Все участники делятся на 3 группы.
– Запишите различные возможности снятия напряжения по степени значимости для человека и использования в жизни.
Участники знакомятся с техниками, снижающими и повышающими напряжение в общении (распечатка или показ на экране).
Снижение напряжения | Повышение напряжения |
1. Предоставление партнеру возможности высказаться и выговориться | 1. Перебивание партнера |
2. Вербализация эмоционального состояния (проговаривание своих эмоций, открытое их предъявление): а) своего (Я – высказывание); б) партнера | 2. Игнорирование эмоционального состояния: а) своего; б) партнера |
3. Подчеркивание общности с партнером (сходство интересов, мнений, единство цели и др.) | 3. Подчеркивание различий между собой и партнером, преуменьшение вклада партнера в общее дело и преувеличение своего |
4. Проявление интереса к проблемам партнера | 4. Демонстрация незаинтересованности в проблеме партнера |
5. Подчеркивание значимости партнера, его мнения в ваших глазах | 5. Принижение партнера, негативная оценка его личности |
6. В случае вашей неправоты – немедленное признание её | 6. Оттягивание момента признания своей неправоты или отрицание ее |
7. Предложение конкретного выхода из сложившейся ситуации | 7. Поиск виноватых и обвинение партнера |
8. Обращение к фактам | 8. Переход «на личности» |
9. Спокойный уверенный темп речи | 9. Резкое убыстрение темпа речи |
10. Поддержание оптимальной дистанции, угла поворота и наклона тела (глубокое дыхание, разворот плеча, пропуск агрессии и др.) | 10. Избегание пространственной близости, контакта глаз |
3.3. Разыгрывание ситуаций (желательно снимать на видеокамеру).
Участникам в тройках предлагается разыграть одну и ту же ситуацию с различными (позитивными и негативными) стратегиями поведения в трудной жизненной ситуации с использованием техник снятия и повышения напряжения.
3.4. Составление таблицы «Навыки поведения, способствующие эффективному преодолению стресса».