Какой может быть структура семинара?

Все профилактические семинары состоят из одних и тех же этапов. Но объемное соотношение этих этапов в каждом отдельном семинаре может быть различным. Это зависит от:

– целей семинара (если это только информационный семинар, этап формирования практических навыков может быть сильно сокращен);

– целевой группы (чем моложе целевая группа, тем больше игр-разминок, игр на сплочение группы и тем меньше информационный блок);

– продолжительности семинара;

– уровня подготовленности группы (если группа хорошо информирована, большее количество времени можно посвятить навыкам и обсуждению социальных явлений и выработке практических жизненных навыков).

Введение (5 минут). Это этап, в который входит краткое представление целей и задач семинара. Задача тренера на этом этапе обеспечение для каждого участника комфортного вхождения в группу. Цели и задачи тренинга всегда объявляет ведущий.

1 этап. Знакомство (5 минут). Участники присматриваются друг к другу, устанавливают контакт. Среди них намечаются симпатии, а иногда и антипатии. Ведущий первый представляется аудитории. Он может сделать это так: «Здравствуйте, меня зовут... Я рад видеть вас здесь. Я предлагаю начать нашу работу. В течение трех дней мы будем встречаться здесь и работать вместе. Мы все сидим в кругу, потому что так легче видеть друг друга и обсуждать важные вопросы».

2 этап. Ожидания участников (3 минуты). На этом этапе участники высказывают свои ожидания от семинара. Данный этап можно проводить по-разному: высказывания по кругу, обсуждения в парах или малых группах с последующим обсуждением в группе.

Нам больше импонирует другой вариант проведения данного этапа: участникам раздаются стикеры, на которых они записывают свои ожидания от тренинга и приклеивают их на большом листе ватмана, разделенном на два столбика «Ожидания» и «Выполнено». Сначала все записанные ожидания крепятся в первом столбике, а затем каждый участник имеет возможность переклеивать стикеры со своими ожиданиями в графу «Выполнено». Можно предложить участникам по ходу семинара дополнять графу «Ожидания». В конце семинара необходимо вновь вернуться к ожиданиям участников и проанализировать все ли ожидания были реализованы. Если не все ожидания реализованы, необходимо обсудить с участниками возможности их реализации: проведение нового семинара, индивидуальная консультация, оказание помощи друг другу, рекомендация литературы.

Очень интересно проходит данный этап, если попросить участников тренинга написать свои ожидания в виде вопросов, на которые они хотели бы получить ответ в ходе работы в тренинговой группе. Тогда завершающий этап тренинга можно провести как анализ вопросов участников и полученных на них ответов в процессе работы.

3 этап. Принятие правил работы группы (5 минут). Это этап рождения группы, когда группа принимает на себя обязательства. Она готова им следовать. На коротком семинаре можно назвать все правила, объяснив их значение:

1. Право говорящего. Редко можно встретить человека, который испытывает радость, когда его перебивают. Мир лишился многих гениальных идей, прерванных в зародыше. Чтобы это не случилось на нашем тренинге, давайте договоримся, что любой говорящий имеет право быть выслушанным до конца. И только после того, как он выразит свою мысль, можно начинать прения и дискуссии.

2. Правило поднятой руки. Это правило является продолжением предыдущего. Оно преследует две цели: первая – чтобы не перебивали говорящего, вторая – чтобы не пропали умные мысли, пришедшие в голову в процессе работы. «Осененный» участник поднимает руку, и, когда появляется возможность, ведущий дает ему слово.

3. Конфиденциальность. Это правило защищает любого участника и ведущего от сплетен и пересудов. Вся личная информация, сообщенная о себе или другом человеке в группе, является закрытой и не подлежит разглашению.

4. «Не давать оценок». Это важное правило мы часто нарушаем в жизни. Мы считаем себя в праве осуждать и оценивать чужие поступки, слова, привычки («Ты – больной», «Это глупость», «Только такие, как ты, могут так делать»). Здесь мы не оцениваем других людей, их мнение, внешность, а принимаем их такими, какие они есть.

5. Право ведущего. Ведущий может прервать упражнение или другую деятельность группы, если это мешает групповому процессу, а также следит за соблюдением принятых группой правил.

6. Пунктуальность. Нас в группе совсем немного, и отсутствие даже одного опоздавшего ощутимо скажется на процессе работы. Поэтому мы предлагаем награждать опоздавших участников почетной ролью чтеца, певца или танцора с соответствующими функциональными обязанностями.

Группа может предложить и другие правила (не нарушать права другого человека, не пропускать занятия и др.)

4 этап. Разминка (5 минут). Предполагает использование игр-энергизаторов, подвижных игр с целью объединения и сплочения группы, развития межличностных связей, включения в совместную деятельность.

5 этап. Оценка уровня информированности (5-10 минут). Чтобы не повторять хорошо известную участникам информацию, нужно выяснить, что они знают о проблеме. Для этого я могу задавать вопросы группе, использовать анкеты, викторины. Еще один способ, узнать о пробелах в знаниях участников, попросить их написать на стикерах вопросы ведущему по теме семинара. Ответы на вопросы участников могут составить основной объем информационного блока. При проведении продолжительного семинара во второй, третий и последующие дни данный этап может объединяться с этапом «Ожидания участников».

6 этап. Актуализация проблемы (10–30 минут). Этот этап проходит красной нитью через весь семинар. Его можно использовать для того, чтобы пробудить у участников интерес к проблеме, сформировать у них мотивацию к изменению поведения, а также для того, чтобы они осознали проблему как значимую. Этот этап можно провести:

– с помощью вопросов: «Что для вас значит...», «Что вы чувствуете, когда слышите слово...», «Вы или ваши знакомые сталкивались с...», «Что вы чувствовали, когда...» и др.;

– работая в парах, когда дается задание, рассказать какую-либо историю, связанную с темой семинара, произошедшую с вами или вашими знакомыми. Затем надо поделиться впечатлениями, которые возникали у вас и вашего напарника во время рассказа;

– с помощью игр и групповых упражнений.

7 этап. Информационный блок (20–40 минут). Информационный блок должен быть разбит на несколько логически завершенных частей, которые распределены по всему семинару. На этом этапе много времени для сообщения подробной информации (о причинах и последствиях заболеваний и социальных явлений, об их влиянии на личность и др.)

8 этап. Приобретение практических навыков (20–60 минут). На профилактическом семинаре можно приобрести полезные навыки. Целью профилактических семинаров является выработка жизненных навыков, личностных и социальных ресурсов, задача которых ведет к формированию высокоэффективного жизненного стиля (коммуникативных, навыки принятия решений (для этого используются «мозговые штурмы»; обсуждение одной проблемы всей группой; игры, направленные на осознание проблемы; алгоритм принятия решения), навыки изменения стратегии поведения (они помогают человеку гибко, пластично реагировать в любой ситуации; лучше приспосабливаться к окружающей обстановке; быстрее находить выход из сложных ситуаций; реализовывать свои планы и достигать цели).

Для того чтобы человек мог поменять стратегию поведения, ему надо иметь представление о наличии других стратегий. Для этого подойдут ролевые игры.

9 этап. Завершение работы. Получение обратной связи (5 минут). Задачами этого этапа являются подведение итогов семинара; анализ ожиданий участников; оценка уровня информированности, завершение работы в позитивном эмоциональном состоянии.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: