Текст методики

А

1. «Говорю себе: в данный момент есть что-то важнее, чем эти трудности».

2. «Говорю себе: это судьба, нужно с этим смириться».

3. «Это несущественные трудности, не все так плохо, в основном все хорошо».

4. «Я не теряю самообладания и контроля над собой в тяжелые минуты и стара­юсь никому не показывать своего состояния».

5. «Я стараюсь проанализировать, все взвесить и объяснить себе, что же случи­лось».

6. «Я говорю себе: по сравнению с проблемами других людей мои - это пустяк».

7. «Если что-то случилось, то так угодно Богу».

8. «Я не знаю что делать и мне временами кажется, что мне не выпутаться из этих трудностей».

9. «Я придаю своим трудностям особый смысл, преодолевая их, я совершенству­юсь сам».

10. «В данное время я полностью не могу справиться с этими трудностями, но со временем смогу справиться и с ними, и с более сложными».

Б

1. «Я всегда глубоко возмущен несправедливостью судьбы ко мне и протестую».

2. «Я впадаю в отчаяние, я рыдаю и плачу».

3. «Я подавляю эмоции в себе».

4. «Я всегда уверен, что есть выход из трудной ситуации».

5. «Я доверяю преодоление своих трудностей другим людям, которые готовы по­мочь мне».

6. «Я впадаю в состояние безнадежности».

7. «Я считаю себя виноватым и получаю по заслугам».

8. «Я впадаю в бешенство, становлюсь агрессивным».

В

1. «Я погружаюсь в любимое дело, стараясь забыть о трудностях».

2. «Я стараюсь помочь людям и в заботах о них забываю о своих горестях».

3. «Стараюсь не думать, всячески избегаю сосредотачиваться на своих неприят­ностях».

4. «Стараюсь отвлечься и расслабиться (с помощью алкоголя, успокоительных средств, вкусной еды и т.п.)».

5. «Чтобы пережить трудности, я берусь за осуществление давней мечты (еду пу­тешествовать, поступаю на курсы иностранного языка и т.п.)».

6. «Я изолируюсь, стараюсь остаться наедине с собой».

7. «Я использую сотрудничество со значимыми мне людьми для преодоления трудностей».

8. «Я обычно ищу людей, способных помочь мне советом».

Ключ

Выбранные утверждения соответствуют определенным названиям типов копинг-поведения. При обработке результатов в группах исследуемых определяется частота выбора конкретного варианта копинг-поведения в данной группе.

К когнитивным копинг-стратегиям относятся 10 вариантов. Это:

1. Игнорирование: «Говорю себе: в данный момент есть что-то важнее, чем эти трудности».

2. Смирение: «Говорю себе: это судьба, нужно с этим смириться».

3. Диссимуляция: «Это несущественные трудности, не все так плохо, в основном все хорошо».

4. Сохранение апломба: «Я не теряю самообладания и контроля над собой в тяжелые минуты и стара­юсь никому не показывать своего состояния».

5. Проблемный анализ: «Я стараюсь проанализировать, все взвесить и объяснить себе, что же случи­лось».

6. Относительность: «Я говорю себе: по сравнению с проблемами других людей мои – это пустяк».

7. Религиозность: «Если что-то случилось, то так угодно Богу».

8. Растерянность: «Я не знаю, что делать и мне временами кажется, что мне не выпутаться из этих трудностей».

9. Придание смысла: «Я придаю своим трудностям особый смысл, преодолевая их, я совершенству­юсь сам».

10. Установка собственной ценности: «В данное время я полностью не могу справиться с этими трудностями, но со временем смогу справиться и с ними, и с более сложными, как раньше».

Далее представлены 8 вариантов эмоциональных копинг-стратегий. Это:

1. Протест: «Я всегда глубоко возмущен несправедливостью судьбы ко мне и протестую».

2. Эмоциональная разгрузка «Я впадаю в отчаяние, я рыдаю и плачу».

3. Подавление эмоции: «Я подавляю эмоции в себе».

4. Оптимизм: «Я всегда уверен, что есть выход из трудной ситуации».

5. Пассивная кооперация: «Я доверяю преодоление своих трудностей другим людям, которые готовы по­мочь мне».

6. Покорность: «Я впадаю в состояние безнадежности».

7. Самообвинение: «Я считаю себя виноватым и получаю по заслугам».

8. Агрессивность: «Я впадаю в бешенство, становлюсь агрессивным».

Рассмотрим характеристику каждой стратегии:

1) пере­живание протеста, возмущения, противостояния трудной жизненной ситуации и ее последствиям;

2) эмоцио­нальная разрядка – отреагирование чувств, вызванных трудностью, например, плачем;

3) изоляция – подавление, недопущение чувств, адекватных ситуации;

4) оптимизм с уве­ренностью в благоприятный исход трудной ситуации;

5) пассивное сотрудничество – до­верие с передачей ответственности врачу;

6) покорность, фатализм, капитуляция;

7) са­мообвинение, возложение вины на себя;

8) переживание злости, раздражение, связан­ные с ограничением жизни трудностями.

К поведенческим копинг-стратегиям относятся 8 вариантов. Это:

1. Отвлечение: «Я погружаюсь в любимое дело, стараясь забыть о трудностях».

2. Альтруизм: «Я стараюсь помочь людям и в заботах о них забываю о своих горестях».

3. Активное избегание: «Стараюсь не думать, всячески избегаю сосредотачиваться на своих неприят­ностях».

4. Компенсация: «Стараюсь отвлечься и расслабиться (с помощью алкоголя, успокоительных средств, вкусной еды и т.п.)».

5. Конструктивная активность: «Чтобы пережить трудности, я берусь за осуществление давней мечты (еду пу­тешествовать, поступаю на курсы иностранного языка и т.п.)».

6. Отступление: «Я изолируюсь, стараюсь остаться наедине с собой».

7. Сотрудничество: «Я использую сотрудничество со значимыми мне людьми для преодоления трудностей».

8. Обращение: «Я обычно ищу людей, способных помочь мне советом».

Рассмотрим характеристику каждой стратегии:

1) отвлечение – обращение к какой-либо деятельности, уход в работу;

2) альтруизм – забота о других, когда собственные потребности отодвигаются на второй план;

3) активное избегание – стремление избегать «погружения» в процесс лечения;

4) компенсация – отвлекающее исполнение каких-либо собственных желаний, например покупки чего-то для себя;

5) конструктивная активность – удовлетворение какой-то давней потребности, например, совершить путешествие;

6) уединение – пребывание в покое, размышление о себе;

7) ак­тивное сотрудничество – ответственное участие в диагностическом и лечебном про­цессе;

8) поиск эмоциональной поддержки – стремление быть выслушанным, встретить содействие и понимание.

Виды копинг-поведения были распределены E. Хайм на три основные группы по степени их адаптивных возможностей: адаптивные, относительно адаптивные и не­адаптивные. Они выделяются автором, как в когнитивной, так и в поведенческой и эмоциональной сфере. Представим их в виде таблицы.

Таблица 6.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: