В психодраме руководитель группы (психотерапевт) называется режиссером, он управляет групповым занятием, организуя драматическое действие в соответствии с запросами членов группы, помогает членам группы изменить неудачные формы поведения, интерпретирует и комментирует поведение участников.
Тот член группы, с которым ведется работа на данном этапе занятия, называется протагонистом. С помощью режиссера, аудитории и специальных творческих приемов протагонист осуществляет сценическое действие, отражающее его жизненную проблему. Роль какого-либо значимого лица из жизни протагониста называется вспомогательным Я, ее может играть тот или иной участник группы. Задача вспомогательного Я не только сыграть ту роль, которую замышляет протагонист, чтобы осуществилось психодраматическое действие, но и сделать видимыми те аспекты вза-
имоотношении, которые тот не осознает, а также терапевтически направлять его к решению своих внутри- и межличностных конфликтов. Аудитория состоит из тех членов группы, которые не играют ролей в данном психодраматическом действии.
Само психодраматическое занятие делится на т р и основные фазы: разминку, собственно психодраматическое действие и фазу последующегообсужденияилиинтеграции.
Цель разминки — подготовить эмоциональную атмосферу в группе для искреннего вовлечения участников в психодраматическое действие, для пробуждения их творческой фантазии, преодоления тревожности и скованности. Для этого применяется то или иное разминочное упражнение, например «волшебный магазин»: режиссер предлагает членам группы представить, что на сцене возник небольшой магазин, в котором можно приобрести какие-то прекрасные психологические качества (любовь, смелость, мудрость и т.д.), режиссер играет роль продавца. Например, «покупатель» может захотеть получить «уважение». «Продавец» спрашивает, сколько ему надо уважения, от кого и за что, что он будет с этим уважением делать и т.д. Потом он может попросить в качестве платы за уважение отдать свое стремление «быть маленьким». Постепенно тот или иной участник группы осознает необходимость решить некоторую проблему.
Участник, выбранный в качестве протагониста, вместе с режиссером организуют конкретную сцену и определяют роли. Вспомогательных Я протагонист обычно выбирает на эти роли из группы сам. Например, протагонист может разыграть эпизод, в котором проявляются его конфликтные отношения с отцом. Вспомогательное Я может играть то «плохого» отца, то «хорошего», усиливая те или иные его качества для лучшего понимания протагонистом своей проблемы. Представление заканчивается, когда достигаются катарсис и инсайт или когда становится ясным, что в данной сессии успеха не будет.
Пример.
Следующий диалог между мужем и женой демонстри рует гордость мужа по поводу недавней высокой оценки его работы начальством и обидужены, причиной которой является все большее отдаление мужа от нее и его уход в профессиональную деятельность. При этом жена играет роль мужа, что необходимо для лучшего понимания ею последнего, а муж— роль жены.
«Мэри (играя роль Джона). Это верно. На работе меня ценят довольно высоко.
Режиссер. Джон, а чем ты там занимаешься?
Мэри. Ну, я получаю самые большие комиссионные. Я знаю, как надо торговать. Мне удается продавать товар по самой высокой цене, и босс считает меня великим торговцем. (Мэри смеется.) Дома же все обстоит по-другому!
Режиссер. Что именно по-другому, Джон? Может, ты хочешь что-то сказать Мэри по этому поводу прямо здесь?
Мэри. Ну, Мэри, создается впечатление, что ты даже не можешь подумать, что я могу поступать правильно. (Мэри все еще смущенно улыбается.)
Режиссер. Атеперь, Мэри, что ты можешьсказать вответнаэто?
Джон (играя роль Мэри). Ну, ты только и думаешь, что о работе. Тебя нет дома почти все время. Мне надо устроиться работать твоей секретаршей, чтобы я смогла видеть тебя время от времени. (Джон тоже улыбается, выполняя за Мэри привычный "ритуал".)
Мэри (более серьезно). Ну... ты только и делаешь, что обвиняешь меня все время. Как я могу объяснить тебе хоть что-нибудь? Я схожу с ума в твоем присутствии» [3].
В фазе обсуждения или интеграции члены группы высказывают свои переживания, возникшие в ходе представления. Например, член группы, составлявший аудиторию, может высказать, что он яснее увидел свои взаимоотношения с отцом благодаря тому, что происходило на сцене. Анализ и интерпретации в основном делаются режиссером.
Существует множество психодраматических методик, которые предназначены для более эффективного развития действия, способствующего достижению катарсиса и инсайта. Наиболее известные из них: монолог, двойник, обмен ролями и отображение (зеркало), представление самого себя, исполнение роли, диалог, реплики в сторону, пустой стул.
Монолог — это выражение скрытых мыслей и чувств вслух по ходу психодраматического действия.
Двойник — член группы, который подражает протагонисту в его телесном и вербальном поведении, но делает это по-своему, стараясь вскрыть истинные переживания протагониста, давая как бы подстрочную расшифровку его действий и реплик. Например, если протагонист не может выразить сильные чувства, то двойник делает это, может быть, даже с преувеличением.
Диалог заключается в изображении в психодраматическом действии взаимоотношений между реальными людьми. Партнеры протагониста — те самые люди, с которыми он взаимодействует в реальной жизни, они играют самих себя. Так может рассматриваться конфликт между мужем и женой, родителем и ребенком и т.д.
Исполнение роли — самая важная составная часть, ядро психодрамы. Это принятие роли кого-то другого, причем этим другим может быть не только некоторый человек, но и часть тела, неодушевленный предмет или понятие (как, например, время, роды и даже смерть). Инструкция может быть такой: «Я бы хотел, чтобы ты был матерью (отцом, начальником и т.д.). Попробуй изобразить ее (его) как можно более точно. Говори, как она (он), пользуйся ее (его) жестами, попробуй чувствовать себя так же».
Обмен ролями состоит в том, что протагонист играет роль другого персонажа в поставленном им представлении, а вспомогательное Я, которое исполняло эту роль, теперь играет роль протагониста.
Пример.
Это фрагмент сеанса с протагонистом, иллюстрирующий технику обмена ролями. Восемнадцатилетняя Сьюзен жалуется на бесконечные ссоры со своей матерью. На вопрос о типичном поводе для ссоры она отвечает: «Ну, например, ее отношение к мальчикам, с которыми я встречаюсь». В сцене участвуют Сьюзен и ее мать в исполнении вспомогательного лица, сцена происходит на кухне у ее родителей после обеда.
«.Мать (вспомогательноелицо). Ты сегодня вечером собираешься уходить?
Сьюзен. Да.
Мать. Снова с Джоном?
Сьюзен. Да, снова. (Передразнивая последнее слово.)
Мать (неодобрительно). Как всегда, тебя, я думаю, не интересует мое мнение?
Сьюзен. Совершенно верно.
Мать. Честно говоря, не понимаю, что ты в нем находишь. Ты заслуживаешь большего.
Сьюзен (взрывается). Я говорила тебе, что мне неинтересно твое мнение. Но ты обязательно его выскажешь. Это моя жизнь, и я буду жить как хочу. Я буду встречаться с кем захочу. Перестань вмешиваться. Я не твоя собственность! (Встает со стула, чтобы уйти из кухни в знак протеста.)
Ведущий. Подожди минуту. Возможно, так обычно заканчивается ваш разговор. Но я хочу, чтобы ты сейчас поменялась ролями со своей матерью. Ты в роли матери сядь здесь (указывает на стул матери), а ты (вспомогательному лицу) пересаживайся на стул протагониста и будь Сьюзен. (Вспомогательному лицу.) Кто ты? Как тебя зовут? Кто сидит напротив тебя?
Вспомогательное лицо (в роли Сьюзен). Я Сьюзен, а это моя мама (указывает на протагониста.)
Ведущий (вспомогательному лицу). Сьюзен, будь добра, повтори, пожалуйста, последнее предложение, сказанное протагонистом.
Вспомогательное лицо (в роли Сьюзен). Я не твоя собственность!
Мать (в исполнении протагониста). Но ты же моя дочь!
Вспомогательноелицо (в роли Сьюзен). Это не дает тебе права распоряжаться моей жизнью.
Мать (Сьюзен). Послушай, я не распоряжаюсь твоей жизнью. Просто у меня есть опыт, и я желаю тебе только добра.
Вспомогательноелицо (в роли Сьюзен). Ха!!
Мать (Сьюзен). Ты делаешь мне больно! (Начинает плакать.)
Вспомогательное лицо (в, роли Сьюзен). Послушай, мамочка (нежно берет ее за руку), я не хотела тебя обидеть. Но я, правда, не понимаю тебя. Ты боишься, что со мной что-нибудь случится, да?
Мать (Сьюзен). Возможно.
Вспомогательное лицо (в роли Сьюзен). Что, например?
Мать (Сьюзен). Я не знаю. Может быть, я боюсь того, что не сбудутся мои надежды, связанные с тобой. Может быть, я боюсь того, что, если я не защищу тебя, с тобой случится что-нибудь ужасное. Ох, я так боюсь итак растеряна.
Вспомогательное лицо (в роли Сьюзен). Мама, я ведь взрослая, мне не нужнатвоя защита.
Мать (Сьюзен). Я не хочу потерять тебя. (Всхлипывает.)
Вспомогательное лицо (в роли Сьюзен). Ты вовсе не должна потерять меня, мамочка, разве ты не счастлива тем, что счастлива я? Разве не это самое главное?
Мать (Сьюзен). Но ты же не делишься своей радостью со мной. Ты лишь ругаешься со мной.
Ведущий. Поменяйтесь ролями снова. Каждый пусть исполняет свою первоначал ьную рол ь. (Вспомогательномул и цу.) Повтори последнее предложение, сказанное протагонистом в роли ее матери.
Мать (в исполнении вспомогательного лица). Ноты неделишься своими радостями со мной.
Сьюзен (еще в слезах от предыдущей роли). Наверное, это так. Бог его знает, почему мне кажется, что с мамами можнотолько спорить и ругаться.
Ведущий. Спасибо. Наэтомдавайтеостановимся. Сьюзен, кактыотне-сешься ктому, чтобы исследовать твой ответ на последний вопрос в следующей сцене?
Сьюзен. Хорошо» [ 1 ].
Двойник (или дублирование) — вспомогательное лицо исполняет некоторую роль одновременно с протагонистом, стараясь быть его психологическим двойником (alter ego), быть его внутренним голосом, выражать его чувства, вскрывать его тайные мысли максимально полно и открыто. Он может стоять сзади или сбоку от протагониста, но быть видимым аудитории. Он должен добиться ощущения психологического тождества с внутренним состоянием протагониста.
Отображение состоит в том, что протагонист отходит на задний план и наблюдает со стороны, как вспомогательное Яиграет его роль. Это помогает индивиду лучше понять, как воспринимают его люди со стороны. Иногда следует преувеличить отдельные черты поведения протагониста.
Представление самого себя состоит из серии коротких ролевых действий, в которых протагонист изображает самого себя или кого-то очень важного для себя. Морено [1] так описывает эту технику: «Самая простая психодраматическая техника состоит в том, чтобы дать пациенту начать с себя, т.е. прожить в присутствии психиатра ситуации, являющиеся частью его повседневной жизни, а главное — прожить основные конфликты, в которые он вовлечен. Он также должен максимально конкретно и тщательно представить каждого человека из своего окружения: своего отца, свою мать,
свою жену или любого другого человека из своего «социального атома» (социального образования, к которому он тяготеет). Для пациента это не просто роли отца, матери или сослуживца, это его отец, его мать, его сослуживец».
Реплики в сторону — имеют те же цели, что и техника двойника, т. е. раскрытие внутренних чувств и мыслей протагониста. Здесь сам протагонист, по ходу исполнения роли, поворачивает голову в сторону от партнера (вспомогательного лица) и, прикрывая рукой рот от него, вслух говорит то, что он действительно чувствует и думает.
Также одним из распространенных приемов, перешедших, например, в гештальттерапию, является методика пустого стула, когда протагонист разговаривает с воображаемым партнером, «находящимся» на пустом стуле, время от времени пересаживаясь на этот стул и отвечая самому себе от его имени.
Кроме того, выделяются так называемые общие техники. Если предыдущие техники, называемые специальными, касаются вопросов взаимодействия участников психодраматического действия, то общие техники позволяют вскрыть отношения личности с такими универсальными понятиями, как «время», «действительность» и т.д. Д. Киппер [1] выделяет 6 таких техник: «шаг в будущее», «возврат во времени», «тест на спонтанность», «техника сновидения», «психодраматический шок» и «ролевая игра под гипнозом» (в измененном состоянии сознания).
Шаг в будущее предполагает, что протагонист разыгрывает какую-то ситуацию, в которую, как он считает, он попадет в будущем. Это дает ему возможность проиграть в ролевой игре разные возможные сценарии взаимодействия с разными людьми и решить, какой из них лучше.
Возврат во времени требует от протагониста воссоздания значительных событий из его прошлой жизни, но все происходит «здесь и сейчас». Все участники употребляют настоящее время: «Я делаю, чувствую, говорю...», а не «Я сделал, чувствовал, говорил...».
Тест на спонтанность позволяет поставить протагониста в нео -жиданные для него, новые условия. Морено писал: «Тест на спонтанность способен вскрыть чувства в их изначальном, исходном виде. Посредством этой техники мы получаем большую информацию о возможном поведении человека и можем захватить действие в момент его зарождения» [1]. Терапевт и одно или несколько вспомогательных лиц подготавливают эпизоды ролевых игр так, чтобы протагонист этого не знал.
Пример.
Вспоминаю примертеста на спонтанность с участием девушки-протагониста, студентки университета. Эпизод ролевой игры был задуман как беседа в кабинете декана ее факультета. Декана изображало вспомогатель-
ное лицо. Ему было велено сказать студентке, что она не может продолжать учиться на факультете. Пациентка производила впечатление очень энергичной, самоуверенной, решительной. Онанезналаосодержании сцены до ее начала и удивила всех на сеансе. Вместо того чтобы оспаривать решение, отстаивать свои права, она расплакалась, призналась втом, что несерьезно относилась кучебе, и втом, чтоонаоченьуязвима, очем никто не знает, и просила дать ей возможность исправиться. Так внезапно раскрылась новая сторона ее поведения[1].
Техника сновидения —содержаниесновиденийпредставляетсятем, кто его видел, через действие, а не вербально: видящего просят сыграть сон. Это дает возможность раскрыть смысл содержания сновидения посредством самореализации. Можно также изменить свое сновидение, заново разыграв его так, как хотелось бы его видеть.
Психодраматический шок — это специфическая техника ролевых игр, предназначенная для лечения психотических приступов (например, галлюцинаций и бреда). Протагонистов просят заново прожить свой психотический приступ (проводится только в ясном состоянии ума протагониста).
Ролевые игры под гипнозом (в измененном состоянии сознания). Протагонист описывает некоторую сцену, связанную с предъявляемой проблемой. После этого его вводят в гипнотическое состояние или транс, после чего проводят сеанс клинических ролевых игр, вспомогательные лица не гипнотизируются. Перед началом завершающей стадии протагониста следует разбудить от гипноза. Стадия сопереживания, выражения чувств и анализа проводится как обычная завершающая стадия.
Также выделяются ситуационные техники, предназначенные для решения некоторых специальных проблем.
Преодоление препятствий. Цель данной техники — облегчить выражение гнева. Протагониста просят ходить кругами, на пути его воздвигаются препятствия (например, опрокинутые стулья), его просят отбрасывать препятствия, издавая звук или крик.
Телефонный разговор. Цель этой техники — облегчить открытое выражение чувств в отношении другого человека. Протагониста просят изобразить, как он звонит человеку, с которым не решен некоторый вопрос, на другом конце «провода» может находиться вспомогательное лицо.
Рождение заново — имитация процесса рождения. Вспомогательные лица имитируют сцепленными руками матку и родовые пути, протагонист изображает эмбрион, который развивается и рождается.
Также применяется техника волшебного магазина (см. выше), заседания суда, спасательной шлюпки и др.
Обучение психодраме как терапевтическому методу весьма трудоемко и, по сложившимся на Западе принципам обучения, требует минимум 500 часов практики.
Вопросы для самоконтроля
1. Какая «сверхидея» лежала в основе создания психодрамы?
2. Что такое ролевая игра?
3. Перечислите основные теоретические понятия психодрамы?
4. Какие психодраматические техники вам известны?
5. Разъясните понятия: «режиссер», «протагонист», «вспомогательное Я», «аудитория».
Литература
1. КипперД. Клинические ролевые игры и психодрама. — М., 1993.
2. Психодрама: Вдохновение и техника. — М., 1997.
3. Рудестам К. Групповая психотерапия. — М., 1993. — Гл. 5.
4. ФейдименД., Фрейгер Р. Теория и практика личностно-ориентиро-ванной психологии. — М., 1996.
Глава 8. ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ
Ветвь психологии, называемая гуманистической, ориентирована на пробуждение самодвижущих сил развития личности. В основе ее лежит оптимистический взгляд на природу человека и его возможности. Она подчеркивает доброе и творческое начало в человеке, отрицает противопоставление индивида и общества.