адаптированный Н. Е. Водопьяновой, Е. С. Старченковой (2001)
Инструкция: вам предлагаются 54 утверждения относительно поведения в напряженных (стрессовых) ситуациях. Оцените, пожалуйста, как вы обычно поступаете в данных случаях. Для этого на листе ответов поставьте цифру от 1 до 5, которая наиболее соответствует вашим действиям. Если утверждение полностью описывает ваши действия или переживания, то рядом с номером вопроса поставьте 5 (ответ «да, совершенно верно»). Если утверждение совсем не подходит вам, тогда поставьте 1 (ответ «нет, это совсем не так»).
1. В любых сложных ситуациях вы не сдаетесь.
2. Объединяетесь с другими людьми, чтобы вместе разрешить ситуацию.
3. Советуетесь с друзьями или близкими о том, что бы они сделали, оказавшись в вашем положении.
4. Вы всегда очень тщательно взвешиваете возможные варианты решений (лучше быть осторожным, чем подвергать себя риску).
5. Вы полагаетесь на свою интуицию.
6. Как правило, вы откладываете решение возникшей проблемы в надежде, что она разрешится сама.
7. Стараетесь держать все под контролем, хотя и не показываете этого другим.
8. Вы полагаете, что иногда необходимо действовать столь быстро и решительно, чтобы застать других врасплох.
9. Решая неприятные проблемы, выходите из себя и можете наломать немало дров.
10. Когда кто-либо из близких поступает с вами несправедливо, вы пытаетесь вести себя так, чтобы они не почувствовали, что вы расстроены или обижены.
11. Стараетесь помочь другим при решении ваших общих проблем.
12. Не стесняетесь при необходимости обращаться к другим людям за помощью или поддержкой.
13. Без необходимости не выкладываетесь полностью, предпочитая экономить свои силы.
14. Вы часто удивляетесь, что наиболее правильным является то решение, которое первым пришло в голову.
15. Иногда предпочитаете заняться чем угодно, лишь бы забыть о неприятном деле, которое нужно делать.
16. Для достижения своих целей вам часто приходиться подыгрывать другим или подстраиваться под других людей (несколько кривить душой).
17. В определенных ситуациях вы ставите свои личные интересы превыше всего, даже если это пойдет во вред другим.
18. Как правило, препятствия для решения ваших проблем или достижения желаемого сильно выводят вас из себя, можно сказать, что они просто бесят вас.
19. Вы считаете, что в сложных ситуациях лучше действовать самому, чем ждать, когда ее будут решать другие.
20. Находясь в трудной ситуации, вы раздумываете о том, как бы поступили в этом случае другие люди.
21. В трудные минуты для вас очень важна эмоциональная поддержка близких людей.
22. Считаете, что во всех случаях лучше семь раз отмерить, прежде чем отрезать.
23. Вы часто проигрываете из-за того, что не полагаетесь на свои предчувствия.
24. Вы не тратите свою энергию на разрешение того, что, возможно, само по себе рассеется.
25. Позволяете другим людям думать, что они могут повлиять на вас, но на самом деле вы – крепкий орешек и никому не позволяете манипулировать собой.
26. Считаете, что полезно демонстрировать свою власть и превосходство для укрепления собственного авторитета.
27. Вас можно назвать вспыльчивым человеком.
28. Вам бывает достаточно трудно ответить отказом на чьи-либо требования или просьбы.
29. Вы полагаете, что в критических ситуациях лучше действовать сообща с другими.
30. Вы считаете, что на душе может стать легче, если поделиться с другими своими переживаниями.
31. Ничего не принимаете на веру, так как полагаете, что в любой ситуации могут быть «подводные камни».
32. Ваша интуиция вас никогда не подводит.
33. В конфликтной ситуации убеждаете себя и других, что проблема не стоит и выеденного яйца.
34. Иногда вам приходится немного манипулировать людьми (решать свои проблемы, невзирая на интересы других).
35. Бывает очень выгодно поставить другого человека в неловкое и зависимое положение.
36. Вы считаете, что лучше решительно и быстро дать отпор тем, кто не согласен с вашим мнением, чем тянуть кота за хвост.
37. Вы легко и спокойно можете защитить себя от несправедливых действий со стороны других, в случае необходимости сказать «нет» в ситуации эмоционального давления.
38. Вы считаете, что общение с другими людьми обогатит ваш жизненный опыт.
39. Вы полагаете, что поддержка других людей очень помогает вам в трудных ситуациях.
40. В трудных ситуациях вы долго готовитесь и предпочитаете сначала успокоиться, а потом уже действовать.
41. В сложных ситуациях лучше следовать первому импульсу, чем долго взвешивать возможные варианты.
42. По возможности избегаете решительных действий, требующих большой напряженности и ответственности за последствия.
43. Для достижения своих заветных целей не грех и немного полука-вить.
44. Ищите слабости других людей и используете их со своей выгодой.
45. Грубость и глупости других людей часто приводят вас в ярость (выводят вас из себя).
46. Вы испытываете неловкость, когда вас хвалят или говорят комплименты.
47. Считаете, что совместные усилия с другими принесут больше пользы в любых ситуациях (при решении любых задач).
48. Вы уверены, что в трудных ситуациях вы всегда найдете понимание и сочувствие со стороны близких людей.
49. Вы полагаете, что во всех случаях нужно следовать принципу «тише едешь, дальше будешь».
50. Действие под влиянием первого порыва всегда хуже, чем трезвый расчет.
51. В конфликтных ситуациях предпочитаете найти какие-либо важные и неотложные дела, позволяя другим заняться решением проблемы или надеясь, что время все расставит на свои места.
52. Вы полагаете, что хитростью можно добиться порою больше, чем действуя напрямую.
53. Цель оправдывает средства.
54. В значимых и конфликтных ситуациях вы бываете агрессивны.
Лист для ответов
Фамилия, имя, отчество.................................
Профессия........... Должность........................
Возраст................ Стаж.................................
В бланке ответов рядом с номером вопроса поставьте баллы, которые соответствуют вашей оценке: «нет, это совсем не так» – 1 балл; «скорее нет, чем да» – 2 балла; «затрудняюсь ответить – 3 балла; «скорее да, чем нет» – 4 балла; «да, совершенно верно – 5 баллов.
Субшкала | Номера утверждений |
1. Ассертивные действия | 1, 10, 19, 28*, 37, 46* |
2. Вступление в социальный контакт | 2,11,20, 29, 38, 47 |
3. Поиск социальной поддержки | 3, 12, 21, 30, 39, 48 |
4. Осторожные действия | 4, 13, 22, 31,40, 49 |
5. Импульсивные действия | 5, 14, 23, 32, 41, 50* |
6. Избегание | 6, 15, 24, 33, 42,51 |
7. Непрямые действия | 7, 16, 25, 34, 43, 52 |
8. Асоциальные действия | 8, 17, 26, 35, 44, 53 |
9. Агрессивные действия | 9, 18, 27, 36, 45, 54 |
Примечание. * обозначены обратные вопросы (ответы подсчитываются в обратном порядке).
Обработка и интерпретация результатов. В соответствии с «ключом» подсчитывается сумма баллов по каждой строке, которая отражает степень предпочтения той или иной модели поведения в сложной (стрессогенной) ситуации.
Опросник содержит девять моделей преодолевающего поведения: ассертивные действия, вступление в социальный контакт, поиск социальной поддержки, осторожные действия, импульсивные действия, избегание, манипулятивные (непрямые) действия, асоциальные действия, агрессивные действия.
Анализ результатов проводится на основании сопоставления данных конкретного человека по каждой из субшкал со средними значениями моделей преодоления в исследуемой (профессиональной, возрастной и др.) группе. В результате сравнения индивидуальных и средне-групповых показателей делается заключение о сходстве или различиях преодолевающего поведения данного индивида относительно исследуемой категории людей. Для интерпретации индивидуальных особенностей преодолевающего поведения данные конкретного реципиента могут быть сопоставлены с данными, представленными в таблице 7.
Таблица 7
Показатели стратегий преодоления
у представителей коммуникативных профессий
№ п/п | Стратегии преодоления | Модель поведения (действия) | Степень выраженности преодолевающих моделей | ||
низкая | средняя | высокая | |||
1. | Активная | Ассертивные действия | 6-17 | 18-22 | 23-30 |
2. | Просоциаль-ная | Вступление в социальный контакт | 6-21 | 22-25 | 26-30 |
3. | Просоциаль-ная | Поиск социальной поддержки | 6-19 | 20-24 | 25-30 |
4. | Пассивная | Осторожные действия | 6-17 | 18-23 | 24-30 |
5. | Прямая | Импульсивные действия | 6-15 | 16-19 | 20-30 |
6. | Пассивная | Избегание | 6-12 | 13-17 | 18-30 |
7. | Непрямая | Манипулятивные действия | 6-16 | 17-23 | 24-30 |
8. | Асоциальная | Асоциальные действия | 6-14 | 15-19 | 20-30 |
9. | Асоциальная | Агрессивные действия | 6-13 | 14-18 | 19-30 |
Другой способ интерпретации индивидуальных данных основывается на анализе индивидуального «портрета» моделей преодолевающего поведения. Для этого для наглядности может быть построена круговая диаграмма, отражающая степень выраженности (предпочтения) каждой из 9 моделей поведения у конкретного лица (или группы лиц). По индивидуальным данным рассчитывается доля (в %) каждой модели поведения относительно всех 9 субшкал по формуле:
Мп (%) = (Nn • 100): S, где Nn – числовое значение, полученное по каждой субшкале (n = 1... 9), S — сумма показателей всех 9 субшкал.
Модели поведения могут способствовать или препятствовать успешности преодоления профессиональных стрессов в зависимости от степени конструктивности стратегии, а также оказывать влияние на сохранение здоровья субъекта общения и труда. Для определения степени конструктивности стратегии поведения высчитывается общий индекс конструктивности (ИК). ИК =? АП:? ПА, где АП – сумма показателей субшкал «ассертивные действия», «вступление в социальный контакт», «поиск социальной поддержки»; ПА – сумма показателей субшкал «избегание», «асоциальные действия», «агрессивные действия» (см. табл. 8).
Таблица 8
Оценка общего индекса конструктивности
стратегий преодолевающего поведения (КСПП)
Значения ИК | Степень конструктивности стратегии поведения |
ИК<0,85 | Низкая конструктивность |
ИК= 0,86 – 1,11 | Средняя конструктивность |
ИК>1,1 | Высокая конструктивность |
Конструктивная стратегия – «здоровое» преодоление (копинг) является и активным и просоциальным. Активное преодоление в совокупности с положительным использованием социальных ресурсов (контактов) повышает стрессоустойчивость человека Хобфолл и Лерман [14].
Литература
1. Абабков В. А. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии / В. А. Абабков, М. Перре. – СПб.: Речь, 2004. – 166 с.
2. Андриенко Е. В. Социальная психология / под ред. В. А. Сластенина. – М.: Академия, 2003. – 264 с.
3. Анн Л. Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2007. – 272 с.
4. Анцыферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита / Л. И. Анцыферова // Психологический журнал. – 1994. – № 1. – С. 3–18.
5. Белинская Е. П. Совладание как социально-психологическая проблема / Е. П. Белинская [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электронный журнал. – 2009. – № 1(3). URL: http://psystudy.ru.
6. Бодров В. А. Личностная детерминанта развития и преодоления психологического стресса / В. А. Бодров // Совладающее поведение: современное состояние и перспективы / под ред. А. Л. Журавлева, Т. Л. Крюковой, Е. А. Сергиенко. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. – С. 235–256.
7. Бодров В. А. Проблема преодоления стресса. Часть 1. «Coping stress» и теоретические подходы к его изучению / В. А. Бодров // Психологический журнал. –2006. – Т. 27. – № 1. – С. 122–133.
8. Бодров В. А. Проблема преодоления стресса. Часть 2. Процессы и ресурсы преодоления стресса / В. А. Бодров // Психологический журнал. – 2006. – Т. 27. – № 2. – С. 113–123.
9. Бодров В. А. Проблема преодоления стресса. Часть 3. Стратегии и стили преодоления стресса / В. А. Бодров // Психологический журнал. – 2006. – Т. 27. – № 3. – С. 106–116.
10. Бодров В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление / В. А. Бодров. – М.: ПЕР СЭ, 2006. –
11. Васильев Н. Н. Тренинг преодоления конфликтов / Н. Н. Васильев. – СПб.: Речь, 2002. – 174 с.
12. Вассерман Л. И. Психологическая диагностика индекса жизненного стиля / Л. И. Вассерман, О. Ф. Ерышев, Н. Б. Клубова и др. – СПб., 1998. – 48 с.
13. Ветрова И. И. Связь совладающего поведения с контролем поведения и психологической защитой в системе саморегуляции / И. И. Ветрова // Совладающее поведение: современное состояние и перспективы / под ред. А. Л. Журавлева, Т. Л. Крюковой, Е. А. Сергиенко. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. – С. 179–196.
14. Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса / Н. Е. Водопьянова. – СПб.: Питер, 2009. – 336 с.
15. Вострокнутов Н. В. Антинаркотическая профилактическая работа с несовершеннолетними групп социального риска / Н. В. Вострокнутов. – М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004. – 182 с.
16. Выготский Л. С. Развитие личности и мировоззрение ребенка // Психология личности. – М., 1982.
17. Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка / Н. Ф. Голованова. – СПб.: Речь, 2004. – 272 с.
18. Грановская Р. М. Психологическая защита / Р. М. Грановская. – СПб.: Речь, 2007. – 476 с.
19. Грецов А. Г. Тренинг общения для подростков / А. Г. Грецов. – СПб.: Питер, 2007. – 160 с.
20. Грецов А. Г. Тренинг уверенного поведения для старшеклассников и студентов / А. Г. Грецов. – СПб.: Питер, 2008. – 192 с.
21. Грецов А. Г. Узнай себя. Психологические тесты для подростков / А. Г. Грецов, А. А. Азбель. – СПб.: Питер, 2007. – 176 с.
22. Гришина Н. В. Психология конфликта / Н. В. Гришина. – СПб.: Питер, 2006. – 464 с.
23. Дубровин Д. Н. Психологическая адаптация как фактор личностного самоопределения в старшем подростковом возрасте / Д. Н. Дубровин // Мир психологии. – 2007. – № 4. – С. 64–75.
24. Евтихов О. В. Практика психологического тренинга / О. В. Евтихов. – СПб.: Речь, 2007. – 256 с.
25. Знаков В. В. Психология человеческого бытия и трудные жизненные ситуации // Психология совладающего поведения: материалы Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред.: Е. А. Сергиенко, Т. Л. Крюкова. – Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2007. – С. 35–37.
26. Иванов А. Н. Притчи и истории для тренера и консультанта / А. Н. Иванов. – СПб.: Речь, 2007. – 192 с.
27. Карвасарский Б. Д. Копинг-поведение у больных неврозами и его динамика под влиянием психотерапии // Б. Д. Карвасарский, В. А. Абабков, А. В. Васильева, Г. Л. Исурина, Т. А. Караваева, Р. К. Назыров, Е. И. Чехлатый. – СПб.: НПИ им. В. М. Бехтерева, 1999. – 22 с.
28. Клиническая психология / под ред. М. Перре, У. Бауманна. – СПб.: Питер, 2007. – 1312 с.
29. Крюкова Т. Л. Методология исследования и адаптация опросника диагностики совладающего (копинг) поведения / Т. Л. Крюкова // Журнал практического психолога. – 2007. – № 3. – С. 82–92.
30. Крюкова Т. Л. Опросник способов совладания / Т. Л. Крюкова, Е. В. Куфтяк // Журнал практического психолога. – 2007. – № 3. – С. 93–103.
31. Крюкова Т. Л. Психология совладающего поведения в разные периоды жизни: автореф. дисс. … док. псих. наук. – Кострома, 2005.
32. Крюкова Т. Л. Социально-психологические ресурсы совладания: семейная история и значимые предки / Т. Л. Крюкова, Е. А. Петрова // Совладающее поведение: современное состояние и перспективы / под ред. А. Л. Журавлева, Т. Л. Крюковой, Е. А. Сергиенко. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. – С. 455–470.
33. Крюкова Т. Л. Человек как субъект совладающего поведения / Т. Л. Крюкова // Совладающее поведение: современное состояние и перспективы / под ред. А. Л. Журавлева, Т. Л. Крюковой, Е. А. Сергиенко. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. – С. 55–66.
34. Крюкова Т. Л. Человек «совладающий»: качества субъекта и его совладающее поведение / Т. Л. Крюкова // Совладающее поведение: современное состояние и перспективы / под ред. А. Л. Журавлева, Т. Л. Крюковой, Е. А. Сергиенко. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. – С. 257–273.
35. Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий / Л. Д. Лебедева. – СПб.: Речь, 2005. – 256 с.
36. Либина А. А. Стиль реагирования на стресс: психологическая защита или совладение со сложными обстоятельствами / А. А. Либина, А. В. Либин // Стиль человека: психологический анализ. – М.: Смысл, 1998. – С. 190–204.
37. Набиуллина Р. Р. Механизмы психологической защиты и совладания со стрессом (определение, структура, функции, виды, психотерапевтическая коррекция) / Р. Р. Набиуллина, И. В. Тухтарова. – Казань, 2003. – 100 с.
38. Налчаджян А. А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы, стратегии) / А. А. Налчаджян. – Ереван: АН Армянской ССР, 1988. – 263 с.
39. Нартова-Бочавер С. К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности / С. К. Нартова-Бочавер // Психологический журнал. – 1997. – № 5. – С. 20–30.
40. Науменко Ю. В. Профилактика стрессов и укрепление эмоционального здоровья подростков / Ю. В. Науменко // Школьные технологии. – 2006. – № 1. – С. 91–104.
41. Никольская И. М. Психологическая защита у детей / И. М. Никольская, Р. М. Грановская. – СПб.: Речь, 2000. – 507 с.
42. Подготовка студентов педагогического вуза к волонтерской деятельности по профилактике асоциального поведения детей: сборник тренинговых программ / отв. ред. Е. Г. Шубникова. – М.; Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2008. – 165 с.
43. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами: сб. метод. матер. / Минобразования России; ред. В. И. Фомин. – М.: АПК и ПРО, 2002. – 270 с.
44. Профилактическая работа с несовершеннолетними различных групп социального риска по злоупотреблению психоактивными веществами / Министерство образования и науки Российской Федерации; под ред. Л. М. Шипицыной, Л. С. Шпилени. – М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004. – 336 с.
45. Психология здоровья / под ред. Н. Г. Никифорова. – СПб.: СПбГУ, 2000.
46. Рамендик Д. М. Тренинг личностного роста / Д. М. Рамендик. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007. – 176 с.
47. Родионов В. А. Прививка от стресса: метод. рекомендации по профилактике негативных последствий воздействия стресса на детей / В. А. Родионов, М. А. Ступницкая, К. Р. Ступницкая. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 272 с.
48. Русина Н. А. Копинг-ресурсы личности как основа ее здоровья / Н. А. Русина // Совладающее поведение: современное состояние и перспективы / под ред. А. Л. Журавлева, Т. Л. Крюковой, Е. А. Сергиенко. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. – С. 197–216.
49. Самосознание и защитные механизмы личности: хрестоматия. – Самара: БАХРАХ-М, 2000. – 656 с.
50. Сапоровская М. В. Родители и дети: социально-психологические механизмы развития совладающего поведения в семье / М. В. Сапоровская // Совладающее поведение: современное состояние и перспективы / под ред. А. Л. Журавлева, Т. Л. Крюковой, Е. А. Сергиенко. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. – С. 347–364.
51. Сергеева Н. Ю. Артпедагогика: радость самовыражения / Н. Ю. Сергеева. – Чебоксары: Чувашгоспедуниверситет им. И. Я. Яковлева, 2003. – 100 с.
52. Сергиенко Е. А. Субъектная регуляция совладающего поведения / Е. А. Сергиенко // Совладающее поведение: современное состояние и перспективы / под ред. А. Л. Журавлева, Т. Л. Крюковой, Е. А. Сергиенко. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. – С. 67–83.
53. Сирота Н. А. Концептуальная программа первичной профилактики злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами / Н. А. Сирота, В. М. Ялтонский, О. В. Зыков др. – М., 2001.
54. Сирота Н. А. Копинг-поведение в подростковом возрасте: дисс. … д-ра мед. наук. – СПб., 1994. – 283 с.
55. Сирота Н. А. Копинг-поведение и психопрофилактика психосоциальных расстройств у подростков / Н. А. Сирота, В. М. Ялтонский // Обозрение психиатр. и мед. психологии. – 1994. – № 1. – С. 63–74.
56. Сирота Н. А. Программа формирования здорового жизненного стиля / Н. А. Сирота, В. М. Ялтонский. – М., 2000.
57. Сирота Н. А. Профилактика наркомании и алкоголизма / Н. А. Сирота, В. М. Ялтонский. – М.: Академия, 2003. – 176 с.
58. Сирота Н. А. Профилактика наркомании у подростков: от теории к практике / Н. А. Сирота, В. М. Ялтонский, И. И. Хажилина, Н. С. Видерман. – М.: Генезис, 2001. – 216 с.
59. Сирота Н. А. Теоретические, методологические и практические основы альтернативной употреблению наркотиков активности несовершеннолетних и молодежи / Н. А. Сирота, В. М. Ялтонский. – М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004. – 156 с.
60. Сирота Н. А. Теоретические основы копинг-профилактики наркоманий как база для разработки практических превентивных программ / Н. А. Сирота, В. М. Ялтонский // Вопросы наркологии. – 1996. – № 4. – С. 59–76.
61. Сирота Н. А. Эффективные программы профилактики зависимости от наркотиков и других форм зависимого поведения / Н. А. Сирота, В. М. Ялтонский. – М.: Радуга, 2004. – 192 с.
62. Совладающее поведение: современное состояние и перспективы / под ред. А. Л. Журавлева, Т. Л. Крюковой, Е. А. Сергиенко. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. – 474 с.
63. Социальная практика и антинаркотическая профилактическая работа с семьей / под ред. Н. В. Вострокнутова. – М., 2003. – 300 с.
64. Раскин В. Н. Семинар-тренинг «Стресс и стрессоустойчивое поведение» // Технологии социально-психологических тренингов / под ред. С. А. Беличевой. – М.: РИЦ Консорциума «Социальное здоровье России», 2001. – С. 118–156.
65. Харламова Т. М. Психология влияния / Т. М. Харламова. – М.: Флинта: МПСИ, 2008. – 112 с.
66. Холодная М. А. Стили совладания в юношеском возрасте в контексте проблемы интеллектуального контроля совладающего поведения / М. А. Холодная // Совладающее поведение: современное состояние и перспективы / под ред. А. Л. Журавлева, Т. Л. Крюковой, Е. А. Сергиенко. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. – С. 84–96.
67. Хажилина И. И. Профилактика наркомании: модели, тренинги, сценарии / И. И. Хажилина. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 228 с.
68. Хухлаева О. В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в средней школе (7-8 классы) / О. В. Хухлаева. – М.: Генезис, 2005. – 167 с.
69. Шустова Н. Е. Социально-психологическая адаптация молодежи и отношение к социальным нормам / Н. Е. Шустова, В.В. Гриценко // Психологический журнал. – 2007. – Т. 28. – № 1. – С. 46–57.
70. Ялтонский В.М. Копинг-поведение здоровых и больных наркоманией: дис. … докт. мед. наук. – СПб., 1995.
71. Я хочу провести тренинг / Е. Яшина, Д. Камалдинов, О. Петрова и др. – Новосибирск: Гуманитарный проект, 2003. – 206 с.
Научное издание
Копинг-профилактика
курения