Приготовление к бою

143. О готовности судов к войне. Каждый корабль, находящийся в кампании, должен быть во всякое время готов к войне, а Морской Устав обязывает, даже приближаясь к иностранному порту и кораблю, в мирное время быть готовым к бою. События в настоящее время совершаются с такой быстротой, что мера, указываемая Уставом, должна быть строго исполняема — в особенности в тех случаях, когда корабль продолжительное время был вне телеграфных сообщений. Чаще однако случается, что при приближении к иностранному порту в таких условиях на корабле больше заботятся о наружной чистоте и выправке, чем о накачивании мин воздухом и о других боевых приготовлениях.

Как бы однако ни были строги законы о готовности, войне, тем не менее условия мирного времени до такой степени поглощают все внимание, что когда последует известие о предстоящей войне, то она вызовет большие приготовления на всех кораблях. Надо сказать правду, что

не в нашей народной черте систематическая заблаговременная подготовка к войне по всем частям, но зато русский человек легко увлекается работой, когда она требуется самим ходом дела, и мы с удовольствием вспоминаем то горячее время, когда еще в недавнее прошлое две эскадры под общим начальством вице-адмирала С. П. Тыртова готовились к военному времени1. Работа действительно закипела общая, суда соревновались в быстроте и полноте своих приготовлений. Приготовления эти надо разделить на два разряда: {259}

а) приготовления к войне,

б) приготовления к бою.

Приготовления к войне должны состоять в том, чтобы устранить все, вызываемое исключительно условиями мирного плавания и, по возможности, обратить корабль в машину для боя, оставив однако же все необходимое для жизни и здоровья людей. Казалось бы, в силу основного принципа, что флот существует для войны, на кораблях не должно было бы быть ничего лишнего, но на деле это не так: люди всегда останутся людьми, и надо брать их такими, какие они есть. Поэтому признаемся откровенно что корабли в мирное время к войне не готовы, и перечислим все то, на что следует обратить внимание.

Приготовления к войне полезно было бы время от времени практиковать и в мирное время. Война есть экзамен, назначение которого от нас не зависит. Приготовление к войне есть приготовление к экзамену, и если этого приготовления мы никогда практиковать не будем, то не нужно удивляться, если экзамен выдержим плохо.

144. Противопожарные средства. С введением железных судов многие стали говорить, что пожар на железном судне не может быть значителен. Практика однако пока зала, что это не так и что пожара надо бояться. Всякий пожар вначале можно погасить несколькими ведрами воды, а потому надо принять меры, чтобы во время боя повсюду были кадки, наполненные водой. Также весьма важно, чтобы пожарная труба была приспособлена держать напор, дабы в момент надобности можно было, не производя общей пожарной тревоги, погасить огонь теми людьми, которые случатся в месте возгорения. Если пожарная труба не приспособлена находиться все время под давлением, то можно этого достичь некоторыми мероприятиями, например, можно один из шлангов держать поднятым на полвысоты мачты и оттуда за-борт. Пусть пожарная помпа все время качает воду через этот шланг, тогда в пожарной трубе будет должное давление.

145. Выбросить не нужные для боя предметы. На каждом корабле есть много предметов, которые в военное время и в бою не нужны и даже вредны; например, на многих судах есть подволоки под деревянной палубой, которые делаются только для красоты. Подволоки эти надо отодрать и выбросить; сохранять их не стоит, ибо война {260} укажет всю бесполезность их, и после войны их не поставят. Нужен очень продолжительный мир, чтобы столь бесполезные предметы входили в снабжение кораблей. Лет через 15 после войны, вероятно, вновь начнут подобные предметы ставить, но для этого не стоит сохранять перед войной весь не годный для боя хлам. Принято теперь делать в батареях и палубах различные шкапчики и уголки для хранения патронных сум и пр.; все это излишние предметы, дающие пищу огню. Их надо также, по нашему мнению, отодрать и выбросить, как вредный для боя материал.

По выражению одного способного французского адмирала: «Le premier luxe a bord d'un batiment est le vide». Пустота есть действительно роскошь в боевом отношении, и следует стремиться ее достигнуть. Коммерческий флот сумел достичь этой пустоты, и когда вы входите на палубy коммерческого грузового парохода, то вас поражает пустота, а вместе с тем присутствие всего необходимого для того, чтобы с малочисленной командой производить все потребные работы. Когда автор принял корвет Витязь, то сгрузил на берег две фишбалки, весившие 150 пудов, и три года обходился без них и без фиша, но новый командир вновь поставил их на место вероятно по-тому, что не признавал всей глубины смысла, что пустота есть роскошь.

146. Окраска судов. Много опытов делалось по этой части для выяснения вопроса о наилучшей окраске судов в военном отношении. Мнения моряков одно время чрезвычайно расходились, и мы видели примеры окраски в различные отливы с целью подыскать наилучший оттенок краски. Повидимому, можно остановиться на следующих заключениях: белая краска делает днем корабль меньше видимым на морском горизонте, чем черная. На фоне зеленого леса черный цвет менее видим, чем белый, но на фоне скал, не поросших зеленью, белый цвет менее приметен. Ночью, без электрического света, белый цвет менее видим, чем черный; при электрическом же освещении — наоборот. Глянцевитая окраска всегда более приметна, чем матовая.

Вследствие вышеперечисленных причин наилучшей окраской можно признать серую матовую. Что касается оттенков: голубого, зеленого или желтого, то желтому надо {261} отдать предпочтение, ибо это приближает к свету скал и мрачного горизонта.

Избранным для окраски судов цветом должно быть окрашено все видимое снаружи от ватерлинии до клотика не исключая труб; ни полосок, ни чищенной меди снаружи не должно быть допускаемо. Что касается позолоты в носовой и кормовой частях, то ее лучше на военное время (если не пожелают закрашивать) прикрыть хорошо выкроенными брезентами, окрашенными в общий цвет.

147. Осмотр непроницаемых переборок. Пока еще незаметно, чтобы на переборки было обращено должное внимание, и на большей части судов, которые нам приходилось видеть, эта часть неисправна как в конструктивном отношении, так и в отношении содержания. Не следует удивляться, если корабли тонут по получении пробоины; надо удивляться, если они в этих условиях не тонут. В мирное время исправность переборок весьма важна, а в военное время она до крайности необходима, и тот, кто зажмуривается в мирное время, чтобы не видеть неисправностей своих переборок, пусть хоть перед войной откроет свои глаза. Будет поздно делать открытия, когда корабль начнет погружаться в воду.

Во многих местах через непроницаемые переборки проходят вентиляторные трубы, не имеющие герметических заслонов. Снятие этих труб в мирное время требует разрешения, различных учреждений, но когда близка война, то надобно действовать по здравому смыслу и, не спрашивая ничьего разрешения, отнять колено труб от самой переборки и заглушить отверстие в ней простыми деревянными клиньями. Дерево от воды разбухнет и не пропустит воду

Не будем повторять здесь всего, что нами изложено в различных статьях и особенно в статье: Разбор элементов, составляющих боевую силу судов. Скажем лишь вкратце, что перед войной непроницаемые переборки надо осмотреть и, что возможно, наскоро исправить, чтобы они были водонепроницаемы. Все отделения, какие возможно, надо опробовать напусканием воды до полного давления.

148. Водоотливная система. Надо перепробовать все судовые помпы, а для этого напустить в разные отделения на верхнее дно воды и заставить выкачать эту воду каждой пампой отдельно и всеми вместе. Всегда находятся {262} причины, по которым нежелательно в отделения напускать воду, но надо затруднения устранить и настоять на том, чтобы вода была напущена и выкачана каждой из помп. Перед этим полезно осмотреть сетки приемных труб как у магистральной трубы, так и у ветвей, идущих в трюмы непосредственно от турбин, циркуляционных помп, холодильников и пр. Везде нужен офицерский глаз, ибо, если трюмный говорит, что сетка есть, то это не значит, что приемный рукав хорошо огражден сеткой, — это значит, что кусочек сетки действительно там есть, а кругом может быть находятся большие отверстия, в которые понесет разные предметы, могущие засорить водоотливную систему.

Во многих местах (шкиперская, ахтер-люк, угольные ямы и пр.) приемная труба находится внизу отделения, а над ней деревянный пол, который не пропустит воду. Если в этом полу сделаны отверстия для протока воды, то они непременно заложены клеенкой. Надо в полах этих сделать отверстия и над ними из проволок или прутиков поставить такие кринолины, чтобы плавающие предметы не могли заслонить отверстия; клеенку везде прикрепить.

Если на корабле имеются приспособления для наполнения боковых коридоров с целью выравнивать крен, то необходимо опробовать их и убедиться, что вода в отделение идет достаточно быстро. Надо это проделать по отношению к каждому из коридоров, ибо случается иногда, что при постановке труб суричная замазка выжимается в середину труб и заслоняет ее больше чем наполовину; при этих условиях вода по трубе идет крайне медленно.

149. О временном блиндировании. В мирное время предметы снабжения размещаются так, чтобы было удобно ими пользоваться, но перед наступлением войны полезно вникнуть в размещение с военной точки зрения и, что возможно, то применить к блиндажу и для заполнения кофердамов, имея однако в виду, что вынос тяжести снизу вверх повышает центр тяжести корабля, что весьма нежелательно.

В прежнее время пользовались койками, парусами и пр. для прикрытия. В настоящее время начальная скорость пуль и снарядов так велика, что койка, мат и даже дерево не могут служить прикрытием от снарядов, но, вероятно, все это защитит до некоторой степени от осколков, хотя в близком соседстве к разрыву осколки пробивают даже {263} целые бревна. Койки, маты и пр., не представляя серьезного прикрытия, могут, однако же дать материал для горения, а потому является вопрос, следует ли пользоваться мягкими предметами для блиндажа или же, напротив, убрать их вниз, чтобы они были в местах, где не могут загореться от разрыва снарядов? Мы склонны думать, что чемоданы, койки (если они не спасательные) и прочие мягкие вещи полезно в военное время держать ниже ватерлинии, а если это невозможно, то перед боем, если есть свободное время, сбросить их в пустую угольную яму или другое место, где бы они не могли загораться. Койки с пробковыми тюфяками должны быть в бою под рукой для пользования на случай потопления корабля.

150. Укрепление предметов на случай таранного удара. Корабль должен быть так построен, чтобы в случае таранного удара ни один предмет не сместился бы; тем не менее при объявлении войны полезно осмотреть, хорошо ли закреплены котлы, холодильники и предметы снабжения, как то: снаряды, минные якоря, различные мины и пр. Все это очень важно для того, чтобы в случае нанесения таранного удара не произошло никаких поломок. Если окажется, что какой-нибудь предмет худо закреплен, то надо деревянными распорками укрепить его. Если тронется какой-нибудь второстепенный предмет, то это неважно; если же тронутся с места котлы, то это вызовет целую катастрофу, которую легко предупредить может быть даже ничтожными мерами. Необходимо обо всем этом заблаговременно подумать.

151. Рамы машинных люков принято теперь делать стеклянными; такие рамы в мирное время представляют полные удобства, но в бою стекла будут ломаться не только от чужих снарядов, но и от звука своих выстрелов. Поломка стекол машинных рам может причинить большое бедствие, так как попадание стеклянной пыли в подшипники приведет машину в негодность для работы и, следовательно, поставит корабль в бою в критическое положение. Следует не только рамы верхних машинных люков, но и все прочие окна и иллюминаторы, выходящие в машину, отвернуть и куда-нибудь убрать, а на это время обходиться брезентами или иными приспособлениями.

152. Приготовления общие. С наступлением военного времени необходимо держать картузные орудия заряженными, {264} снаряды и заряды для первых выстрелов в готовности, поручни и другие мешающие стрельбе предметы снятыми, лядунки и патронные сумы наполненными, мины Уайтхеда — с накачанным воздухом. Необходимо попробовать расклепку каната и, стоя на якоре, принять за правило иметь расклепную скобу в удобном месте и инструмент для расклепки наготове. Вода в главных котлах, во вспомогательных и на паровых катерах должна быть всегда подогрета посредством специальных трубок так, чтобы было даже в этих котлах известное давление пара. Поддувала и дверцы котлов должны быть закупорены, а самые котлы укутаны, чтобы не терять своей теплоты. Мины на катерах и миноносцах погружены и накачаны воздухом. Нужно отдать приказание, какие двери, люки и пр. держать в военное время задраенными, открывая только при встретившейся надобности на короткое время.

153. Сбережение сил команды. С наступлением военного времени начнутся усиленные работы по охране кораблей в ночное время. Если эту работу дать людям вприбавок ко всему тому, что они делают в мирное время, то команда в весьма скорое время будет сильно изнурена. На всех морских маневрах замечается чрезвычайное утомление команды, а между тем работа на маневрах далеко не так тяжела, как на войне, и потому надо уменьшить работу по чистоте и всякие другие занятия и так организовать жизнь, чтобы всякий человек, утомившийся ночью, имел возможность спокойно выспаться днем. Самое лучшее назначить для этого время после утреннего завтрака так, чтобы одни могли прибираться, а другие в это время имели возможность выспаться. При этой системе с 9 до 11 час. можно делать общие работы или учения, а послеобеденный отдых увеличить на целый час времени.

154. Тревога. Для ускорения вызова людей к орудиям полезно иметь барабанщиков и горнистов наготове, но еще лучше приучить людей к тревоге свистком, ибо такую тревогу можно подать скорее, чем барабаном или горном.

155. Приготовление к бою. На каждом корабле должно быть составлено расписание — кому и что следует приготовить к бою. Ниже мы даем лишь некоторые общие пункты, которые, не исчерпывая всего дела, помогут не забыть некоторые важные особенности. Надо сделать следующее: {265}

а) На всех мачтах поднять национальные флаги — будет ли то днем или ночью. Правило это относится также и до миноносцев и паровых катеров.

б) Все иллюминаторы и порта, которые нет надобности в бою иметь открытыми, закрыть для того, чтобы в случае крена устранить причину к притоку воды.

в) Двери всех переборок, не предназначенных быть герметичными, открыть так, чтобы был свободный доступ во все каюты и помещения; исключение может быть сделано лишь для винных погребов. Арестованных следует выпустить.

г) Следует смочить все парусные вещи, маты и пр. Это полезно как для того, чтобы вещи эти не загорелись, так к для того, чтобы ими можно было тушить пожар.

Нельсон, быв свидетелем Алкида и Орьяна, почитал пожар одной из главных опасностей морской битвы. Перед Трафальгарским сражением он приказал тщательно смочить на Victory сеточные чехлы, спустить на воду шлюпки с боканцев, словом, принять все предосторожности от пожара. Этой заботливости и должно приписать отсутствие стрелков на марсах Victory. Нельсон опасался, чтобы неосторожный выстрел или взрыв не сообщил огня парусам и не сделался бы причиной страшного несчастья, что именно и случилось в Трафальгарском же сражении на французском корабле Асhillе.

д) Велеть заложить ватой уши тем нижним чинам, которые находятся под обстрелом других орудий.

е) Канаты следует расклепать на первой смычке и иметь их закрепленными на прядях, дабы если во время таранного удара якорь сорвет со своего места, то не высучило бы весь канат, что может вызвать большие поломки.

156. Как поступать перед боем с паровыми и гребными шлюпками. Заслуживает внимания вопрос: следует ли оставлять шлюпки на время боя поднятыми или же спустить их, как это иногда делается? Китайский флот в сражении при Ялу был без шлюпок, которые остались в Порт-Артуре перед уходом в море. Из-за того, что китайский флот был разбит, нельзя вывести заключения, что шлюпки следует оставлять на боканцах перед боем. Во время Американской междоусобной войны суда часто сражались без шлюпок или, вернее, с очень небольшим числом их. Присутствие шлюпок на шлюпбалках увеличивает {266} поверхность попадания; следовательно, некоторые снаряды, которые могли пролететь беспрепятственно, ударят в шлюпку, разорвутся и побьют, своими осколками людей на верхней палубе. Сбросить шлюпки перед сражением на воду значило бы лишить себя возможности воспользоваться ими в случае потопления своего судна, но надо иметь в виду, что в продолжительном артиллерийским бою большая часть шлюпок вероятно будет настолько повреждена, что ими воспользоваться будет невозможно.

Есть веские основания, чтобы брать шлюпки и вступать в бой в том виде, в каком корабль обыкновенно плавает, но есть также веские доводы против шлюпок, тем более, что на случай потопления в бою вернее рассчитывать на матросские пробковые тюфяки, чем на шлюпки. Так как одни доводы уравновешивают другие, то командир, возьмет ли шлюпки или нет, поступит правильно. Спуск шлюпок перед боем во многих случаях окажется в силу условий плавания невозможным.

Относительно паровых катеров и миноносок есть больше мотивов к спуску, чем относительно гребных судов, и если обстоятельства позволят, то следует их спустить в полном вооружении, с пушками и минами. Шлюпки эти должны все время маневрировать поодаль от сражающихся и пользоваться своим оружием, чтобы нанести вред противнику; их лучше всего держать в кильватер своему судну, сокращая путь на поворотах. На катере и миноноске должны знать, что огонь, направленный на них, отвлекает противника от главной цели, а потому уже одним этим они приносят пользу. Но, кроме пользы пассивной, шлюпки могут принести пользу активную. Мины дают возможность им наносить смертельный удар даже большим кораблям противника, и когда одни суда начнут описывать циркуляции и маневрировать относительно других, тогда на паровые катера не обратят большого внимания, и им представится случай принести свою пользу и, может быть, даже решить дело.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: