Терапия. В психодраме руководитель группы (психотерапевт) называет­ся режиссером, он управляет групповым занятием

В психодраме руководитель группы (психотерапевт) называет­ся режиссером, он управляет групповым занятием, организуя дра­матическое действие в соответствии с запросами членов группы, помогает членам группы изменить неудачные формы поведения, интерпретирует и комментирует поведение участников.

Тот член группы, с которым ведется работа на данном этапе занятия, называется протагонистом. С помощью режиссера, ауди­тории и специальных творческих приемов протагонист осуществ­ляет сценическое действие, отражающее его жизненную пробле­му. Роль какого-либо значимого лица из жизни протагониста на­зывается вспомогательным Я, ее может играть тот или иной уча­стник группы. Задача вспомогательного Я не только сыграть ту роль, которую замышляет протагонист, чтобы осуществилось пси­ходраматическое действие, но и сделать видимыми те аспекты вза-


имоотношении, которые тот не осознает, а также терапевтически направлять его к решению своих внутри- и межличностных конф­ликтов. Аудитория состоит из тех членов группы, которые не иг­рают ролей в данном психодраматическом действии.

Само психодраматическое занятие делится на т р и основные фазы: разминку, собственно психодраматическое действие и фазу последующегообсужденияилиинтеграции.

Цель разминки — подготовить эмоциональную атмосферу в группе для искреннего вовлечения участников в психодрамати­ческое действие, для пробуждения их творческой фантазии, пре­одоления тревожности и скованности. Для этого применяется то или иное разминочное упражнение, например «волшебный мага­зин»: режиссер предлагает членам группы представить, что на сцене возник небольшой магазин, в котором можно приобрести какие-то прекрасные психологические качества (любовь, смелость, муд­рость и т.д.), режиссер играет роль продавца. Например, «покупа­тель» может захотеть получить «уважение». «Продавец» спрашива­ет, сколько ему надо уважения, от кого и за что, что он будет с этим уважением делать и т.д. Потом он может попросить в каче­стве платы за уважение отдать свое стремление «быть маленьким». Постепенно тот или иной участник группы осознает необходи­мость решить некоторую проблему.

Участник, выбранный в качестве протагониста, вместе с ре­жиссером организуют конкретную сцену и определяют роли. Вспо­могательных Я протагонист обычно выбирает на эти роли из группы сам. Например, протагонист может разыграть эпизод, в котором проявляются его конфликтные отношения с отцом. Вспомогатель­ное Я может играть то «плохого» отца, то «хорошего», усиливая те или иные его качества для лучшего понимания протагонистом своей проблемы. Представление заканчивается, когда достигают­ся катарсис и инсайт или когда становится ясным, что в данной сессии успеха не будет.

Пример.

Следующий диалог между мужем и женой демонстри рует гордость мужа по поводу недавней высокой оценки его работы начальством и обидужены, причиной которой является все большее отдаление мужа от нее и его уход в профессиональную деятельность. При этом жена играет роль мужа, что необходимо для лучшего понимания ею последнего, а муж— роль жены.

«Мэри (играя роль Джона). Это верно. На работе меня ценят довольно высоко.

Режиссер. Джон, а чем ты там занимаешься?

Мэри. Ну, я получаю самые большие комиссионные. Я знаю, как надо торговать. Мне удается продавать товар по самой высокой цене, и босс считает меня великим торговцем. (Мэри смеется.) Дома же все обстоит по-другому!


Режиссер. Что именно по-другому, Джон? Может, ты хочешь что-то ска­зать Мэри по этому поводу прямо здесь?

Мэри. Ну, Мэри, создается впечатление, что ты даже не можешь по­думать, что я могу поступать правильно. (Мэри все еще смущенно улыба­ется.)

Режиссер. Атеперь, Мэри, что ты можешьсказать вответнаэто?

Джон (играя роль Мэри). Ну, ты только и думаешь, что о работе. Тебя нет дома почти все время. Мне надо устроиться работать твоей секретар­шей, чтобы я смогла видеть тебя время от времени. (Джон тоже улыбается, выполняя за Мэри привычный "ритуал".)

Мэри (более серьезно). Ну... ты только и делаешь, что обвиняешь меня все время. Как я могу объяснить тебе хоть что-нибудь? Я схожу с ума в твоем присутствии» [3].

В фазе обсуждения или интеграции члены группы высказывают свои переживания, возникшие в ходе представления. Например, член группы, составлявший аудиторию, может высказать, что он яснее увидел свои взаимоотношения с отцом благодаря тому, что происходило на сцене. Анализ и интерпретации в основном дела­ются режиссером.

Существует множество психодраматических методик, которые предназначены для более эффективного развития действия, спо­собствующего достижению катарсиса и инсайта. Наиболее извест­ные из них: монолог, двойник, обмен ролями и отображение (зер­кало), представление самого себя, исполнение роли, диалог, реп­лики в сторону, пустой стул.

Монолог — это выражение скрытых мыслей и чувств вслух по ходу психодраматического действия.

Двойник — член группы, который подражает протагонисту в его телесном и вербальном поведении, но делает это по-своему, стараясь вскрыть истинные переживания протагониста, давая как бы подстрочную расшифровку его действий и реплик. Например, если протагонист не может выразить сильные чувства, то двойник делает это, может быть, даже с преувеличением.

Диалог заключается в изображении в психодраматическом дей­ствии взаимоотношений между реальными людьми. Партнеры про­тагониста — те самые люди, с которыми он взаимодействует в реальной жизни, они играют самих себя. Так может рассматривать­ся конфликт между мужем и женой, родителем и ребенком и т.д.

Исполнение роли — самая важная составная часть, ядро психо­драмы. Это принятие роли кого-то другого, причем этим другим может быть не только некоторый человек, но и часть тела, неоду­шевленный предмет или понятие (как, например, время, роды и даже смерть). Инструкция может быть такой: «Я бы хотел, чтобы ты был матерью (отцом, начальником и т.д.). Попробуй изобра­зить ее (его) как можно более точно. Говори, как она (он), пользуй­ся ее (его) жестами, попробуй чувствовать себя так же».


Обмен ролями состоит в том, что протагонист играет роль дру­гого персонажа в поставленном им представлении, а вспомога­тельное Я, которое исполняло эту роль, теперь играет роль прота­гониста.

Пример.

Это фрагмент сеанса с протагонистом, иллюстрирующий технику об­мена ролями. Восемнадцатилетняя Сьюзен жалуется на бесконечные ссо­ры со своей матерью. На вопрос о типичном поводе для ссоры она отвеча­ет: «Ну, например, ее отношение к мальчикам, с которыми я встречаюсь». В сцене участвуют Сьюзен и ее мать в исполнении вспомогательного лица, сцена происходит на кухне у ее родителей после обеда.

«.Мать (вспомогательноелицо). Ты сегодня вечером собираешься ухо­дить?

Сьюзен. Да.

Мать. Снова с Джоном?

Сьюзен. Да, снова. (Передразнивая последнее слово.)

Мать (неодобрительно). Как всегда, тебя, я думаю, не интересует мое мнение?

Сьюзен. Совершенно верно.

Мать. Честно говоря, не понимаю, что ты в нем находишь. Ты заслужи­ваешь большего.

Сьюзен (взрывается). Я говорила тебе, что мне неинтересно твое мне­ние. Но ты обязательно его выскажешь. Это моя жизнь, и я буду жить как хочу. Я буду встречаться с кем захочу. Перестань вмешиваться. Я не твоя собственность! (Встает со стула, чтобы уйти из кухни в знак протеста.)

Ведущий. Подожди минуту. Возможно, так обычно заканчивается ваш разговор. Но я хочу, чтобы ты сейчас поменялась ролями со своей мате­рью. Ты в роли матери сядь здесь (указывает на стул матери), а ты (вспо­могательному лицу) пересаживайся на стул протагониста и будь Сьюзен. (Вспомогательному лицу.) Кто ты? Как тебя зовут? Кто сидит напротив тебя?

Вспомогательное лицо (в роли Сьюзен). Я Сьюзен, а это моя мама (ука­зывает на протагониста.)

Ведущий (вспомогательному лицу). Сьюзен, будь добра, повтори, пожа­луйста, последнее предложение, сказанное протагонистом.

Вспомогательное лицо (в роли Сьюзен). Я не твоя собственность!

Мать (в исполнении протагониста). Но ты же моя дочь!

Вспомогательноелицо (в роли Сьюзен). Это не дает тебе права распо­ряжаться моей жизнью.

Мать (Сьюзен). Послушай, я не распоряжаюсь твоей жизнью. Просто у меня есть опыт, и я желаю тебе только добра.

Вспомогательноелицо (в роли Сьюзен). Ха!!

Мать (Сьюзен). Ты делаешь мне больно! (Начинает плакать.)

Вспомогательное лицо (в, роли Сьюзен). Послушай, мамочка (нежно бе­рет ее за руку), я не хотела тебя обидеть. Но я, правда, не понимаю тебя. Ты боишься, что со мной что-нибудь случится, да?

Мать (Сьюзен). Возможно.


Вспомогательное лицо (в роли Сьюзен). Что, например?

Мать (Сьюзен). Я не знаю. Может быть, я боюсь того, что не сбудутся мои надежды, связанные с тобой. Может быть, я боюсь того, что, если я не защищу тебя, с тобой случится что-нибудь ужасное. Ох, я так боюсь итак растеряна.

Вспомогательное лицо (в роли Сьюзен). Мама, я ведь взрослая, мне не нужнатвоя защита.

Мать (Сьюзен). Я не хочу потерять тебя. (Всхлипывает.)

Вспомогательное лицо (в роли Сьюзен). Ты вовсе не должна потерять меня, мамочка, разве ты не счастлива тем, что счастлива я? Разве не это самое главное?

Мать (Сьюзен). Но ты же не делишься своей радостью со мной. Ты лишь ругаешься со мной.

Ведущий. Поменяйтесь ролями снова. Каждый пусть исполняет свою первоначал ьную рол ь. (Вспомогательномул и цу.) Повтори последнее пред­ложение, сказанное протагонистом в роли ее матери.

Мать (в исполнении вспомогательного лица). Ноты неделишься свои­ми радостями со мной.

Сьюзен (еще в слезах от предыдущей роли). Наверное, это так. Бог его знает, почему мне кажется, что с мамами можнотолько спорить и ругаться.

Ведущий. Спасибо. Наэтомдавайтеостановимся. Сьюзен, кактыотне-сешься ктому, чтобы исследовать твой ответ на последний вопрос в сле­дующей сцене?

Сьюзен. Хорошо» [ 1 ].

Двойник (или дублирование) — вспомогательное лицо исполня­ет некоторую роль одновременно с протагонистом, стараясь быть его психологическим двойником (alter ego), быть его внутренним голосом, выражать его чувства, вскрывать его тайные мысли мак­симально полно и открыто. Он может стоять сзади или сбоку от протагониста, но быть видимым аудитории. Он должен добиться ощущения психологического тождества с внутренним состояни­ем протагониста.

Отображение состоит в том, что протагонист отходит на зад­ний план и наблюдает со стороны, как вспомогательное Яиграет его роль. Это помогает индивиду лучше понять, как воспринима­ют его люди со стороны. Иногда следует преувеличить отдельные черты поведения протагониста.

Представление самого себя состоит из серии коротких ролевых действий, в которых протагонист изображает самого себя или кого-то очень важного для себя. Морено [1] так описывает эту технику: «Самая простая психодраматическая техника состоит в том, чтобы дать пациенту начать с себя, т.е. прожить в присутствии психиатра ситуации, являющиеся частью его повседневной жизни, а глав­ное — прожить основные конфликты, в которые он вовлечен. Он также должен максимально конкретно и тщательно представить каждого человека из своего окружения: своего отца, свою мать,


свою жену или любого другого человека из своего «социального атома» (социального образования, к которому он тяготеет). Для пациента это не просто роли отца, матери или сослуживца, это его отец, его мать, его сослуживец».

Реплики в сторону — имеют те же цели, что и техника двойни­ка, т. е. раскрытие внутренних чувств и мыслей протагониста. Здесь сам протагонист, по ходу исполнения роли, поворачивает голову в сторону от партнера (вспомогательного лица) и, прикрывая рукой рот от него, вслух говорит то, что он действительно чув­ствует и думает.

Также одним из распространенных приемов, перешедших, на­пример, в гештальттерапию, является методика пустого стула, когда протагонист разговаривает с воображаемым партнером, «на­ходящимся» на пустом стуле, время от времени пересаживаясь на этот стул и отвечая самому себе от его имени.

Кроме того, выделяются так называемые общие техники. Если предыдущие техники, называемые специальными, касаются воп­росов взаимодействия участников психодраматического действия, то общие техники позволяют вскрыть отношения личности с та­кими универсальными понятиями, как «время», «действитель­ность» и т.д. Д. Киппер [1] выделяет 6 таких техник: «шаг в буду­щее», «возврат во времени», «тест на спонтанность», «техника сновидения», «психодраматический шок» и «ролевая игра под гип­нозом» (в измененном состоянии сознания).

Шаг в будущее предполагает, что протагонист разыгрывает ка­кую-то ситуацию, в которую, как он считает, он попадет в буду­щем. Это дает ему возможность проиграть в ролевой игре разные возможные сценарии взаимодействия с разными людьми и ре­шить, какой из них лучше.

Возврат во времени требует от протагониста воссоздания значи­тельных событий из его прошлой жизни, но все происходит «здесь и сейчас». Все участники употребляют настоящее время: «Я делаю, чувствую, говорю...», а не «Я сделал, чувствовал, говорил...».

Тест на спонтанность позволяет поставить протагониста в нео -жиданные для него, новые условия. Морено писал: «Тест на спон­танность способен вскрыть чувства в их изначальном, исходном виде. Посредством этой техники мы получаем большую информа­цию о возможном поведении человека и можем захватить дей­ствие в момент его зарождения» [1]. Терапевт и одно или несколь­ко вспомогательных лиц подготавливают эпизоды ролевых игр так, чтобы протагонист этого не знал.

Пример.

Вспоминаю примертеста на спонтанность с участием девушки-протаго­ниста, студентки университета. Эпизод ролевой игры был задуман как бе­седа в кабинете декана ее факультета. Декана изображало вспомогатель-


ное лицо. Ему было велено сказать студентке, что она не может продол­жать учиться на факультете. Пациентка производила впечатление очень энергичной, самоуверенной, решительной. Онанезналаосодержании сце­ны до ее начала и удивила всех на сеансе. Вместо того чтобы оспаривать решение, отстаивать свои права, она расплакалась, призналась втом, что несерьезно относилась кучебе, и втом, чтоонаоченьуязвима, очем никто не знает, и просила дать ей возможность исправиться. Так внезапно рас­крылась новая сторона ее поведения[1].

Техника сновидения —содержаниесновиденийпредставляетсятем, кто его видел, через действие, а не вербально: видящего просят сыг­рать сон. Это дает возможность раскрыть смысл содержания снови­дения посредством самореализации. Можно также изменить свое сновидение, заново разыграв его так, как хотелось бы его видеть.

Психодраматический шок — это специфическая техника роле­вых игр, предназначенная для лечения психотических приступов (например, галлюцинаций и бреда). Протагонистов просят заново прожить свой психотический приступ (проводится только в яс­ном состоянии ума протагониста).

Ролевые игры под гипнозом (в измененном состоянии сознания). Протагонист описывает некоторую сцену, связанную с предъяв­ляемой проблемой. После этого его вводят в гипнотическое состо­яние или транс, после чего проводят сеанс клинических ролевых игр, вспомогательные лица не гипнотизируются. Перед началом завершающей стадии протагониста следует разбудить от гипноза. Стадия сопереживания, выражения чувств и анализа проводится как обычная завершающая стадия.

Также выделяются ситуационные техники, предназначенные для решения некоторых специальных проблем.

Преодоление препятствий. Цель данной техники — облегчить выражение гнева. Протагониста просят ходить кругами, на пути его воздвигаются препятствия (например, опрокинутые стулья), его просят отбрасывать препятствия, издавая звук или крик.

Телефонный разговор. Цель этой техники — облегчить открытое выражение чувств в отношении другого человека. Протагониста просят изобразить, как он звонит человеку, с которым не решен некоторый вопрос, на другом конце «провода» может находиться вспомогательное лицо.

Рождение заново — имитация процесса рождения. Вспомога­тельные лица имитируют сцепленными руками матку и родовые пути, протагонист изображает эмбрион, который развивается и рождается.

Также применяется техника волшебного магазина (см. выше), заседания суда, спасательной шлюпки и др.

Обучение психодраме как терапевтическому методу весьма тру­доемко и, по сложившимся на Западе принципам обучения, тре­бует минимум 500 часов практики.


Вопросы для самоконтроля

1. Какая «сверхидея» лежала в основе создания психодрамы?

2. Что такое ролевая игра?

3. Перечислите основные теоретические понятия психодрамы?

4. Какие психодраматические техники вам известны?

5. Разъясните понятия: «режиссер», «протагонист», «вспомогатель­ное Я», «аудитория».

Литература

1. КипперД. Клинические ролевые игры и психодрама. — М., 1993.

2. Психодрама: Вдохновение и техника. — М., 1997.

3. Рудестам К. Групповая психотерапия. — М., 1993. — Гл. 5.

4. ФейдименД., Фрейгер Р. Теория и практика личностно-ориентиро-ванной психологии. — М., 1996.


Глава 8. ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

Ветвь психологии, называемая гуманистической, ориентиро­вана на пробуждение самодвижущих сил развития личности. В ос­нове ее лежит оптимистический взгляд на природу человека и его возможности. Она подчеркивает доброе и творческое начало в че­ловеке, отрицает противопоставление индивида и общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: