Импульс перцепция манипуляция консуммация

1. ИМПУЛЬС = это функционально связанное с внешним стимулом побуждение к действию.

2. ПЕРЦЕПЦИЯ = формирование в сознании представления об объекте (интерпретация) и модели будущего действия ("репетиция в воображении").

Перцепция содержит все элементы акта (представления о стимуляции, реак­ции и результате реакции, почерпнутые из прошлого опыта поведения в ана­логичных ситуациях).

Содержание перцептуального объекта (выделенного элемента реальности, наделенного значением) определено прошлым опытом индивида:

= в силу уникальности каждого отдельного личного опыта индивидуальное значение объекта у каждого отдельного индивида несколько отличается от значений, придаваемых этому объекту другими (в ходе взаимодействия эти значения постоянно "подгоняются" друг к другу = взаимное приспособление индивидов друг к другу).


"...Совместное действие не может быть сведено к общепринятому или иному типу поведения со стороны участников. Каждый участник обязательно облада­ет определенной точкой зрения и, сообразуясь с ней, вовлечен в отдельно взя­тый акт. Именно эта обусловленность актов, а не их совокупность, составляет совместное действие. Каким образом отдельные акты сосуществуют друг с другом в человеческом обществе? Их сосуществование не является результа­том явного механического манипулирования... Вместо этого участники подгоня­ют свои акты друг к другу, во-первых, идентифицируя социальный акт, в кото­рый они готовы быть вовлечены, и во-вторых, интерпретируя и определяя ак­ты друг друга при формировании совместного акта" [5, с.21].

Перцепт = кристаллизованный прошлый опыт; совокупность символических содержаний, определяемых опытом участия индивида в определенных сис­темах социального взаимодействия. В структуре self перцепту соответству-ет те.

Стадию перцепции можно охарактеризовать как "интерпретацию ситуации":

"...любое действие формируется в свете той ситуации, в которой оно происхо­дит...

...действие формируется и конструируется посредством интерпретации си­туации. Действующая единица обязательно должна идентифицировать вещи, которые она должна принять во вниманиезадачи, возможности, препятствия, средства, требования, неудобства, опасности и т.п.; она должна их определен­ным образом оценить и принять решение на основе этой оценки" [4, с. 177].

3. МАНИПУЛЯЦИЯ = непосредственное взаимодействие субъекта и объекта действия (взаимодействие индивида со средой).

4. КОНСУММАЦИЯ = процесс "потребления" (получения пользы от) объекта, оценивание объекта, переформирование значений. Реальный результат акта всегда вносит нечто новое в опыт индивида (перцепт); консуммация состоит в интегрировании нового опыта в перцепт. Это означает изменение self. (Поскольку индивид действует, его self находится в процессе непрерывного изменения.)

Анализ акта у Мида = это анализ "изнутри" (он вписывается в "понимающую традицию" в социологии).

Г. БЛУМЕР: "С методологической и исследовательской точек зрения, изучение дей­ствия должно рассматриваться с позиции актера. Так как действие выстраивает­ся актером из того, что он ощущает, интерпретирует, судит, действие необхо­димо рассматривать в управляемой ситуации так, как ее видит актер, устанавли­вать значения терминов в том, что они означают для актера, следовать линии актера так, как он организует ее... Этот методологический подход диаметрально противоположен так называемому объективному подходу.., рассматривающему актера и его действия с позиции внешнего беспристрастного наблюдателя... ак­тер действует по отношению к своему миру на основе того, как он видит его, а не так, как мир является внешнему наблюдателю" [5, с.24-25].


4. Жест. "Голосовой жест". Жест и язык. Роль языка в возникновении Я (self)

ЖЕСТ = исторически первичная, доязыковая форма коммуникации. "Язык жес­тов" существует уже у животных и подчиняется схеме "S-»R". Жест = элемент поведения: начальная стадия акта (действия).

Например: оскаливание зубов у собаки =

= начальная стадия нападения.

Жест = это незавершенный (редуцированный) акт:

смысл жеста является смыслом обозначаемого им акта; этот смысл понятен

адресату и вызывает у него инстинктивную ответную реакцию

Язык жестов":Жест (стимул) -» Ответная реакция

Ответная реакция <- жест (стимул)

II

(жест) -».......................................................

СЛОВО ("голосовой", или "звуковой" жест) = важнейший из жестов-символов (для человека); высшая, чисто человеческая (социальная по сути) форма коммуникации.

В словах фиксируются (и тем самым социально закрепляются) уни­версальные смысловые значения (символы).

В социальном взаимодействии жест и реакция на него опосредованы значе­нием (прежде всего это касается "голосовых жестов").

Жест------------ ► Значение ------------ ► Ответная

_________ (интерпретация жеста) реакция

Взаимно интерпретируя (и соотнося) жесты друг друга, индиви­ды корректируют свое поведение в присутствии других и тем самым делают возможным совместное действие.

Слова-жесты, в отличие от телесных, мимических и прочих жестов, применяе­мых животными, несут в себе социально закрепленные значения и потому оди­наково воздействуют на всех индивидов: и того, кто произносит эти слова, и того, кому они адресованы.

ДЖ. Г. МИД: "Звуковой жест имеет особое значение, потому что на производящего его индивида он оказывает то же воздействие, что и на другого" (цит. по [1, с.64]).

Язык возникает тогда, когда индивид начинает реагировать на свой жест так же, как на него реагируют другие: тогда индивид сознает значение своего жеста и пользуется им с определенным намерением (осознанно).


РОЛЬ ЯЗЫКА В ВОЗНИКНОВЕНИИ Я: язык = конституирующий фактор сознания. Социальные значения закреплены в словах; индивид овладевает этими значе­ниями через овладение языком в процессе социализации (благодаря усвоению значений языковых жестов возникают и сознание, и человеческая личность, self). Научаясь реагировать на свой жест так же, как на него реагируют другие, человек становится объектом для самого себя.

5. Понятие "перспектива". Принцип относительности.

Множественная структура реальности. "Множественное

Я". Интегрирование опыта как функция self.

Подсистемы "/" и "те" в системе self ("структура Я")

ПЕРСПЕКТИВА: Понятие "перспектива" — одно из важнейших в философии Ми-да: оно выражает специфичность взаимодействия каждой "живой формы" со свойственной ей средой. Концепция множественности перспектив вытекает из "принципа относительности" (распространяемого Мидом на всю реаль­ность).

Принцип относительности (из теории относительности): объект может быть рассмотрен в разных системах координат (с разных точек зрения).

Структура реальности, согласно принципу относительности, характеризуется многообразием (множественностью) перспектив, плюральностью различного рода систем:

= любой объект (физическое тело, "живая форма", социальное Я) участвует во многих перспективах одновременно.

Аналогично у Р. Парка: человек одновременно участвует в нескольких системах взаимодействия (порядках): экологи­ческом, экономическом, политическом, культурном.

В обществе человек включен в различные перспективы (системы взаимодейст­вия): экономическую, семейную, политическую и т.д. Да и само взаимодействие — всегда переход из одной "перспективы" в другую (переструктурирование ре­альности = среды).

СОЦИАЛЬНОСТЬ — это "способность быть несколькими вещами сразу"

(Дж.Г. Мид. Цит. по [2, с.79]).

Исходя из факта участия индивида в разных системах взаимодействия, чело­веческое Я предстает как

МНОЖЕСТВЕННОЕ Я: мы как бы разделяемся на множество различных Я, в за­висимости от обстоятельств и отношений, в которые мы вступаем:

разные Я отвечают на различные социальные реакции (self может быть представлено как множество частных Я, каждое из которых определено спе­цифической "перспективой" или системой взаимодействия, в которой участ­вует носитель этого self, каждая система взаимодействия предполагает осо­бые ожидания в отношении поведения действующего индивида).


ДЖ. Г. МИД: "Множественная личность является в известном смысле нормаль-
ной"
(цит. по [1, с.67]). __________________________________________________

ИНТЕГРИРУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ SELF: "Сталкивающиеся перспективы создают для человеческого поведения "проблематическую ситуацию": человек так или иначе выходит из затруднения и в результате действия (являющегося решением про­блемы) получает новый опыт; интеграция системой self нового опыта делает индивида более опытным в такого рода ситуациях и более способным одно­временно учесть различные перспективы, которые в данной ситуации должны были быть учтены. Тем самым, в нормальном случае, поддерживается единст­во self (самоидентичность).

Г. БЛУМЕР: "Индивид объединяет в единое целое свое действие и руководит им,
принимая во внимание различные вещи и интерпретируя их значимость для сво-
его будущего действия"
[4, с. 175]. ________________________________________

СТРУКТУРА SELF: "фундаментальная структурная двойственность", свойствен­ная Я.

Г.Блумер предостерегает от трактовки данного аналитического разделения self на "/" и "те" как структурного. Self (по Блумеру) — это не структура, а процесс.


Дж. Г. Мид выделяет в системе Я (self) две подсистемы:

(1)"/"; (2) "те".


SELF

/ \

I" "те"


/ и те = не два разных Я и не структурные части self, это две стороны (фазы) единого человеческого Я (self). Данное разделение на / и те является исключительно аналитическим и проведено с целью описания динами­ки процесса функционирования self.

Me - воспринятая и усвоенная индивидом организованная совокупность соци­альных (т. е. принятых другими) установок, норм и диспозиций (универ­сальных значений).

Это то Я, которое непосредственно дано индивиду в его опыте и самосоз­нании.

Me = это Я как обыденный, привычный, предсказуемый индивид; это — "другие" и "обобщенные другие", представленные в индивидуальном само­сознании.

Посредством те осуществляется социальный контроль (в форме самокон­троля индивида).

/ = реакция индивида на организованную установку сообщества; это нерефлек-сируемое Я.

/ обеспечивает спонтанность, творческий характер, непредвиденность, не­предсказуемость, неожиданность и своеобразие индивидуального поведе­ния. Это источник новизны, чего-то такого, чего раньше не было. Исключи-


тельная роль / в разрешении проблематической ситуации: оно обеспечивает повседневное приспособление к новым условиям, спонтанно находя реше­ние проблем, постоянно возникающих на пересечении различных "перспек­тив". / производит социальные микроизменения в повседневных взаимодей­ствиях; в концепции Мида данное понятие служит объяснению социальных изменений.

/ существует только в настоящем; но настоящее доступно рефлексии лишь как прошлое, как свершившееся, через память о прошлом опыте (рефлексия имеет место post factum); I входит в сознание уже интегрированным-в-опыт, т. е. как те -> отсюда проистекает неуловимость /для рефлексии.

ДЖ. Г. МИД: 7 — это нечто такое, что никогда нельзя полностью рассчитать" (цит. по[1, с.67]).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: