Работа по теме занятия. Информационный блок

– Сегодня мы поговорим с вами о проблемах и способах поведения в трудной жизненной ситуации. Когда мы испытываем напряжение из-за стресса, вызванного проблемой, мы воспринимаем ее как врага, как несчастье, которое приносит только горе. Однако проблемы, помимо страданий, одновременно оказывают нам помощь. Они могут быть нам полезны, облегчая решения других стрессовых ситуаций, предоставляя нам новую полезную информацию, которую нельзя было получить никак иначе. Поэтому каждый раз, сталкиваясь с трудной жизненной ситуацией, можно говорить себе: «Не знаю хорошо это или плохо, у медали есть и другая сторона…». Тогда нам откроются новые возможности для решения проблемы. Сегодня мы познакомимся с несколькими способами самопомощи в разрешении проблем.

Когда человек сталкивается со стрессовой ситуацией, у него возникают трудности в выборе стратегии поведения. Прежде чем принять решение, ему необходимо оценить происходящие процессы. Условно эту оценку можно разбить на три этапа: первичная, вторичная, переоценка.

На первом этапепроисходит первичная оценка – это заключение о ситуации как о приятной (положительной), неприятной (вредной, отрицательной, ужасной, угрожающей и т. д.) и нейтральной. От того как оценивается ситуация зависят эмоции (положительные, отрицательные), влияющие на поведение человека.

Следующим этапом является вторичная оценка – это рассмотрение альтернатив преодоления ситуации, ответ на вопрос «Что делать?». Возможны следующие варианты поведения: произвести немедленный поведенческий ответ или подумать о выборе стратегии поведения. Вторичная оценка зависит от предшествующего опыта преодоления стрессовых ситуаций, а также ресурсов личности и среды, которыми может воспользоваться человек в процессе преодоления проблемы (Что мне может помочь? Кто мне может помочь? Как я это делал раньше?). На основе данного анализа человек принимает решение.

Если у человека есть возможности и время, он может отсрочить принятие решения, продолжить свои размышления о событии, повторно рассмотреть его и еще раз оценить. Переоценка – это результат повторного рассмотрения события и продолжения размышления о нем. Новые основания, приобретенный опыт могут изменить мнение о событии. Переоценка события открывает новые ресурсы личности и среды и может повлиять на выбор другой стратегии поведения.

4.1. Упражнение «Оценка ситуации». Участники называют по 1-2 стрессовых или проблемных события, когда-либо перенесенных ими. Получившийся список записывается. Далее проводится первичная, вторичная оценки и переоценка этих событий каждым из участников.

Упражнение направлено на осознание собственных установок и резервов возможностей оценки ситуации, отработку навыков оценки ситуации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: