ожидаемыми в качестве следствия действиями обобществленно ориентированных индивидов,
и, в-третьих, если смысловая ориентация индивидов субъек- (3) тивно целерациональна" [с.511].
"При образовании общих понятий социологи предполагают, что и действующему индивиду субъективно присуща средняя мера «способности» понимания, необходимого для оценки имеющихся шансов. Это означает, что социолог раз и навсегда принимает идеально-типическую предпосылку, что объективно существующие усредненные шансы в среднем субъективно приближенно принимаются во внимание и целерационально действующими индивидами" [с.512].
8. Концепция"идеальныхтипов"
Эта концепция = центр научно-исследовательской доктрины Вебера:
• связь с категорией понимания: идеальный тип = установление осмысленных связей, свойственных какой-либо исторической целостности или последовательности событий;
• связь идеального типа с процессом рационализации: идеальный тип = извлечение из научного материала рационального начала путем создания мысленной конструкции этой рациональности;
• связь со смягченной концепцией причинности: идеальный тип = частичное постижение общего целого.
Идеальный тип = "интерес эпохи", выраженный в виде теоретической конструкции.
Идеальный тип не извлекается из эмпирической реальности, а конструируется как теоретическая схема (это продукт фантазии, "утопия") — близок к "идеальной модели" естествознания. Идеальный тип = инструмент (средство) постижения социальной реальности;
средство, а не цель научного познания;
"масштаб" ("мерка"), с которым ученый соотносит реальность или
ее элементы;
(постижение реальности и каузальное сведение осуществляются
посредством сравнения эмпирической реальности с идеальным
типом и выявления отклонения).
Идеальные типы образуются путем "мыслительного усиления", выделения определенных элементов действительности = они выделяют нечто типичное в индивидуальностях, входящих в объем выражающего их понятия, и не тождественны формально-логическим определениям:
• не содержат всех характеристик, свойственных индивидуальностям;
• не содержат усредненных характеристик этих индивидуальностей.
Разграничение исторических и социологических идеальных типов:
У Риккерта различие между социологией и историей качественное: история пользуется индивидуализирующим методом (показывает, что было на самом деле), социология — генерализирующим (номотетическая наука: общие понятия — цель познания);
У Вебера различие между социологией и историей количественное, вследствие внесения в историю каузального анализа; обе науки пользуются методологией конструирования идеальных типов (идеальные типы = средство познания); в историю вносятся элементы генерализации.
Задача истории — устанавливать причинные связи между индивидуальными историческими образованиями (генетические идеальные типы);
Задача социологии — устанавливать общие правила протекания событий безотносительно к их пространственно-временному определению (более общие, "чистые идеальные типы").
ПРОЦЕДУРА КОНСТРУИРОВАНИЯ ИДЕАЛЬНОГО ТИПА: конструирование такого человеческого действия, как если бы оно происходило в идеальных условиях.
Концепция идеального типа позволяет заменить закономерные связи типическими (ВЕБЕР versus МАРКС).
9. Работа "ПРОТЕСТАНТСКАЯ ЭТИКА И ДУХ КАПИТАЛИЗМА" [1, с.44-208].
с.48
с.51
"«Капиталистическим» мы здесь будем называть такое ведение хозяйства, которое основано на ожидании прибыли посредством использования возможностей обмена, т. е. мирного (формально) приобретательства":
S "ориентация на возможность получения прибыли посредством обмена"; s ориентация деятельности на учет капитала.
Капиталистическое хозяйство в форме авантюристического капитализма существовало в разных странах в разное время, всегда.
"Однако наряду с этим типом капитализма Западу нового времени известен и другой, нигде более не существовавший, — рациональная капиталистическая организация свободного (Формально) труда ". Основные особенности:
S ориентация на товарный рынок;
s " отделение предприятия от домашнего хозяйства ":
s "рациональная бухгалтерская отчетность ".
= ("БУРЖУАЗНЫЙ ПРОМЫШЛЕННЫЙ КАПИТАЛИЗМ")
// рациональность: рациональная организация труда;
развитие техники;
рациональность западной науки (техническое применение научного
знания);
рациональное право и управление, и т.д.
с.55-56 "СПЕЦИФИЧЕСКИЙ «РАЦИОНАЛИЗМ», ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЙ ЗАПАДНУЮ КУЛЬТУРУ".
"Следовательно, вопрос вновь сводится к тому, чтобы определить своеобразие западного, а внутри него современного западного рационализма и объяснить его развитие. Любая подобная попытка толкования должна ввиду фундаментального значения экономики принимать во внимание прежде всего экономические условия. Однако нельзя выпускать из виду и обратную каузальную связь. Ибо в такой же степени, как от рациональной техники и рационального права, экономический рационализм зависит и от способности и предрасположенности людей к определенным видам практически-рационального жизненного поведения. Там, где определенные психологические факторы служат ему препятствием, развитие хозяйственно-рационального жизненного поведения также наталкивается на серьезное внутреннее противодействие. В прошлом основными формирующими жизненное поведение элементами повсюду выступали магические и религиозные идеи и коренившиеся в них этические представления о долге".
с.56 Здесь "речь идет об обусловленности «хозяйственного мышления»,
«этоса» данной формы хозяйства определенной религиозной направленностью. Иллюстрацией этой обусловленности должна служить связь современного хозяйственного «этоса» с рациональной этикой аскетического протестантизма."
(Цель исследования "хозяйственных этик" других мировых религий: сравнение с целью каузального сведения современной западной хозяйственной организации к тем или иным элементам хозяйственной этики протестантизма.)
C.61 1. ВЕРОИСПОВЕДАНИЕ И С ОЦИАЛЬНОЕ РА СС ЛОЕНИЕ
Данные конфессиональной статистики:
• "преобладание протестантов среди владельцев капитала и предпринимателей, а равно среди высших квалифицированных слоев рабочих, и прежде всего среди высшего технического и коммерческого персонала современных предприятий";
• преобладание протестантов-студентов в учебных заведениях, готовящих к технической и торгово-промышленной деятельности, и т.д.
с.65 "Скорее можно считать установленным, что протестанты... как в ка-
честве господствующего, так и в качестве подчиненного слоя населения, как в качестве большинства, так и в качестве меньшинства проявляли специфическую склонность к экономическому рационализму, которую католики не обнаруживали и не обнаруживают ни в том, ни в другом положении".
с.67-68
с.70
с.71
с.73
с. 74
Католики: склонность к ремесленному мастерству, к гуманитарному образованию, и т. д.
" Причину различного поведения представителей названных вероисповеданий следует поэтому искать прежде всего в устойчивом внутреннем своеобразии каждого вероисповедания, а не только в его внешнем историко-политическом положении".
"Внутреннее родство" между "неприятием мира, аскезой и церковной набожностью" и "участием в капиталистическом предпринимательстве" ("подобные случаи отнюдь не единичны, более того, их можно считать характерными для тех протестантских церквей и сект, которые имели наибольшее историческое значение").
"В частности, подобная комбинация всегда обнаруживается в кальвинизме, где бы он ни возникал".
2. "ДУХ" КАПИТАЛИЗМА
Данное определение применимо только к "историческому индивидууму". "Исторический индивидуум" = это "комплекс связей, существующих в исторической деятельности, которые мы в понятии объединяем в одно целое под углом зрения их культурного значения".
Понятие "дух капитализма" поэтому "должно быть постепенно скомпоновано из отдельных составных частей, взятых из исторической действительности", релевантно нашей задаче.
"...Под «духом капитализма» можно или должно понимать отнюдь не только то, что нам представляется наиболее существенным для нашей постановки проблемы. Это объясняется самой спецификой «образования исторических понятий», методической задачей которого является не подведение действительности под абстрактные родовые понятия, а расчленение ее на конкретные генетические связи, всегда сохраняющие свою специфически индивидуальную окраску".
Предварительное пояснение понятия "дух капитализма": Б.ФРАНКЛИН: "Помни, что ВРЕМЯ —ДЕНЬГИ..." = "Философия скупости": " Идеал ее — кредитоспособный добропо-
рядочный человек, долг которого рассматривать приумножение своего капитала как самоцель. Суть дела заключается в том, что здесь проповедуются не просто правила житейского поведения, а излагается своеобразная «этика», отступление от которой рассматривается не только как глупость, но и как своего рода нарушение долга. Речь идет не только о «практической мудрости»... но о выражении некоего этоса, а именно в таком аспекте данная философия нас и интересует".
Дух капитализма имеет " характер этически окрашенной нормы, регулирующей весь уклад жизни. В этом специфическом смысле мы и пользуемся понятием «дух капитализма», конечно, капитализма современного".
"Необходимый лейтмотив капитализма":
= "Summum bonum [лат. высшее благо] этой этики прежде всего в наживе, во все большей наживе при полном отказе от наслаждения, даруемого деньгами, от всех эвдемонических или гедонистических моментов; эта нажива в такой степени мыслится как самоцель, что становится чем-то трансцендентным и даже просто иррациональным по отношению к «счастью» или «пользе» отдельного человека. Теперь уже не приобретательство служит человеку средством удовлетворения его материальных потребностей, а все существование человека направлено на приобретательство, которое становится целью его жизни ".
"Приобретение денег... является при современном хозяйственном строе результатом и выражением деловитости человека, следующего своему призванию ".
= "представление о профессиональном долге... — это представление характерно для «социальной этики» капиталистической культуры, а в известном смысле имеет для нее и конститутивное значение".
Соответствующий тип поведения и представлений, чтобы одержать победу над другими, должен был возникнуть, сложиться "как некое мировоззрение, носителями которого являлись группы людей. Именно это возникновение и требует объяснения".
Алчность "стара как мир и известна всей истории человечества": = "Безудержное, свободное от каких бы то ни было норм приобретательство существовало на протяжении всего исторического развития". —
Не эти алчные люди были носителями капиталистического духа. Напротив, такое безудержное стремление к наживе "было одним из сильнейших внутренних препятствий" для становления современного капитализма.
ОСОБОЕ ОТНОШЕНИЕ К ТРУДУ КАК К ПРИЗВАНИЮ: "такой строй мышления, при котором труд становится абсолютной самоцелью, «призванием». Такое отношение к труду не является, однако, свойством человеческой природы. Не может оно возникнуть и как непосредственный результат высокой или низкой оплаты труда; подобная направленность может сложиться лишь в результате длительного процесса воспитания".
" Капиталистическая форма хозяйства и "дух", в котором оно ведется, находятся в отношении "адекватности ", но эта адекватность не тождественна обусловленной "законом" зависимости. И если мы, несмотря на это, условно применяем здесь понятие "дух (современного) капитализма" для определения того строя мышления, для которого характерно систематическое и рациональное стремление к законной прибыли в рамках своей профессии... то мы обосновываем это тем историческим наблюдением, что подобный строй мышления нашел в капиталистическом предприятии свою наиболее адекватную форму, а ка-
питалистическое предприятие в свою очередь нашло в нем наиболее адекватную духовную движущую силу ".
Носителями "капиталистического духа" были прежде всего выходцы из средних слоев.
"Вопрос о движущих силах экспансии современного капитализма не сводится к вопросу об источнике используемых капиталистом денежных ресурсов. Это в первую очередь вопрос о развитии капиталистического духа. Там, где он возникает и оказывает свое воздействие, он добывает необходимые ему денежные ресурсы, но не наоборот".