Концепция призвания у Лютера. Задача исследования

Понятие "ПРИЗВАНИЕ" (нем. Beruf, англ. calling)

"...слово это в его нынешнем смысле впервые появилось в переводах Библии и... оно соответствует не духу подлинника, а духу перевода".

"Новым является не только значение данного слова, нова... и сама идея, созданная Реформацией... Безусловно новым было... следую­щее: в этом понятии заключена оценка, согласно которой выполнение долга в рамках мирской профессии рассматривается как наивысшая задача нравственной жизни человека. Неизбежным следствием этого были представление о религиозном значении мирского будничного труда и создание понятия «Beruf» в вышеуказанном смысле".

Центральный догмат протестантских вероисповеданий:

= "догмат, который единственным средством стать угодным Богу счи­тает не пренебрежение мирской нравственностью с высот монаше­ской аскезы, а исключительно выполнение мирских обязанностей так, как они определяются для каждого человека его местом в жизни; тем самым эти обязанности становятся для человека его «призванием»".

ЛЮТЕР // Мирская деятельность, по Лютеру, = проявление христиан­ской любви к ближнему.

"Не подлежит никакому сомнению, что такого рода нравственная квалификация мирской профессиональной деятельности... чре­вата необычайно серьезными последствиями..."

= "Результатом Реформации как таковой было прежде все­го то, что в противовес католической точке зрения мораль­ное значение мирского профессионального труда и рели­гиозное воздаяние за него чрезвычайно возросли".

"По мере того как Лютер все более погружался в мирские дела, он все выше оценивал значение профессиональной деятельности. Вме­сте с тем конкретная профессия каждого человека становится для не­го непосредственным выражением божественной воли, заветом Гос­подним выполнять свой долг именно в этом конкретном положении, которое человек занимает по воле провидения ".

Традиционалистская идея "покорности ": "каждый человек должен ос­таваться в том призвании и состоянии, которые даны ему Богом, и


осуществлять свои земные помыслы в рамках этого данного ему по­ложения в обществе".

(Вера в провидение: "безусловное повиновение божественной воле" тождественно "приятию своего положения в мирской жизни".}

ЛЮТЕР: традиционалистский характер понятия "профессиональное призвание":

"Профессиональное призвание есть то, что человек должен принять как веление Господне, с чем он должен «мириться»; этот оттенок преобладает у Лютера..."

с. 102 "Таким образом...идея «призвания» в лютеровском понимании сама

по себе вряд ли имеет столь большое значение для нашей постанов­ки проблемы... это практическое значение [лютеровского преобразо­вания религиозной жизни для возникновения духа капитализма] не может быть непосредственно выведено из отношения Лютера и лю­теранской церкви к мирскому призванию и вообще оно менее очевид­но, нежели в других направлениях протестантизма".

с.103 Особое значение кальвинизма: "...без кальвинизма дело Лютера не

получило бы широкого распространения и прочного утверждения".

КАЛЬВИНИЗМ:

• "этическое своеобразие" кальвинизма;

• "здесь установлена совершенно иная связь между религиоз­ной жизнью и земной деятельностью, нежели в католицизме или лютеранстве".

Пробуждение "капиталистического духа" = побочный результат дея­тельности реформаторских сект:

с. 105 "...программа этической реформы никогда не стояла в центре

внимания кого-либо из реформаторов... Они не были ни основа­телями обществ «этической культуры», ни носителями гуманных стремлений и культурных идеалов или сторонниками социаль­ных реформ. Спасение души, и только оно, было основной це­лью их жизни и деятельности. В нем и следует искать корни этических целей и практических воздействий их учений; те и другие были лишь следствием чисто религиозных мотивов. По­этому нам придется считаться с тем, что культурные влияния Реформации в значительной своей части — а для нашего спе­циального аспекта в подавляющей — были непредвиденными и даже нежелательными для самих реформаторов последствия­ми их деятельности, очень далекими от того, что проносилось перед их умственным взором, или даже прямо противополож­ными их подлинным намерениям".

с. 106 ВОПРОС ИССЛЕДОВАНИЯ: "что именно из характерного содержания

нашей культуры может быть отнесено к влиянию Реформации в качестве исторической причины?" "...Играло ли также и религиоз­ное влияние — ив какой степени — определенную роль в качест­венном формировании и количественной экспансии



«капиталистического духа» и какие конкретные стороны сложив­шейся на капиталистической основе культуры восходят к этому религиозному влиянию?"

(Капитализм как хозяйственная система не является продуктом Реформации; Реформация способствовала развитию современ­ного капитализма наряду с прочими факторами)

Литература

1. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

2. История буржуазной социологии XIXначала XX века. М.: Наука, 1979. Гл. X. С. 253-308.

3. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М.: Прогресс, 1993.


Эмиль ДЮРКГЕЙМ

ПЛАН

1. Общество как особая реальность. Понятие "социального факта".
"Социологизм" Дюркгейма (онтологический аспект). Антипсихологизм.
1а. Понятие "принуждение". Предмет социологии.

16. Дюркгейм и Вебер: сравнение подходов к определению предмета и мето­да социологии.

2. Правила социологического метода. Методологический "социологизм". Требо­
вание "рассматривать социальные факты как вещи".

2а. Правила наблюдения социальных фактов.

26. Правила объяснения социальных фактов. Разграничение каузального и функционального анализа. Требование объяснения социальных фактов другими социальными фактами.

2в. Правила доказательства. Метод сравнения. Метод сопутствующих изме­нений.

3. Социальная норма и патология. Правила различения нормального и патоло­гического.

4. Правила построения социальных типов. Социальная морфология.

5. Структура социологического знания.

6. Понятие "функция".

7. Основные принципы подхода к изучению морали. Относительность (историчность) нравственности, ее детерминированность морфологическими (структурными) факторами. Наука и нравственность. Идея "научной морали".

8. Механическая и органическая солидарность. Репрессивное и реститутивное право. Преступление и наказание. Закон перехода от механической к орга­нической солидарности. Понятие "коллективного сознания".

9. Теория "разделения общественного труда": функция разделения труда, его причины и анормальные формы.

10. Понятие "аномия".

11. Понимание свободы Дюркгеймом. Свобода, дисциплина, мораль, долг.


1. Общество как особая реальность. Понятие

"социального факта". "Социологизм" Дюркгейма

(онтологический аспект). Антипсихологизм

ИСХОДНЫЙ ПУНКТ:

Общественные явления даны нашему сознанию (нашим чувствам) так же, как и природные,

а именно: они обнаруживаются по своей принудительной силе, т. е. по то­му, что мы не можем не считаться с ними в своем поведении. Иначе говоря, социальные явления обладают для нас свойством реальности, объективно­сти.

= Социальные факты реальны, существуют объективно, вне индивидов и не­зависимо от своих индивидуальных проявлений.

СОЦИАЛЬНЫЙ ФАКТ (определение).

Э. Дюркгейм. Метод социологии [1, с.421].

"Социальным фактом является всякий способ действий, устоявшийся или нет, способный оказывать на индивида внешнее принуждение; или иначе: рас­пространенный на всем протяжении данного общества, имеющий в то же время свое собственное существование, независимое от его индивидуальных проявлений ".

[Там же, с.412]

"...Эти способы мышления, деятельности и чувствования обладают тем приме­чательным свойством, что существуют вне индивидуальных сознаний.

Эти типы поведения или мышления не только находятся вне индивида, но и на­делены принудительной силой, вследствие которой они навязываются ему незави­симо от его желания. Конечно, когда я добровольно сообразуюсь с ними, это прину­ждение, будучи бесполезным, мало или совсем не ощущается. Тем не менее оно яв­ляется характерным свойством этих фактов... оно проявляется тотчас же, как только я пытаюсь сопротивляться".

г—* Социальные факты несводимы к низшим (физическим, биологическим, психическим). -» Общество как особая реальность (обоснование социоло­гии как отдельной науки, самостоятельной, имеющей свой особый пред­мет). Субстрат социальных фактов = общество, группы (не индивиды: по отно-

— шению к индивидам эти факты внешние, они им даны, выступают для них как данность, не ими созданы, для них объективны и принудительны).

К социальным фактам Дюркгейм относит:

(1) способы мышления, действия и чувствования;

(2) "социальные течения" (факты массового поведения в толпе);

(3) социальные факты морфологического характера = "формы коллективного бытия" ("число и характер основных элементов, из которых слагается обще-


ство, способы их сочетания, степень достигнутой ими сплоченности, рас­пределения населения по территории, число и характер путей сообщения, форма жилищ и т.д.").

Социальные факты = это прежде всего "коллективные представления".

Э.Дюркгейм: "социальная жизнь целиком состоит из представлений" [1.C.393].

" Онтологический социологизм ".

(1) Социальная реальность столь же реальна, как и другие виды реальности
и, следовательно, подчинена определенным законам.

См. А.Б. Гофман [1, с.542-545].

(2) Общество — реальность особого рода, не сводимая к другим видам ре­альности. (Автономия социальной реальности.)

(3) Исключительное значение социальной реальности в детерминации челове­ческого поведения (социальная реальность первична, индивидуальная — вторична).

Позиция " социологического реализма ":

признание за социальными макрообразованиями свойства реального,

объективного существования.

Сам Дюркгейм отвергал упреки в онтологизме и реализме, аргументируя свой подход как методологический:

Э. Дюркгейм [1, с.394-395].

"На самом деле мы не утверждаем, что социальные фактыэто материаль­ные вещи; это вещи того же ранга, что и материальные вещи, хотя и на свой лад.

Что такое в действительности вещь? Вещь противостоит идее как то, что познается извне, тому, что познается изнутри. Вещьэто всякий объект позна­ния, который сам по себе непроницаем для ума; это все, о чем мы не можем сфор­мулировать себе адекватного понятия простым приемом мысленного анализа; это все, что ум может понять только при условии выхода за пределы самого себя, пу­тем наблюдений и экспериментов... Рассматривать факты определенного порядка как вещине значит зачислять их в ту или иную категорию реальности; это зна­чит занимать по отношению к ним определенную мыслительную позицию. Это значит приступать к их изучению, исходя из принципа, что мы ничего не знаем о том, что они собой представляют, а их характерные свойства, как и неизвестные причины, от которых они зависят, не могут быть обнаружены даже самой внима­тельной интроспекцией".

АНТИПСИХОЛОГИЗМ.

Разграничение социологии и психологии проистекает из установленной Дюрк-геймом специфики социальных фактов:

(1) социальные факты имеют иного носителя, нежели психические факты: но­сителем психических фактов является индивид, носителем социальных фактов (=коллективных представлений) являются групповые, коллективные


образования (общество). Социальные факты независимы от индивидуаль­ных проявлений (социопсихических) и потому не могут быть изучены психо­логией; они образуют специфический предмет социологии. (2) Еще один аспект: индивиду (ученому) социальные факты даны как факты внешние по отношению к нему, а потому они не могут быть выведены в чис­том виде психологическими методами (интроспекцией) -»■ Отсюда, кстати, следует, что объективная наука об обществе не может пользоваться обы­денными понятиями (= "предпонятиями").

1а. Понятие "принуждение". Предмет социологии

Э. Дюркгейм [1, с.404-405].

"...Все, что реально, обладает определенной природой, которая навязывается, с которой надо считаться и которая, даже тогда, когда удается нейтрализовать ее, никогда не оказывается полностью побежденной. В сущности, это самое суще­ственное в понятии социального принуждения. Все, что оно в себе заключает,это то, что коллективные способы действия или мышления существуют реально вне индивидов, которые постоянно к ним приспосабливаются. Это вещи, обладаю­щие своим собственным существованием. Индивид находит их совершенно гото­выми и не может сделать так, чтобы их не было или чтобы они были иными, чем они являются. Он вынужден поэтому учитывать их существование, и ему трудно (мы не говорим: невозможно) изменить их, потому что в различной степени они связаны с материальным и моральным превосходством общества над его членами. Несомненно, индивид играет определенную роль в их возникновении. Но чтобы су­ществовал социальный факт, нужно, чтобы, по крайней мере, несколько индивидов соединили свои действия и чтобы эта комбинация породила какой-то новый ре­зультат. А поскольку этот синтез имеет место вне каждого из нас (так как он образуется из множества сознаний), то он непременно имеет следствием закреп­ление, установление вне нас определенных способов действий и суждений, которые не зависят от каждой отдельно взятой воли...".


"...Можно назвать институтом все верования, все спо­
собы поведения, установленные группой. Социологию
тогда можно определить как
науку об институтах, их
генезисе и функционировании".
____________________


ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ


Общество — нормативная система ("моральная реальность" по преимуществу): в отношении индивида общество проявляется прежде всего как надындивиду­альная, сверхиндивидуальная принудительная сила, регулирующая его пове­дение в направлении максимально возможного его соответствия образцам должного поведения, вписывающая индивидуальное поведение в рамки нормы ("коллективного представления" о должном, соотносящегося с функциональной полезностью для сохранения общества как целого).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow