Разные действия

157. Охрана эскадры на якоре. С момента объявления войны необходимо начать охрану эскадры от неприятельских миноносцев, Лучший способ заключается в затраждении {267} входа на рейд бонами, в освещении загражденного места прожекторами, поставленными на мысах, и в обороне его пушками, стоящими в стороне от прожекторов. Мы высказываемся за установку, даже временную, прожекторов и пушек на берегу, ибо при этих условиях действие тех и других вследствие отсутствия качки будет более правильно.

Если оберегаемый вход на рейд так широк, что не может быть хорошо освещаем и обстреливаем с берегов, или если на берегах невозможно поставить пушек и прожекторов, то надобно делать охрану пловучую. С этой целью можно или пользоваться имеемыми на судах шлюпками, или местными средствами. Свои шлюпки представляют то удобство, что они удоболодвижны и могут быть, по желанию и без затруднения, высланы и отозваны. Местные же средства тем хороши, что представляют больше простора для людей и имеют меньше качки. Кроме того, пользуясь местными средствами, можно сосредоточить всю охрану в одну точку.

Можно сделать смешанную охрану, поставив, скажем, на середине пролива баржу с двумя прожекторами, четырьмя пушками и у берегов два барказа с пушками. Прожекторы на барже могут получать ток или от динамо-машин, временно поставленных на барже, или от таковых с паровых катеров, стоящих на бакштове у баржи.

Если поставлены боны, то назначение охраны заключается в том, чтобы не допустить неприятеля разорвать боны; если бонов нет, то цель охраны заключается в том. чтобы открыть приближение неприятельских миноносок, и уничтожить их.

158. Освещение рейда судовыми прожекторами. Если нет возможности надежно заградить рейд бонами и оберегать входы на него, то приходится освещать рейд судовыми прожекторами, и только при правильной организации такого освещения оно может принести пользу. Заимствуем наставления по этому предмету из приказа вице-адмирала Казнакова по практической эскадре в 1891 г.:

«Судам в зависимости от порядка их расположения освещать горизонт по участкам и стараться не допускать неосвещенного места. Наведя луч по горизонту, закрепить {268} вертикальную наводку фонаря в должном положении и медленно водить его горизонтально.

«Фонарь, поймавший неприятельское судно, все время держит его в своем луче и ничем другим не отвлекается. В это же время остальные фонари продолжают освещать горизонт и отнюдь не наводят своих лучей на пойманное уже судно.

«Не следует освещать своих миноносцев и сторожевых шлюпок, равно как и судов, при переводе через них лучей; в этом случае, не выводя фонаря из установленного положения, пользоваться заслоном».

159. Следует ли эскадре, стоящей на рейде, оберегаемом при входе, стоять с огнями или без огней? Вопрос этот нельзя решить одинаково для всяких случаев. Если освещения судовыми прожекторами не требуется, то безопаснее стоять без огня, а для большей маскировки в другой какой-нибудь части рейда поставить несколько каботажных судов и на них открыть огни. Если же однако оборона рейда весьма хороша, то может быть адмирал не найдет особой нужды стеснять эскадру скрытием всех огней, что в жаркое время в особенности сопряжено с большими неудобствами.

160. Выбор якорного места для судов на известном рейде зависит от многих условий, но есть одно обстоятельство, которое полезно иметь в виду. Дело в том, что как бы корабль ни был хорошо защищен сетями, все же потопление от минных выстрелов вполне возможно. Если под килем корабля глубина большая, то корабль при потоплении погрузится совершенно, и подъем его будет весьма труден; если же под килем воды нет, то корабль лишь наполнится водой, и подъем его может быть сделал средствами эскадры в очень короткий срок. Посему полезно ставить корабли в таком месте рейда, где бы они имели как можно меньше воды под килем.

161. Постройка бонов, которыми можно было бы защитить эскадры от миноносцев, за небольшим исключением, почти совсем не практикуется ни на одном флоте а между тем в военное время боны придется употреблять. Будет удивительно, если дело, которым не занимались в мирное время, пойдет успешно во время войны, между тем это дело насущной важности. Построить бон только для вида весьма нетрудно, но, чтобы построить бон {269} достаточной крепости, надо уменье. Полагаем, что предмет этот надо разработать и практиковать, и с этой целью следует брать в плавание на эскадры соответствующий материал.

162. О приближении судов и шлюпок к эскадрам в военное время. Весьма трудно организовать такую систему опознательных сигналов, чтобы не было никакого сомнения, что приближающиеся ночью корабль или шлюпка суть свои, а не чужие. Система опознательных сигналов должна быть секретная; здесь же мы можем дать лишь общие наставления.

При приближении к своей эскадре с кораблем или шлюпкой нужно с возможно дальнего расстояния сигналами показать свое приближение и не приближаться, пока не будет дано разрешение. Если есть цепь сторожевых шлюпок, то надо дать одной из них подойти, причем старший на шлюпке, кто бы он ни был, должен выйти на палубу и убедиться, что судно свое. Только после этого сторожевая шлюпка дает входящему судну или приближающейся шлюпке тот сигнал, который служит опознательным для этой ночи и известного часа. Следует вообще воспретить свободное следование вольных шлюпок поблизости места расположения военных судов. Шлюпки своих судов после осмотра дозорными шлюпками пропускаются, а шлюпки невоенные ни в каком случае к судам не подпускаются. То, что они везут, должно быть передано на казенную шлюпку и на ней доставлено к борту.

163. Пароль, отзыв и пропуск. В некоторых случаях может быть найдут полезным устанавливать пароль, отзыв и пропуск, как это делается у сухопутных. Наставлением по сему предмету может служить приказ вице-адмирала Чихачова, командовавшего практической эскадрой в 1884 г.:

«Для пароля дается название какого-нибудь города или местности; для отзыва — имя святого и для пропуска — название предмета или понятия из военного быта. Все, эта названия назначаются на одну букву, например, пароль — Севастополь, отзыв — св. Симеон, пропуск — сабля.

«Пароль, отзыв и пропуск сообщаются от командующего эскадрой командиру корабля в запечатанном конверте, и сохранение их в тайне чинами вверенного ему корабля лежит на его ответственности.

«Пароль сообщается только офицерам и тем унтер-офицерам, {270} которые исполняют обязанности офицеров; отзыв сообщается командирам сторожевых и объездных шлюпок и тем, которых посылают с поручениями за линии объездов и патрулей; пропуск сообщается всем чинам, вступающим в караул, и на шлюпки, посылаемые с приказаниями или по другим причинам с одного корабля на другой.

«Пропуск служит средством для узнания своих, для чего всякий проходящий корабль и шлюпку окликают «кто гребет» и по получении ответа часовой спрашивает «что пропуск».

«Каждый приближающийся корабль или шлюпка, не дойдя приблизительно на 11/2 кабельтова до сторожевой шлюпки или стоящего на якоре корабля, стопорит машину или сушит весла и ожидает оклика. Если оклика не последует, то окликается сам.

«Вахтенный начальник или командир сторожевой шлюпки, услыхав, что с приближающегося корабля или шлюпки дали правильный пропуск, разрешает приблизиться.

«Если корабль или шлюпка начнут приближаться, не ответив на пропуск, то часовой стреляет, а вахтенный начальник приказывает бить тревогу.

«Корабль или шлюпки, идущие мимо, окликаются тем же порядком.

«Если, несмотря на правильно сказанный пропуск, есть сомнение в том, что окликаемая шлюпка не своя, то ей не дается разрешения приставать к борту, а высылается к ней шлюпка для осмотра ее.

«Отзыв служит командирам объездных шлюпок для прохода через линию сторожевых. При встрече двух шлюпок после оклика «кто гребет» сближаются, и первый, окликавший спрашивает вполголоса «что пропуск», ответивший на этот оклик, в свою очередь, чтобы узнать, своя ли шлюпка его окликнула, спрашивает «что отзыв»:

«Пароль служит для начальников различных сторожевых частей поверкой лиц, прибывающих с приказаниями, особыми поручениями от старших начальников, с поверочным объездом и т. п.».

164. Охрана эскадры в море. Некоторые советуют эскадре, которая должна держаться в море у неприятельского берега, ночью оставаться без огней и иметь хороший ход, чтобы миноносцам трудно было ее разыскать и атаковать. {271} Нам представляется такой способ неудобным. Обстоятельства погоды могут меняться, и разные случаи вообще могут потребовать переговоров сигналами, что равносильно открытию огней. По нашему мнению, будет практичнее на ночь остановить ход и опустить сетевое заграждение. Легкие суда, которые по своему малому углублению не боятся мин Уайтхеда, следует расставить кругом для наблюдения на таком расстоянии, чтобы они не были в районе действия своей мелкой артиллерии и не мешали ее огню. В случае, если свое сторожевое судно пожелает подойти к эскадре, оно должно показать опознательный сигнал, назначенный на эту ночь. При вышеназванных условиях эскадра проведет ночь спокойнее, чем на ходу без огней.

Корабль, находящийся в военное время в море, должен иметь пушки заряженными, но обстоятельства погоды иногда бывают такие, что в дуло могут попадать брызги. Если пушка так расположена, что пробка легко вынимается, то можно иметь вставленными пробки установленного образца, но если дуло должно высовываться за борт, то полезно иметь легкие дульные пробки и короткие дульные чехлы — так, чтобы можно было стрелять, не вынимая пробок и не снимая чехлов. При обыкновенных тяжелых пробках это поведет к взрыву снаряда, а при легких деревянных пробках толщиною в 1/4 калибра это взрыва не вызовет, тем более что пробка начнет смещаться от сжатого воздуха ранее, чем снаряд в нее ударится своей головной частью.

Меры должны быть приняты к тому, чтобы вода, попадая в канал, не подмочила порох и чтобы перед выстрелом ее не было чересчур много впереди снаряда, что может причинить опасность для пушки. В какой мере опасность эта велика, желателен отзыв специалистов.

165. Охрана эскадры на открытом рейде. Охрана эта подобна охране эскадры в море, т. е. следует расставить сторожевые суда и шлюпки, опустить сети и пр.

166. Необходимо ли на судах сетевое заграждение? Сетевое заграждение очень усиленно ставилось на суда несколько лет тому назад; оно никогда не было популярно в кругу морских офицеров, но с ним мирились, как с неизбежным злом. В носовой и кормовой частях каждого корабля сетей не устанавливали под тем предлогом, что {272} не стоит защищать от пробоины столь малые отделения, какие обыкновенно находятся в оконечностях судов. Надо признать это простой отговоркой, ибо броненосец Victoria пошел ко дну от пробоины именно в одном из малых носовых отделений; что же касается кормы, то присутствие в этом месте винтов и руля заставляет стремиться к наиболее полному прикрытию ее, которое может быть трудно, но возможно.

В настоящее время началось веяние против сетевого заграждения. Говорят, будто в германском флоте его снимают и что французский флот также недалек от этого; говорят, будто причиной к такой перемене было открытие ножей, могущих перерезать сеть. Мы действительно знаем, что мина, снабженная ножами, прорезает обыкновенное сетевое заграждение, но мы также знаем, что есть средства, в значительной мере парализующие действие ножей. Кроме того средства, которое уже найдено, есть, без сомнения, много других, еще не найденных, и надо стремиться их отыскать. Должна начаться борьба между ножом у мины и сетью, причем изобретательность должна помочь последним сделаться действительными. Если сетей не будет, то чем же можно защитить корабли от действия мины. Разумеется, можно рассчитывать на непроницаемые переборки, но пока еще не началась постройка таких кораблей, которые были бы совершенно обеспечены от потопления при минном взрыве. Если у какой-нибудь нации есть такие корабли, то нет ничего легче, как попробовать их на практике. Результаты опытов откроют глаза, и может быть окажется, что от действия минного взрыва не только образуется большая подводная пробоина, но еще, кроме того, лопаются паровые трубы, находящиеся под огромным, ныне принятом давлении пара в 200 фунтов. Взрыв трубы при полном давлении пара вызовет крупную катастрофу, и надо думать, что в некоторых случаях это будет причиной выхода корабля из строя. Поэтому, если даже корабли и будут достаточно хороши в смысле непотопляемости, все же надо защититься чем-нибудь от минного взрыва, от которого не только что могут лопаться паровые трубы, но также трескаться фундаменты машин, основания башен и разные гидравлические приборы, также находящиеся под огромным давлением.

В минувшее лето автору, как командовавшему {273} практической эскадрой, удалось сделать немало опытов для выяснения, могут ли миноносцы подкрадываться к эскадре почти незамеченными? Также были сделаны опыты для выяснения степени меткости мелких орудий, при действии эскадры на ходу по подвижным пирамидальным щитам. Были приняты все меры к тому, чтобы стрельба была меткая, и видя одну ночную стрельбу, автор остался ею совершенно доволен, но когда подняли 4 щита, по которым стреляли, то ни на одном из них пробоин не оказалось.

Результаты ночных атак миноносцев показали, что во многих случаях они могут приблизиться к неприятелю совершенно безнаказанно. Каким образом адмирал со своей эскадрой будет ночью держаться в местности, где есть миноносцы, если корабли его не снабжены сетевым заграждением? Ему останется только рассчитывать на свой ход и в течение всей ночи крейсеровать без огней полным ходом. Это до крайности утомительно, вызывает большой расход на весьма драгоценнейший в военное время материал — уголь, но в хорошую погоду все же исполнимо. Во время бурной погоды, пасмурности, дождя или тумана продержаться целую ночь в крейсерстве разными курсами, без огней, полным ходом и не разлучиться будет почти невозможно.

Сетевое заграждение дает возможность адмиралу поступить, как было указано выше, т. е., опустив сети, остаться на том месте, где он был, спокойно провести ночь без лишней затраты угля и к рассвету быть там, где находится поле его действия. Если эскадра блокировала порт, то она и ночью при этих условиях будет продолжать свое дело; если она бомбардировала укрепление, то ночью при действии своих электрических фонарей и артиллерии она может помешать неприятелю усиливать свои укрепления; если эскадра оберегала транспортный флот, то и ночью она будет продолжать оберегать его и пр.

Все перечисленные выгоды заставляют подумать несколько раз раньше, чем решиться упразднить сетевое заграждение. Если суда будут без сетей, то ночью появление каждого каботажного судна может произвести тревогу И замешательство. По ошибке могут принять свой миноносец за чужой, и это поведет к фальшивой тревоге и даже иногда к расстреливанию своих.

167. Абордаж. Если спросить теперь кого-нибудь из {274} моряков, может ли он взять абордажем неприятельское судно, стоящее на якоре, то он скажет, что это почти невозможно, но если поставить вопрос иначе и спросить: обеспечено ли его судно от взятия абордажем, то получим ответ, что от взятия абордажем при энергическом неприятеле судно не обеспечено. Моряки теперь совершенно отвыкли от мысли об рукопашном бое на верхней палубе корабля, что в прежнее время было явлением совершенно обыденным. Мы думаем, что взятие абордажем судна, стоящего на якоре, совершенно возможно, а потому дело это следует практиковать как в отношении нападения, так и в отношении обороны.

168. Держать ли готовые пары? Предположим, что война объявлена и что по стратегическим соображениям надо ждать появления противника в каждую минуту вблизи своих берегов.

Существующие ныне во всех флотах правила разводки пара требуют при котлах цилиндрических или локомотивных полсуток времени. Это такой длинный промежуток времени, что он может в высшей степени стеснять командующего эскадрой. Может быть два решения: или командующий эскадрой не верит в целесообразность этого мероприятия и тогда при надобности велит разводить пар, не стесняясь этим правилом, или же из осторожности велит иметь пар разведенным, что вызовет два неудобства: во-первых, расход весьма драгоценного материала — угля и, во-вторых, износ и засорение котлов. Если даже начальник эскадры, не стесняясь правилами, заставит скоро развести пары, то и в таком случае потребуется не менее двух часов на то, чтобы поднять пар. Срок этот чересчур продолжителен, и с ним мириться невозможно.

Надо, чтобы были устроены способы для поддержания пара во всех котлах от одного дежурного котла и чтобы разрешено было быстрое разжигание огня. С тактической точки зрения мероприятие это очень важно как по отношению к судовым котлам, так и к котлам миноносцев и паровых катеров.

169. Разведочная служба. С началом войны должна начаться разведочная служба. Как ее повести для того, чтобы служба эта была целесообразна? Часто приходится слышать, что никакие распоряжения адмирала не могут быть правильными, если он не знает ни места расположения {275} неприятеля, ни его намерений. Замечание это до некоторой степени справедливо, но тем не менее есть границы, из которых выходить не следует.

Прежде всего надо позаботиться о том, чтобы увеличить свой собственный горизонт и с этой целью полезно на вершине одной из стеньг устроить гнездо для сигнальщиков с достаточно удобным всходом на него.

Кроме этого, полезно испытать привязные аэростаты, чтобы выяснить, в какой мере они могут, принести пользу в военное время. Во французском флоте делом этим много занимались.

170. Наблюдательные пункты. Необходимо иметь связанные телеграфной проволокой наблюдательные посты на различных выдающихся мысах наших берегов — так, чтобы при появлении неприятеля у наших берегов сведения об этом тотчас же дошли до главного порта, а оттуда могли быть переданы адмиралу, командующему флотом.

Также необходимо, чтобы все эти наблюдательные посты были снабжены приспособлениями как для принятия оптическим способом депеш с проходящих мимо судов, так и для передачи к ним необходимых приказаний.

171. Разведки через посылку судов и миноносцев. Разведки о неприятеле через наблюдательные посты недостаточны для того, чтобы знать все необходимое о неприятеле; нужны еще разведки собственно своими судами и миноносцами. Разведки могут быть ближние и дальние. Под выражением ближняя разведка можно подразумевать такую, при которой суда не выходят из пределов видимости сигналов адмирала. Ближняя разведка может быть простая и усиленная; в усиленной разведке одно судно держится от другого на расстоянии видимости сигнала — так, чтобы адмирал получат известия от таких судов, которые с его корабля непосредственно даже не видны.

Дальние разведки могут в значительной мере ориентировать адмирала в обстановке, но они сопряжены с большой опасностью потерять разведочные суда. Надо допустить, что неприятель имеет корабли с неменьшим ходом, чем наши, а потому может случиться, что разведчики попадут на целую эскадру и будут разбиты превосходящими силами неприятеля. Польза, которую могут эти разведчики дать, оправдывается ли риском потери их? Мы лично склонны думать, что из опасения потерять суда в дальних разведках {276} нужно сколько возможно себе отказывать. На дальние расстояния предпочтительнее посылать разведчиков, которые имеют преимущество в ходе перед самыми лучшими ходоками противника. Если это так, то лучше посылать не сильный разведочный отряд, а одно быстроходное судно, на машину и мореходные качества которого можно положиться, — одному судну удобнее даже исполнить задачу, чем двум. При двух разведчиках в два раза больше шансов быть пойманным вследствие неисправности машин.

172. Дальние разведки. Корабль, отправившийся на разведку, должен стараться сам все видеть и в то же время оставаться незамеченным. С этой целью бдительность на нем должна быть усугублена и приняты меры, чтобы горение угля было без дыма. Лучшее средство устранить дым заключается в употреблении антрацита или хорошего кардифа, причем топка печей должна быть правильная, чтобы уголь хорошо перегорал. Усиленная тяга выносит несгоревшую пыль, а у некоторых миноносцев вызывает даже появление пламени из трубы, почему усиленными ходами при разведке придется вероятно пользоваться только тогда, когда видимость не играет большой роли. Дым обнаруживает корабли на огромное расстояние, и поэтому весьма важно изучать и устанавливать на военных судах приборы для пережигания дыма.

Надо иметь в виду, что труднее распознать судно, проектирующееся на береговом фоне. Поэтому если наш корабль находится под берегом и видит чужое судно, то это не значит еще, что он с чужого судна усмотрен. Если, наоборот, нам удалось увидеть судно, проектирующееся на береговом фоне, то наш корабль, по всей вероятности, уже открыт.

То же самое можно сказать относительно ясного и облачного горизонта; видимость к стороне ясного горизонта гораздо дальше, чем к стороне темного. Ясный и темный горизонты могут происходить от низкого положения солнца. Кроме того, при высоком положении солнца, ясный и темный горизонты происходят от метеорологических условий: к стороне ясного неба будет ясный горизонт, а к стороне туч — темный.

Увидев какое-либо судно, надо осмотреться и определить, какое оно и куда идет. Чтобы быть менее приметным {277} и точнее определить, куда движется судно, лучше всего повернуть нос или корму корабля по направлению открытого судна и остановить ход. Выяснив, насколько возможно, какое судно показалось, надо принять решение и поступать далее сообразно с обстоятельствами. Если есть основание полагать, что открытое судно есть военное — слабой силы или коммерческое и подлежит захвату или опросу, то надо направиться на пересечку его курса. Существует целая теория, как при данном ходе нашего корабля определить курс, чтобы наискорейшим образом сблизиться с ним. Верный курс будет тот, при котором расстояние до преследуемого корабля уменьшается, а пеленг остается всегда тот же. Полагаем, что командир не сделает большого промаха, если возьмет, скажем, на 30° вперед преследуемого судна и затем будет наблюдать, увеличивается ли наш курсовой угол на него или уменьшается. Если курсовой угол увеличивается, то надобно его уменьшать, приведя к такому, который остается постоянным. Предположим, что убегающее судно пеленговали первоначально на NO 45° и взяли курс NO 15°. Если через несколько времени убегающее судно окажется ближе и пеленг на него будет NO 48°, то следует переменить курс на 10° вправо, а если убегающее судно окажется на NO 42°, то повернуть влево на 10° и лечь на NO 5°. Перемену курсов продолжать, пока курсовой угол на убегающее судно будет меняться.

Догнав коммерческий корабль, надо опросить его согласно международным правилам и поступить с ним по имеемой инструкции или своим соображениям. Если захваченное судно везет войска, то нужно у людей отобрать ружья и отвезти их на наш корабль; если этого сделать некогда, то выкинуть их за борт.

173. Должно ли разведочное судно вступать в бой? Командир разведочного судна должен знать взгляды своего адмирала по вопросу о том, как поступить ему в случае встречи с военными судами. На этот предмет можно смотреть различно. Одни полагают, что разведочное судно ни в каком случае не должно вступать в бой, ибо задача его заключается лишь в собирании сведений. Есть и противоположные мнения: лица эти также считают, что разведочное судно не должно вступать в бой, но если обстоятельства будут такие, при которых разведочное судно {278} может нанести большой ущерб неприятелю, то следует не пропускать случая. Предположим, что разведочное судно подошло ночью к порту и выслало свои паровые катера, чтобы удостовериться, есть ли в порту неприятельская эскадра или нет. Войдя на рейд, катера будут в выгодных условиях для минной атаки; не сделав ее, они могут уйти с рейда незамеченными; если же они выпустят свои мины, то, хотя они и могут причинить вред неприятелю, но вместе с тем обнаружат свое присутствие, и может случиться, что неприятель потеряет судно, но в последующем преследовании крейсер будет разбит, и благодаря этому до адмирала сведения об эскадре не дойдут.

Представим себе другой случай, что разведочное судно встретило десантный флот со слабым прикрытием. Если оно тотчас же повернет в сторону и возможно скорее доставит сведения адмиралу, то, без сомнения, в смысле разведки оно правильно исполнит свой долг; если же разведочное судно бросится в середину десантных транспортов и начнет их топить своей артиллерией и минами, то оно может принести неприятелю огромный вред, хоть есть шанс, что само погибнет, не доставив адмиралу сведений о десанте. Рассуждая теоретически, будет правильнее не разрешать разведчикам производить военные действия, но мы полагаем, что такие лица, как Нельсон, Суворов или Наполеон, похвалили бы разведчика, который вступил бы в дело, если, бы даже он погиб, не доставив сведений.

174. Мнение Суворова о рекогносцировках. Суворов не был большим поклонником разведок. В труде полковника Орлова Суворов (стр. 51) мы встречаем следующее:

«Хороший урок дал Суворов Шателеру, предложившему сделать рекогносцировку — любимое занятие австрийских начальников, желавших доказать свою деятельность, не предпринимая ничего серьезного. Суворов с досадой возразил: «рекогносцировки не хочу; они годны только для трусов, чтобы предостеречь противника, а кто захочет, тот и без них всегда отыщет неприятеля... Колонны, штыки, холодное оружие, атаки, удар... вот мои рекогносцировки!»

175. Сведения, добываемые негласно. Кроме сведений гласных, необходимо организовать получение сведений негласных. Самым лучшим средством для этого служат шпионы, и тот флот, в котором это дело будет организовано {279} шире и правильнее, получит перед противником большие стратегические и тактические преимущества. В минувшую войну на Дальнем Востоке один из противников широко пользовался этим средством, и его агенты были рассеяны по всем портам. Правительство не только знало, на каком судне везется военная контрабанда, но даже где она положена, и только этим можно объяснить себе успех, который имели крейсера.

Организация негласной разведки должна быть хотя отчасти создана в мирное время. Если в мирное время не приняты должные меры, то в военное трудно организовать шпионскую часть должным образом, и недостаток в ее организации лишит многих выгод, которыми может быть будет широко пользоваться более гибкий противник.

Рис. 35. Пароход для подъема телеграфного кабеля.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: