Понятие "ПРИЗВАНИЕ" (нем. Beruf, англ. calling)
"...слово это в его нынешнем смысле впервые появилось в переводах Библии и... оно соответствует не духу подлинника, а духу перевода".
"Новым является не только значение данного слова, нова... и сама идея, созданная Реформацией... Безусловно новым было... следующее: в этом понятии заключена оценка, согласно которой выполнение долга в рамках мирской профессии рассматривается как наивысшая задача нравственной жизни человека. Неизбежным следствием этого были представление о религиозном значении мирского будничного труда и создание понятия «Beruf» в вышеуказанном смысле".
Центральный догмат протестантских вероисповеданий:
= "догмат, который единственным средством стать угодным Богу считает не пренебрежение мирской нравственностью с высот монашеской аскезы, а исключительно выполнение мирских обязанностей так, как они определяются для каждого человека его местом в жизни; тем самым эти обязанности становятся для человека его «призванием»".
|
|
ЛЮТЕР // Мирская деятельность, по Лютеру, = проявление христианской любви к ближнему.
"Не подлежит никакому сомнению, что такого рода нравственная квалификация мирской профессиональной деятельности... чревата необычайно серьезными последствиями..."
= "Результатом Реформации как таковой было прежде всего то, что в противовес католической точке зрения моральное значение мирского профессионального труда и религиозное воздаяние за него чрезвычайно возросли".
"По мере того как Лютер все более погружался в мирские дела, он все выше оценивал значение профессиональной деятельности. Вместе с тем конкретная профессия каждого человека становится для него непосредственным выражением божественной воли, заветом Господним выполнять свой долг именно в этом конкретном положении, которое человек занимает по воле провидения ".
Традиционалистская идея "покорности ": "каждый человек должен оставаться в том призвании и состоянии, которые даны ему Богом, и
осуществлять свои земные помыслы в рамках этого данного ему положения в обществе".
(Вера в провидение: "безусловное повиновение божественной воле" тождественно "приятию своего положения в мирской жизни".}
ЛЮТЕР: традиционалистский характер понятия "профессиональное призвание":
"Профессиональное призвание есть то, что человек должен принять как веление Господне, с чем он должен «мириться»; этот оттенок преобладает у Лютера..."
с. 102 "Таким образом...идея «призвания» в лютеровском понимании сама
по себе вряд ли имеет столь большое значение для нашей постановки проблемы... это практическое значение [лютеровского преобразования религиозной жизни для возникновения духа капитализма] не может быть непосредственно выведено из отношения Лютера и лютеранской церкви к мирскому призванию и вообще оно менее очевидно, нежели в других направлениях протестантизма".
|
|
с.103 Особое значение кальвинизма: "...без кальвинизма дело Лютера не
получило бы широкого распространения и прочного утверждения".
КАЛЬВИНИЗМ:
• "этическое своеобразие" кальвинизма;
• "здесь установлена совершенно иная связь между религиозной жизнью и земной деятельностью, нежели в католицизме или лютеранстве".
Пробуждение "капиталистического духа" = побочный результат деятельности реформаторских сект:
с. 105 "...программа этической реформы никогда не стояла в центре
внимания кого-либо из реформаторов... Они не были ни основателями обществ «этической культуры», ни носителями гуманных стремлений и культурных идеалов или сторонниками социальных реформ. Спасение души, и только оно, было основной целью их жизни и деятельности. В нем и следует искать корни этических целей и практических воздействий их учений; те и другие были лишь следствием чисто религиозных мотивов. Поэтому нам придется считаться с тем, что культурные влияния Реформации в значительной своей части — а для нашего специального аспекта в подавляющей — были непредвиденными и даже нежелательными для самих реформаторов последствиями их деятельности, очень далекими от того, что проносилось перед их умственным взором, или даже прямо противоположными их подлинным намерениям".
с. 106 ВОПРОС ИССЛЕДОВАНИЯ: "что именно из характерного содержания
нашей культуры может быть отнесено к влиянию Реформации в качестве исторической причины?" "...Играло ли также и религиозное влияние — ив какой степени — определенную роль в качественном формировании и количественной экспансии
«капиталистического духа» и какие конкретные стороны сложившейся на капиталистической основе культуры восходят к этому религиозному влиянию?"
(Капитализм как хозяйственная система не является продуктом Реформации; Реформация способствовала развитию современного капитализма наряду с прочими факторами)
Литература
1. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.
2. История буржуазной социологии XIX — начала XX века. М.: Наука, 1979. Гл. X. С. 253-308.
3. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М.: Прогресс, 1993.
Эмиль ДЮРКГЕЙМ
ПЛАН
1. Общество как особая реальность. Понятие "социального факта".
"Социологизм" Дюркгейма (онтологический аспект). Антипсихологизм.
1а. Понятие "принуждение". Предмет социологии.
16. Дюркгейм и Вебер: сравнение подходов к определению предмета и метода социологии.
2. Правила социологического метода. Методологический "социологизм". Требо
вание "рассматривать социальные факты как вещи".
2а. Правила наблюдения социальных фактов.
26. Правила объяснения социальных фактов. Разграничение каузального и функционального анализа. Требование объяснения социальных фактов другими социальными фактами.
2в. Правила доказательства. Метод сравнения. Метод сопутствующих изменений.
3. Социальная норма и патология. Правила различения нормального и патологического.
4. Правила построения социальных типов. Социальная морфология.
5. Структура социологического знания.
6. Понятие "функция".
7. Основные принципы подхода к изучению морали. Относительность (историчность) нравственности, ее детерминированность морфологическими (структурными) факторами. Наука и нравственность. Идея "научной морали".
8. Механическая и органическая солидарность. Репрессивное и реститутивное право. Преступление и наказание. Закон перехода от механической к органической солидарности. Понятие "коллективного сознания".
|
|
9. Теория "разделения общественного труда": функция разделения труда, его причины и анормальные формы.
10. Понятие "аномия".
11. Понимание свободы Дюркгеймом. Свобода, дисциплина, мораль, долг.
1. Общество как особая реальность. Понятие
"социального факта". "Социологизм" Дюркгейма
(онтологический аспект). Антипсихологизм
ИСХОДНЫЙ ПУНКТ:
Общественные явления даны нашему сознанию (нашим чувствам) так же, как и природные,
а именно: они обнаруживаются по своей принудительной силе, т. е. по тому, что мы не можем не считаться с ними в своем поведении. Иначе говоря, социальные явления обладают для нас свойством реальности, объективности.
= Социальные факты реальны, существуют объективно, вне индивидов и независимо от своих индивидуальных проявлений.
СОЦИАЛЬНЫЙ ФАКТ (определение).
Э. Дюркгейм. Метод социологии [1, с.421].
"Социальным фактом является всякий способ действий, устоявшийся или нет, способный оказывать на индивида внешнее принуждение; или иначе: распространенный на всем протяжении данного общества, имеющий в то же время свое собственное существование, независимое от его индивидуальных проявлений ".
[Там же, с.412]
"...Эти способы мышления, деятельности и чувствования обладают тем примечательным свойством, что существуют вне индивидуальных сознаний.
Эти типы поведения или мышления не только находятся вне индивида, но и наделены принудительной силой, вследствие которой они навязываются ему независимо от его желания. Конечно, когда я добровольно сообразуюсь с ними, это принуждение, будучи бесполезным, мало или совсем не ощущается. Тем не менее оно является характерным свойством этих фактов... оно проявляется тотчас же, как только я пытаюсь сопротивляться".
г—* Социальные факты несводимы к низшим (физическим, биологическим, психическим). -» Общество как особая реальность (обоснование социологии как отдельной науки, самостоятельной, имеющей свой особый предмет). Субстрат социальных фактов = общество, группы (не индивиды: по отно-
|
|
— шению к индивидам эти факты внешние, они им даны, выступают для них как данность, не ими созданы, для них объективны и принудительны).
К социальным фактам Дюркгейм относит:
(1) способы мышления, действия и чувствования;
(2) "социальные течения" (факты массового поведения в толпе);
(3) социальные факты морфологического характера = "формы коллективного бытия" ("число и характер основных элементов, из которых слагается обще-
ство, способы их сочетания, степень достигнутой ими сплоченности, распределения населения по территории, число и характер путей сообщения, форма жилищ и т.д.").
Социальные факты = это прежде всего "коллективные представления".
Э.Дюркгейм: "социальная жизнь целиком состоит из представлений" [1.C.393].
" Онтологический социологизм ".
(1) Социальная реальность столь же реальна, как и другие виды реальности
и, следовательно, подчинена определенным законам.
См. А.Б. Гофман [1, с.542-545].
(2) Общество — реальность особого рода, не сводимая к другим видам реальности. (Автономия социальной реальности.)
(3) Исключительное значение социальной реальности в детерминации человеческого поведения (социальная реальность первична, индивидуальная — вторична).
Позиция " социологического реализма ":
признание за социальными макрообразованиями свойства реального,
объективного существования.
Сам Дюркгейм отвергал упреки в онтологизме и реализме, аргументируя свой подход как методологический:
Э. Дюркгейм [1, с.394-395].
"На самом деле мы не утверждаем, что социальные факты — это материальные вещи; это вещи того же ранга, что и материальные вещи, хотя и на свой лад.
Что такое в действительности вещь? Вещь противостоит идее как то, что познается извне, тому, что познается изнутри. Вещь — это всякий объект познания, который сам по себе непроницаем для ума; это все, о чем мы не можем сформулировать себе адекватного понятия простым приемом мысленного анализа; это все, что ум может понять только при условии выхода за пределы самого себя, путем наблюдений и экспериментов... Рассматривать факты определенного порядка как вещи — не значит зачислять их в ту или иную категорию реальности; это значит занимать по отношению к ним определенную мыслительную позицию. Это значит приступать к их изучению, исходя из принципа, что мы ничего не знаем о том, что они собой представляют, а их характерные свойства, как и неизвестные причины, от которых они зависят, не могут быть обнаружены даже самой внимательной интроспекцией".
АНТИПСИХОЛОГИЗМ.
Разграничение социологии и психологии проистекает из установленной Дюрк-геймом специфики социальных фактов:
(1) социальные факты имеют иного носителя, нежели психические факты: носителем психических фактов является индивид, носителем социальных фактов (=коллективных представлений) являются групповые, коллективные
образования (общество). Социальные факты независимы от индивидуальных проявлений (социопсихических) и потому не могут быть изучены психологией; они образуют специфический предмет социологии. (2) Еще один аспект: индивиду (ученому) социальные факты даны как факты внешние по отношению к нему, а потому они не могут быть выведены в чистом виде психологическими методами (интроспекцией) -»■ Отсюда, кстати, следует, что объективная наука об обществе не может пользоваться обыденными понятиями (= "предпонятиями").
1а. Понятие "принуждение". Предмет социологии
Э. Дюркгейм [1, с.404-405].
"...Все, что реально, обладает определенной природой, которая навязывается, с которой надо считаться и которая, даже тогда, когда удается нейтрализовать ее, никогда не оказывается полностью побежденной. В сущности, это самое существенное в понятии социального принуждения. Все, что оно в себе заключает, — это то, что коллективные способы действия или мышления существуют реально вне индивидов, которые постоянно к ним приспосабливаются. Это вещи, обладающие своим собственным существованием. Индивид находит их совершенно готовыми и не может сделать так, чтобы их не было или чтобы они были иными, чем они являются. Он вынужден поэтому учитывать их существование, и ему трудно (мы не говорим: невозможно) изменить их, потому что в различной степени они связаны с материальным и моральным превосходством общества над его членами. Несомненно, индивид играет определенную роль в их возникновении. Но чтобы существовал социальный факт, нужно, чтобы, по крайней мере, несколько индивидов соединили свои действия и чтобы эта комбинация породила какой-то новый результат. А поскольку этот синтез имеет место вне каждого из нас (так как он образуется из множества сознаний), то он непременно имеет следствием закрепление, установление вне нас определенных способов действий и суждений, которые не зависят от каждой отдельно взятой воли...".
"...Можно назвать институтом все верования, все спо
собы поведения, установленные группой. Социологию
тогда можно определить как науку об институтах, их
генезисе и функционировании". ____________________
ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ
Общество — нормативная система ("моральная реальность" по преимуществу): в отношении индивида общество проявляется прежде всего как надындивидуальная, сверхиндивидуальная принудительная сила, регулирующая его поведение в направлении максимально возможного его соответствия образцам должного поведения, вписывающая индивидуальное поведение в рамки нормы ("коллективного представления" о должном, соотносящегося с функциональной полезностью для сохранения общества как целого).