(по М. А. Холодной)
1. Проблемно-ориентированный стиль совладания (ситуация для меня разрешима / Я могу справиться) направлен на изменения ситуации, связан с поиском средств ее преодоления, повышением собственной самоэффективности через достижения в ведущем виде деятельности, привлечением опыт других людей к решению возникшей проблемы на основе сотрудничества | ||
S 2 | Решение проблемы | Систематическое обдумывание проблемы с учетом разных точек зрения |
S 3 | Работа и достижения | Добросовестное отношение к учебе или работе, ориентация на успешность своей деятельности |
S 10 | Общественные действия | Организация групповых действий |
S 16 | Профессиональная помощь | Обращение к специалистам |
2. Мобилизационный стиль (ситуация для меня неразрешима / Я могу справиться) направленность субъекта на активацию внутренних копинг-ресурсов, проявляется в позитивном подходе к трудной ситуации, готовность поддерживать физическое здоровье, позиция «отстранения» от проблемы с целью сохранения и повышения собственных ресурсов совладания) | ||
S 15 | Позитивный фокус | Оптимистический взгляд на сложившуюся ситуацию |
S 18 | Активный отдых | Занятия спортом, поддержание здоровья |
S 11 | Игнорирование | Сознательное блокирование проблемы |
S 13 | Уход в себя | Отказ посвящать других в свои заботы |
3. Социотропный стиль (ситуация для меня разрешима / Я не могу справиться) характеризует высокий уровень зависимости от социального окружения | ||
S 1 | Социальная поддержка | Обсуждение проблемы с другими людьми |
S 5 | Друзья | Опора на близких друзей |
S 6 | Чувство принадлежности | Забота о мнении других людей, поиск их одобрения |
S 17 | Отвлечение | Развлечения в обществе, релаксация |
4. Эмоционально-доминатный стиль (ситуация для меня неразрешима / Я не могу справиться) проявляется во внешней и внутренней эмоциональной экспресии при столкновении с трудной жизненной ситуацией в виде различных форм эмоциональной разрядки (агрессия, курение и др.), роста эмоционального напряжения, надежды на чудо, веры в божественное провидение | ||
S 4 | Беспокойство | Тревога о последствиях и будущем вообще |
S 7 | Чудо | Мечты и надежда на счастливый случай |
S 8 | Несовладание | Отказ от действий вплоть до болезненных состояний |
S 9 | Разрядка | Слезы, агрессия, обращение к курению, алкоголю, наркотикам |
S 12 | Самообвинение | Личная ответственность за проблему |
S 14 | Религиозная поддержка | Молитвы о помощи, обращенные к Богу |
М. А. Холодная утверждает, что каждый из стилей совладания может быть продуктивным или непродуктивным в зависимости от оценки субъектом конкретной трудной ситуации.
Кроме того, в каждом стиле совладающего поведения, по ее мнению, одновременно представлены и продуктивные, и непродуктивные составляющие:
1. В проблемно-ориентированном стиле в качестве продуктивной составляющей выступает повышение самоэффективности, в качестве непродуктивной составляющей – «иллюзия контроля», когда проявляется недооценка сложности трудной жизненной ситуации и переоценка своих возможности по совладанию с ней, а также истощение копинг-ресурсов личности и рост беспокойства за установку при любых обстоятельствах бороться с трудной ситуацией.
2. В мобилизационном стиле в качестве продуктивной составляющей выступает активное использование собственных копинг-ресурсов надситуативного уровня, в качестве непродуктивной составляющей – высокая вероятность использования механизмов психологической защиты.
3. В социотропном стиле в качестве продуктивной составляющей выступает опора на поддержку социального окружения, в качестве непродуктивной составляющей – риск потери психологической автономии (возникает ощущение невозможности самостоятельно мобилизовать копинг-ресурсов без помощи социального окружения).
4. В эмоционально-доминантном стиле в качестве продуктивной составляющей выступает возможность эмоциональной разрядки, самообвинение и беспокойство о последствиях, что повышает ресурсы совладания с трудной ситуацией, в качестве непродуктивной составляющей – эмоциональное напряжение вплоть до психосоматических расстройств и деструктивного поведения.
Следовательно, эффективное совладающее поведение предполагает способность использовать все стили совладания в зависимости от оценки трудной жизненной ситуации с учетом, в первую очередь, продуктивной составляющей каждого стиля, т.е. обладает качествами мобильности и вариативности [66, 94].
II. На основе методики многомерного измерения копинга «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (КПСС) Н. Эндлера и Д. Паркера (Coping Inventory for Stressful Situations (CISS), адаптированный Т. Л. Крюковой можно выявить три основных (базовых) стиля совладающего поведения:
1) проблемно-ориентированный копинг (направлен на решение задач);
2) эмоционально-ориентированный копинг (ориентирован на эмоции);
3) копинг, ориентированный на избегание (включающий отвлечение и социальное отвлечение).
III. На основе копинг-теста «Опросник о способах совладания (ОСС)» P. Лазарус и С. Фолкман (1988) «Way of Coping Questionnaire (WCQ)», адаптированный Т. Л. Крюковой выделяются ситуативно-специфические стратегии, созданные авторами на основе процессуальной концепции совладающего поведения:
1. Конфронтация – агрессивные усилия по изменению ситуации. Предполагает определенную степень враждебности и готовность к риску.
2. Дистанцирование – когнитивные усилия на отделение от ситуации и уменьшение ее значимости.
3. Самоконтроль – усилия по регулированию своих чувств и действий.
4. Поиск социальной поддержки – усилия в поиске информационной действенной и эмоциональной поддержки от окружающих.
5. Принятие ответственности – признание своей роли в проблеме с сопутствующей темой ее решения.
6. Бегство – избегание – мысленное стремление и поведенческие усилия, направленные к бегству или избеганию проблемы (не дистанцирование от нее) – фантазирование, еда, алкоголь, курение, наркотики или лекарства.
7. Планирование решения проблемы – произвольные, проблемно-сфокусированные усилия по изменению ситуации, включающие аналитический подход к решению проблем.
8. Положительная переоценка – усилия по созданию положительного значения, фокусирование на росте собственной личности, включает также религиозное измерение [30].
IV. Методика Е. Хайма позволяет исследовать 26 ситуационно-специ-фических вариантов копинг-стратегий, распределенных в соответствии с тремя основными сферами психической деятельности на когнитивный, эмоциональный и поведенческий копинг-механизмы.
К когнитивным копинг-стратегиям относятся 10 вариантов. Это:
1. Игнорирование: «Говорю себе: в данный момент есть что-то важнее, чем эти трудности».
2. Смирение: «Говорю себе: это судьба, нужно с этим смириться».
3. Диссимуляция: «Это несущественные трудности, не все так плохо, в основном все хорошо».
4. Сохранение апломба: «Я не теряю самообладания и контроля над собой в тяжелые минуты и стараюсь никому не показывать своего состояния».
5. Проблемный анализ: «Я стараюсь проанализировать, все взвесить и объяснить себе, что же случилось».
6. Относительность: «Я говорю себе: по сравнению с проблемами других людей мои – это пустяк».
7. Религиозность: «Если что-то случилось, то так угодно Богу».
8. Растерянность: «Я не знаю, что делать и мне временами кажется, что мне не выпутаться из этих трудностей».
9. Придание смысла: «Я придаю своим трудностям особый смысл, преодолевая их, я совершенствуюсь сам».
10. Установка собственной ценности: «В данное время я полностью не могу справиться с этими трудностями, но со временем смогу справиться и с ними, и с более сложными, как раньше».
Б. Д. Карвасарский приводит краткую характеристику каждой стратегии:
1) игнорирование и переключение мыслей на другие, «более важные» темы, чем трудная жизненная ситуация;
2) принятие трудностей как чего-то неизбежного, проявление своего рода определенной философии стоицизма;
3) диссимуляция стрессовой ситуации, снижение ее серьезности, даже подшучивание над ней;
4) сохранение самообладания – равновесия, самоконтроля, стремление не показывать своего состояния другим;
5) проблемный анализ трудной ситуации и ее последствий, поиск соответствующей информации, расспрос окружающих, обдумывание, взвешенный подход к решениям;
6) относительность в оценке трудной ситуации, сравнение с другими, находящимися в худшем положении;
7) религиозность, стойкость в вере («со мною Бог»);
8) состояние растерянности и переживание безысходности создавшегося положения;
9) придание стрессовой ситуации значения и смысла, например отношение к ситуации как вызову судьбы или проверке стойкости духа и др.;
10) самоуважение – более глубокое осознание собственной ценности как личности [27].
Далее представлены 8 вариантов эмоциональных копинг-стратегий. Это:
1. Протест: «Я всегда глубоко возмущен несправедливостью судьбы ко мне и протестую».
2. Эмоциональная разгрузка «Я впадаю в отчаяние, я рыдаю и плачу».
3. Подавление эмоции: «Я подавляю эмоции в себе».
4. Оптимизм: «Я всегда уверен, что есть выход из трудной ситуации».
5. Пассивная кооперация: «Я доверяю преодоление своих трудностей другим людям, которые готовы помочь мне».
6. Покорность: «Я впадаю в состояние безнадежности».
7. Самообвинение: «Я считаю себя виноватым и получаю по заслугам».
8. Агрессивность: «Я впадаю в бешенство, становлюсь агрессивным».
Рассмотрим характеристику каждой стратегии:
1) переживание протеста, возмущения, противостояния трудной жизненной ситуации и ее последствиям;
2) эмоциональная разрядка – отреагирование чувств, вызванных трудностью, например, плачем;
3) изоляция – подавление, недопущение чувств, адекватных ситуации;
4) оптимизм с уверенностью в благоприятный исход трудной ситуации;
5) пассивное сотрудничество – доверие с передачей ответственности врачу;
6) покорность, фатализм, капитуляция;
7) самообвинение, возложение вины на себя;
8) переживание злости, раздражение, связанные с ограничением жизни трудностями.
К поведенческим копинг-стратегиям относятся 8 вариантов. Это:
1. Отвлечение: «Я погружаюсь в любимое дело, стараясь забыть о трудностях».
2. Альтруизм: «Я стараюсь помочь людям и в заботах о них забываю о своих горестях».
3. Активное избегание: «Стараюсь не думать, всячески избегаю сосредотачиваться на своих неприятностях».
4. Компенсация: «Стараюсь отвлечься и расслабиться (с помощью алкоголя, успокоительных средств, вкусной еды и т.п.)».
5. Конструктивная активность: «Чтобы пережить трудности, я берусь за осуществление давней мечты (еду путешествовать, поступаю на курсы иностранного языка и т.п.)».
6. Отступление: «Я изолируюсь, стараюсь остаться наедине с собой».
7. Сотрудничество: «Я использую сотрудничество со значимыми мне людьми для преодоления трудностей».
8. Обращение: «Я обычно ищу людей, способных помочь мне советом».
Рассмотрим характеристику каждой стратегии:
1) отвлечение – обращение к какой-либо деятельности, уход в работу;
2) альтруизм – забота о других, когда собственные потребности отодвигаются на второй план;
3) активное избегание – стремление избегать «погружения» в процесс лечения;
4) компенсация – отвлекающее исполнение каких-либо собственных желаний, например покупки чего-то для себя;
5) конструктивная активность – удовлетворение какой-то давней потребности, например, совершить путешествие;
6) уединение – пребывание в покое, размышление о себе;
7) активное сотрудничество – ответственное участие в диагностическом и лечебном процессе;
8) поиск эмоциональной поддержки – стремление быть выслушанным, встретить содействие и понимание.
Виды копинг-поведения были распределены E. Хайм на три основные группы по степени их адаптивных возможностей: адаптивные, относительно адаптивные и неадаптивные. Они выделяются автором, как в когнитивной, так и в поведенческой и эмоциональной сфере. Представим их в виде таблицы.
Таблица 3.