Урбанистическая социология

Город как социальная лаборатория. "Зонирование"

Урбанистическая социология:

в центре исследования — город, городские сообщества.

Исследования городских сообществ в Америке проводились с конца XIX в. (Чикаго, Бостон, Нью-Йорк, Питтсбург, Спрингфилд, Кливленд и др.). Эти ис­следования были ориентированы на изучение конкретных социальных про-


блем (преступность, бродяжничество, социальное расслоение, обеспечен­ность жильем и т.д.) и тесно связаны с зарождающейся и набирающей силу практикой социального регулирования.

"Во всех или по крайней мере большинстве этих исследований была безоговороч­
ная вера в то, что городское сообщество в его развитии и организации пред­
ставляется комплексом тенденций и фактов, которые могут быть концепту­
ально описаны и которые могут создать объект для независимого изучения. Во
всех исследованиях прослеживалось единое понимание того, что город
это
объект с характерной организацией и типической историей жизни и что от­
дельные города подобны между собой в степени, достаточной для того, чтобы
изученное в одном городе было бы, в определенных пределах, истинным и для
других"
[2, с.63]. ___ ___________________________ ____

" Натуралистическое" толкование объекта исследования.

Город рассматривается как естественный феномен, community, "организм". Возникновение и развитие города (как некой пространственной, территори­альной организации, вписанной в природный ландшафт) подчиняется есте­ственным, спонтанным (экологическим) закономерностям.

Р.Парк: Чикаго — "нечто большее, нежели совокупность индивидов и удобств... нечто большее, чем набор социальных институтов и адми­нистративных единиц. Городскорее, умонастроение, тело обычаев и традиций... продукт природы, в особенности человеческой природы"

{R.Park, E.Burgess, R.D.McKenzie. The City, Chicago. 1926, p.57).

Город: (1) сотворен человеком (и как таковой является своего рода матери­альным проявлением человеческой природы): структура города отражает принципы, управляющие поведением людей, и склады­вающиеся под влиянием этих принципов человеческие отношения; (2) является средой обитания для человека (и, будучи таковой, сфор­мировал современного "цивилизованного человека"): развитие ци­вилизации непосредственно связано с переходом от сельской к го­родской территориальной организации.

Город как социальная лаборатория.

Город = модель современного общества; исследование города непосредствен­но ведет к познанию характерных черт и особенностей общества в целом.

"Город является естественной средой обитания цивилизованного чело­века...

Город и городское окружение представляют собой наиболее состоя­тельную и в целом наиболее успешную попытку человека переделать мир по велению своего сердца. Однако это не только мир, сотворенный человеком, но и мир, в котором ему суждено жить. Таким образом, созда­вая город и городское окружение, человек переделывает и самого себя, даже не осознавая природы своей задачи.

Исходя из этих соображений, мы можем рассматривать город как со­циальную лабораторию. В самом деле, цивилизация и социальный про-


гресс предполагают, что процессы в городах имеют черты контроли­руемых экспериментов...

Социальные проблемы в своем основании — это проблемы горо­да. Это проблемы установления в условиях свободы города социального порядка и контроля, подобных тем, которые естественным образом об­разовывались в семье, клане и племени" [2, с.58-59].

Человек и город: если сельская жизнь регулируется главным образом господством обычая, то городская — общественным мнением и зако­нами. -» Человек "должен создавать правила действий и, одновре­менно, действовать" = "в итоге человек, перебравшийся в город, ста­новится проблемой как для самого себя, так и для общества" [2, с.59].

"...Внутренней природе города и городского окружения присуще то, что наши социальные проблемы оказываются воплощенными в конкретных людей и поведение конкретных личностей..."

"...Социальные отношения в итоге и в своей основеэто отношения между конкретными людьми..."

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ = ПРОБЛЕМЫ ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ.

"В прежнем устойчивом социуме человек достигал полного биологическо­го и социального равновесия, но сейчас социальные проблемы несравнимо возросли, и беспокойство, душевные конфликты и амбиции, которые во­обще-то стимулируют энергичность цивилизованного человека, явля­ются недостатками, потому что делают его проблемой и для него са­мого, и для общества" [2, с.66].

Связь социологии и общинной психиатрии:

центры реабилитации, коррекция поведения и т.д.

Характер человека, его роль в социуме, его поведение определяются "тем ок­ружением, которое создает этот человек и, вообще, тем миром, в котором он живет. Город — это комплекс таких миров, миров, которые соприкасаются, но никогда не проникают друг в друга" [2, с.67].

(Город состоит из нескольких "зон" = сообществ, отграниченных друг от друга тем, что внутри таких "зон" снижена конкуренция; данные "зоны" различаются по разным социальным характеристикам (параметрам): уровню жизни, доминирующему роду занятий и про­фессий, уровню образования, обеспеченности жильем, религиозной принадлежности и др.).

"...в городе каждая характерная черта человеческой натуры не только видна, но и постоянно усиливается.

В свободе города каждый отдельный человек, вне зависимости от его эксцен­тричности, находит какое-нибудь окружение, в котором он может развиться и найти какое-нибудь выражение самому характерному в своей натуре... Каж­дый тип человекапреступника и нищеготак же хорошо, как и гений, мо­жет найти где-нибудь здесь подходящую компанию. Порок или талант, кото­рые до этого подавлялись в интимном кругу семьи или узких рамках маленько-


го сообщества, находит здесь моральный климат, в котором он может рас­цвести.

В результате скрытые стремления и подавляемые желания находят свое вы­ражение где-то в городе. Город увеличивает, выворачивает наизнанку и рек­ламирует человеческую натуру во всех ее проявлениях, однако именно это де­лает его единственным местом, в котором открываются секреты человече­ского сердца, изучается человеческая природа и общество" [2, с.70-71].

"ЗОНИРОВАНИЕ".

Исследование городских сообществ Чикаго: "Это исследование основыва­лось на предположении, что более полное знание о локализациях и народ­ностях в различных ареалах города по-новому осветит чрезвычайные изме­нения в количестве и степени преступлений, правонарушений, расторжений браков и других показателей социальной дезорганизации" [2, с.68]. Исследование заключалось в разбиении города на "зоны" ("естественные ареалы"), характеризующиеся относительной разнородностью по отношению друг к другу. Город состоит из таких "естественных ареалов".

" ЗОНА " ("естественный ареал" = community) = район города, имеющий свою "естественную историю" и свою характерную функцию в городском "организме".

"В реальности городэто созвездие ареалов, каждый из которых имеет свое ха­рактерное окружение и представлен своей специфической функцией в городской экономике в целом" [2, с.64].

Популяции в пределах того или иного community не гомогенны: существование community как относительно "закрытой" и отграниченной от других communities единицы определяется тем, что индивиды внутри него тесно связаны друг с другом многочисленными неформальными контактами; также community харак­теризуется тем, что внутри него существуют сильные ограничения в отношении конкуренции между членами community.

"...Каждое сообществоэто тот уровень независимости культурной единицы, при котором она имеет свои стандарты, свои собственные представления о приличиях, порядочности и уважении достоинства" [2, с.65].

Выделение в городе таких зон позволяет определить оптимальные способы решения социальных проблем.

"В самом деле, если бы было возможно перенести человека из того окружения, в котором он ведет себя плохо, в то, где он будет вести себя хорошо, то боль­шая часть наших обыденных проблем, связанных с поведением, была бы решена" (там же).

Критерий выделения "городских ареалов " — цены на землю.

"Различия между городскими ареалами по типу и характеру социальной жизни, которые они поддерживают, соотнесены с уровнем жизненных стандартов, ко­торые в них установлены, и ценой земли, на которой они расположены" [2, с.67-68].


"Борьба индустрии и коммерческих институтов за органическое положение оп­ределяет на далекую перспективу главные очертания урбанистического community.

Область господства обычно является областью земель с наивысшей ценой в любом community. Обычно в каждом городском сообществе таких мест с наи­высшей ценой земли два: одно в главном торговом районе, а второев районе крупнейших банков. Из этих точек по направлению к периферии урбанистическо­го community цена на землю убывает сначала стремительно, а затем все более постепенно. Именно эти цены на землю определяют расположение социальных институтов и учреждений бизнеса. Они оба связаны в своего рода территори­альный комплекс..."

"Таким образом, принцип господства... стремится обосновать общую экологиче­скую теорию города и функциональных отношений каждого из различных районов города ко всем остальным" [2, с.50].

Формообразующие факторы "зон": (1) банки; (2) коммуникации.

Концентрическая модель зонирования


1 — деловой квартал

(банки, административные институты

2- транзитные (торговые) районы

3 — рабочие районы

4 — богатые пригородные кварталы


Литература

1. Баньковская СП. Инвайронментальная социология. Рига, 1991. С. 19-29.

2. Рабочие тетради по истории и теории социологии. Вып.1: Классики совре­менной теоретической социологии. Джордж Г. Мид, Роберт Э. Парк. 1992.

• Парк Р. Город как социальная лаборатория. С.58-71;

• Парк Р. Человеческая экология. С.42-57.


Дж. Г. МИД


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: