НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ ДЕЙСТВИЯ: социальное действие всегда происходит в той или иной ситуации:
• в ситуации всегда есть элемент случайности;
• в действии, поскольку оно конструируется (и этот процесс конструирования длится во времени, пока совершается действие), всегда есть момент неопределенности.
Г. БЛУМЕР: "Обычно большинство ситуаций, с которыми сталкиваются люди в данном обществе, дефинируются или «структурируются» ими одним и тем же образом. Посредством предшествующей интеракции они развивают и приобретают общее понимание или определение того, как надо действовать в той или иной ситуации. Эти общие определения дают возможность людям действовать одинаково... Поскольку под рукой имеются готовые и общепринятые определения ситуаций, то руководство действиями, их организация не требуют большого напряжения у людей. Однако многие другие ситуации не могут определяться участвующими людьми одинаково. В этом случае линии их действий не согласуются и коллективное действие блокируется. Необходимо развивать интерпретации и вырабатывать эффективное приспособление участников друг к другу. В случае таких неопределенных ситуаций необходимо выделить и изучить процесс возникновения определения" [4, с. 177-178].
|
|
"...Как бы то ни было, путь совместных действий также должен быть рассмотрен как неопределенность, открытая для множества возможностей" [5, с. 22].
Неопределенность действия может проявиться в том, что:
(1) начавшись, действие может быть прервано, приостановлено, изменено;
(2) могут иметь место значительные расхождения в индивидуальных линиях поведения в рамках одной и той же ситуации;
(3) новая ситуация может вызвать к жизни совершенно новые типы взаимодействия; и т.п.
Г. БЛУМЕР: "...неопределенность, случайность и трансформация являются частью и предпосылкой процесса совместного действия" [5, с.23].
Неопределенность действия задается тем, что те (кристаллизованный опыт индивида) не всегда содержит ответ на вопрос, как надо действовать в такой-то ситуации, а наличие в self подсистемы / выражается в своеобразно-индивидуальных, непредсказуемых ответах на ситуационные требования.
ПРОБЛЕМАТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ <термин Дж. Дьюи>:
проблематическая (или сомнительная) ситуация возникает с появлением помехи на пути привычного действия. Возникновение и разрешение проблематических ситуаций придает процессу "реконструкции среды" прерывный характер.
Функция мышления (перцепции — 2-й стадии акта) в проблематической ситуации состоит в том, чтобы наметить новые способы действия и создать новые объекты так, чтобы задержанное действие могло продолжаться.
|
|
<Мышление = инструмент решения проблем>
В проблематической ситуации может оказаться (и оказывается довольно часто) каждый человек, поскольку он существует в нескольких различных перспективах одновременно.
См. выше п. 5.
Дж.Г. Мид дает подробный анализ "проблематической ситуации" и ее разрешения в научном исследовании (как особом виде деятельности) [1, с.75-82].
Проблематическая ситуация возникает лишь на фоне и в рамках бесспорного и непроблематичного мира. Проблема всегда имеет конкретный характер и затрагивает лишь некоторую часть непроблематичного мира (= совокупности принятых в научном сообществе верований, "объектов" науки).
Проблема возникает в результате исключительного опыта индивида (ученого), который противоречит принятой в научном сообществе совокупности теорий, установок, норм, традиций.
Этот исключительный опыт = эмерджентное образование: возникновение чего-то нового, в принципе не укладывающегося в существующие теории, не находящего себе места в старом мире общепризнанных "объектов" науки. Возникающее в силу этого опыта сомнение = = препятствие для дальнейшего нормального (привычного) поведения, т. е. исследования в рамках признанной научной теории
КОНФЛИКТ НОВОГО ФАКТА И СТАРОЙ ТЕОРИИ
ПЯТЬ ЭТАПОВ РАЗРЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ:
1 появление проблемы;
2 формулировка проблемы в терминах условий ее возможного решения;
3 создание гипотез;
4 умственная проверка гипотез;
5 экспериментальная проверка гипотез
Реконструкция (изменение) старой теории, ко
торая одновременно является и реконструкцией
мира __________________________________
Соответствующие стадии социального акта:
- импульс (1)
i
- перцепция (2)
манипуляция (3)
I
консуммация (4)
ДЖ. Г. МИД: "Формулируя новые гипотезы, научный ум
сам создает новые миры" (цит. по [1, с.77]). ____________
Новая гипотеза, будучи проверена и принята, превращается в факт объективного (конструированного) мира: влечет изменение научных понятий и теорий ("объектов" науки).
Истина относительна: это решение проблемы
(реконструкция старых гипотез, устраняющая их
_______ конфликт с новым фактом) __________________
ПРАГМАТИЗМ
Любое конкретное содержание опыта (значения=конституированные объекты), которое на данный момент считается бесспорным, в принципе может быть в будущем поставлено под сомнение и отвергнуто (путем формирования новых значений).
Любое значение может стать проблемой при определенном стечении обстоятельств (элемент случайности).
ДЖ.Г. МИД: "Что такое мир, как не непрерывная рабочая гипотеза, мысленная структура, находящаяся в процессе постоянного завершения по мере того, как проблемы возникают то тут, то там?" (цит. по [1, с.80]).