double arrow

Виды социологических исследований. Теоретическая подготовка исследовательской программы

Тема 9. Виды и типы социологического исследования.

Литература

Основная:

10. Бабосов Е.М. Социология. Мн., 1998.

11. Гидденс Э. Социология. М., 1999.

12. Елсуков А.Н. Краткий курс теоретической социологии. Мн., 1999.

13. Кравченко А.И. Основы социологии. М., 1997.

14. Кравченко А.И. Социология: Комплект учебно-методических пособий. М., 1997.

15. Лапина С.В. Социологическое познание. Мн., 1998.

16. Руденко Р.И. Практикум по социологии. М., 1999.

17. Смелзер Н. Социология. М., 1984.

18. Социология / Под ред. А.Н. Елсукова. Мн., 1998, 2000.

Дополнительная:

15. Американская социология: Учебник / Под ред. В.И. Добренькова. М., 1994.

16. Бурдье П. Социология политики. М., 1993.

17. Данилов А.Н. Власть и общество. Мн., 1998.

18. Данилов А.Н. Переходное общество: проблема системного анализа. Мн., 1998.

19. Кириенко В.В. Менталитет современных белорусов как фактор общественного реформирования // Социология. 1999. № 1.С. 35-57.

20. Соколова Г.Н. Экономическая социология: Учебник. М. - Мн., 1997.

21. Кравченко А.И. Прикладная социология и менеджмент. М., 1995.

22. Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. - М., 1992.

23. Сорокин П. Общедоступный учебник социологии. М., 1994.

24. Соколова Г.Н. Социология труда. Мн., 2000.

25. Социологический словарь. Мн., 1991.

26. Шавель С.А., Рубанов А.В., Смирнова Р.А. Социальная стратификация, мобильность, идентификация. Мн., 1998.

27. Удальцова М.В. Социология управления. М., 1998.

Фролов С.Ф. Социология: сотрудничество и конфликты. М., 1997

Раздел III. Прикладная социология

1. Виды социологических исследований. Теоретическая подготовка исследовательской программы.

2. Методы сбора социальной информации.

3. Способы анализа и интерпретации данных.

Каждый из нас в той или иной степени соприкасается с эмпиричес­кими социологическими исследованиями в качестве слушателя ра­дио, читателя газет, журналов, научной литературы и т. д. Возмож­но, и сам бывает вовлечен в эти исследования в качестве респонден­та, т. е. источника первичной информации об изучаемых процессах и явлениях. Не исключена вероятность того, что кому-либо из нас при­дется организовывать такое исследование. Задачей данной темы яв­ляется дать общее представление о методологии и методике эмпи­рического социологического исследования, познакомить с основными понятиями и процедурами.

Эмпирическое социологическое исследование — это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур с целью получения точной объективной информации об обследуемом объекте.

В зависимости от конкретных задач исследование может вы­ступать как разведывательное, описательное или аналитическое.

Разведывательное или пилотажное исследование — это пробное исследование, предваряющее основное и предназначенное для провер­ки качества подготовки. В ходе данного исследования уточняются це­ли, гипотезы, задачи исследования, осуществляется «обкатка» инст­рументария, т.е. методических процедур и документов: наблюдения, анкет и т.д. Обследуемые совокупности в этом исследовании невелики. Разведывательное исследование помогает получить оперативную со­циологическую информацию. Проводить такое исследование важно в тех случаях, когда впервые начинают изучать данную проблему.

В зависимости от потребности в получении информации о ста­тике или динамике социальных явлений и процессов эмпирические социологические исследования бывают разовые (точечные) или повторные. Разовое (точечное) исследование дает возможность полу­чить знание по проблеме на данный текущий момент. Повторное ис­следование рассматривает объект изучения в динамике, изменении, развитии. Повторное исследование — это исследование одного и того же или различных контингентов, проводимое несколько раз, через определенные промежутки времени в одинаковых или различаю­щихся условиях. Основными требованиями к повторным исследова­ниям является сопоставимость исследований, а также обоснован­ность существенности различий по сравнимым показателям. Чтобы обеспечить сопоставимость исследований, повторное исследование проводят по единой программе и инструментарию.

Повторные исследования, в свою очередь, делятся на трендовые, панельные и лонгитюдные. Трендовые исследования осуще­ствляются на аналогичных выборках или в рамках единой генераль­ной совокупности с интервалами во времени с целью изучения изме­нений на уровне определенной группы. Различают когортные тренды и исторические тренды.

Объектом когортных трендовых исследований является определенная возрастная группа (когорта), которая остается постоян­ной во время исследований. На различных этапах исследований вы­борка не обязательно должна состоять из одних и тех же индивидов, важно лишь, чтобы респонденты были представителями изучаемой когорты.

Объектом исторических трендовых исследований является определенная возрастная группа, которая обследуется через определенные промежутки времени. В этом случае постоянной остается возрастная группа, а когорта и время обследования изменяются. Дан­ные получают при обследовании совокупностей, находящихся в оди­наковых социальных условиях.

Ни когортные, ни исторические тренды не дают возможности анализировать индивидуальные судьбы людей, их изменения в раз­личных временных отрезках под влиянием социальных обстоятельств. Для этого проводятся панельные и лонгитюдные исследования.

Панельные исследования — это исследования одних и тех же лиц через одинаковые временные интервалы. Частота повторяемос­ти и общая продолжительность панельного исследования могут быть различными, временные интервалы между исследованиями явля­ются производными. В данном виде исследований главным является, чтобы одни и те же лица исследовались по одинаковой методике,

В панельном исследовании моменты вторичного и последую­щего обследования устанавливаются по внешним для изучаемого контингента факторам (через определенное число лет, при осуще­ствлении определенных социальных мероприятий). Если же момен­ты повторного обследования выбираются в зависимости от внутрен­них факторов развития изучаемой совокупности по мере достижения ею определенной стадии своего развития, то такое исследование называется лонгитюдным. Если в панельном исследовании объектом обследования могут быть представители любых возрастных групп, то в лонгитюдных исследованиях исследуется и изучается только молодежь как наиболее динамично развивающаяся возрастная груп­па. Корректность лонгитюдного исследования обусловливается един­ством программы и инструментария исследования, сохранением вы­борки в течении всего времени исследования и соответствия этой вы­борки генеральной совокупности.

Повторные социологические исследования при соответствую­щей организационной работе позволяют сформулировать новую форму получения социальной информации — социальный монито­ринг. Социальный мониторинг представляет собой целостную систе­му отслеживания происходящих в обществе процессов на основе сбо­ра, хранения и обработки информации через определенные проме­жутки времени. Теоретическое обеспечение функционирования системы мониторинга — это программа сбора информации, разра­ботка форм представления и хранения этой информации. Техничес­кое обеспечение мониторинга — это различные сети каналов связи, охватывающих все объекты наблюдения, крупный головной вычис­лительный центр, связанный с более мелкими вычислительными цен­трами на местах. При мониторинговой системе исследования, как правило, проводятся обязательные ежемесячные обследования и экспресс-опросы по наиболее актуальным проблемам.

Целью описательного исследования является получение эм­пирической информации, дающей общее, относительно целостное представление об изучаемом социальном явлении. Задача аналити­ческого исследования — выявление причин, противоречий, характе­ра и способа их разрешения. В зависимости от масштабов выделяют международные, общенациональные, региональные, отраслевые, локальные исследования.

В эмпирическом социологическом исследовании можно выде­лить три основных этапа, каждый из которых включает в себя ряд важных процедур: 1) подготовительный (разработка программы ис­следования);

2) основной (проведение эмпирического исследования);

3) завершающий (обработка и анализ данных, формулирование вы­водов и рекомендаций).

Всякое исследование начинается с постановки какой-либо про­блемы. Проблема исследования может быть задана извне каким-ли­бо заказчиком или обусловлена познавательным интересом. В рас­крытии темы мы будем ориентироваться на прикладное социологи­ческое исследование, которое может быть проведено в какой-либо производственной организации. Поэтому мы будем исходить из тех или иных реальных проблем, которые встают в настоящее время пе­ред производственными организациями.

Проблема — это всегда противоречие между знаниями о по­требностях людей в каких-то результативных практических или те­оретических действиях и незнанием путей и средств их реализации.

Решить проблему — значит получить новое знание или создать теоретическую модель, объясняющую то или иное явление, выявить факторы, позволяющие воздействовать на развитие явления в жела­емом направлении.

Заказ социологу чаще всего формируется в виде обозначения некоторой проблемной ситуации, указания на какое-то социальное противоречие либо просто указания на неудовлетворительное состо­яние дел в той или иной сфере производства, управления и т. д. Соци­ологу предстоит перевести проблемную ситуацию в формулировку проблемы, которую он будет исследовать. Для этого он должен проде­лать специальную теоретическую работу:

1) установить реальное наличие данной проблемы: а) есть ли
показатель, количественно или качественно характеризующий
данную проблему; б) есть ли учет и статистика по этому показате­лю; в) достоверны ли учет и статистика по этому показателю;

2) вычленить наиболее существенные элементы или факторы
проблемы, решение которых принадлежит социологии, а не эконо­мической теории, технологии производства и т. д. Например, постав­лена проблема разобраться в причинах низкой эффективности уп­равления тем или иным подразделением предприятия. Социологу предстоит решить, какие социальные группы и личности участвуют в возникновении и решении этой проблемы, как влияют здесь их ин­тересы, как стимулируется их участие в разрешении данной про­блемы и т. д.;

3) вычленить уже известные элементы проблемной ситуации,
которые не требуют специального анализа и выступают как инфор­мационная база для рассмотрения неизвестных элементов (напри­мер, данные статистики и учета представляют собой готовый важ­ный материал);

4) выделить в проблемной ситуации главные и второстепенные
компоненты, чтобы определить основное направление исследова­тельского поиска;

5) проанализировать уже имеющиеся решения аналогичных
проблем. С этой целью необходимо изучить всю литературу по дан­ному вопросу. Провести беседы с компетентными людьми — экспер­тами. В роли экспертов обычно выступают специалисты — ученые
или опытные практики.

Производственная проблема может быть описана с помощью пяти основных характеристик:

1) Сущность или содержание. Например, низкая эффективность
производства, высокая социально-психологическая напряженность в
трудовом коллективе и т. д. При определении проблемы следует уста­новить, с чем все это сравнивается и на каком основании. В данных при­
мерах следует ответить на вопрос: почему мы считаем, что эффектив­ность производства низкая, а социальная напряженность высокая?
Низкая и высокая по сравнению с какими стандартами?

2) Организационное и физическое нахождение. В каком организационном подразделении (участках, отделах, филиалах) и физических объектах (заводы, здания, склады, конторы) была выявлена проблема. Насколько широко она распространена в организации. Ка­кие подразделения она затронула.

3)Владение проблемой. Является ли проблема «открытой»
(знакомой всем) или «закрытой» (то есть известной группе лиц)? Ка­кие люди (управленцы, специалисты, рабочие и т. д.) затронуты про­блемой и более всего заинтересованы в ее решении?

4)Абсолютная и относительная величина. Насколько важна
проблема в абсолютных величинах? Например, объем потерянного
рабочего времени или денег; объем неиспользуемых производствен­ных мощностей. Насколько она важна в относительном выражении?
Как она влияет на подразделения, в которых она обнаружена, и на
людей, которые владеют ею? Насколько она важна для организации в
целом? Что может получить организация от ее решения?

5)Временные рамки. С какого времени существует данная про­блема? Наблюдалась ли она один раз, несколько раз или возникает
периодически? Какова тенденция: проблема стабилизировалась,
усиливается или ослабляется? В результате предварительного ана­лиза проблемная ситуация получает четкое выражение в виде фор­мулировки проблемы. Причем эта формулировка может значитель­но отличаться от первоначальной, сформулированной заказчиком.

На основе предварительного анализа разрабатывается про­грамма исследования данной проблемы. Программа социологичес­кого исследования — это изложение основных принципов, теории и методологии исследования, его процедур и организации. Программа является обязательным исходным документом любого социологического исследования, независимо от того, является ли это исследование теоретическим или прикладным. Программа социологического ис­следования обычно включает в себя следующие разделы:

1) теорети­ческий (цели, задачи, предмет и объект исследования, определение понятий);

2) методический (обоснование выборки, обоснование мето­дов сбора данных, методы обработки и анализа данных);

3) организа­ционный (план исследования, порядок исследования подразделений, распределение людских и финансовых ресурсов и т. д.).

Цели и задачи исследования. Этот раздел программы регули­рует отношения заказчика и социолога на стадии предварительного определения ожидаемого результата, а также определяет объем за­трат, времени и финансовых ресурсов, необходимых для получения результата.

Цели исследования могут быть различны. Например, если сформулирована проблема как недостаточно высокий уровень уп­равления подразделениями организации, то цель будет состоять в анализе реальной ситуации причин низкой эффективности управле­ния организацией, выявлении скрытых резервов и разработке прак­тических рекомендаций по изменению этой ситуации. Задачи иссле­дования представляют собой содержательную, методическую и ор­ганизационную конкретизацию цели.

Объект и предмет исследования. Объект социологического исследования — область социальной действительности, на которую направлен процесс научного познания. Выбор объекта исследования обусловлен проблемной ситуацией исследования. Объектом иссле­дования могут стать любые стороны социальной реальности, но лишь после того, как они включены в процесс социологического познания, осмыслены и выделены исходя из проблемы данного исследования. Любая социальная проблема не существует сама по себе, а предпола­гает своего носителя — определенную социальную общность. Объект исследования характеризуется количественно, структурно и с точки зрения его пространственно-временной определенности. В нашем примере это может быть коллектив предприятия, который организа­ционно подразделяется на коллективы цехов, смен, бригад. Подраз­деления предприятия пространственно обособлены, имеют опреде­ленные пространственно-географические границы и т.д.

Операционализация исследования — необходимый этап в разработке методологии исследования. Он позволяет решить три ос­новные задачи:

1)Выяснить те аспекты теоретических понятий, которые используются в данном исследовании.

2)Это дает возможность вести анализ практических проблем
на уровне теоретического знания и тем самым обеспечивать научное
обоснование его результатов, выводов и рекомендаций.

3)Обеспечить измерение и регистрацию изучаемых явлений с
помощью количественных, статистических показателей.

Операционализация исследования включает в себя ряд проце­дур. Первая из них — интерпретация понятий. Смысл этой процеду­ры — четко, точно, определенно указать, что понимается в исследо­вании под тем или иным термином или понятием. Это важно потому, что большинство понятий многозначно, имеет множество смыслов и оттенков, различных трактовок в литературе. Главное назначение этой процедуры осуществить перевод проблемной ситуации в фор­мулировку в строгих научных терминах.

Следующая процедура — это операционализация понятий,предусматривающая совокупность операций, с помощью которых понятия, используемые в социологическом исследовании, расчленя­ются на составляющие элементы, способные в совокупности описы­вать их содержание. С этой целью используется структурная интер­претация понятий, в ходе которой осуществляется деление объема понятий по правилам, аналогичное тем, которые приняты в формаль­ной логике. В случае аналитического исследования, кроме структур­ной интерпретации понятий следует провести их факторную интер­претацию, т.е. определить систему связи понятий с внешними объек­тами и внутренним субъективным фактором.

Конечной целью всей этой работы является выработка таких понятий, которые доступны количественному учету и регистрации. Понятия, обозначающие такие элементарные фрагменты социаль­ной реальности являются понятиями-индикаторами.При этом со­циолог должен стремиться обеспечить максимальное описание изу­чаемого предмета в понятиях-индикаторах.

Формирование гипотезы — заключительная часть теоретичес­кой подготовки эмпирического социологического исследования. Гипо­теза исследования—это научно обоснованное предположение о струк­туре изучаемого социального явления или о характере связей между его компонентами. Гипотезы вырабатываются на основе имеющихся фактов. В науке существуют определенные правила выдвижения и проверки гипотез: 1) Гипотеза должна находиться в согласии или, по крайней мере, быть совместимой со всеми фактами, которых она каса­ется. 2) Из многих противостоящих друг другу гипотез, выдвинутых для объяснения серии фактов, предпочтительнее та, которая единооб­разно объясняет большее их число. 3) Для объяснения связанной серии фактов нужно выдвигать возможно меньше гипотез, и их связь должна быть возможно более тесной. 4) При выдвижении гипотез необходимо сознавать вероятностный характер ее выводов. 5) Невозможно руко­водствоваться противоречащими друг другу гипотезами.

Гипотезы — это отправные точки для исследования, дальней­шие этапы эмпирического социологического исследования находятся в прямой зависимости от выдвинутых гипотез. Для отработки гипоте­зы и процедур исследования нередко проводят предварительное, пи­лотажное исследование. В зависимости от теоретического уровня ин­терпретируемых понятий гипотезы делятся на основные и выводные (гипотезы причины и гипотезы следствия). Таким образом, они обра­зуют иерархические цепочки, дублирующие теоретическую интерпретацию понятий. Следует подчеркнуть, что формирование гипотез — это не праздные теоретические упражнения, а разработка логиче­ских опор для сбора и анализа эмпирических данных. Если исследова­телем были сформулированы гипотезы, то эмпирические данные слу­жат для их проверки, подтверждения или опровержения. Если же ги­потезы с самого начала не выдвигались, то резко падает научный уровень социологического исследования, а его результаты и обобще­ния сводятся к описаниям процентных выражений тех или иных ин­дикаторов и к довольно тривиальным рекомендациям.

2. Методы сбора социальной информации.

Наряду с теоретическим большое значение в исследовании имеет методический раздел программы, который включает в себя описание методики и организации исследования. Центральное место в этом разделе занимает определение обследуемой совокупности. Социолог должен решить исследовать ли весь изучаемый массив или его часть. В первом случае исследование будет сплошным, во втором — выбо­рочным. Если объект исследования небольшой (например 200-500 человек), то его изучение может быть сплошным. Но если объект ис­следования достаточно велик (более 500 человек), то чаще всего при­меняется выборочное исследование. Оно базируется на определении необходимой части изучаемой совокупности, которая называется выборочной совокупностью или выборкой. В этом случае весь объ­ект будет называться генеральной совокупностью.

Выборочная совокупность как бы представляет весь объект в целом и выступает его своеобразной моделью. Социолог производит отбор (формирует выборочную совокупность) и на основании законов статистики экстраполирует результаты и выводы ее исследования на всю генеральную совокупность. Правомочность такой экстрапо­ляции становится возможной при решении двух проблем: проблемы обоснованности выборки и проблемы репрезентативности.Решение первой проблемы предполагает установление адекватности задач исследования выборочной процедуре, включающей в себя: обоснова­ние типа выборки, определение единиц отбора и признаков, которые нужно учесть в отношении каждой обследуемой единицы. Репрезен­тативность — это свойство выборочной совокупности воспроизво­дить параметры и значительные элементы генеральной совокупнос­ти. Следовательно решение второй проблемы связано с тем, в какой мере выборочная совокупность является моделью генеральной сово­купности с заданной точностью.

В социологии разработана система методов формирования вы­борочной совокупности: метод типичных случаев или монографичес­кое исследование; статистические методы (квотные), методы случайностной (вероятностной) выборки и т.д. Главным результатом проце­дуры выборки является определение ее объема. Объем выборки—это общее число единиц исследования, включенное в выборочную сово­купность. Он зависит от степени однородности генеральной совокуп­ности (чем она однороднее, тем меньше объем выборки), от числа при­знаков выборки, от требуемой степени точности ее результатов. Объ­ем выборки рассчитывается по специальным формулам. В программе исследования социолог обязан указать, какие методы отбора приме­няются в выборке. Если же отбор является многоступенчатым, то сле­дует указать, сколько ступеней отбора применяют в выборке, какова единица отбора на каждой ступени и каков тип отбора применяется на каждой ступени, какова единица наблюдений на последней ступени выборки.

Попробуем на характерном примере описать выборку. Возьмем исследование эффективности труда на малых предприятиях, суще­ствующих в системе крупных государственных предприятий. Такая форма организации труда в наше время стала широко распростра­ненной. В качестве эмпирического объекта принимаются рабочие и служащие, охваченные организацией труда в системе малых пред­приятий. Исследование является выборочным, обеспечивающим ре­презентативность; генеральной совокупностью являются все рабочие и служащие, охваченные организацией труда в системе малых пред­приятий. Применяются три ступени отбора: на первую ступень выде­ляются малые предприятия, занятые в основном и вспомогательном производстве. Для исследования малых предприятий, занятых во вспомогательном производстве, в связи с их малочисленностью, при­меняется сплошной опрос. Малые предприятия, занятые в основном производстве, будут изучаться выборочно. Вторая ступень отбора — отбор малых предприятий, занятых в основном производстве. По по­казателям, характеризующим эффективность деятельности, малые предприятия разделяются на три группы: а) наиболее эффективные, б) средние, в) низкоэффективные. В зависимости от числа малых пред­приятий, попавших в каждую группу, по каждому списку делается случайный, непропорциональный отбор. Например, отбираются по три малых предприятия из каждой группы с помощью определенного «шага отбора». Третья ступень — в отобранных малых предприятиях проводится сплошной опрос работающих. Единицей наблюдения яв­ляются отдельные работники. Следует еще раз подчеркнуть большое значение правильно проведенной выборки исследования. Если эта выборка проведена некорректно, то данное исследование не может считаться репрезентативным и достоверным и его результатам нельзя доверять.

Важная часть методического раздела программы — обоснова­ние методов сбора эмпирических данных. Если будет использован анализ документов, то следует указать, какие документальные ис­точники будут изучаться (какие статистические формы, планы, от­четы и т. д.), а также какие методы анализа их содержания будут применяться. При использовании методов опроса требуется описание его техники, организационной структуры и содержания, где проводится опрос: на рабочем месте, в местах отдыха, в ведомствен­ной поликлинике и т. д., какая разновидность анкетирования при­меняется, каково содержание анкеты. В нашем примере, где в каче­стве цели исследования выдвигалась оценка уровня управления в организации, процедура исследования требовала проведения атте­стации руководителей и ведущих инженерных кадров. В обоснова­нии методов сбора информации должно быть указано, что аттестация будет проводиться на основе применения двух взаимодополня­ющих методов: экспертной оценки и самооценки. Для аттестации управленческих кадров было выделено 36 признаков, для инженер­но-технических кадров — 27 признаков. Все качества оценивались по словарю деловых, личностных и организаторских качеств экс­пертами трех уровней: 1) эксперты группы А, занимающие более высокую должность; 2) эксперты группы Б, находящиеся на равном должностном уровне; 3) эксперты группы В, находящиеся в подчи­нении у оцениваемого.

Таким образом достигалась максимальная возможность объ­ективности оценки, характеризующей данного руководителя или специалиста как подчиненного — исполнителя, сотрудника и това­рища по работе — смежника и управляющего коллективом. Степень выраженности качеств будет определяться как среднеарифметиче­ское всех экспертных оценок. На основе этой средней будет выбрана соответствующая фраза и внесена в производственно-психологичес­кую характеристику. Психологическая предрасположенность к уп­равленческой деятельности будет выявляться с помощью теста Кут-та. Здесь основное внимание будет уделяться предрасположенности к активной жизненной позиции, общительности, эмоциональной ус­тойчивости и самостоятельности суждений.

При определении методов сбора информации социолог должен принять во внимание ряд моментов:

1) оперативность и экономичность исследования не должны
обеспечиваться в ущерб качеству данных;

2) ни один метод не является универсальным, но имеет свои
четко очерченные познавательные возможности. Поэтому не суще­ствует вообще «хороших» или «плохих» методов, есть методы, адек­ватные или неадекватные поставленной исследователем задаче;

3) надежность метода обеспечивается не только его обоснован­ностью, но и соблюдением правил его применения.

Наиболее экономичным с точки зрения трудозатрат и финан­сов является метод анализа документов, которые имеются в каждом обществе, вступившем на путь цивилизованного развития. Доку­мент — это специально созданный человеком предмет, предназна­ченный для передачи и хранения информации. В социологии под до­кументом подразумевают те или иные источники, фиксирующие ин­формацию в любом виде (рукописном, печатном тексте, на магнитной ленте, фото- или кинопленке) о социальных фактах, явлениях обще­ственной жизни, тех или иных социальных субъектах.

Существуют самые разнообразные методы анализа докумен­тов. В социологии чаще всего используют два метода: неформализо­ванный (традиционный) и формализованный. Неформализован­ный метод предполагает использование умственных операций, на­правленных на выявление сущности и содержания документов. Это метод качественного анализа документов. Неформализованный анализ основан на восприятии, понимании, осмыслении и интерпре­тации содержания документов в соответствии с целью исследова­ния. При его осуществлении существует большая возможность субъ­ективистского подхода.

Как альтернатива, а может быть и дополнение способу качест­венного анализа документов был разработан формализованный ме­тод количественного анализа или контент-анализ. Этот метод рас­считан на извлечение социологической информации из больших мас­сивов документальных источников. Он основан на выявлении некоторых количественных статистических характеристик текстов. При этом предполагается, что количественные характеристики со­держания документов отражают некоторые существенные черты изучаемых социальных явлений и процессов.

Однако в большинстве случаев исследователь должен прибе­гать к другим методам сбора информации: наблюдению, опросу, тес­тированию и т. д. В социологическом исследовании под наблюдением понимается метод сбора первичных эмпирических данных, который заключается в преднамеренном, целенаправленном, систематичес­ком непосредственном восприятии и регистрации социальных фак­тов, подвергающихся контролю и проверке. Главным преимущест­вом непосредственного наблюдения является то. что оно позволяет фиксировать события и элементы человеческого поведения в момент их совершения, в то время как другие методы сбора первичных дан­ных основываются на предварительных или ретроспективных суж­дениях индивидов. Другим важным достоинством этого метода явля­ется то, что исследователь в определенной степени не зависит от объ­екта своего исследования, он может собирать факты независимо от желания индивидов или группы говорить или от их умения отвечать на вопросы.

В наблюдении заложена определенная доля объективности, которая задается самой установкой фиксирования происходящих ситуаций, явлений, фактов. Однако в этой процедуре имеется и субъ­ективный элемент. Наблюдение предполагает неразрывную связь наблюдателя с объектом наблюдения, которая накладывает отпеча­ток и на восприятие наблюдателем социальной действительности, и на понимание сути наблюдаемых явлений, их интерпретацию. Чем сильнее наблюдатель связан с объектом наблюдения, тем больше эле­мент субъективизма, тем больше эмоциональная окрашенность его восприятия. Еще одной важной особенностью метода наблюдения, ог­раничивающего его применение, является сложность, а порой и не­возможность проведения повторного наблюдения.

В зависимости от характера процесса наблюдения выделяют его следующие типы: контролируемое и неконтролируемое, вклю­ченное и невключенное, полевое и лабораторное, случайное и систе­матическое и т. д.

Наиболее распространенным методом сбора социологической информации является опрос. Опрос предусматривает, во-первых, устное или письменное обращение исследователя к определенной со­вокупности людей — респондентов с вопросами, содержание кото­рых представляет изучаемую проблему на уровне эмпирических ин­дикаторов, во-вторых, регистрацию и статистическую обработку по­лученных ответов, а также их теоретическую интерпретацию. По формам и условиям общения социолога с респондентом различаются письменные (анкетирование) и устные (интервью) опросы, по месту жительства, по месту работы и в целевых аудиториях (зрители в ки­нотеатрах, пациенты в клиниках и т. д.), очные (личные) и заочные (обращение с анкетой через газету, телевидение, по телефону), групповые и индивидуальные и т. д.

Метод опроса используется в ряде случаев: 1) Когда изучае­мая проблема недостаточно обеспечена документальными источни­ками информации либо когда такие источники вообще отсутствуют. 2) Когда предмет исследования или отдельные его характеристики недоступны для наблюдения. 3) Когда предметом изучения являются элементы общественного или индивидуального сознания: потреб­ность, интересы, мотивации, настроения, ценности, убеждения лю­дей и т. д. 4) В качестве контрольного (дополнительного) метода для расширения возможностей описания и анализа изучаемых характе­ристик и для перепроверки данных, полученных другими методами.

Метод опроса предусматривает получение социологической информации в ситуации социально-психологического общения.

И это накладывает свой отпечаток на содержание и качество получаемых данных. В социологии выработано значительное коли­чество методических требований и процедур для того, чтобы преодо­леть субъективизм, повысить надежность и эффективность данной формы сбора социологической информации.

Самым распространенным методом получения социологичес­кой информации является анкетный опрос, который осуществляет­ся с помощью хорошо отработанного инструмента — анкеты. Анкета — это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на получение информации от респондентов о социальных фактах, явлениях и процессах. Достоверность и надеж­ность информации в анкетном опросе зависит от формы и типа во­просов, а также последовательности, в которой они задаются.

Анкета имеет определенную структуру, связанную с основны­ми фазами опроса: адаптацией (формированием общей положитель­ной установки к опросу), достижением цели исследования (сбором необходимой информации), завершением опроса (снятием напряже­ния). В соответствии с этими целями анкета обычно состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной. Вводная часть пред­ставляет собой непосредственное обращение к респонденту. В ней кратко говорится о целях и задачах исследования, сообщается, как будут использованы ее результаты. Здесь же разъясняются правила заполнения анкеты.

Основная часть содержит вопросы, направленные на получе­ние необходимой информации. Поскольку в исследовании, как пра­вило, ставится несколько задач, то решение каждой из задач должен соответствовать свой блок вопросов.

В заключительной части содержится так называемая паспортичка, где выясняются социально-демографические характеристи­ки опрашиваемого: его пол, возраст, семейное положение, образова­ние, социальное происхождение, профессия, место работы и т.д. Здесь же, как правило, респонденту предлагается высказать свое мнение по теме опроса и выражается благодарность за участие в ис­следовании.

В социологии отработаны определенные правила составления анкеты:

· анкета должна быть максимально компактной. Время ее за­полнения не должно превышать 30-40 минут. В противном случае
респондент устает и последние вопросы остаются обычно без полно­ценных ответов;

· вопросы должны быть четкими, ясными, понятными опра­шиваемым, в них не должно содержаться двусмысленности;

· вопросы должны отвечать требованиям логики: вначале речь
должна идти об установлении того или иного факта (события), а уж
потом о его оценке;

· важно, чтобы интерес к предмету опроса, содержащемуся в
анкете, не снижался, а постепенно повышался. Поэтому более слож­ные по содержанию вопросы должны следовать за более простыми;

· первый вопрос не должен быть ни дискуссионным, ни настораживающим. Лучше всего, если он будет нейтральным;

· трудные вопросы целесообразно поместить в середину, чтобы,
отвечая на них, респондент сумел «включиться» в тему исследования.

Процесс интервьюирования во многом напоминает структуру анкеты, ключевую роль здесь также играют задаваемые вопросы. Вопросы анкеты и интервью классифицируются по ряду оснований: содержанию, форме, функции.

Деление вопросов по содержанию обусловлено характером ин­формации, которую представляет ответ на тот или иной вопрос. Здесь можно выделить вопросы о фактах и об отношении к ним, о нормах и мотивах поведения, о поведении в прошлом и настоящем. Например, вопросы о фактах призваны дать объективные сведения об отвечаю­щем на анкету респонденте (его пол, возраст, профессия, доход и т.д.). Цель такого рода вопросов чаще всего в том, чтобы отсеять тех лиц, которые не могут дать нужную для исследования информацию.

По форме вопросы делятся на «открытые» и «закрытые», «пря­мые» и «косвенные». Открытые вопросы не предлагают респонденту никаких вариантов ответа и дают возможность свободно высказы­вать свое мнение. Например, «Что Вам не нравится в Вашей работе (учреждении)?

«Закрытые» вопросы предлагают респонденту варианты отве­тов, и он должен выбрать один или несколько из них.

«Открытые» вопросы дают респонденту возможность подроб­но изложить свое мнение, но создают трудности в обработке, так как они плохо поддаются формализации. Достоинство «закрытых» во­просов в их однозначной интерпретации, но здесь социолог как бы на­вязывает свое мнение респонденту. Чтобы дать максимальную воз­можность респонденту высказать свое мнение перечень вариантов ответов в конце дополняется позициями: Чтобы Вы еще хотели от­метить? Имеется ли у Вас иное мнение? допишите... Это вариант «полузакрытых» вопросов.

Второй тип вопросов по форме — прямые и косвенные. Прямой вопрос может звучать так: Доставляет ли Вам работа моральное удовлетворение или Вы трудитесь ради денег? Косвенный же вопрос на эту тему может быть сформулирован следующим образом: Если бы случилось так, что Вам снова пришлось выбирать профес­сию, то избрали бы Вы свою нынешнюю профессию?

По своим функциям вопросы делятся на основные и контроль­ные. Основные вопросы — это программные вопросы, с помощью ко­торых решаются главные задачи исследования. Контрольные вопро­сы выступают как проверочные к основным. Если основной вопрос формулируется так: В какой мере Вы удовлетворены своей рабо­той?, токонтрольный вопрос может быть сформулирован иначе: Хо­тели бы Вы сменить свою работу? Разновидностью контрольных вопросов являются «вопросы-ловушки». Они предназначены для вы­явления искренности и добросовестности опрашиваемых. Для повы­шения эффективности контроля вопросы обычно располагаются в анкете на расстоянии от основного и друг от друга.

Методическая часть программы исследования включает в се­бя и организационный план его проведения. В этот план закладыва­ются основные мероприятия и сетевой график работ. Наличие такого плана позволяет более или менее точно определить затраты времени, сил, средств и объем работы, распределить ее по исполнителям в оп­ределенной последовательности, скоординировать взаимодействие исследовательского коллектива с целью наиболее эффективного ис­пользования его возможностей.

Организационный план исследования состоит, как правило, из следующих блоков: сетевого плана-графика, подготовки поля иссле­дования, подготовки группы исследователей, проведения самого ис­следования, организации обработки и анализа социологической ин­формации, подготовки итогового отчета.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: