А
1. «Говорю себе: в данный момент есть что-то важнее, чем эти трудности».
2. «Говорю себе: это судьба, нужно с этим смириться».
3. «Это несущественные трудности, не все так плохо, в основном все хорошо».
4. «Я не теряю самообладания и контроля над собой в тяжелые минуты и стараюсь никому не показывать своего состояния».
5. «Я стараюсь проанализировать, все взвесить и объяснить себе, что же случилось».
6. «Я говорю себе: по сравнению с проблемами других людей мои - это пустяк».
7. «Если что-то случилось, то так угодно Богу».
8. «Я не знаю что делать и мне временами кажется, что мне не выпутаться из этих трудностей».
9. «Я придаю своим трудностям особый смысл, преодолевая их, я совершенствуюсь сам».
10. «В данное время я полностью не могу справиться с этими трудностями, но со временем смогу справиться и с ними, и с более сложными».
Б
1. «Я всегда глубоко возмущен несправедливостью судьбы ко мне и протестую».
2. «Я впадаю в отчаяние, я рыдаю и плачу».
3. «Я подавляю эмоции в себе».
4. «Я всегда уверен, что есть выход из трудной ситуации».
|
|
5. «Я доверяю преодоление своих трудностей другим людям, которые готовы помочь мне».
6. «Я впадаю в состояние безнадежности».
7. «Я считаю себя виноватым и получаю по заслугам».
8. «Я впадаю в бешенство, становлюсь агрессивным».
В
1. «Я погружаюсь в любимое дело, стараясь забыть о трудностях».
2. «Я стараюсь помочь людям и в заботах о них забываю о своих горестях».
3. «Стараюсь не думать, всячески избегаю сосредотачиваться на своих неприятностях».
4. «Стараюсь отвлечься и расслабиться (с помощью алкоголя, успокоительных средств, вкусной еды и т.п.)».
5. «Чтобы пережить трудности, я берусь за осуществление давней мечты (еду путешествовать, поступаю на курсы иностранного языка и т.п.)».
6. «Я изолируюсь, стараюсь остаться наедине с собой».
7. «Я использую сотрудничество со значимыми мне людьми для преодоления трудностей».
8. «Я обычно ищу людей, способных помочь мне советом».
Ключ
Выбранные утверждения соответствуют определенным названиям типов копинг-поведения. При обработке результатов в группах исследуемых определяется частота выбора конкретного варианта копинг-поведения в данной группе.
К когнитивным копинг-стратегиям относятся 10 вариантов. Это:
1. Игнорирование: «Говорю себе: в данный момент есть что-то важнее, чем эти трудности».
2. Смирение: «Говорю себе: это судьба, нужно с этим смириться».
3. Диссимуляция: «Это несущественные трудности, не все так плохо, в основном все хорошо».
4. Сохранение апломба: «Я не теряю самообладания и контроля над собой в тяжелые минуты и стараюсь никому не показывать своего состояния».
|
|
5. Проблемный анализ: «Я стараюсь проанализировать, все взвесить и объяснить себе, что же случилось».
6. Относительность: «Я говорю себе: по сравнению с проблемами других людей мои – это пустяк».
7. Религиозность: «Если что-то случилось, то так угодно Богу».
8. Растерянность: «Я не знаю, что делать и мне временами кажется, что мне не выпутаться из этих трудностей».
9. Придание смысла: «Я придаю своим трудностям особый смысл, преодолевая их, я совершенствуюсь сам».
10. Установка собственной ценности: «В данное время я полностью не могу справиться с этими трудностями, но со временем смогу справиться и с ними, и с более сложными, как раньше».
Далее представлены 8 вариантов эмоциональных копинг-стратегий. Это:
1. Протест: «Я всегда глубоко возмущен несправедливостью судьбы ко мне и протестую».
2. Эмоциональная разгрузка «Я впадаю в отчаяние, я рыдаю и плачу».
3. Подавление эмоции: «Я подавляю эмоции в себе».
4. Оптимизм: «Я всегда уверен, что есть выход из трудной ситуации».
5. Пассивная кооперация: «Я доверяю преодоление своих трудностей другим людям, которые готовы помочь мне».
6. Покорность: «Я впадаю в состояние безнадежности».
7. Самообвинение: «Я считаю себя виноватым и получаю по заслугам».
8. Агрессивность: «Я впадаю в бешенство, становлюсь агрессивным».
Рассмотрим характеристику каждой стратегии:
1) переживание протеста, возмущения, противостояния трудной жизненной ситуации и ее последствиям;
2) эмоциональная разрядка – отреагирование чувств, вызванных трудностью, например, плачем;
3) изоляция – подавление, недопущение чувств, адекватных ситуации;
4) оптимизм с уверенностью в благоприятный исход трудной ситуации;
5) пассивное сотрудничество – доверие с передачей ответственности врачу;
6) покорность, фатализм, капитуляция;
7) самообвинение, возложение вины на себя;
8) переживание злости, раздражение, связанные с ограничением жизни трудностями.
К поведенческим копинг-стратегиям относятся 8 вариантов. Это:
1. Отвлечение: «Я погружаюсь в любимое дело, стараясь забыть о трудностях».
2. Альтруизм: «Я стараюсь помочь людям и в заботах о них забываю о своих горестях».
3. Активное избегание: «Стараюсь не думать, всячески избегаю сосредотачиваться на своих неприятностях».
4. Компенсация: «Стараюсь отвлечься и расслабиться (с помощью алкоголя, успокоительных средств, вкусной еды и т.п.)».
5. Конструктивная активность: «Чтобы пережить трудности, я берусь за осуществление давней мечты (еду путешествовать, поступаю на курсы иностранного языка и т.п.)».
6. Отступление: «Я изолируюсь, стараюсь остаться наедине с собой».
7. Сотрудничество: «Я использую сотрудничество со значимыми мне людьми для преодоления трудностей».
8. Обращение: «Я обычно ищу людей, способных помочь мне советом».
Рассмотрим характеристику каждой стратегии:
1) отвлечение – обращение к какой-либо деятельности, уход в работу;
2) альтруизм – забота о других, когда собственные потребности отодвигаются на второй план;
3) активное избегание – стремление избегать «погружения» в процесс лечения;
4) компенсация – отвлекающее исполнение каких-либо собственных желаний, например покупки чего-то для себя;
5) конструктивная активность – удовлетворение какой-то давней потребности, например, совершить путешествие;
6) уединение – пребывание в покое, размышление о себе;
7) активное сотрудничество – ответственное участие в диагностическом и лечебном процессе;
8) поиск эмоциональной поддержки – стремление быть выслушанным, встретить содействие и понимание.
Виды копинг-поведения были распределены E. Хайм на три основные группы по степени их адаптивных возможностей: адаптивные, относительно адаптивные и неадаптивные. Они выделяются автором, как в когнитивной, так и в поведенческой и эмоциональной сфере. Представим их в виде таблицы.
|
|
Таблица 6.