Живучесть

34. Для достижения живучести надо распределять по возможности дальше одно от другого боевые приспособления, и чем ближе будет подходить судно в этом отношении

Рис. 8. Расположение двигателей на корабле в 3000 т.

к прежнему кораблю, тем в высшей степени оно будет обладать качеством живучести.

В отношении артиллерии цель достигается размещением пушек по длине судна и постановкой независимых приборов для их вращения.

В отношении двигателя цель достигается распределением двигательной силы между несколькими машинами и {43} размещением этих машин таким образом, чтобы повреждение одной не мешало при посредстве других сообщать кораблю движение. Двухвинтовые суда представляют в этом отношении усовершенствование против судов одновинтовых,

Рис. 9. Коробка гидравлического двигателя выдвинутая.
Рис. 10. Гидравлический двигатель в действии.

но следует увеличивать число двигателей, прибавляя, если можно, третий винт и ставя в других частях корабля гидравлические двигатели, мысль о которых в последнее время оставлена совершенно. Рис. 8 предназначается, чтобы иллюстрировать высказанную выше мысль о распределении двигателей. На нем показаны в двух передних отделениях гидравлические двигатели с их котлами, потом четыре отделения с котлами и машинами и, наконец, в корме отделение с электрическим двигателем и необходимыми к нему вторичными элементами. Для живучести весьма важно, чтобы каждая машина имела свою группу котлов.

35. Говоря о гидравлических двигателях, я хочу указать здесь на способ, употребленный для циркуляции воды, на катере Меч. Коробка, представленная на рис. 9 с равными отверстиями с обеих сторон, служила для циркуляции воды в холодильнике и действовала бесподобно. Применительно к движению судов она могла бы быть сделана подвижной — так, чтобы, будучи вдвинута внутрь (рис. 10), она закрыла свое отверстие и тем не мешала ходу от других машин и давала возможность разобрать и осмотреть все устройство. На рис. 9 показана та же коробка выдвинутой и представлена система коловратного {44} двигателя, который, мне кажется, подойдет к делу. При составлении этого рисунка я руководствовался теми соображениями, что вода без крутых поворотов проходит свой путь, увеличивая постепенно свою скорость. Нет никакого сомнения, что если от инженеров потребовать, то они спроектируют гидравлические двигатели гораздо лучшие, чем тут изображено; нужно только, чтобы они знали, что у боевого корабля недостаточно иметь два двигателя, а нужно иметь их по крайней мере пять.

36. Надо желать также, чтобы при каждой главной машине был небольшой вспомогательный двигатель, который приводил бы в движение вал и винт, когда подбита и разобщена главная машина.

Корабль, имеющий несколько двигателей, может обходиться без руля. Вообще говорится, что когда руль будет подбит, то можно управлять машинами; приспособлений однако же для этого ни в одном флоте не сделано. Надо думать, что корабль, управляемый одними машинами, будет очень плохо держаться на курсе, и движениями его можно будет руководить лишь на небольшом ходу. Поэтому на кораблях необходимы специальные приспособления, чтобы возможно было править по курсу при посредстве одних машин без помощи руля.

37. Что касается числа рулей, то большие корабли в этом отношении отстали от миноносок и им необходимы носовые рули. Представляется непонятным, каким образом у таких легких судов, как миноноски, нашли возможным прибавить второй руль в носу, а у больших кораблей для этого недостает водоизмещения. Отсутствие носовых рулей у броненосцев я также объясняю себе тем, что строителям по этой части никаких требований не предъявлялось.

38. К качеству живучести корабля следует также отнести средства к исправлению повреждений. Корабль, который для всякой мелочи нуждается в помощи адмиралтейства, имеет крупный недостаток. В последнее время однако сделаны значительные усовершенствования, и большинство кораблей всех флотов снабжается довольно сильными мастерскими, в которых различные станки приводятся в движение паровыми двигателями. {45} Надо желать, чтобы возможно скорее на кораблях введена была электрическая пайка и сварка металлов, тогда корабль будет в состоянии сам починить, хотя временно, довольно крупные части своих механизмов.

39. Кроме починки частей, требующей более или менее продолжительного времени, необходимо на судах иметь еще приспособления для быстрой замены поврежденных и перебитых частей. Замена труб представляет в этом отношении особенную важность — главным образом потому, что повреждение одной трубы может лишить возможности

Рис. 11. Замена поврежденных труб.

пользования многими механизмами. По этой части мною было предложено и испытано в 1876 г. приспособление для замены труб вспомогательных механизмов резиновыми шлангами. Это было время, когда давление пара простиралось лишь до 35 фунтов и обыкновенный отливной резиновый шланг от пожарной помпы мог выдерживать полное давление пара в котле. К концам шлангов привинчивались универсальные фланцы, которые можно было приставлять к каким угодно фланцам паровых труб, прикрепляя их посредством специальных скоб (рис. 11). Опыт был произведен на броненосце Петр Великий (Кр. Вестник, 1876 г., № 124), причем предположили, что одно из колен паровой 6" трубы пробито, и потому его сняли и заменили резиновым шлангом в 21/4". Работа продолжалась около 20 минут, после чего пустили пар и {46} привели в действие пожарную помпу, паровая труба которой имеет диаметр 41/4". Несмотря на то, что площадь сечения шланга была в 4 раза менее, чем установлено для паровой трубы, пожарная помпа свободно делала до 100 об/мин, показав этим, что при временной замене труб, жертвуя несколькими фунтами давления, можно удовлетворяться трубами значительно меньших диаметров, чем то рассчитывается обыкновенно. Я совершенно уверен, то если поставить такое требование, чтобы каждая паровая труба могла быть в 20 минут заменена, то, несмотря на употребляемое теперь весьма высокое давление пара, техника даст ответ, как заменять поврежденные трубы, тем более, что уже есть попытки создать тип гибких труб даже для высокого давления, употребляемого в гидравлике. Наконец, не возбраняется прибегнуть к коленчатым трубам, всегда надежным.

В отношении удобства починки приводов для передачи силы, электрические двигатели представляют крупный шаг вперед, ибо замена подбитых электропроводов — дело весьма легкое.

40. Необходимы также приспособления для накренивания корабля, чтобы можно было пробитый борт поднять выше горизонта воды и починить.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: