Ночная минная атака

215. Историческая справка. Первые минные катера имели столь незначительный ход, что они не могли настичь никакой военный корабль, и минное вооружение их состояло из шестовых или буксирных мин, для действия которыми следовало подойти к самому борту неприятеля. Предполагались исключительно ночные минные атаки, и во время Американской междоусобной войны (1861—1864 гг.) было несколько удачных минных атак. Успех этот, вероятно, признавался случайным, ибо он не повел ни к минному вооружению паровых катеров на больших судах, ни к созданию типа миноноски.

Франко-германская война 1870—1871 гг. не дала ничего нового в этом деле, которое начало развиваться благодаря успехам паровых катеров в нашей войне с Турцией 1877 г. На Дунае русские моряки, несмотря на отсутствие боевых судов, делали все то, что требовалось условиями военных операций. При посредстве мин заграждения они стесняли, насколько требовалось, район действия военных турецких судов и при посредстве паровых катеров защищали линии мин и затрудняли действие, неприятельского флота.

На Черном море автором были предложены приспособления для подъема и спуска паровых катеров с полным снабжением и придумано для них минное вооружение, {321} которое не затрудняло бы подъема и спуска. Пароход Великий князь Константин с приспособленными для подъема четырьмя паровыми катерами назначался для того, чтобы доставлять эти катера к любому неприятельскому порту, дабы они могли произвести ночную минную атаку и до рассвета вернуться к своему пароходу. Техническая часть подъема катеров была проста и настолько удобна, что все паровые катера с полным минным вооружением и снабжением, а также с парами в котлах, могли быть спущены сразу. На ученьях их спускали даже на 6 узлах хода; подъем производился поочередно, и по слабости лебедок следовало не иметь в катерах запасов угля. На практике сложился обычай, что перед подъемом после минных атак уголь выбрасывали за-борт, так что замедления в этом отношении не происходило. Подъем всех четырех катеров от команды «всех наверх» до команды «стоп тали» требовал 7 минут времени, и случалось исполнять его на значительном волнении.

Успехи минных катеров на Черном море и на Дунае дали толчок этому делу и вызвали в 1877 г. создание типа миноноски. Также начали стремиться к устройству на больших судах приспособлений для удобного подъема и спуска паровых катеров. Кроме того, в некоторых флотах заведены, по примеру парохода Великий князь Константин, но в большем масштабе, специальные транспортеры для перевозки миноносок.

216. Минная война в духе русского человека. Минная война походит на войну партизанскую, а таковая в духе русского человека. У нас может быть нехватает систематичности, как у других западных наций, но когда наступает война, русские умеют показать, что недостаток организации восполняется избытком инициативы частных начальников. Это именно то качество, которое признается неоцененным в войне миноносцами. Для пользования этим качеством необходимо должное развитие минного дела.

Под Севастополем широко высказалась частная инициатива, и она, а не что-либо другое, удержала союзников от занятия этого неукрепленного до войны, но сильного потом пункта. Во время Франко-германской войны французский флот стоял продолжительное время неподалеку от германских портов, и тем не менее даже мысль о минной атаке не зародилась. Говорят, будто в то время в германском {322} флоте не было мин, но у нас при объявлении войны Турции также не было мин; их стали изобретать, и первые мины состояли из боченков из-под солонины и томбуев, наполненных порохом. Также в Германии не было недостатка в паровых катерах и легких пароходах, а между тем мы в войне с Турцией брали, что было под рукой. Один из катеров, носивший громкое название Баварии и участвовавший во всех морских атаках, по размеру соответствовал 8-весельной шлюпке и имел один крошечный паровой цилиндр.

Объяснение этому надо искать в разности национального характера нашего соседа и нас. Наш сосед составил себе славу своей систематичностью и своим примерным приготовлением к войне. Нам же надо не пренебрегать ничем, что может дать на войне временная организация и в чем широко может проявиться дух инициативы частных начальников.

217. Названия миноносцев. В §57 мы привели взгляд Наполеона на то, что такое главнокомандующий. Он сказал: «Не римская армия покорила галлов, а Цезарь; не карфагенская армия заставила Рим трепетать, а Аннибал», и т. д. Разумеется, от начальника и его способностей зависит очень многое, и вероятно эти соображения повели к тому, что в Севастополе бастионы были названы именами их командиров. Оборона Севастополя признана беспримерной, и, следовательно, мысль назвать бастионы именами командиров не худа. Петр Великий даже некоторые полки велел называть именами командиров. Потом он отменил это, но при Павле I указом 31 октября 1798 г. повелено полки именовать именами командиров и шефов. Оказалось однако же, что это непрактично, ибо полк есть крупная единица со своими боевыми традициями и перемена имен при перемене командиров нежелательна. Также мы полагаем, что было бы неуместно именовать корабли именами командиров.

Иное дело миноноска, и, по нашему мнению, было бы не худо, оставив им для материальной отчетности номера, в тактических и других упражнениях называть их фамилиями командиров. Миноноска имеет ту физиономию, которую имеет ее командир, и когда надо дать поручение, то прежде всего выбирается подходящий командир, а не подходящий миноносец. Также и при составлении пар, хотя и {323} важно, чтобы миноноски подходили по своим качествам, но еще важнее, чтобы они в паре подходили по качествам командиров.

Мы полагаем, что миноноски следует называть именами командиров. Даже и теперь чаще бывает, что адмирал, отдавая приказание о сигнале миноноске, называет ее фамилией командира, а не номером: «Сигнал Яковлеву — быть головным». «Сигнал Сильману — принять депешу» и т. п.

218. Увеличение размера миноносок. Обыкновенное явление, замечаемое в последние годы, что размер кораблей каждого типа увеличивается, повторилось и с миноносками. От паровых катеров в 6 т перешли к миноноскам в 20 т, но потом стали строить миноноски типа Батум в 60 т и назвали их в отличие — миноносцами, а в настоящее время обыкновенный миноносец имеет водоизмещение около 100 т.

Увеличение миноносцев делалось по преимуществу для того, чтобы придать им большую скорость и больший район действия, и если бы стоимость миноносцев разной величины была одинакова, то такую перемену можно было бы назвать вполне рациональной, но так как на стоимость одного большого миноносца можно выстроить пять малых, то при решении вопроса о размере надо считаться с неизбежностью уменьшения числа. Кроме того, считалось, что лучшая защита миноноски от снарядов есть ее малая величина. Теперь миноноски так выросли в размере, что это качество в значительной мере утратилось.

Что касается пригодности тех и других миноносцев, то для ночных атак в открытом море большие миноносцы так же хороши, как и малые, но для ночных минных атак на неприятельском рейде, где необходима хорошая поворотливость, обыкновенные паровые катера едва ли не лучше, чем миноносцы. Надо также иметь в виду, что паровые катера, поднятые на боканцы, не стесняют движения корабля, тогда как миноноски и миноносцы при некоторых условиях погоды замедляют движение судов, а иногда вызывают и остановки.

На основании вышесказанного нам представляется, что миноносцы в 100 т, предназначаемые для отдаленного плавания, не вытеснили миноносок 20 т, которые могут действовать поблизости шхер и портов. Такие миноноски не вытеснили паровых катеров, поднимаемых на боканцах, и {324} которые для удобства подъема и спуска на волнении не должны были бы переходить за размер 7 т в полном вооружении и снабжении.

219. Предварительное маневрирование миноносок должно заключаться в том, чтобы занять относительно неприятеля выгодное положение. Выгодным положением надо признать то, при котором можно скорее сблизиться и занять позицию, удобную для действительного выстрела. Если неприятель держит один и тот же курс, то выгодное положение будет впереди него, но так как неприятель, увидев готовящуюся атаку, может изменить свой курс, то при достаточном числе миноносок следует так маневрировать, чтобы к моменту атаки миноноски были со всех четырех его сторон. При нескольких отрядах такое маневрирование обязательно, но при одном отряде нападение может быть и с одной стороны.

Составляя диспозицию минной атаки, следует указывать место не в зависимости от направления носа противника, а в зависимости от румба, а именно: не следует указывать, что такому-то отряду к моменту атаки быть на правом траверзе противника, а дать румб. Если мы поступим иначе и противник изменит курс, то вся диспозиция спутается.

Соединенное плавание миноносцев ночью без огней довольно затруднительно, и надо считаться с тем фактом, что миноносцы ночью иногда могут разлучаться. Паровые катера, которые могут держаться ближе между собой, чем миноносцы, легче держатся соединенно. Нельсон советовал при ночных шлюпочных делах ставить шлюпки одна другой на буксир. Полагаем, что не худо паровым катерам, идущим на неприятельский рейд, делать то же. Разлучение может совершенно расстроить план, и совет Нельсона весьма практичен во многих отношениях.

220. Миноносцы в составе отрядов или парами. Возможность разлучиться в ночное время и неудобство управление ночью большим числом миноносцев заставляет подумать о том, что выгоднее — посылать ли большие отряды миноносцев для ночных атак или же отправлять миноносцы попарно? В этом последнем случае, если командиры между собой хорошо сговорились, возможно действовать до такой степени скрытно, что неприятель ничего не заметит. {325} При действии большими группами миноносцев, по нашему мнению, следует отказаться от полной скрытности и допустить некоторые сигналы огнями. Способ действия большими группами миноносцев мы предпочитаем, но думаем также, что и миноносцы, выпущенные попарно, могут сделать хорошее дело. Число миноносцев в группе полагаем ограничить восемью.

При подготовительном маневрировании следует итти в кильватерной колонне с возможно малыми промежутками, причем второй миноносец держит немного правее струи головного, третий — левее струи, четвертый — в струе и т. д.

221. Скрытность при ночных атаках. При предварительном маневрировании с соблюдением возможной скрытности надо иметь в виду, что если неприятель своим фонарем осветил один из наших миноносцев, то это не значит еще, что он его видит. Самое обыкновенное явление, что на миноносцах считают себя открытыми, когда в действительности они еще не замечены.

Если морской горизонт в одну сторону светлее, чем в другую, то выгоднее подойти со стороны темного горизонта. При луне выгоднее подойти со стороны лунного света так, чтобы неосвещенный борт был повернут к противнику. Не следует пересекать направления от неприятельского судна на луну и даже яркую звезду.

Вблизи темного берега выгодно приближаться от берега, но не пересекать линии яркого огня на берегу или на рыбацкой шлюпке. Опытный сигнальщик с низкого судна сейчас же заметит по закрыванию огня, что прошли миноноски, и даже скажет число их. При ветре выгоднее приближаться с подветра. Если противник употребляет боевые прожекторы, то следует предпочесть черную окраску; если же он их не употребляет, то светлосерую. Во всяком случае предпочтительнее окраска матовая, а не лоснящаяся.

Если на минном катере хотят подкрасться совершенно незаметно, то мы советовали бы выкрасить его черным матовым цветом и обвесить брезентом из некрашеной, много, подержанной и немытой парусины. Пока прожекторы не светят, цвет старой парусины есть наилучший для скрытности, но когда начнут наводить прожекторы, то брезент {326} подобрать и оставить черный борт, как наименее приметный при освещении прожекторами.

222. Уничтожение бонов. Идя с отрядом миноносцев на неприятельский рейд, надо рассчитывать встретить боновое заграждение. Иногда может удасться перескочить через бон, но при этом есть не мало риска поломать винты и руль. Будет правильнее устранить бон, что можно сделать двумя способами: или разорвать его миной, или утопить его нагружением тяжестей. Этот последний способ нам кажется предпочтительнее первого. Для утопления бона нужно иметь с собой гребную шлюпку, наполненную баластинами, связанными попарно, или мешками с углем, также связанными попарно. Приготовленные тяжести перебрасываются через бон, пока последний не погрузится под воду. Миноносцы или паровые катера проходят через полученную брешь, а гребная шлюпка остается, чтобы впоследствии показать ворота для возвращения с рейда.

223. Последний момент минной атаки. Когда отряд миноносцев подошел к неприятелю на желаемое расстояние, то нужно сделать условный сигнал, например несколько длинных вспышек сигнального фонаря, и по этому сигналу все миноносцы кладут сразу руль на-борт, дают полный эскадренный ход и атакуют неприятеля фронтом.

Начав атаку, следует не прекращать ее, какие бы обстоятельства при этом ни обнаружились. Надо ждать, что неприятель откроет сильный огонь, что его миноносцы бросятся в атаку на наши миноносцы, что неприятельские суда положат руль на-борт и будут отходить от наших миноносцев. Все эти причины должны только усилить энергию атакующего, которому не следует прекращать атаку, пока она не будет доведена до успешного окончания. Подойдя к неприятелю на минный выстрел, следует удерживать свое место, пока не будут выпущены все мины из заряженных минных аппаратов.

Весьма трудно определить момент выпуска мины. Всегда ночью расстояние кажется ближе, чем оно в действительности есть, а потому предпочтительнее, при атаке одного судна, подходить поближе. Если же атака ведется на целую эскадру, то может быть даже выгодно остановиться на большой дистанции, примерно 6 кабельтовых, пока еще миноносцы не открыты, и в этих условиях выпустить мины из всех аппаратов. {327}


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: