| Авторитарный | Демократический | Попустительский |
| Все аспекты политики определяет руководитель | Политика вырабатывается на основе направляемых руководителем дискуссий и принимаемых в группе решений | Полная свобода членов группы в принятии решений при минимальном участии руководителя |
| Все шаги в деятельности группы последовательно диктует руководитель | В процессе дискуссии определяются общие этапы пути к стоящей перед группой цели. Руководитель часто предлагает выбор из двух или более возможностей | Руководитель предоставляет материалы для работы и отвечает на вопросы, если они есть |
| Индивидуальные задания и пары для их выполнения определяет руководитель | Распределение обязанностей и выбор партнеров отдаются на усмотрение группы | Руководитель никак себя не проявляет |
| Руководитель хвалит или критикует того, кого сочтет нужным, но сам в работе не участвует, кроме случаев, когда надо что-либо показать | Руководитель хвалит или критикует других, старается быть объективным и принимает участие в работе группы, не беря на себя слишком много | Деятельность членов группы редко комментируется руководителем, который не пытается оценивать или регулировать ход событий |
Можно выделить несколько функций руководителя-терапевта. Самой традиционной можно считать роль постоянного эксперта при группе. Руководитель может давать свои интерпретации, советы, рекомендации, объяснять психологические и философскиепринципы.
Как катализатор руководитель группы способствует развитию событий, как бы держит перед группой зеркало, в котором ее члены могут видеть свое поведение.
Руководитель группы еще и аранжировщик поведения ее членов. Он старается облегчить обмен вопросами, чувствами и информацией между участниками и помочь группе в решении ее проблем.
Руководитель группы может играть роль образцового участника. Активное участие руководителя в работе группы помогает ее чле-
нам ощутить уважение к себе и заботу. Занимая в группе особое положение, руководители часто становятся примером для подражания.
Но все-таки прежде всего руководитель — это организатор работы группы, он определяет правила взаимодействия членов группы, следит за выполнением регламента, определяет групповые упражнения и ставит задачи.
В каждом типе группы задаются свои правила поведения участников. Они определяют временные рамки работы группы, принципы ведения дискуссии, нормы общения, обеспечивающие психологическую и физическую безопасность членов группы, конфиденциальность происходящего в группе.
Ведение психотерапевтической группы требует развития особых навыков, тонкого соблюдения психологической этики.
Вопросы для самоконтроля
1. Какие преимущества имеет групповая форма психотерапии?
2. Какие типы терапевтических групп вам известны?
3. Какие типичные роли играют участники группы?
4. Каковы функции руководителя группы?
5. Какие могут быть стили ведения группы? Какой стиль предпочтительнее?
Литература
1. Рудестам К. Групповая психотерапия. — СПб., 2000.
2. Роджерс К. О групповой психотерапии. — М., 1993.
3. Ялом И. Теория и практика групповой психотерапии. — СПб., 2000.
Краткий терминологический словарь
Автоматические мысли — быстро и незаметно возникающие мысли, являющиеся промежуточным звеном между восприятием ситуации и эмоциями.
Агрессия — враждебные чувства или действия по отношению к другим живым существам или предметам, имеющие целью нанесение им вреда, ущерба. Также может пониматься как сильная тенденция к достижению цели, к экспансии, победе.
Анальная стадия — стадия развития ребенка от 1 до 3 лет, когда он приучается к туалетному поведению. Либидо связано с процессами дефекации и мочеиспускания. Формируется Супер-5го.
Анима — образ женской души в бессознательном мужчины.
Анимус — образ мужской души в бессознательном женщины.
Архетипы — древние формы мыслительных представлений, составляющие содержание коллективного бессознательного. Отражены в мифах и сказаниях.
Аутизм — самозамыкание личности, уход от контакта с людьми и миром.
Базисные посылки — глубинные когнитивные схемы, порождающие соответствующую интерпретацию опыта.
Бихевиоризм — поведенческая психология, прежде всего изучающая механизмы образования новых поведенческих навыков и методы обучения навыкам.
Вытеснение — волевое изгнание из сферы психического нежелательных чувств, мыслей или образов.
Гештальт — целостность, несводимая к сумме элементов; образ.
Дерефлексия — метод психотерапии, состоящий в перенесении внимания со своей личности на какую-то внешнюю цель.
Десенсибилизация — снижение чувствительности клиента к тем или иным неприятным факторам (например, вызывающим чувство тревоги) с помощью системы упражнений, прежде всего с помощью релаксации.
Защита — тот или иной способ не допустить в сознание нежелательное понимание собственных мотивов или неприятные переживания.
Зрелость личности — состояние индивида, при котором он способен опираться на собственные силы при решении своих проблем и принимать ответственность за свои решения на себя.
Игра (психологическая) — часто повторяемая серия трансакций, часть из которых являются скрытыми, со скрытым мотивом, называемым расплатой.
Интенция парадоксальная — метод психотерапии, состоящий в том, что клиент должен парадоксально стремиться испытать то, чего он опасается, или стремиться совершать навязчивые действия, или иметь навязчивые мысли, от которых он хотел бы отделаться.
Интервенция — психотерапевтическое воздействие терапевта (вопрос, утверждение, действие), преследующее те или иные терапевтические цели.
Интроекция — принятие индивидом чужих мнений и установок без переработки или попытки сделать их своими собственными.
Инсайт — озарение, возникновение нового понимания, творческого решения проблемы.
Катарсис — вторичное проживание патогенных аффектов, приводящее к их разрядке.
Конструктивное поведение — поведение, ведущее к решению проблемы, избавлению от психологической зависимости и обретению новых возможностей, принятию ответственности за свою жизнь.
Латентная стадия — стадия развития ребенка от 6 лет до пубертата, когда детская сексуальность временно останавливается в своей эволюции.
Медитация — углубленное размышление, результатом которого является инсайт, творческое решение проблемы, просветление личности.
Объект — предмет, человек (или группа людей), подвергающийся (аяся) воздействию со стороны ситуации или другого человека (группы людей).
Оно (Ид) — структура личности, ответственная за влечения и инстинкты.
Оральная стадия — стадия развития ребенка с рождения до 1 года, когда либидо в основном связано с процессом сосания. Формируется Эго ребенка.
Оргонная энергия — энергия, циркулирующая в теле человека вверх и вниз вдоль позвоночника и от центра тела к периферии и обратно, обеспечивающая физическое и психологическое здоровье, удовлетворение жизнью.
Панцирь мышечный — система хронических мышечных напряжений в теле индивида, препятствующая свободному протеканию энергии по телу, и соответствующая особенностям его характера.
Психотерапия медицинская — система лечебного воздействия на психику и через психику на организм больного.
Психотерапия психологическая — решение внутриличностных проблем человека психологическими средствами.
Проблема психологическая — невозможность достижения индивидом желаемых целей, причина которой коренится в психике самого индивида.
Проекция — приписывание другому человеку и даже предмету своих собственных желаний и суждений.
Протагонист — член группы в психодраме, чья проблема в данный момент является основой психодраматического действия.
Рационализация — попытка разумным способом объяснить иррациональное поведение и скрыть от себя свои истинные мотивы.
Регрессия — переход на более ранние, детские формы поведения и переживания.
Репрессия — подавление нежелательных мотивов и действий.
Самоактуализация — наиболее полное осуществление в жизни потенциала своих способностей и развитие этих способностей.
Сверх-Я (Супер-Эго) — структура личности, ответственная за моральные установления и социальные нормы.
Стиль жизни — уникальный способ достижения своих жизненных целей.
Сократический диалог — метод беседы, восходящий к древнегреческому философу Сократу, считавшему, что истина уже находится внутри человека, необходимо только правильно задавать вопросы, чтобы она проявилась. Он называл это майевтикой, т.е. искусством родовспоможения для истины.
Сублимация — перевод энергии неудовлетворенных низших мотивов на более высокий уровень, иногда понимается как удовлетворение этих мотивов в фантазии, в какой-то другой превращенной форме.
Субъект — человек (или группа людей), проявляющий (ая) свое воздействие на ту или иную социальную ситуацию или решение той или иной проблемы.
Сценарий жизни — постепенно разворачивающийся жизненный план, создаваемый в детстве на основе родительских предписаний и культурных влияний.
Теле — специфическое переживание взаимопонимания, глубокого эмоционального контакта, возникающее между членами психодраматической группы.
Тень (Альтер-Эго) — центр личного бессознательного, куда вытесняются все несовместимые с личностью влечения и особенности характера.
Трансакция — любое слово, жест или действие, направленное от одного человека к другому.
Трансфер (перенос) — перенос чувств, испытываемых к кому-либо ранее, на новый объект. Перенос обычно проявляет себя в неадекватности этих чувств в новой ситуации.
Фаллическая стадия — стадия развития ребенка от 3 до 6 лет, когда он постигает свою половую принадлежность. На этой стадии ребенок драматически переживает Эдипов комплекс.
Формирование симптома — создание симптома болезни с целью избежать осознания нежелательных мотивов или совершения нежелательных действий.
Фрустрация — негативное психическое состояние в результате невозможности достижения желаемой цели, неудовлетворения важной потребности.
Эскапизм — избегание неприятных переживаний и ситуаций, а также осознания подавленных мотивов.
Я-концепция — представление человека о самом себе, отношение к самому себе и поведение, порождаемое этими факторами.
Я(Эго) — структура личности, ответственная за сознательное управление поведением в соответствии с требованиями реальности, способная подавлять те или иные инстинкты.
Рекомендуемая литература
1. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. — Ростов н/Д, 1998.
2. Адлер А. Наука жить. — Киев, 1997.
3. Адлер А. О нервическом характере. — СПб.; М., 1997.
4. Адлер А. Понять природу человека. — СПб., 1997.
5. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. — М., 1995.
6. АйвиА.Е., Айви М.Б., Саймэк-Даунинг Л. Психологическое консультирование и психотерапия. — М., 2000.
7. Александров А.А. Современная психотерапия. — СПб., 1997.
8. Алман Б.М., Ламбру П. Т. Самогипноз. — М., 1995.
Э.АммонГ. Психосоматическая терапия. — СПб., 2000.
10. Андреас К., Андреас С. Измените свое мышление и воспользуйтесь результатами. — СПб., 1994.
И. Андреас К, Андреас С. Сердце разума. — Новосибирск, 1993.
12. Ассаджоли Р. Психосинтез: Теория и практика. — М., 1994.
13. Ахмедов Т.И., Жидко М.Е. Психотерапия в особых состояниях сознания. — М., 2001.
14. Баскаков В. Свободное тело. — М., 2001.
15. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. — М., 1994.
16. Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. — СПб., 1991.
17. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. - Л., 1992.
18. Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия. — СПб., 1992.
19. Берне Д. Хорошее самочувствие. — М, 1995.
20. Берне Р. Развитие ^-концепции и воспитание. — М., 1986.
21. Блазер А., Хайм Э., Рингер X, Томмен М. Проблемно-ориентированная психотерапия. — М., 1998.
22. Блюм Г. Психоаналитические теории личности. — М., 1996.
23. Бретт Д. «Жила-была девочка, похожая на тебя...». — М., 1996.
24. БриллА. Лекции по психоаналитической психиатрии. — Екатеринбург, 1998.
25. Бурлачук Л.Ф., Грабская И. А., Кочарян АС. Основы психотерапии. — Киев; М, 1999.
26. Бухановский А.О., Кутявин Ю.А., Литвак М.Е. Общая психопатология. — Ростов н/Д, 1998.
27. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. — СПб., 1997.
28. Василюк Ф.Е. Психология переживания. — М., 1984.
29. ВейсЛ., Кейн Л. Сделай себя счастливым. — Вильнюс; М., 1998.
30. Гавэйн Ш. Созидающая визуализация. — М., 1997.
31. Гештальттерапия: Теория и практика. — М., 2000.
32. Гиллиген С. Терапевтические трансы. — М., 1997.
33. Гордон Д. Психотерапевтические метафоры. — Подольск, 1994.
34. Гостев А. А. Дорога из Зазеркалья: Психология развития образной сферы человека. — М., 1998.
35. Гринсон Р. Р. Практика и техника психоанализа. — Новочеркасск, 1994.
36. Гроф С. Области человеческого бессознательного. — М., 1994.
37. Гроф С. За пределами мозга. — М., 1993.
38. Гроф С. Путешествие в поисках себя. — М., 1994.
39. Гроф С.,ХэлифаксД. Человек перед лицом смерти. — Киев, 1996.
40. Грэхем Д. Как стать родителем самому себе. Счастливый невротик. — М., 1993.
41. Гулдинг М., Гулдинг Р. Психотерапия нового решения. — М., 1997.
42. Данилова В. Как стать собой. —Харьков, 1994.
43. ДжаффеД. Т. Доктор внутри вас. — Минск, 1998.
44. Джеймс Д., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать. — М., 1995.
45. Джонс Э. Жизнь и творения Зигмунда Фрейда. — М., 1997.
46. Джонсон Р. Сновидения и фантазии. — М., 1996.
47. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. — М., 1982.
48. Знаменитые случаи. Из практики психоанализа: (Сб.). — М., 1995.
49. Каплан Г.И., Сэдок Б. Док. Клиническая психиатрия. — М., 1994.
50. Каптен Ю.Л. Исцеление через медитацию. — СПб., 1994.
51. Каптен Ю.Л. Основы медитации. — СПб., 1991.
52. Карвасарский Б.Д. Психотерапия: Учеб. — СПб., 2000.
53. Кемпински А. Экзистенциальная психотерапия. — М.; СПб., 1998.
54. Кёниг К. Когда нужен психотерапевт... — М., 1996.
55. Кискер К. П., Фрайбергер Г., Розе Г. К., ВульфЭ. Психиатрия. Пси
хосоматика. Психотерапия. — М., 1999.
56. Кондратенко В. Т., Донской Д. И. Общая психотерапия. — Минск, 1993.
57. Крегер О., ТъюсонДж.М. Типы людей. — М., 1995.
58. Криппнер С, ДиллардД. Сновидения и творческий подход к решению проблем. — М., 1997.
59. Kymmep П. Современный психоанализ. — СПб., 1997.
60. Кэмерон-Бэндлер Л. С тех пор они жили счастливо. — М., 1993.
61. ЛапланшЖ., ПонталисЖ.Б. Словарь по психоанализу. — М., 1996.
62. Лейнер X. Кататимное переживание образов. — М., 1996.
63. Линде Н.Д. Медитативная психотерапия. — М., 1994.
64. Линде Н.Д. Психотерапия в социальной работе. — М., 1996.
65. Лоренцен А. Археология психоанализа. — М., 1996.
66. ЛоуэнА. Биоэнергетика. —СПб., 1998.
67. Лоуэн А. Любовь и оргазм. — М., 1997.
68. Мак-Вильяме Н. Психоаналитическая диагностика. — М., 1998.
69. Макдональд В. Руководство по субмодальностям. — Воронеж, 1994.
70. Маслоу А. Психология бытия. — М., 1997.
71. Мэй Р. Любовь и воля. — М., 1997.
72. Мэй Р. Смысл тревоги. — М., 2001.
73. МенегеттиА. Словарь образов. —Л., 1991.
74. Мешнжер В., ЛифМ. Вы и психоанализ. — СПб., 1998.
75. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. — СПб., 2000.
76. Обухов Я.Л. Кататимно-имагинативная психотерапия детей и подростков. — М., 1997.
77. Осборн Р. Фрейд для начинающих. — Минск, 1998.
78. ОсиповаА.А. Общая психокоррекция. — М., 2000.
79. Ото. Оранжевая книга: Измерение неведомого. — М., 1991.
80. Пауэлл Т., Пауэлл Дж. Психотренинг по методу Хосе Сильвы. — СПб., 1996.
81. Пек М. С. Нехоженые тропы. — М., 1996.
82. Перлз Ф. Гештальтподход и Свидетель терапии. — М., 1996.
83. Перлз Ф. Гештальтсеминары. — М., 1998.
84. Польстер П., Польстер М. Интегрированная гештальттерапия. — М., 1997.
85. Прайор К. Не рычите на собаку! — М., 1995.
86. Привалъская С. Р., Персии, Д. Б. Как жить в радости. — М., 1996.
87. Райх В. Психология масс и фашизм. — СПб., 1997.
88. Рейнуотер Д. Это в ваших силах: Как стать собственным психотерапевтом. — М., 1993.
89. РейнхардЛ. Трансформация: Программа просветления Вернера Эр-харда. — М., 1994.
90. Робертсон Р. Введение в психологию Юнга. — Ростов н/Д, 1999.
91. Роджерс К. Взгляд на психотерапию, становление человека. — М., 1994.
92. Роджерс К. Клиенте-центрическая терапия. — М., 1997.
93. Роджерс К. О групповой психотерапии. — М., 1993.
94. Роджерс К. Р. Консультирование и психотерапия. — М., 1999.
95. Рудестам К. Групповая психотерапия. — М., 1990.
96. Руководство по психотерапии/ Под ред. В. Е. Рожнова. — Ташкент, 1979.
97. Руффлер М. Игры внутри нас. — М., 1998.
98. СадлерДж., Дэр К, Холдер А. Пациент и психоаналитик. — Воронеж, 1993.
99. Саймонтон К., Саймонтон С. Возвращение к здоровью. — СПб., 1995.
100. СамуэлсЭ. Юнг и постъюнгианцы. — М., 1997.
101. СандлерД., Дар К, ХоддерА. Пациент и психоаналитик. — Воронеж, 1993.
102. Сатир В. Как строить себя и свою семью. — М., 1991.
103. Свит К. Соскочить с крючка. — СПб., 1997.
104. СвядощА.М. Неврозы: Руководство для врачей. — СПб., 1997.
105. Сидоренко Е. Терапия и тренинг по Альфреду Адлеру. — СПб., 2000.
106. Символдрама. — Минск, 2000.
107. Скиннер Р., Клииз Д. Семья и как в ней уцелеть. — М., 1995.
108. Скиннер Р., Клииз Д. Жизнь и как в ней выжить. — М., 2001.
109. Сметанников П. Г. Психиатрия. — СПб., 1996.
ПО. Соколов Э.В. Введение в психоанализ. — СПб., 1998.
111. Соколова Е. Т. Общая психотерапия. — М., 2001.
112. Сосланд А. Фундаментальная структура психотерапевтического
метода, или Как создать свою школу в психотерапии. — М., 1999.
113. Столин В. В. Самосознание личности. — М., 1993.
114. Стюарт В. Работа с образами и символами в психологическом консультировании. — М., 1998.
115. Стюарт Я., Джойнс В. Современный трансактный анализ. —СПб., 1994.
116. СудзукиД., Кацуки С. Дзэн-буддизм. — Бишкек, 1993.
117. Тайсон Ф., Тайсон Р. Л. Психоаналитические теории развития. — Екатеринбург, 1998.
118. Тейлор Д. Работа со сновидениями. — М., 2000.
119. ТомэХ., Кэхеле X. Современный психоанализ. — М., 1996.
120. Фейдимен Д., Фрейгер Р. Теория и практика личностно-ориенти-рованной психологии. — М., 1996.
121. Фонтана Д. Как справиться со стрессом. — М., 1995.
122. Франка В. Основы логотерапии. Психотерапия и религия. — СПб., 2000.
123. Франкл В. Психотерапия на практике. — СПб., 1999.
124. Франкл В. Человек в поисках смысла. — М., 1990.
125. Франкл Дж. Неизведанное #. — М., 1998.
126. Фрейд А. Введение в детский психоанализ. — М., 1991.
127. Фрейд А. Психология Я^изащитные механизмы. — М., 1993.
128. Фрейд 3. Психология бессознательного. — М., 1989.
129. Фрейд 3. Психоаналитические этюды. — Минск, 1997.
130. Фрейд 3. Толкование сновидений // Тайна сна. — Харьков, 1995.
131. Фрейд3. Тотем итабу. — М., 1997.
132. Фромм Э. Бегство от свободы: Человек для себя. — Минск,
1998.
133. Фромм Э. Душа человека. — М., 1992.
134. Хаббард Рон Л. Дианетика. — М., 1993.
135. Харрис Т.А.Я- О'Кей. Ты - О'Кей. - М., 1997.
\36.Xapm У., Левин С. Искусство жизни: Постепенное пробуждение. — СПб., 1994.
137. Хей Л. Исцели себя сам. — Кишинев, 1996.
138. Хей Л. Через медитацию — к лучшей жизни. — М., 1998.
139. ХейлиД., Эриксон М. Стратегии семейной терапии. — М., 2001.
140. ХилманД. Архетипическая психология. — СПб., 1996.
141. Хорни К. Ваши внутренние конфликты. — СПб., 1997.
142. Хорни К. Невротическая личность нашего времени: Самоанализ. — М., 1993.
143. ХьеллЛ., Зиглер Д. Теории личности. — СПб., 1997.
144. Хэзлем М. Т. Психиатрия. — Львов, 1998.
145. Шапиро Ф. Психотерапия эмоциональных травм с помощью движений глаз. — М., 1998.
146. Шерман Р., Фредман. Структурированные техники семейной и супружеской терапии. — М., 1997.
147. Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор. — Минск, 1992.
148. Шоттенлоэр Г. Рисунок и образ в гештальттерапии. — СПб., 2001.
149. Шрайнер К Как снять стресс. — М., 1993.
150. Штейнхард Л. Юнгианская песочная терапия. — СПб.; М., 2001.
151. Юнг К Г. Аналитическая психология. — СПб., 1994.
152. Юнг К. Г. Душа и миф. - М.; Киев, 1996.
ХЪЪ.ЮнгК.Т. Конфликты детской души. — М., 1997.
154. Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени. — М., 1993.
155. Юнг К. Г. Психологические типы. — М., 1992.
156. Юнг К. Г. Психология переноса. — М., 1997.
157. Юнг Карл. Избранное. — Минск, 1998.
158. ЯпкоМ. Депрессия. - М.; СПб., 1996.
159. Ясперс К. Собрание сочинений по психопатологии. — М.; СПб., 1996.
Оглавление
Введение. Различия медицинской и психологической психотерапии........... 3
Глава 1, Человек как субъект и объект социально-психологического
взаимодействия........................................................................................... 15
Глава 2. Модель психологической проблемы.................................................... 20
Глава 3. Психоаналитическое направление в психотерапии........................ 34
Глава 4. Аналитическая психология К. Г. Юнга............................................... 47
Глава 5. Индивидуальная психология А. Адлера............................................. 54
Глава 6. Бихевиористская психотерапия............................................................ 63
Глава 7. Психодрама................................................................................................. 73
Глава 8. Гуманистическая психотерапия............................................................ 82
Психотерапия Карла Роджерса (1902—1987).................................. 82
Концепция Абрахама Маслоу (1908—1970)..................................... 88
Глава 9. Телесная терапия....................................................................................... 93
Психотерапия Вильгельма Райха (1897—1957)............................... 93
Другие направления телесной терапии.............................................. 103
Глава 10. Гештальттерапия..............:.................................................................. 107
Глава 11. Когнитивная психотерапия................................................................. 121
Глава 12. Нейролингвистическое программирование (НЛП)...................... 128
Глава 13. Трансактный анализ Э. Берна........................................................... 139
Глава 14. Экзистенциальная психотерапия...................................................... 151
Глава 15. Трансперсональная психотерапия................................................... 157
Психосинтез............................................................................................. 157
Холотропная терапия С. Грофа......................................................... 160
Медитативная психотерапия............................................................. 162
Глава 16. Эмоционально-образная терапия..................................................... 168
Кататимно-имагинативная терапия Х.Лейнера............................ 168
Эмоционально-образная терапия Н.Линде.................................... 171
Другие варианты образной терапии................................................. 176
Глава 17. Дианетика................................................................................................ 180
Глава 18. Групповая психотерапия..................................................................... 186
Краткий терминологический словарь................................................................. 192
Рекомендуемая литература.................................................................................... 195
Учебноеиздание






