Неуязвимость

30. Неуязвимость может быть разделена на три разряда:

неуязвимость от артиллерийских снарядов,

неуязвимость от мин,

неуязвимость от таранного удара.

31. Неуязвимость судна от артиллерийских снарядов достигается посредством брони. Первоначально бронировали весь борт корабля, даже если он высокобортный. Судно, имеющее водоизмещение в 10 000 т, даже при довольно острых обводах, могло поднять 4—6" брони столько, сколько надо для покрытия всего надводного и 5 футов подводного борта.

Потребность бронировать весь борт у судов малого размера вызвала бессмертного Эриксона подать смелую мысль {39} о постройке мониторов, едва видных из воды. Только в Америке — и то благодари войне — могла быть оценена подобная коренная реформа, и большая честь морякам Соединенных Штатов, что они решились плавать на этих судах по бурному морю, омывающему их берега. В Европе начали работать над улучшением мониторов, явилась мысль сделать мониторы рангоутными, но гибель Captain удержала от дальнейших попыток в этом направлении и заставила строителей впасть в другую крайность и поднять высоту борта даже у безрангоутных судов.

Чтобы у высокобортного судна достигнуть толстой брони, решились сосредоточить броневую защиту только на середине судна, оставив оконечности небронированными, но прикрыв жизненные части в оконечностях горизонтальной подводной броней. Мы увидим ниже, при рассмотрении непотопляемости, к чему это повело.

Предел для утолщения брони наступил ранее, чем предел для увеличения артиллерии. Если пожертвовать числом пушек, то нет причин не увеличивать калибра до значительных размеров. Что же касается брони, то ее толщину можно увеличивать, лишь увеличивая размер корабля или уменьшая площадь бронирования. В последних типах, при водоизмещениях в 14 000 т, толщина брони принята в 18". Такая броня может быть пробита 12" орудием, и так как этот калибр нельзя считать предельным, то, следовательно, артиллерия до недавнего времени была победительницей над броней. Введение гарвеевского процесса для придания крепости броне изменило отношение между артиллерией и броней, и в настоящее время орудие едва в состоянии пробить толщину, соответствующую своему калибру. Вероятно, артиллерия недолго останется позади, и уже теперь видны попытки со стороны артиллеристов возвратить утраченное ими положение.

Успех в выделке брони вполне обеспечен, ибо тут заинтересованы частные заводчики, которые, вследствие конкуренции, крупными шагами идут к усовершенствованию. Относительные качества различных сортов плит видны из таблицы, приведенной выше в пункте 17.

32. Неуязвимость от мин достигается устройством сетевого заграждения. Пока придуманы лишь сети, действующие успешно при неподвижном состоянии корабля и отсутствии ощутительного течения. Введение сетей составляет {40} крупный шаг вперед, но они нуждаются в упрощениях. Дело это находится в руках моряков, и ни частная промышленность, ни инженеры не заинтересованы в успехе того дела, а потому оно для своего усовершенствования нуждается во всяких поощрительных мерах и всякие недостатки в нем должны быть приписаны нeдостатку энергии и настойчивости со стороны морских офицеров1.

Неуязвимости от самодвижущихся мин, казалось бы, можно было до некоторой степени достичь прикрытием борта снаружи толстым слоем дерева (рис. 4). Дело это однако требует опытов.

Кроме мин подвижных, есть еще мины неподвижные, которыми могут заграждаться рейды, и, несмотря на присутствие их, флоту придется подвигаться вперед, прокладывая себе путь. В прежнее время по этому предмету предлагались рамы впереди носовой части корабля. Рамы эти были громоздки и неудобны не потому, что они не могут быть лучше, а потому, что они были недостаточно хорошо разработаны. Я вполне уверен, что рамы пловучие или на шестах могут быть хорошо разработаны, и не вижу, каким образом без них можно будет форсировать проход, загражденный минами.

33. Неуязвимость от тарана достигнута была у мониторов посредством свеса. На рис. 1 представлен случай столкновения башенного фрегата с монитором на Транзундском рейде. Служащие на башенном фрегате поспешили на шлюпках спасать своих товарищей на мониторе и были удивлены, что они не хотят оставлять своего полуподводного корабля, ибо он никакой течи не получил. У командира башенного фрегата вырвалось даже восклицание: «Что ж он не тонет!» Монитор в этот раз действительно не потонул, и все попытки, сделанные во время Американской междоусобной войны — топить мониторы таранными ударами, остались также безуспешными. Это обстоятельство привело к убеждению, что свесы полезны, и броненосец Петр Великий, заложенный в 1869 г., имел их. Такие же свесы были сделаны и на броненосце Devastation. Предполагалось также, что свесы приносят {41} пользу и как боковые кили, уменьшая качку, но потом, при испытании броненосца Devastation, оказалось, что он на волнении бьет своими свесами, и потому свесы заделали, а на новых судах совсем от них отказались. Что касается значения свесов как средства, могущего сделать безвредными косвенные и вообще слабые таранные удары, то мысль эта еще не опровергнута, она просто забыта и оставлена, ибо никто не задавал строителям задачу строить суда, могущие выдерживать безвредно для себя таранные удары.

Рис. 7. Столкновение Irоn Duke с Vanguard.

Тот факт однако же, что свесы спасали монитор от потопления, был истолкован не совсем ясно, и явилась мысль, будто таран не в состоянии пробить броню. Принцип этот лег в основание расчетов капитана 2-го ранга Семечкина, который построил все изданные им в 1869 г. чертежи таранных ударов в предположении, что таран дойдет лишь до кромки брони, которая его остановит. На том же основании при проектировании некоторых судов второй борт был доведен лишь до высоты нижней кромки брони. Эта ошибка была причиной потопления броненосца Vanguard, у которого броня три ударе сдвинулась и, разорвав обшивку, дала доступ воде как на палубу, так и под палубу (рис. 7).

Вообще, не следует отказываться от мысли задерживать проникновение тарана. Случай с Victoria показывает, что при столкновении двух судов большого водоизмещения таран проникает весьма легко, и если при 6 узлах {42} хода конец тарана проник в середину судна на 9 футов и пробоина имела по высоте 28 футов, а по ширине 11 футов, то какой же размер пробоина будет иметь при ударе на 18 узлах? Мне неизвестны исследования по сему предмету, но я знаю только одно, что тонкая обшивка стального корабля разрывается, как бумага, и недавно в Англии был случай, что миноноска пробила борт большого судна. Каждый моряк знает, что деревянная обшивка гораздо лучше сопротивляется при ударе о камень, чем стальная, а потому не следует ли и от тарана искать спасения за деревянным бортом и возвратиться к свесам и к толстым деревянным подкладкам? На рис. 4 представлено изображение того, что я говорю. Тарану в этом случае придется разрушить большую массу дерева, которая может быть окажет свою пользу и при минном взрыве. Обстоятельные научные исследования по этому предмету и систематический ряд опытов могли бы принести большую пользу делу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: