Бихевиоральный психотерапевт не занимается внутренними состояниями или историей клиента, он занимается актуальным поведением. Для него симптом и есть болезнь, а не проявление лежащей за ним болезни. Он предлагает клиенту не угрожающую, а безопасную аудиторию, клиент может выразить ранее невыраженное поведение — плач, враждебность, сексуальные фантазии и т.д., не испытывая давления или осуждения. Однако терапевт не заинтересован в поощрении этого выражения. Он занимается обучением, т.е. наработкой и поощрением способов поведения, которые эффективно противостоят тем способам, которые необходимо исключить — неудобным или неправильным. Например, он может учить прогрессивной релаксации, чтобы справиться со специфическими реакциями тревожности, или воспитывает в клиенте уверенное поведение, чтобы противостоять застенчивости. Можно сказать так: бихевиоральная терапия стремится помочь людям стать способными реагировать на жизненные ситуации так, как они хотели бы реагировать.
|
|
Групповая поведенческая терапия. Кроме Скиннера есть множество выдающихся ученых-бихевиористов, внесших свой вклад как в научную теорию, так и в практику психотерапии. Дать достаточно полный обзор их идей — слишком объемная задача. Но для современного психолога важно иметь представление о весьма распространенной модели групповой бихевиоральной терапии. Эта модель получила название групп тренинга умений. Это скорее запрограммированные курсы обучения, чем серия психотерапевтических занятий. Члены группы рассматриваются как учащиеся, желающие приобрести умения, которые помогут им улучшить свою жизнь и исправить недостатки.
К видам жизненных умений, которым обучают в группах, относятся: управление тревогой, планирование карьеры, принятие решений, родительские функции, коммуникативные умения (тренинг общения), тренинг уверенности в себе и т.д.
В группах клиентов с тяжелыми нарушениями тренинг умений может касаться развития элементарных навыков, таких, например, как есть суп, не проливая. В группах здоровых людей ставятся более сложные задачи.
Акцент всегда делается на обучении. Например, в группе, занимающейся терапией взаимоотношений, члены группы обучают-
ся выражать свои эмоции, не возбуждая защитных или враждебных чувств в других. Показываются и отрабатываются следующие виды поведенческих умений: выражение межличностных чувств (т.е. осознание своих чувств и их адекватная передача), умение правильно воспринимать партнера и его желания, умение давать эмпатический ответ (полное понимание и передача этого понимания партнеру), умение переключаться с одного вида действий на другой (адекватный переход от выражения межличностных чувств к эмпатическому ответу и обратно), умение эффективно обучать своих партнеров вышеупомянутым умениям (сотрудничество) [2].
|
|
Другой вид тренинга умений называется структурированно обучающей терапией и применяется для развития социальных умений, умения планировать и умения предупреждать причины возникновения стресса. Он включает использование таких базовых средств, как, например, моделирование и прогнозирование ролей, осуществление обратной связи и перенос приобретенных умений в реальную группу.
Одним из самых распространенных тренингов умений является тренинг уверенности в себе. Следуя бихевиористской концепции, уверенность не рассматривается как некоторое психологическое состояние, но как характерный набор умений, которые свойственны уверенному человеку. В этот набор входят следующие поведенческие умения:
определять и выражать свои чувства;
говорить о себе;
начинать разговор при встрече;
давать и принимать искренние комплименты;
адекватно использовать мимику лица в разговоре;
корректно выражать несогласие;
просить разъяснений;
обращаться с просьбой;
говорить «нет», не чувствуя себя виноватым;
быть настойчивым;
говорить о своих разумных правах и настаивать на их реализации.
Это основные умения уверенного человека, но в принципе список может быть продолжен. Так же составляются списки основных (или разумных) прав, которые поддерживают уверенное поведение индивида:
быть одному;
быть независимым;
на успех;
быть выслушанным и принятым всерьез;
получать то, за что платишь;
иметь права, например право действовать в манере уверенного в себе человека;
отвечать отказом на просьбу, не чувствуя себя виноватым и эгоистичным;
просить то, чего хочешь;
делать ошибки и быть ответственным за них;
быть настойчивым.
Прежде всего клиентам объясняется разница между неуверенным, агрессивным и уверенным поведением, также выделяется поведение, называемое косвенной агрессией (или манипуляцией). Например, неуверенное поведение выражается прежде всего в том, что внешнее (то, что говорится) не совпадает с внутренним (тем, что человек чувствует), т.е. человек говорит «да», когда чувствует «нет». Агрессор всегда начинает фразу со слов: «А ты... А Вы...» Например: «Что Вы себе позволяете!?», «Где Вы были с 8 до 11?» Уверенный человек начинает фразу с «Я» («Я думаю...», «Мне не нравится...»), то, что говорится, совпадает с тем, что человек чувствует. Косвенный агрессор говорит так, что создается впечатление, что он думает не совсем то, что говорит, а говорит не совсем то, что думает.
Неуверенный человек позволяет другим принимать решения за себя, агрессор, напротив, принимает решения за других, и они об этом знают, уверенный человек принимает решения за себя и позволяет другим принимать свои решения, косвенный агрессор принимает решения за других, но они об этом не знают.
Неуверенный человек считает, что он «не о'кей», а другие в порядке. Агрессор считает, что он «о'кей», а вот другие нет, уверенный человек считает, что он «о'кей» и другие «о'кей», он понимает, что все люди не без недостатков, но можно все согласовать и нейтрализовать противоречия. Косвенный агрессор говорит другому, что тот «о'кей», но в душе так не думает и своими действиями так или иначе унижает его.
Неуверенный человек действует, не проявляя самостоятельности, агрессор действует необдуманно и безответственно, взваливая ответственность на других, так же действует и косвенный агрессор, уверенный человек действует самостоятельно, исходя из чувства ответственности.
После дискуссии по этим вопросам с участниками тренинга проводится ряд поведенческих упражнений, развивающих умения, соответствующие уверенному поведению: активное наблюдение, умение делать комплименты, выражать свои чувства, инициировать разговор, останавливать самокритику и т.д. Клиенты обучаются реа-лизовывать и отстаивать свои права. Их учат, как формировать позитивный образ своего Я, как написать для себя сценарий уверенного поведения в конфликтной ситуации и как следовать этому сценарию и т.д. С клиентами проигрываются конкретные жизненные ситуации, в которых они ведут себя неуверенно, и им помогают найти конкретные формы уверенного поведения и закрепить их. Следуя
|
|
принципам бихевиоризма, ведущий группы никогда не наказывает и не критикует обучаемых, но щедро подкрепляет похвалами каждое правильное действие, каждый, далеемаленькийуспех.
Пример.
На семинаре, проводившемся в России одним американским психологом, молодая женщина выдвинула на обсуждение проблему: она не могла вести себя уверенно с начальником, который постоянно заставлял ее выполнять внеурочную работу. Психолог предложила разыграть в группе ситуацию их разговора.
Как и в реальной ситуации (члены группы по очереди исполняли ту и другую роль), разговор между «начальником» и «сотрудницей» приводил либо к конфликту, либо к покорному согласию «сотрудницы» выполнять лишнюю работу. Ситуация стала казаться тупиковой, пока один из участников семинара, исполняя роль «сотрудницы», не предложил неожиданный вариант: он выразил уважение к просьбе начальника и подчеркнул свою готовность помочь «родному отделу» в трудный момент, но при этом вежливо попросил дать ему за это день отгула на следующей неделе, мотивируя это важными семейными делами.
«Начальник» просто не нашелся, что сказать, он вынужден был пойти навстречу «сотруднице». Руководитель семинара, не дожидаясь развития событий, тут же захлопала в ладоши и искренне наградила автора идеи похвалами (как и положено в бихевиористской терапии).
|
|
Для решения конфликтных ситуаций клиентов обучают формированию сценария уверенного поведения, который включает в себя (в самом простом случае) четыре пункта (или линии):
1) факты;
2) чувства;
3) пожелание;
4) награда.
То есть в конфликтной ситуации, чтобы разрешить ее уверенным образом, необходимо изложить конкретные факты, не искажая их, рассказать о своих чувствах, испытываемых по этому поводу, высказать свое конкретное пожелание к партнеру о том, какого поведения вы от него ждете, предусмотреть награду для него, если он проявит желаемое вами поведение. Эта стратегия действительно ведет к решению большинства конфликтных ситуаций.
К сожалению, в большинстве случаев вместо изложения фактов люди выдвигают кучу обвинений; вместо рассказа о чувствах обрушивают на партнера свой гнев; пожелание, если и высказывается, то в такой форме, что его невозможно выполнить; вместо награды применяется наказание. В результате всего этого конфликт не решается, а только обостряется.
Так же может тренироваться способность противостоять мани-пулятивному поведению партнера (см., например, «метод заезженной пластинки» [2]).
Обобщая вышесказанное, можно сказать, что через развитие способности действовать уверенно группы тренинга умений ведут к большей свободе и самостоятельности человека, умению справляться с трудными ситуациями.
Вопросы для самоконтроля
1. Какие основные постулаты бихевиоризма вам известны?
2. Что такое оперантное обусловливание?
3. Почему награждение обучает лучше, чем наказание?
4. В чем суть тренинга умений?
5. Какими умениями и правами должен обладать уверенный в себе человек?
6. Какие пункты включает в себя сценарий уверенного поведения в конфликтной ситуации?
Литература
1. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. — СПб., 2000.
2. Прайор К. Не рычите на собаку! — М., 1995.
3. Рудестам К. Групповая психотерапия. — М., 1990.
4. Фейдимен Д., Фрейгер Р. Теория и практика личностно-ориентиро-ванной психологии. — М., 1996.
5. ХьеллЛ., ЗиглерД. Теории личности. — СПб., 1997.
Глава 7. ПСИХОДРАМА
Можно сказать, что психодрама выросла независимо от других направлений психотерапии, существенным образом повлияла на их развитие, многие техники, созданные в рамках психодрамы, используются самыми разными течениями терапии, в особенности так называемая ролевая игра. Психодрама является первым методом групповой терапии. В ней драматическое искусство отражает актуальные проблемы клиента, и они решаются через спонтанное и творческое поведение ее участников. Психодрама противопоставлялась пассивному психоанализу.
СоздателемпсиходрамыбылЯкоб Леви Морено (1892—1974), являющийся также основателем социометрии и первым организатором социальных групп самопомощи.
Основные идеи
Первичной идеей Морено было стремление к реализации творческого Я личности, для чего им был создан «спонтанный театр», в котором индивид не обязан следовать заученной роли, но имеет безграничные возможности самовыражения. Идея о том, что психодрама может быть лечебным методом, возникла после того, как с помощью труппы театра Морено поставил на сцене историю конфликта одной из актрис со своим женихом. Этот опыт оказался очень успешным для этой пары и поучительным для остальных актеров.
Центральное место в психодраме занимает методика долевой игры, которая состоит в исполнении какой-либо роли в любительском представлении, но не как отрепетированное, искусственное и заранее подготовленное, а как спонтанное и творческое действие, выражающее реальные отношения и эмоции исполнителя. Поэтому психодрама дает возможность преодолеть устойчивые модели поведения, заданные жизненным сценарием личности.
Основа творчества, по Морено, — это спонтанность, которая не тождественна хаосу, потому что предполагает адекватный ответ и новизну. Идеи возникают во время спонтанного действия, что может привести к творческому акту. Конечным продуктом творчества являются «культурные консервы», которые могут потреб-
лять другие люди, но важнее всегда сохранять способность творчества, чем следовать закрепленным в «консервах» стереотипам.
Спонтанность соответствует гештальтпринципу «здесь и теперь» (см. гл. «Гешталытерапия»). На практике это означает, что проблемы и взаимоотношения не обсуждаются в словесной форме, они переживаются в реальном действии в настоящий момент. Психодрама дает возможность индивиду объективировать значительные события прошлого или фантазии о будущем и переработать их прямо сейчас.
Другое важнейшее понятие психодрамы обозначается словом теле. Теле — это глубокий эмоциональный контакт, возникающий в группе, вчувствование людей друг в друга, когда они научаются как бы видеть мир глазами другого человека. Особенно этому способствует обмен ролями между членами группы, исполнение ролей двойников (см. ниже) и т.д.
В психодраме используется понятие катарсиса как эмоционального потрясения и очищения души (по Аристотелю), но катарсис испытывают не только зрители, а скорее даже сами актеры, поскольку они решают свою проблему и освобождаются от нее в ходе драматического действия. 3. Фрейд счел катарсис вторичным по важности по сравнению с анализом и осознанием, но в психодраме катарсис более важен, чем анализ переживаний и действий. Психодраматическая ситуация способствует прежде всего полному эмоциональному освобождению.
Однако конечным результатом психодраматического действия все-таки является инсайт, т. е. переструктурирование восприятия проблемной ситуации, возникновение нового понимания, в результате которого проблема перестает быть проблемой: она мгновенно решается.