Терапия. Бихевиоральный психотерапевт не занимается внутренними со­стояниями или историей клиента, он занимается актуальным пове­дением

Бихевиоральный психотерапевт не занимается внутренними со­стояниями или историей клиента, он занимается актуальным пове­дением. Для него симптом и есть болезнь, а не проявление лежа­щей за ним болезни. Он предлагает клиенту не угрожающую, а безопасную аудиторию, клиент может выразить ранее невыражен­ное поведение — плач, враждебность, сексуальные фантазии и т.д., не испытывая давления или осуждения. Однако терапевт не заинтересован в поощрении этого выражения. Он занимается обу­чением, т.е. наработкой и поощрением способов поведения, которые эффективно противостоят тем способам, которые необходимо ис­ключитьнеудобным или неправильным. Например, он может учить прогрессивной релаксации, чтобы справиться со специфически­ми реакциями тревожности, или воспитывает в клиенте уверен­ное поведение, чтобы противостоять застенчивости. Можно ска­зать так: бихевиоральная терапия стремится помочь людям стать способными реагировать на жизненные ситуации так, как они хотели бы реагировать.

Групповая поведенческая терапия. Кроме Скиннера есть мно­жество выдающихся ученых-бихевиористов, внесших свой вклад как в научную теорию, так и в практику психотерапии. Дать достаточно полный обзор их идей — слишком объемная задача. Но для современного психолога важно иметь представление о весь­ма распространенной модели групповой бихевиоральной терапии. Эта модель получила название групп тренинга умений. Это скорее запрограммированные курсы обучения, чем серия психотерапев­тических занятий. Члены группы рассматриваются как учащиеся, желающие приобрести умения, которые помогут им улучшить свою жизнь и исправить недостатки.

К видам жизненных умений, которым обучают в группах, от­носятся: управление тревогой, планирование карьеры, принятие решений, родительские функции, коммуникативные умения (тре­нинг общения), тренинг уверенности в себе и т.д.

В группах клиентов с тяжелыми нарушениями тренинг умений может касаться развития элементарных навыков, таких, напри­мер, как есть суп, не проливая. В группах здоровых людей ставятся более сложные задачи.

Акцент всегда делается на обучении. Например, в группе, за­нимающейся терапией взаимоотношений, члены группы обучают-


ся выражать свои эмоции, не возбуждая защитных или враждеб­ных чувств в других. Показываются и отрабатываются следующие виды поведенческих умений: выражение межличностных чувств (т.е. осознание своих чувств и их адекватная передача), умение правильно воспринимать партнера и его желания, умение давать эмпатический ответ (полное понимание и передача этого пони­мания партнеру), умение переключаться с одного вида действий на другой (адекватный переход от выражения межличностных чувств к эмпатическому ответу и обратно), умение эффективно обучать своих партнеров вышеупомянутым умениям (сотрудниче­ство) [2].

Другой вид тренинга умений называется структурированно обу­чающей терапией и применяется для развития социальных уме­ний, умения планировать и умения предупреждать причины воз­никновения стресса. Он включает использование таких базовых средств, как, например, моделирование и прогнозирование ро­лей, осуществление обратной связи и перенос приобретенных умений в реальную группу.

Одним из самых распространенных тренингов умений являет­ся тренинг уверенности в себе. Следуя бихевиористской концеп­ции, уверенность не рассматривается как некоторое психологи­ческое состояние, но как характерный набор умений, которые свойственны уверенному человеку. В этот набор входят следующие поведенческие умения:

определять и выражать свои чувства;

говорить о себе;

начинать разговор при встрече;

давать и принимать искренние комплименты;

адекватно использовать мимику лица в разговоре;

корректно выражать несогласие;

просить разъяснений;

обращаться с просьбой;

говорить «нет», не чувствуя себя виноватым;

быть настойчивым;

говорить о своих разумных правах и настаивать на их реализации.

Это основные умения уверенного человека, но в принципе список может быть продолжен. Так же составляются списки ос­новных (или разумных) прав, которые поддерживают уверенное поведение индивида:

быть одному;

быть независимым;

на успех;

быть выслушанным и принятым всерьез;

получать то, за что платишь;

иметь права, например право действовать в манере уверенного в себе человека;


отвечать отказом на просьбу, не чувствуя себя виноватым и эгоистичным;

просить то, чего хочешь;

делать ошибки и быть ответственным за них;

быть настойчивым.

Прежде всего клиентам объясняется разница между неуверен­ным, агрессивным и уверенным поведением, также выделяется поведение, называемое косвенной агрессией (или манипуляци­ей). Например, неуверенное поведение выражается прежде всего в том, что внешнее (то, что говорится) не совпадает с внутрен­ним (тем, что человек чувствует), т.е. человек говорит «да», когда чувствует «нет». Агрессор всегда начинает фразу со слов: «А ты... А Вы...» Например: «Что Вы себе позволяете!?», «Где Вы были с 8 до 11?» Уверенный человек начинает фразу с «Я» («Я думаю...», «Мне не нравится...»), то, что говорится, совпадает с тем, что человек чувствует. Косвенный агрессор говорит так, что создается впечатление, что он думает не совсем то, что говорит, а говорит не совсем то, что думает.

Неуверенный человек позволяет другим принимать решения за себя, агрессор, напротив, принимает решения за других, и они об этом знают, уверенный человек принимает решения за себя и позволяет другим принимать свои решения, косвенный агрессор принимает решения за других, но они об этом не знают.

Неуверенный человек считает, что он «не о'кей», а другие в порядке. Агрессор считает, что он «о'кей», а вот другие нет, уве­ренный человек считает, что он «о'кей» и другие «о'кей», он по­нимает, что все люди не без недостатков, но можно все согласо­вать и нейтрализовать противоречия. Косвенный агрессор говорит другому, что тот «о'кей», но в душе так не думает и своими дей­ствиями так или иначе унижает его.

Неуверенный человек действует, не проявляя самостоятельно­сти, агрессор действует необдуманно и безответственно, взвали­вая ответственность на других, так же действует и косвенный аг­рессор, уверенный человек действует самостоятельно, исходя из чувства ответственности.

После дискуссии по этим вопросам с участниками тренинга про­водится ряд поведенческих упражнений, развивающих умения, со­ответствующие уверенному поведению: активное наблюдение, уме­ние делать комплименты, выражать свои чувства, инициировать разговор, останавливать самокритику и т.д. Клиенты обучаются реа-лизовывать и отстаивать свои права. Их учат, как формировать пози­тивный образ своего Я, как написать для себя сценарий уверенного поведения в конфликтной ситуации и как следовать этому сценарию и т.д. С клиентами проигрываются конкретные жизненные ситуа­ции, в которых они ведут себя неуверенно, и им помогают найти конкретные формы уверенного поведения и закрепить их. Следуя


принципам бихевиоризма, ведущий группы никогда не наказывает и не критикует обучаемых, но щедро подкрепляет похвалами каждое правильное действие, каждый, далеемаленькийуспех.

Пример.

На семинаре, проводившемся в России одним американским психоло­гом, молодая женщина выдвинула на обсуждение проблему: она не могла вести себя уверенно с начальником, который постоянно заставлял ее вы­полнять внеурочную работу. Психолог предложила разыграть в группе си­туацию их разговора.

Как и в реальной ситуации (члены группы по очереди исполняли ту и другую роль), разговор между «начальником» и «сотрудницей» приводил либо к конфликту, либо к покорному согласию «сотрудницы» выполнять лишнюю работу. Ситуация стала казаться тупиковой, пока один из участни­ков семинара, исполняя роль «сотрудницы», не предложил неожиданный вариант: он выразил уважение к просьбе начальника и подчеркнул свою готовность помочь «родному отделу» в трудный момент, но при этом веж­ливо попросил дать ему за это день отгула на следующей неделе, мотиви­руя это важными семейными делами.

«Начальник» просто не нашелся, что сказать, он вынужден был пойти навстречу «сотруднице». Руководитель семинара, не дожидаясь развития событий, тут же захлопала в ладоши и искренне наградила автора идеи похвалами (как и положено в бихевиористской терапии).

Для решения конфликтных ситуаций клиентов обучают фор­мированию сценария уверенного поведения, который включает в себя (в самом простом случае) четыре пункта (или линии):

1) факты;

2) чувства;

3) пожелание;

4) награда.

То есть в конфликтной ситуации, чтобы разрешить ее уверен­ным образом, необходимо изложить конкретные факты, не иска­жая их, рассказать о своих чувствах, испытываемых по этому пово­ду, высказать свое конкретное пожелание к партнеру о том, какого поведения вы от него ждете, предусмотреть награду для него, если он проявит желаемое вами поведение. Эта стратегия действительно ведет к решению большинства конфликтных ситуаций.

К сожалению, в большинстве случаев вместо изложения фак­тов люди выдвигают кучу обвинений; вместо рассказа о чувствах обрушивают на партнера свой гнев; пожелание, если и высказы­вается, то в такой форме, что его невозможно выполнить; вместо награды применяется наказание. В результате всего этого конф­ликт не решается, а только обостряется.

Так же может тренироваться способность противостоять мани-пулятивному поведению партнера (см., например, «метод заез­женной пластинки» [2]).


Обобщая вышесказанное, можно сказать, что через развитие способности действовать уверенно группы тренинга умений ведут к большей свободе и самостоятельности человека, умению справ­ляться с трудными ситуациями.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие основные постулаты бихевиоризма вам известны?

2. Что такое оперантное обусловливание?

3. Почему награждение обучает лучше, чем наказание?

4. В чем суть тренинга умений?

5. Какими умениями и правами должен обладать уверенный в себе человек?

6. Какие пункты включает в себя сценарий уверенного поведения в конфликтной ситуации?

Литература

1. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. — СПб., 2000.

2. Прайор К. Не рычите на собаку! — М., 1995.

3. Рудестам К. Групповая психотерапия. — М., 1990.

4. Фейдимен Д., Фрейгер Р. Теория и практика личностно-ориентиро-ванной психологии. — М., 1996.

5. ХьеллЛ., ЗиглерД. Теории личности. — СПб., 1997.


Глава 7. ПСИХОДРАМА

Можно сказать, что психодрама выросла независимо от других направлений психотерапии, существенным образом повлияла на их развитие, многие техники, созданные в рамках психодрамы, используются самыми разными течениями терапии, в особеннос­ти так называемая ролевая игра. Психодрама является первым ме­тодом групповой терапии. В ней драматическое искусство отража­ет актуальные проблемы клиента, и они решаются через спонтан­ное и творческое поведение ее участников. Психодрама противо­поставлялась пассивному психоанализу.

СоздателемпсиходрамыбылЯкоб Леви Морено (1892—1974), являющийся также основателем социометрии и первым организа­тором социальных групп самопомощи.

Основные идеи

Первичной идеей Морено было стремление к реализации твор­ческого Я личности, для чего им был создан «спонтанный театр», в котором индивид не обязан следовать заученной роли, но имеет безграничные возможности самовыражения. Идея о том, что пси­ходрама может быть лечебным методом, возникла после того, как с помощью труппы театра Морено поставил на сцене историю конфликта одной из актрис со своим женихом. Этот опыт оказал­ся очень успешным для этой пары и поучительным для остальных актеров.

Центральное место в психодраме занимает методика долевой игры, которая состоит в исполнении какой-либо роли в люби­тельском представлении, но не как отрепетированное, искусст­венное и заранее подготовленное, а как спонтанное и творче­ское действие, выражающее реальные отношения и эмоции исполнителя. Поэтому психодрама дает возможность преодолеть устойчивые модели поведения, заданные жизненным сценарием личности.

Основа творчества, по Морено, — это спонтанность, которая не тождественна хаосу, потому что предполагает адекватный от­вет и новизну. Идеи возникают во время спонтанного действия, что может привести к творческому акту. Конечным продуктом твор­чества являются «культурные консервы», которые могут потреб-


лять другие люди, но важнее всегда сохранять способность твор­чества, чем следовать закрепленным в «консервах» стереотипам.

Спонтанность соответствует гештальтпринципу «здесь и теперь» (см. гл. «Гешталытерапия»). На практике это означает, что пробле­мы и взаимоотношения не обсуждаются в словесной форме, они переживаются в реальном действии в настоящий момент. Психо­драма дает возможность индивиду объективировать значительные события прошлого или фантазии о будущем и переработать их прямо сейчас.

Другое важнейшее понятие психодрамы обозначается словом теле. Теле — это глубокий эмоциональный контакт, возника­ющий в группе, вчувствование людей друг в друга, когда они научаются как бы видеть мир глазами другого человека. Особенно этому способствует обмен ролями между членами группы, испол­нение ролей двойников (см. ниже) и т.д.

В психодраме используется понятие катарсиса как эмоциональ­ного потрясения и очищения души (по Аристотелю), но катарсис испытывают не только зрители, а скорее даже сами актеры, по­скольку они решают свою проблему и освобождаются от нее в ходе драматического действия. 3. Фрейд счел катарсис вторичным по важности по сравнению с анализом и осознанием, но в психо­драме катарсис более важен, чем анализ переживаний и действий. Психодраматическая ситуация способствует прежде всего полно­му эмоциональному освобождению.

Однако конечным результатом психодраматического действия все-таки является инсайт, т. е. переструктурирование восприятия проблемной ситуации, возникновение нового понимания, в ре­зультате которого проблема перестает быть проблемой: она мгно­венно решается.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: