Заключение. В настоящем труде я защищаю следующие положения

В настоящем труде я защищаю следующие положения:

1) Бронирование и высокобортность несовместимы.

2) Высокобортность есть недостаток в боевом отношении, и нужно по возможности понижать надводный борт боевых судов1. {440}

3)1 Тонкий борт, не защищая находящихся за ним пушек и людей, причиняет разрыв неприятельских снарядов. Артиллерия и мины будут в большей безопасности на верхней палубе без бортов, чем за тонким бортом.

4) Каждое судно должно иметь полное сетевое заграждение, ибо это есть единственное средство против мин.

5) При минах — величина судна не есть сила.

6) Современные суда не испытаны в целом на стойкость и живучесть, а потому нет достаточно основания строить дорогостоящие большие суда. Можно иметь более обеспеченный успех с малыми судами при большем числе их.

7) Судно в 3 000 т по ходу, району действия и силе наступательных и оборонительных средств наилучшим образом отвечает требованиям боевого корабля.

Чтобы принять вышеперечисленные положения, надо коренным образом перестроить мысль. Мне это пришлось сделать после особого изучения и исследования наступательных и оборонительных средств судов («Морской сборник», 1894 г., № 6).

Было бы однако же крупным успехом, если бы сделаны были хоть некоторые шаги в указываемом мною направлении, а именно:

1) Уменьшить размер броненосцев до 9 000 т, понизив борт настолько, насколько это практически окажется возможным, и оставив принятый эскадренный ход.

2) Уменьшить размер броненосных крейсеров до 6 000 т, употребив броню лишь для прикрытия некоторых пушек и уменьшив высоту надводного борта, насколько это возможно.

3) Усилить артиллерию на легких крейсерах в 3 000 т, понизить их надводный борт и увеличить число их.

4) На всех трех родах судов артиллерию ставить или за броней достаточной толщины или на верхней палубе.

5) Всякое военное судно строить для войны и боя. Проектируя его, надо прежде всего иметь в виду эту цель, а потом уже все остальные качества, в том числе и комфорт, которому теперь отводится неподобающее место.

4 марта 1903 г. Кронштадт.

  {441}  

1 Приводится по работе Исторической комиссии по описанию действий флота в войну 1904—1906 гг. при Морском генеральном штабе — «Русско-Японская война 1904—1906 гг.», кн. I. стр. 445.

1 Контр-адмирал З. П. Рожественский.

2 Управляющему Морским министерством. Прим. ред.

3 Адмиралу Е. И. Алексееву.

1 «Морская тактика, — по определению С. О. Макарова, — есть наука о морском бое. Она исследует элементы, составляющие боевую силу судов и способы наивыгоднейшего их употребления в различных случаях на войне».

2 Отдельные оттиски 1894 г., стр. 106.

1 Это предисловие помещено в отдельных оттисках 1-го издания и во 2-м издании Рассуждений по вопросам морской тактики Прим. ред.

1 Известный боевой генерал и военный писатель конца XIX и начала XX века. Прим. ред.

1 Броненосец Victoria был протаранен броненосцем Camperdown 22 июня 1893 г. у берегов Сирии при перестроении эскадры. Прим. ред.

1 Эпоха, предшествовавшая Русско-японской войне.

1 Статья О непотопляемости судов. Прим ред.

1 Помнить об этой истине весьма полезно и в наше время. Прим. ред.

1 Известный английский кораблестроитель.

2 Это не совсем так, и боковые кили находят себе применение и на современных кораблях. Прим. ред.

1 Использование переливания воды для умерения качки применено в успокоительных цистернах Фрама (1910 т.) и в успокоителях качки системы Сименс и Гальске (1934 г.). Прим. ред.

1 Приблизительно подобный принцип использован в успокоительных цистернах с внешним сообщением (см. сноску на стр. 24). Прим. ред.

1 Корабли, имеющие большую ширину (отношение длины к ширине мало), тихоходны. Прим. ред.

2 Увеличивая, следовательно, ширину корабля. Прим. ред.

1 Вскоре после брони Гарвея появилась крупповская броня. Прим. ред.

1 Весьма характерно, что адмирал Макаров подчеркнул и эту, слабую, сторону современной ему артиллерия русского флота, которая сыграла большую роль в разгроме русского флота при Цусиме. Прим. ред.

1 Это предложение адм. Макарова осталось непримененным, и вряд ли оно когда-либо будет использовано. Прим. ред.

1 Защита от торпед применением сетей не оправляла своего назначения и в настоящее время применения не имеет. Прим. ред.

1 В основном эти мероприятия полностью находят применение и на современных кораблях. Прим. ред.

1 В основном так и делается на современных кораблях. Прим. ред.

2 В настоящее время все палубы делаются герметичными. Прим. ред.

1 В настоящее время значительное распространение получили гидравлические эжекторы. Прим. ред.

2 Действительно, центробежные помпы с успехом действуют в залитых водою отделениях. Прим. ред.

1 Это предложение адмирала Макарова не нашло применения. Прим. ред.

1 Испытание переборок наливом водою введено в отечественной судостроении с 1898 г. С некоторыми изменениями правила испытания переборок применяются и в настоящее время. Прим. ред.

1 В настоящее время нет надобности в модели, для исследования непотопляемости проектируемого корабля. Прим. ред.

1 Доказано примером Цусимы. Прим. ред.

1 В 1893 г. Прим. ред.

1 Слишком разнообразны задачи, возлагаемые на корабли различных классов, вследствие чего остановиться на одном типе нельзя. Прим. ред.

1 В настоящее время имеется тенденция бронировать даже эскадренные миноносцы. Прим. ред.

1 Нельзя не предостеречь против этой установки. Надо решаться с таким расчетом, чтобы иметь более ила менее серьезные шансы на победу, но в то же время предусматривать и обеспечивать в случае неудачи возможность выхода из боя с минимальными потерями. Прим. ред.

1 Глинка, II, стр. 131—132.

1 Фукс, II, стр. 1—9. С. Глинка, Жизнь Суворова, им самим описанная. Москва, 1819 г., ч. II, стр. 120—122.

1 Солдатский ранец Суворов называл ветром. Прим. ред.

1 Тьер, т. II, стр. 344.

1 Если свет желает быть обманутым, нужно этому подчиняться.

1 Из рассказа Скобелева автору.

1 В 1897 г. Прим. ред.

1 Отчет напечатан в биографии С. О. Макарова, составленной Ф. Ф. Врангелем, ч. II, стр. 89. Прим. ред.

1 Несомненно, что в виде общего правила огонь на поражение должен быть максимально интенсивным. Однако, как исключение, могут быть случаи, когда сдерживание огня и ограничение расхода боезапаса окажется рациональным (например, при ведении огня по береговой цели, когда корабль находится вне досягаемости береговых батарей, а характер огня будет близок к тому, который называют «беспокоящим»). Прим. ред.

1 На современных кораблях большое значение имеет не только вес, но и объем. И именно с этой последней точки зрения значительное увеличение числа торпед на борту вряд ли окажется возможным. Сомнительной, впрочем, является и рациональность его, поскольку опыт показывает, что и имеемые, как правило, в бою не используются. Прим. ред.

1 Использование столь специфического сигнала для другой цели чем предусмотрено, вряд ли можно рекомендовать, как создающее возможность недоразумений на почве ошибочного понимания сигнала. Прим. ред.

1 В 1895 г., см. ниже, приложение II. Прим. ред.

1 Сверх всего этого, господа, я вам советую руководствоваться собственным здравым смыслом.

1 „Морской Сборник”, 1895 г., № 12. 336

1 На прибор этот указывает между прочим и капитан 1 ранга Рожественский в своей записке.

1 Напечатано в «Морском Сборнике» за 1897 г., № 7. Прим. ред.

2 Написаны в 1896 г. и впервые напечатаны в «Морском Сборнике» за 1897 г., № 1—4. Прим. ред.

1 Утверждение возможно правильное для эпохи парусного флота, когда корабли по полугоду могли оставаться в море, и не отвечающее условиям флотов нашего времени, когда зависимость кораблей от базы является весьма значительной. Автор в дальнейшем и сам приходит к этому. Прим. ред.

1 Напечатано в «Морском Сборнике» за 1837 г., № 7. Прим. ред.

1 «Морской Сборник», 1894 г., № 6. См. первый раздел настоящей книги. Прим. ред.

1 См. сноску на стр 441.

1 Высокобортность увеличивает запас пловучести, каковой обеспечивает непотопляемость корабля в боевых условиях. См. мнение профессора (ныне академика) А. Н. Крылова (стр. 421). Прим. ред.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: